Ульянов П.В. «Великая война» и «Пасхальное восстание» как факторы формирования региональной идентичности в Ирландии*

Ulyanov P.V. “The Great War” and “Easter Rising” as Factors in the Formation of Regional Identity in Ireland

Сведения об авторе. Ульянов Павел Владимирович, к.и.н., ст. преподаватель кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: формирование «образа врага» в военных конфликтах XIX — начала XX вв.

Аннотация. В данной статье рассматривается коммеморационный опыт Ирландии в контексте формирования региональной идентичности жителей обеих частей «изумрудного острова» и проведения политики исторической памяти. Автор рассматривает особенности репрезентации двух исторических сюжетов — «Пасхальное восстание» в Ирландии 1916 года и Первую мировую войну («Великую войну») 1914-1918 годов, делая экскурс в историю их появления и развития, и определяет связь в общеисторическом и культурном пространстве жителей Ирландского Свободного государства (с 1949 года — Республики Ирландия) и Северной Ирландии. Основная цель автора заключается в том, чтобы в процессе исследования данной проблемы выявить особенности коммеморационного опыта с целью сохранения представлений о «Великой войне» и «Пасхальном восстании» и определить характер историко-политической связи оценок этих событий в качестве исторических нарративов в современной Ирландии. В результате исследования можно сделать вывод, что, несмотря на дискуссионный характер вопроса, в Ирландии «Пасхальное восстание» и «Великая война» приобретают свою значимость. Если Первая мировая война долгое время не воспринималась как «Великая война» и на современном этапе о ней вспоминают, как о Первой мировой, то «Пасхальное восстание» приобретает наибольшую значимость для жителей Республики Ирландия, поскольку оно стало символом борьбы за независимость от Великобритании. Во многом это связано со снижением напряженности в англо-ирландских отношениях.
Ключевые слова: Первая мировая война, «Великая война», «Пасхальное восстание», региональная идентичность, политика исторической памяти, Северная Ирландия, Республика Ирландия.

Summary. This article examines the commemoration experience of Ireland in the context of the formation of regional identity of the inhabitants of both parts of the «Emerald Isle» and the implementation of the policy of historical memory. The author examines the peculiarities of the representation of two historical subjects — «Easter Rising» in Ireland in 1916 and the First World War («Great War») of 1914-1918, making an excursion into the history of their emergence and development, and defines the connection in the general historical and cultural space of the inhabitants of the Irish Free State (since 1949 — Republic of Ireland) and Northern Ireland. The main goal of the author is to identify the features of the commemorative experience in order to preserve the ideas about the «Great War» and «Easter Rising» in the process of studying this problem and to determine the nature of the historical and political connection between the assessments of these events as historical narratives in modern Ireland. As a result of the study, we can conclude that, despite the controversial nature of the issue, in Ireland, «Easter Rising» and «Great War» acquire their significance. If the First World War was not perceived as the «Great War» for a long time and at the present stage it is remembered as the First World War, then the «Easter Rising» acquires the greatest significance for the inhabitants of the Republic of Ireland, which has become a symbol of the struggle for independence from Great Britain. This is largely due to a decrease in tensions in Anglo-Irish relations.
Keywords: World War I, Great War, Easter Rising, regional identity, politics of historical memory, Northern Ireland, Republic of Ireland.

 

«Великая война» и «Пасхальное восстание» как факторы формирования региональной идентичности в Ирландии

