Резонансная трагедия в Алтайском крае: почему погибла семья местного чиновника


31 июля, в Ал­тай­ском крае на тур­ба­зе были най­де­ны тела на­чаль­ни­ка по вза­и­мо­дей­ствию с му­ни­ци­паль­ны­ми СМИ управ­ле­ния по пе­ча­ти ре­ги­о­на и его се­мьи.

Озе­ро Ая – одно из са­мых пре­крас­ных мест в Ал­тай­ском крае. Ми­лый и ро­ман­тич­ный уго­лок в пред­го­рьях, неда­ле­ко от Ка­ту­ни. Каж­дое лето здесь про­ис­хо­дит на­плыв ту­ри­стов. А в этом году в июле слу­чил­ся еще боль­ший «бум» по­сле сня­тия ряда огра­ни­че­ний, вво­див­ших­ся из-за ко­ро­на­ви­ру­са. Ту­ри­сти­че­ский се­зон ко­рот­кий, и ад­ми­ни­стра­то­ры тур­баз то­ро­пят­ся мак­си­маль­но со­брать день­ги, под­час за­бы­вая о том, что они долж­ны за­бо­тить­ся о жиз­нях всех при­ез­жа­ю­щих го­стей…

Эта ре­зо­нанс­ная тра­ге­дия, как во­дит­ся, сра­зу вы­зва­ла у жи­те­лей Ал­тай­ско­го края раз­ные ком­мен­та­рии. Кто-то вы­ра­зил скорбь: су­пру­гов зна­ли мно­гие в Бар­нау­ле, и от­зы­вы о них идут са­мые доб­рые: Иосиф и Ок­са­на Кре­мен­ских были хо­ро­ши­ми лю­дь­ми, жили скром­но, мно­го сде­ла­ли для дру­гих. Кто-то стал стро­ить до­гад­ки о при­чи­нах ги­бе­ли се­мьи – от вер­сии «их устра­ни­ли» до «отра­ви­лись гри­ба­ми». Од­на­ко, как уже со­об­щи­ли сле­до­ва­те­ли, ре­аль­ность ока­за­лась иной: про­изо­шло отрав­ле­ние га­зом. По­сле от­клю­че­ния элек­три­че­ства по ини­ци­а­ти­ве ди­рек­то­ра тур­ба­зы «Гло­бус» в на­ру­ше­ние норм без­опас­но­сти были уста­нов­ле­ны ди­зель­ные ге­не­ра­то­ры ря­дом с ком­на­той, где спа­ли су­пру­ги с дву­мя детьми. Се­мья при­е­ха­ла на Аю на ав­то­бу­се 26 июля и, ви­ди­мо, они креп­ко усну­ли по­сле до­ро­ги. А в ночь на 27-е вы­хлоп­ной газ от этих ге­не­ра­то­ров сде­лал свое дело.

Уже в том, как там были на­ру­ше­ны тех­ни­че­ские нор­мы без­опас­но­сти, на­блю­да­ет­ся свое­об­раз­ный стиль ра­бо­ты. Но и даль­ше этот же стиль про­явил­ся в том, что ра­бот­ни­ки тур­ба­зы за­шли в ком­на­ту толь­ко 31-го июля, ко­гда на­сту­пил час осво­бож­де­ния но­ме­ра. От­че­го у них рань­ше не воз­ник­ли во­про­сы: где наши от­ды­ха­ю­щие, по­че­му они це­лых пять дней ни­ку­да не вы­хо­дят — даже для того, что­бы по­есть? И по­че­му в их но­ме­ре не про­из­во­ди­лась убор­ка? В хо­ро­ших оте­лях, если го­сти не вы­ве­ши­ва­ют на две­ри таб­лич­ку «Не бес­по­ко­ить», в но­ме­рах обя­за­тель­но уби­ра­ют еже­днев­но или че­рез сут­ки. А здесь, по­лу­ча­ет­ся, та­кая фи­ло­со­фия: «За­пла­ти­ли и лад­но, а даль­ше пусть жи­вут (или не жи­вут), нас это не ка­са­ет­ся»?

Сле­дом за этой но­во­стью при­ш­ла и еще одна, по­хо­жая: «Се­мье при­ш­лось пры­гать с тре­тье­го эта­жа, что­бы вы­жить при по­жа­ре на ал­тай­ской тур­ба­зе». Про это чу­дес­ное спа­се­ние, ко­то­рое про­изо­шло в ночь с 30 на 31 июля на тур­ба­зе «Гор­ное солн­це» (неда­ле­ко от Аи, на Ай­ском трак­те), рас­ска­зы­ва­ет по­стра­дав­шая из Но­во­си­бир­ска: «Мы сни­ма­ли но­мер на са­мом верх­нем эта­же, на тре­тьем (ман­сард­ном). Просну­лась в час ночи от за­па­ха, на бал­коне дым, раз­бу­ди­ла мужа, по­бе­жа­ла за сы­ном. Пры­га­ли на оде­я­ла с тре­тье­го эта­жа, еле спас­лись. Че­рез се­кун­ды за­го­ре­лась часть но­ме­ра, где мы жили. Ни­кто не бу­дил, по­жар­ной сиг­на­ли­за­ции не было, ог­не­ту­ши­те­лей не было. Мы живы, но со­се­ди по эта­жу, двое, в боль­ни­це с тя­же­лы­ми трав­ма­ми. Я счи­таю, что долж­ны про­ве­рить все базы от­ды­ха на пред­мет го­тов­но­сти к по­жа­рам».

Люди сей­час, по­сле «са­мо­изо­ля­ции», из­го­ло­да­лись хоть по ка­ко­му-то от­ды­ху на при­ро­де. Пусть не за гра­ни­цей, пусть не в Гре­ции или Та­и­лан­де, пусть на Ку­ба­ни или на Ал­тае. Но все чаще они, стал­ки­ва­ясь с «нена­вяз­чи­вым» сер­ви­сом, за­да­ют­ся во­про­сом: неуже­ли у нас ни­ко­гда не на­учат­ся при­ни­мать ту­ри­стов так, как при­ни­ма­ют в дру­гих стра­нах?

Ди­рек­тор тур­ба­зы «Гло­бус» за­дер­жан. По по­до­зре­нию в со­вер­ше­нии пре­ступ­ле­ния воз­буж­де­но уго­лов­ное дело по ча­сти 3 ста­тьи 238 УК РФ (ока­за­ние услуг, не от­ве­ча­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям без­опас­но­сти, по­влек­ших по неосто­рож­но­сти смерть двух и бо­лее лиц). На­вер­ное, те­перь, как во­дит­ся, и по дру­гим тур­ба­зам про­ве­дут про­вер­ки. Ко­то­рые надо было про­ве­сти так, как надо, еще пе­ред при­е­мом ту­ри­стов. Но жиз­ни по­гиб­ших уже не вер­нешь. Свет­лая им па­мять!