Ульянов П.В. «Великая война»: образ Первой мировой войны в британском документальном кино

Ulyanov P.V. “The Great War”: The Image of World War I in British Documentary Films

Сведения об авторе. Ульянов Павел Владимирович, ассистент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: формирование «образа врага» в военных конфликтах XIX — начала XX вв.

Аннотация. Первая мировая война или «Великая война», образ которой сформировался в некоторых странах-участницах в 1914–1920-е годы, как глобальное историческое событие XX века продолжает занимать одно из первых мест в общественном сознании. В современности она имеет множество интерпретаций, отчего порождает различные дискуссионные вопросы среди ведущих зарубежных и отечественных ученых, научных школ, общественно-политических организаций. Зачастую интерес к Первой мировой войне как к историческому событию проявляют деятели кинематографа, снимая игровые и документальные фильмы. В данной статье автор рассматривает развитие образа Первой мировой («Великой») войны в Великобритании в контексте национального варианта проведения политики памяти с целью формирования представлений о глобальных исторических событиях XX века. Цель заключается в выявлении особенностей формируемых представлений о Первой мировой войне в британском документальном кино. В качестве примеров взяты документальные фильмы (мини-сериалы) ведущих британских компаний, в частности BBC, которые получали поддержку государственной власти и общественных организаций и объединений. В результате можно сделать вывод, что образ Первой мировой войны носит амбивалентный и дихотомический характер, является стереотипизированным, активно распространяется в обществе с целью показать, что несмотря на противоречивость данного события, Великобритания стремится сохранить историческую память о Первой мировой как о «Великой войне».
Ключевые слова: Первая мировая война, Великая война, образ войны, история Великобритании, XX век.

Summary. The First World War or “Great War”, the image of which was formed in some participating countries in the 1914–1920s, as a global historical event of the 20th century continues to occupy one of the first places in public consciousness. In modern times, it has many interpretations, which gives rise to various debatable issues among leading foreign and domestic scientists, scientific schools, and socio-political organizations. Often interest in the First World War as a historical event is shown by the figures of cinema, making feature and documentary films. In this article, the author considers the development of the image of the First World (“Great”) War in Great Britain in the context of the national variant of pursuing a policy of memory in order to form ideas about global historical events of the 20th century. The goal is to identify the characteristics of the formed ideas about the First World War in British documentary films. As examples, documentaries (mini-series) of leading British companies, in particular the BBC, which received the support of state authorities and public organizations and associations, were taken. As a result, we can conclude that the image of the First World War is ambivalent and dichotomous, is stereotyped, is actively distributed in society in order to show that despite the inconsistency of this event, Great Britain seeks to preserve the historical memory of the First World War as the “Great War”.
Keywords: World War I, The Great War, the image of war, the history of Great Britain, XX century.

 