Республика Ирландия на современном этапе развития представляет собой островное государство, которое занимает большую часть острова и граничит с северной частью — Северной Ирландией, входящей в состав Соединенного Королевства. Принятый законопроект о гомруле 1914 г., согласно которому Ирландия вернула отнятое унией 1801 г. право на создание собственного парламента, поспособствовал формированию региональной идентичности жителей острова в начале XX века и оказывал влияние на политическую ситуацию в регионе на протяжении всего столетия. Если жители северной части считают себя британскими подданными, то граждане Ирландии идентифицируют себя как народ, живущий в независимом от Великобритании островном государстве.
Историческое прошлое «изумрудного острова» во многом связано с борьбой ирландского народа за независимость, основанной на противостоянии островных государств — Англии (с 1707 г. — Великобритании) и Ирландии. Важными событиями этой борьбы остаются походы О. Кромвеля (1649–1653), майское восстание 1798 года, восстание 1848 г. и восстание фениев в 1867 г. Огромное влияние на жителей Ирландии оказало «Пасхальное» вооруженное восстание 24–30 апреля 1916 г., поднятое во время Первой мировой войны. Именно оно стало поводом борьбы за независимость Ирландии в 1919–1921 гг., что привело к заключению 6 декабря 1922 г. англо-ирландского договора и созданию доминиона на территории Ирландии. В современной историографии ирландские исследователи М. Маккарти [1] и Р. Хигинс [2] подчеркивают амбивалентное отношение к «Пасхальному восстанию». Если в Великобритании и Северной Ирландии восстание воспринимается как «нож в спину», а его участники характеризуются «сторонниками Германии», то в Ирландии сюжет прошел путь своего развития от идеализации через пересмотр взглядов о нем до популяризации в современности. При этом «Великая война», во время которой произошло восстание, в исторической памяти британцев осталась «Великой войной», то для жителей Ирландии она потеряла свою значимость. Схожие взгляды присутствуют в трудах российских исследователей, например, Е.Ю. Поляковой, отмечающей, что в Северной Ирландии официально чтили память погибших в обеих (мировых) войнах, демонстрируя свой патриотизм [3, c. 169]. В то же время принимавшие в войне североирландские католики были исключены из памятных событий, и это было отражено в «ольстерских событиях» конца 1960–1990-х гг.
Цель статьи заключается в выявлении особенностей опыта коммеморации двух исторических нарративов — «Великой войны» и «Пасхального восстания». Задача автора сводится к тому, чтобы на основании традиционного анализа периодической печати, прежде всего англоязычных ирландских газет «The Telegraph», «The Irish News» и «The Irish Times», а также юбилейного памятного альманаха 2016 г. и новостных сообщений информационных порталов определить характер оценок историко-политической связи этих событий для современной ситуации в Ирландии. Прежде всего следует обратиться к историческому опыту коммеморации этих событий.
Идея о гомруле «изумрудного острова» была выдвинута в 1860-х гг. и, оформленная в двух биллях, обсуждалась в британском парламенте в 1886 и 1893 гг. Во время разработки третьего билля в 1914 г. Ирландия уже была расколота на сторонников и противников «гомруля», а эпицентром стал Ольстер. В начале Первой мировой войны ставший законом и отложенный в связи с войной Акт о гомруле был для ирландцев «стимулом» поддержки Великобритании. На ее территории формировались вооруженные отряды добровольцев (волонтеров) и, как писал британский писатель Р. Киплинг, который выступал против гомруля, ирландцы первыми провели мобилизацию мужского населения [4, p. 5]. Великобритания как государство имперского типа продвигало идею «содружества наций», и подбадриваемые получением после войны «гомруля» ирландцы наравне с англичанами, шотландцами, уэльсцами и многими другими отождествляли себя с британцами и подданными Великобритании [5, с. 64, 66].
Гомруль как закон потерял актуальность в связи с началом в Ирландии борьбы за независимость после того, как депутаты-ирландцы британского парламента объявили о том, что они представляют парламент Ирландии. После войны за независимость 1919–1921 гг., появилось Ирландское Свободное государство, а Соединенное Королевство теперь включало Великобританию и Северную Ирландию. Несмотря на неоднозначность последовавших за этим событий гражданской войны 1922-1923 гг. и активной роли в ней Ирландской Республиканской армии, остров был разделен территориально, а жители большей части «изумрудного острова» стали считать себя свободными в религиозном и территориально-политическом аспектах. Мировая война, которая ассоциировалась с британским подданством, окончательно потеряла свое значение. Благодаря участникам прошедших событий, ставших некими «хранителями памяти» [6, c. 95–96], внимание привлекли события «Пасхального восстания».
В начале процесс формирования региональной идентичности в рамках политики исторической памяти носил стихийный характер. Для утверждения победы в борьбе за независимость власти Ирландского Свободного государства стали заниматься идеализацией восстания и его участников. Деятельность ирландских добровольцев во главе с П. Пирсом и командиром ирландской Гражданской Армии Дж. Коннолли и всех членов Республиканского Братства, провозгласивших на территории Ирландии независимое государство, воспринималась сигналом к борьбе за независимость от Великобритании. В центре внимания были осужденные британским судом за государственную измену лидеры П. Пирс, Т. Кларк, Ш. Макдермотт и еще шестнадцать человек, в частности Дж. Конноли. Правительство проводило их «реабилитацию», хотя делало это осторожно из-за сложной политической ситуации в Северной Ирландии. Поскольку вооруженное восстание во время «Пасхальной недели» было знаковым событием, то его руководители приобрели образы «мучеников», в результате чего сложился национальный культ «героев-борцов» за возрождение свободного государства, а их деятельность зачастую ассоциировалась с мучениями Иисуса Христа [7]. Следует отметить то, что католическая церковь сыграла важную роль, поскольку восстание произошло во время празднования Пасхи, что оказало влияние на историческую память, ведь именно католицизм сохраняет свои позиции в жизни ирландцев даже на современном этапе [8].