«Великая война»: образ Первой мировой войны в британском документальном кино

Первая мировая война во многих странах Европы вошла в историю как «Великая война», образ которой уже после окончания конфликта был подвергнут «ревизионизму». В современной исторической науке накопилось множество точек зрения и интерпретаций Первой мировой войны, роли в ней государств и личностей, гипотез происхождения вооруженного конфликта, что зачастую приводит к различным дискуссиям, в которых ученые-историки поднимают новые вопросы. В исторических исследованиях ее значимость заключена в том, что до начала XX века страны Европы не знали войн, в которых были задействованы огромные людские, информационные и материально-технологические ресурсы и которые носили широкомасштабный и «тотальный» характер. Предшествующие события не отличались и искусным применением средств пропаганды в широких масштабах. Американский ученый Г.Д. Ласвель (Лассуэлл) в своей диссертации подчеркивал, что современная война ведется на трех фронтах: «военный нажим» (действия сухопутными и морскими силами), «экономический нажим» (учинение препятствий к увеличению противником своих ресурсов) и пропаганда (непосредственное применение внушения) [1, с. 28]. Поэтому на протяжении Первой мировой войны, как впоследствии и Второй мировой войны, важную роль играл информационный фронт, на котором страны-участницы стремились побудить собственное население к борьбе с «врагом» и оказать информационное воздействие на войска неприятеля и войска союзников.
Как отмечено выше, во многих странах Европы Первая мировая война имела образ «Великой войны» и воспринималась двояко. С одной стороны, в начале военного конфликта был резкий рост уровня патриотической активности населения, сопровождавшийся романтическими представлениями о ней. С другой стороны, во время вооруженного конфликта на волне массовых потерь, материально-технологического истощения и затянувшегося военного конфликта у населения неоднократно вставал вопрос о смысле и значении для страны «Великой войны». Соответственно, ее образ менялся под влиянием объективных факторов образами «бойни» и «мясорубки», в частности из-за введения всеобщей воинской обязанности и системы нормирования продуктов питания. Зачастую это проявлялось в межвоенный период, когда о «Великой войне» вспоминали с целью почтить память о ее жертвах. Интерес к ней как к историческому событию проявился только после окончания Второй мировой войны, когда «Великая война» получила наименование «Первая мировая» и воспринималась в контексте Второй.
Данная тенденция была свойственна Великобритании. Именно в ней с целью сохранить историческую память о войне, о людях, которые погибли на ней, защищая Великобританию и Британскую империю, о духе единства британской нации и о самопожертвовании правительство и общественные организации предпринимали различные шаги к увековечиванию памяти. Но долгое время не затрагивались вопросы о том, что это была за война и почему она произошла, несмотря на издания исторических трудов и беллетристической литературы. И вот, в конце XX века британский кинематограф обратился к этому глобальному историческому событию с целью «возродить» образ «Великой войны» и сформировать целостное представление о ней в массовом сознании.
В связи с этим в статье рассматривается развитие образа Первой мировой («Великой») войны в Великобритании. Автор ставит целью выявить особенности формируемых представлений об этой войне в контексте национального варианта политики памяти. В качестве материала автором взяты произведения британского документального кино (фильмы, мини-сериалы) некоторых компаний, в частности BBC, WAG TV Ltd., которые получали поддержку государства, общественных организаций и объединений.
Почему выбран документальный кинематограф? Документалистика как вид кино выполняет несколько задач, направленных на формирование целостного представления о процессе, событии или человеке. Наряду с обучением и просвещением, исследованием и публикацией редких видеоматериалов, в документалистике присутствует пропаганда, в качестве деятельности по распространению и популяризации различных идей, взглядов, точек зрения. Документальное кино, как и игровое, зачастую направлено на формирование определенной точки зрения при помощи убеждения, фактов и даже мифов. Британское документальное кино в этом плане соответствует своей главной цели — показать роль Великобритании в Первой мировой войне, рассказав при этом о военном конфликте, ее событиях и участниках, в общем осветить широкий круг вопросов, что сложно сделать в игровом кино. Можно сказать, что в контексте проведения национального варианта политики памяти с целью формирования представлений о Первой мировой («Великой») войне британский документальный кинематограф достиг поставленной цели.
Если обращаться к истории кино в Великобритании, то документальный кинематограф берет начало со времен Первой мировой войны, хотя в то время корреспондентов старались не пускать на передовую в условиях установленной цензуры британским бюро прессы и в целях предотвращения попадания информации в руки неприятеля [2, с. 129–130]. И все же фильмы в условиях войны снимали. Первым фильмом, который по структуре был близок к документальному жанру, стала кинолента «Битва на Сомме» («The Battle of the Somme») 1916 года. Снятая военными корреспондентами «окопная жизнь» солдат должна была привлечь внимание населения. Но по сообщениям газеты “The Times” от 22 августа 1916 года, фильм привел к обратному результату: многочисленная аудитория заинтересовалась реалиями войны, но мнение о ней сложилось не однозначное, так как часть населения не понимала, за что воюют и страдают солдаты [3, p. 3].
После окончания Первой мировой войны многие британские историки, в частности, Дж. Гуч [4], Г. Никольсон [5], Р. Ситон-Уотсон [6], обратились к Первой мировой войне, чтобы определить ее причины и степень влияния на общество страны. Развитие документального кино на время прервалось, так как после войны, несмотря на развитие игрового кино, многим ее участникам и очевидцам было тяжело смотреть на недавно прошедшие события. Первая мировая война привела к появлению не только такой болезни как «окопный синдром», но и группы людей «потерянного поколения 1914 года». К данному событию обратились лишь после Второй мировой войны, чтобы выявить особенности влияния войны 1914–1918 годов на массовое сознание и на политическую ситуацию в мире под влиянием событий 1939–1945 годов. Британские историки Дж. Джолл [7] и Б. Лиддел Гарт [8] считали, что ответственность за разжигание двух Мировых войн лежит на Германии.
В 90-е годы XX века возрождается интерес к истории Первой мировой войны, и с развитием киноиндустрии документальное кино становится широко распространенным способом формирования определенных представлений.
Наиболее целостная картина событий начала XX века была отражена в снятом при поддержке Британского музея военной истории мини-сериале из 8 серий компании ВВС «Первая мировая война» (“1914–18”) 1996 года, продюсера и режиссера А. Мизраи. В данной картине был представлен амбивалентный образ войны. С одной стороны, она показана в образе «Великой войны», во время которой был высокий рост патриотической активности населения Великобритании, Германии, Франции и России под влиянием романтических представлений о войне [9, p. 8199]. С другой стороны, в фильме авторы приписывают ей черты войны «тотальной» и «империалистической», участники которой не имели представления, за что они сражаются. Данная тенденция свидетельствует о противоречивости авторских подходов к формированию образа Первой мировой войны. За счет рассекреченных кадров военной хроники, пролежавших в архивах Великобритании около 70 лет, на которых показаны искалеченные физически и психологически солдаты, создатели подчеркивают, что вооруженный конфликт имел множество негативных последствий для страны и ее населения, несмотря на сохранение Британской империи. Кроме того, по мнению создателей мини-сериала «1914–18», война носит неопределенный характер. Разумеется, она имеет огромное значение в истории Великобритании, как переломное событие, во многом оказавшее влияние на ее послевоенное политическое, социально-экономическое развитие, так и памятная дата.
Следующий документальный фильм (мини-сериал из 8 серий), который заслуживает особого внимания — это «Первая Мировая война в цвете» (“World War I in Colour”) режиссера Дж. Мартина 2003 года. В нем впервые, как заявляют создатели, представлены воспоминания ветеранов Первой мировой войны 1890-х годов рождения. Все эти представители «потерянного поколения 1914 года», рассказывают современникам о непростом и противоречивом, по их мнению, событии начала XX века. Сама же Мировая война в начале первой серии под названием «Катастрофа» ассоциируется со словами «резня», «новые технологии», «ужас», «свержение режимов», «победы», «поражения», «зеленые поля», «коричневая грязь», «яркое пламя». Все это свидетельствует о том, что образ войны будет носить отрицательный оттенок. И на протяжении всего мини-сериала можно увидеть, что в большей степени создатели стремятся донести до зрителя образ «мировой бойни», в которой Великобритания потеряла множество людей, тем самым «возрождая» коллективную память о глобальном событии XX века с целью предостеречь потомков от возникновения подобного военного конфликта в будущем.
Еще один фильм, который можно привести в качестве примера, также имеет особую значимость: «Шкала времени. Первый блицкриг» (“Time Watch. The First Blitz”) 2006 года, снятый при поддержке Имперского военного музея в Лондоне компанией ВВС продюсером и режиссером Дж.Х. Фишером. Как и в предыдущем, в нем представлены воспоминания «детей войны», которые также стали представителями «потерянного поколения 1914 года». С помощью представленных археологических исследований, архивных материалов и компьютерной графики в фильме показаны события первой воздушной битвы, связанной с гибелью мирного населения во время воздушных бомбардировок Лондона немецкими цеппелинами (дирижаблями). Изучая влияние частных случаев на повседневную жизнь Великобритании, создатели преподносят образ Первой мировой войны как войны «ужасной», в которой страдали мирные жители, и даже фильм начинается с демонстрации мемориального памятника в парке лондонского Ист-Энда, на котором написаны имена восемнадцати детей, погибших в годы Первой мировой в результате бомбардировок. Данный фильм, как и предыдущий, ставит целью «возродить» коллективную память о войне как об «ужасном» событии.
Помимо сохранения исторической памяти о событиях и участниках, в британском документальном кино не забывают и о важных помощниках человека на войне — лошадях. Под влиянием художественного фильма американского режиссера С. Спилберга «Боевой конь» в 2012 году вышел фильм «Боевой конь. Реальная история» (“War Horse. Real Story”) режиссера Дж. Паглиеро. Главный тезис фильма заключается в том, чтобы наряду с памятью о подвигах людей сохранить память о подвигах лошадей, внесших вклад в победу Великобритании в «Великой войне», хотя создатели «реанимируют» данный образ Первой мировой, но не делают на нем акцента. В целом можно увидеть, что представления о войне носят неоднозначный характер.
В год столетия начала Первой мировой войны были сняты два фильма (мини-сериала). Фильм «37 дней до войны» (“37 Days”) режиссера Дж. Харди снят в игровой форме, но с чертами документального кино. В нем рассказывается о кулуарных политических интригах последних мирных недель перед началом Первой мировой («Великой») войны на европейском континенте. Образ военного конфликта носит нейтральный характер из-за попытки создателей показать «миротворческую» деятельность министра иностранных дел сэра Э. Грея по предотвращению войны. Сама война представлена неизбежным событием, произошедшим в результате столкновения интересов европейских держав. Более конкретный образ войны представлен в фильме «Длинные тени Первой мировой войны» (“Long Shadow”) режиссера Р. Барнса. В нем английский историк Д. Рейнольдс путешествует по европейским странам, чтобы определить степень влияния Первой мировой войны на эти страны и на их развитие за последние сто лет. В данном фильме Д. Рейнольдс тесно связал Первую мировую войну со Второй и рассматривает ее в контексте последней, продвигая точку зрения о том, что Вторая мировая является продолжением Первой. Именно поэтому в фильме нет упоминания о том, что война 1914–1918 годов носит образ «Великой войны» и представляется трагедией в истории Великобритании, оказавшей сильное влияние на сознание людей, ставших представителями «потерянного поколения XX века».
За последние три года деятели британской документалистики поставили целью ответить на вопрос о том, что представляла собой Первая мировая война. И в мини-сериале «Первая мировая война в цифрах» (“The Great War in Numbers”) 2017 года режиссера Я. Левисона попытались сделать это. «Совсем другой мир и совсем другая война» — слоган снятого компанией WAG TV Ltd. в рамках клиометрии, с приведением количественно-качественных показателей истории Первой мировой войны и осуществлением «цифровой» реконструкции фрагментов прошлого. Образ войны неоднозначен. Первая мировая война, хотя в названии фигурирует определение «Великая», показана «кровавой бойней», «ужасной мясорубкой», «тотальной войной», фактически представлена в негативном оттенке. Но сами создатели считают «Великую войну» явлением закономерным, делая акцент на политике милитаризации Германии и кайзера Вильгельма II, а также на деятельность Великобритании и ее союзников в борьбе с Германской империей как с «военной машиной» в Европе.
Последнее документальное кино, которое следует выделить, преподносит Первую мировую войну в образе «Великой войны» по своему масштабу и многосторонним аспектам солдатской жизни. Фильм американского режиссера П. Джексона «Они никогда не станут старше» (“They Shall Not Grow Old”) 2018 года производства посвящен его дедушке, сержанту У. Джексону, служившему в британской армии с 1910 по 1919 годы. На основе воспоминаний британских солдат и отраженных в них представлениях о военном конфликте отчетливо можно проследить изменение представлений от положительного образа «Великой войны», ассоциируемой с почетной службой своей стране и выполнением долга перед ней, до отрицательного образа «бойни», в которой не было ничего лицеприятного.
Подводя итоги, следует заметить, что практически во всех документальных фильмах нет устойчивого представления о Первой мировой войне, как например, было в СССР (образ «империалистической войны»). В качестве особенностей образа можно выделить его амбивалентный, дихотомический и стереотипизированный характер. Последняя заключена в том, что в истории Великобритании Первая мировая сохранила за собой образ или клише «Великой войны» [10, p. 12–42], но с позиции методологического монизма (преобладания одного подхода) она не рассматривается. Из этого стоит сделать вывод, что британский вариант политики памяти предполагает сохранение исторической памяти о войне, причем в различных интерпретациях. В какой-то степени это свойственно политической системе Великобритании, в которой нет утвержденных интерпретаций исторических событий как доминирующих.