С принятием новой конституции и созданием Республики Ирландия 29 декабря 1937 г. развитие сюжета получило новый виток, особенно в связи с выходом страны из Британского Содружества 18 апреля 1949 г. Произошло все это на второй день праздника Пасхи, что было символичным для страны, завоевавшей независимость окончательно. С того времени в стране проводились парады, был построен мемориал в Арбор Хилл и была проведена реставрация тюрьмы Килмейнхем для напоминания жителям о борьбе Ирландии за независимость. И все же республиканские силы в стране были не довольны разделением страны на Север и Юг, что свидетельствовало о стремлении создать островное единое государство Ирландию. Для продвижения «идеи единства» ирландские политики обратили внимание на события Первой мировой войны. Еще в 1927 г. правительство задумало поставить в Дублине мемориал, но нежелание вспоминать «жертв войны» не позволяло создать мемориальный комплекс, как например в Великобритании. И все же за год до выхода Ирландии из Содружества он был открыт, но открытие широко не афишировалось.
С конца 1960-х гг. в связи с ухудшением англо-ирландских отношений в коммеморации «Пасхального восстания» появилась поляризация мнений в Северной Ирландии. С одной стороны, сторонники Короны отказывались отмечать памятную дату вооруженного восстания из-за оскорбления памяти бойцов 36-го ольстерского подразделения, многие из которых погибли в битве на реке Сомма [1, p. 162]. С другой стороны, на волне идеологического противостояния между властями и расколовшейся ИРА в 1970-х гг. государственная политика исторической памяти в Ирландии с целью коммеморации «Пасхального восстания» изменилась. В апреле 1971 г. жители Республики скромно отметили 55-ю годовщину «Пасхального восстания», а через пять лет, когда идеологический конфликт в Северной Ирландии вступил в фазу открытой конфронтации, власти Ирландии издали распоряжения о прекращении проведения мероприятий, чтобы не усугублять ситуацию. Конфликт за наследие «Пасхального восстания» принял сложный характер, так как было множество интерпретаций восстания. В их основе зачастую приобретала значимость националистическая республиканская идеология, согласно которой республиканцы-националисты севера обвиняли власти Ирландии в нежелании создать одно островное государство. Государственная кампания по критике наследия «Пасхального восстания» приобрела массовый характер, хотя и принималась неохотно. Так, например, прошедшая в 1991 г. 75-я годовщина вооруженного восстания привлекла внимание небольшой части жителей, собравшихся возле Главпочтамта в Дублине [2, p. 234–240].
В конце 1990-х гг. в Северной Ирландии началась реабилитация «Пасхального восстания». Во многом это было связано с прекращением боевых действий со стороны ИРА в 1994 г. и заключением спустя три года Белфастского соглашения (или Соглашения «Страстной Пятницы»). Завершение конфликта сопровождалось созданием автономных органов власти в Северной Ирландии и разрешением североирландского конфликта. Символом примирения ирландцев стало еще открытие военного мемориала в 1998 г. на территории Бельгии в честь погибших ирландских солдат. Открытие «Ирландского парка мира» или «Ирландской башни» стало памятью о Мессинском сражении, в котором ирландцы, невзирая на различия в религиозных и политических убеждениях, сражались как подданные Британской империи против «общего врага».
В 2006 г. в Ирландии официально прошли военные парады, посвященные 90-летию восстания и битве на реке Сомма [9]. Два исторических события были связаны тем, что ирландцы подчеркнули значимость памятных дат в истории всех жителей «изумрудного острова». По этому поводу в газете «The Irish Times» продвигалась идея о преимуществе Ирландии от полученной в результате долгой борьбы независимости [10, p. 3]. По этому поводу экс-премьер-министр Ирландии Г. Фицджеральд в своих воспоминаниях подчеркнул, что «за независимость была заплачена большая цена», и добавил: «Это, действительно, правильно, так как с развитием государства всеобщего благосостояния Ирландия оказалась бы в финансовом отношении от Великобритании зависимой» [11, p. 2].
«Жестами» регионального примирения послужили визит в страну в мае 2011 г. королевы Великобритании и ответный визит президента М.Д. Хиггинса в Соединенное Королевство [12]. Важно то, что Елизавета II сделала шаг к «строительству мостов», налаживанию взаимной помощи и укреплению добрососедских отношений между Великобританией и Ирландией посещением «Сада Воспоминаний». Эта национальная достопримечательность была создана в память о погибших в борьбе за свободу Ирландии, в частности лидеров и участников вооруженного восстания 1916 г. Наивысшей точкой в популяризации «Пасхального восстания» как символа независимости страны, а также упоминания об участи ирландцев в Первой мировой войне стала столетняя годовщина Пасхального восстания, особенно в Северной Ирландии, несмотря на память о совершенном в 1987 г. в Эннискиллене теракте накануне Поминального воскресенья. В следующем году во время проведения памятной церемонии в Арбор Хилл лидер ирландской партии «Фианна Фейл» М. Мартин подчеркнул в своем заявлении, что событие «Пасхального восстания» 1916 г. связано с историей всего ирландского народа, что фактически подчеркивает региональную идентичность жителей островного государства фразой «идея единства в разнообразии» [13].
Таким образом, можно подвести итоги. В качестве главной особенности можно выделить высокую значимость «островного менталитета» жителей Ирландии, отстаивавших идею о создании островного независимого государства с главенствующей позицией католицизма и республиканских идей. Кроме того, вопрос о коммеморации «Пасхального восстания» и «Великой войны», хотя второй военный конфликт не воспринимается в образе «Великой войны», носит дискуссионный характер, и это вторая особенность. Несмотря на завершенный процесс обретения независимости Ирландией, идеи единства Ирландии и Северной Ирландии, оставшейся в составе Великобритании, сохраняется. В отличие от широко известного «Пасхального восстания» тема Первой мировой войны, которая долгое время пребывала в забвении, приобретает актуальность в современности. Данная тенденция привела к тому, что в результате снижения напряженности в англо-ирландских отношениях между двумя событиями появляется историческая и политическая связь, и носит она двусторонний характер. Произошедшие в 1916 г. два события оставили свой след в истории Ирландии. Жители страны в ассоциируют себя с островным независимым государством, поддерживая добрососедские отношения с Великобританией, вместе с жителями которой сражались во время Первой мировой войны против Германии как «общего врага».

Библиографический список

1. Higgins R. Transforming 1916: Meaning, Memory and the Fiftieth Anniversary of the Easter Rising. Dublin, 2013.
2. McCarthy M. Ireland’s 1916 Rising: Explorations of History-making, Commemoration and Heritage in Modern Times. Burlington, 2012.
3. Полякова Е.Ю. Первая мировая война в восприятии ирландцев // Первая мировая война, Версальская система и современность: сб. ст. / отв. ред. И.Н. Новикова, А.Ю. Павлов. СПб., 2012.
4. Kipling R. The Irish Guards in the Great War. Vol. 1: the 1st Battalion. L., 2007.
5. Ульянов П.В. Идея «содружества наций» в британской пропаганде периода Первой мировой войны // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 33. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Имидж страны как фактор «мягкой силы» в международных отношениях) / под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул, 2017.
6. Никольский С.А. Историческая память, общество, власть // Политическая концептология. 2015. №3.
7. Easter Rising: Catholic Church Played «Key Role» in 1916 [Electronic recourse] // The Irish News. 2017. 25 April. URL: https://www.irishnews.com/news/easterrising/2016/03/31/news/easter-rising-catholic-church-played-key-role-in-1916-469357
8. Kelly M. Is Catholicism Being Scrubbed from Ireland’s Easter Rising? [Electronic recourse] // Crux. Taking the Catholic Pulse. 2016. 22 April. URL: https://cruxnow.com/church/2016/04/is-catholicism-being-scrubbed-from-irelands-easter-rising
9. McCarthy M. Memories: Ireland’s Easter Rising, 1916 — 2016. A Hundred Years of Memorialisation [Electronic recourse] // Unique. URL: https://www.unique-online.de/memorique-ireland-easter-rising-1916-2016/8504
10. Now Reaping the Benefits of Independence Struggle // The Irish Times. 2006. 29 April. URL: https://www.irishtimes.com/opinion/now-reaping-the-benefits-of-independence-struggle-1.1045049
11. A Personal Perspective by Garret FitzGerald // BBC. 2014. 24 September. URL: https://www.bbc.co.uk/history/british/easterrising/personal/pp02.shtml
12. Heffer S. Easter Rising: It is Time to Apologies to the Irish [Electronic recourse] // The Telegraph. 2016. 27 March. URL: http://www.telegraph.co.uk/opinion/2016/03/27/easter-rising-it-is-time-to-apologise-to-the-irish
13. 1916 Belongs to the People, not a Party [Electronic recourse] // Irish Independent. 2017. 24 April. URL: http://www.independent.ie/irish-news/1916/1916-belongs-to-the-people-not-a-party-35647451.html

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №21-011-31118.