Библиографический список

1. Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне. М., 1929.
2. Селиверстов Д.М. Становление кинопропаганды в годы Первой мировой войны // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. №3. С. 129–131.
3. War’s Realities on the Cinema // The Times. 1916. No. 24. 22 August.
4. Gooch J. Before the War. Studies in Diplomacy. N.Y., 1936.
5. Nicolson G. Sir Arthur Nicolson, 1st Baron Carnock. L., 1930.
6. Seton-Watson R. Sarajevo. A Study in the Origins of the Great War. L., 1926.
7. Джолл Дж. Истоки Первой мировой войны. Ростов-на-Дону, 1998.
8. Лиддел Гарт Б. История Первой мировой войны. М., 2014.
9. Keegan J. The First World War. L., 2014.
10. Marwick A. War and Social Change in the Twentieth Century: a Comparative Study of Britain, France, Germany and Russia and the United States. N.Y., 1974.

Комментарии 2

  • Павел, спасибо за интересную статью! Хотелось бы узнать следующее: в боях вместе с британскими солдатами участвовали разнообразные в этническом и религиозном отношении дивизии из различных частей Британской империи – из Индии, Ирландии, Австралии, Канады и т.д. Упоминается ли в представленных фильмах их вклад в победу?

  • Очень интересный обзор. Однако поддерживаю предыдущий комментарий по поводу того, что войну вела не просто Великобритания, а Британская империя. Этот сюжет «За империю!» нашел отражение и в документалистике на завершающем этапе войны. Не в последнюю очередь мировой характер войны обусловлен был масштабом боевых действий, не только европейским, но и другими фронтами, на которых именно британское присутствие было определяющим. И частный вопрос по поводу заключительного тезиса — что это за особенность политической системы, о которой там говорится? О.А. Аршинцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *