Малышева Н.С. Идентичность региональных организаций (на примере МЕРКОСУР)*

Malysheva N.S. The Identity of Regional Organization (The Case of MERCOSUR)

Сведения об авторе. Малышева Нина Сергеевна, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история европейской интеграции, внешняя политика США, трансатлантические отношения.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования региональной идентичности Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Отмечается особенность формирования идентичности региональных организаций как совокупности влияния роли политических лидеров стран-участниц на интеграционные процессы, вклада ведущих стран региона в формирование институтов организации, и взаимодействия как стран-участниц друг с другом, так и самой организации со внешней средой. На примере Общего рынка стран Южного конуса показаны составляющие идентичности региональной организации в ее экономическом, политическом и внешнем измерении. Автор оспаривает мнение о том, что МЕРКОСУР переживает кризис идентичности и приходит к выводу, что наиболее слабым элементом идентичности организации является ее позиционирование себя как общего рынка.
Ключевые слова: регион, региональная идентичность, институциональная идентичность, МЕРКОСУР, трансрегионализм.

Summary. The article is devoted to the problem of the regional identity of the Common Market of the Southern Cone Countries (MERCOSUR). It is argued that the formation of the regional organizations’ identity combines the role of the political leaders of the participating countries on the integration processes, the contribution of the leading countries to the formation of the institutions, and the interaction of both the participating countries with each other and the organization itself with the external environment. The components of the regional organization’s identity in its economic, political and external dimensions are shown on the example of the Common Market of the Southern Cone. The author disputes the opinion that MERCOSUR is experiencing an identity crisis and concludes that the weakest element of an organization’s identity is its positioning itself as a common market.
Keywords: region, regional identity, institutional identity, MERCOSUR, transregionalism.

 

Идентичность региональных организаций (на примере МЕРКОСУР)

Интерес исследователей к вопросу о том, каким образом формируется общая региональная и институциональная идентичность, возник сравнительно недавно [1, 2, 3]. Региональная идентичность, исследуемая, главным образом, на примере европейской интеграции, подразумевает разделяемую гражданами стран-участниц солидарность в отношении друг друга и в отношении региональных институтов, чувство общности в рамках регионального объединения. Институциональная же идентичность подразумевает позиционирование региональной организации как самостоятельного, целостного актора, взаимодействующего с окружающим миром и отстаивающего свои интересы. Таков, в частности, подход А. Оэлснер, которая утверждает, что совокупность основных идей, целей и интересов, которую участники приписывают определенному институту, в конечном итоге обретает особую идентичность, в результате чего институты становятся самостоятельными акторами, способными озвучивать свои собственные интересы. Без такой способности региональные институты утрачивают жизнеспособность и возможность действовать как социальный субъект. Просчеты в конструировании региональной идентичности также могут сказаться на «акторности» организации — способности регионов оказывать воздействие на окружающую среду [4].
Каким образом формируется идентичность региональных организаций? Процесс ее формирования зависит от трех факторов — роли политических лидеров, инициирующих процесс интеграции, наличия одного или нескольких государств-лидеров, способных влиять на форму, задачи, структуру создаваемой организации; а также характер взаимодействия как стран-участниц друг с другом, так и самой региональной организации с внешней средой. Представление об идентичности региональной организации складывается путем анализа официальных документов, заявлений, выступлений, в которых отражены предпринимаемые решения и обязательства — как на уровне самой организации, так и на уровне стран-участниц.
В то время как лидерами европейской интеграции являлись Франция и Германия, в МЕРКОСУР интеграционные процессы возникли на основе договоренностей Аргентины и Бразилии в 1980-е годы. Институциональная идентичность МЕРКОСУР в экономической сфере наиболее явно выражается в самом его названии — Общий рынок стран Южного конуса. Приоритет экономической интеграции был также обозначен в рамках двусторонних переговоров Аргентины и Бразилии, предшествовавших созданию самой организации, а также Асунсьонском договоре 1991 г., поставившим задачу создания общего рынка на основе свободного перемещения товаров, капитала, рабочей силы и услуг [5]. Довольно скоро страны-участницы преуспели в создании таможенного союза, введя в 1995 г. единый внешний таможенный тариф; вплоть до 1998 г. росла и динамика внутрирегиональной торговли. Однако валютно-финансовые кризисы в странах-участницах, произошедшие в конце 1990-х — начале 2000-х гг., привели к обесцениванию национальных валют и снижению интеграционного потенциала МЕРКОСУР. Результатом стало введение таможенных пошлин во взаимной торговле и односторонние изменения ставок единого внешнего тарифа. Экономический спад повлек за собой критику неолиберальной экономической политики проводимой странами региона на протяжении 1990-х годов и расхождение взглядов участников на будущее организации [6]. За сохранение таможенного союза выступала Бразилия, в то время как Парагвай и Аргентина придерживались идеи создания зоны свободной торговли. В итоге модель интеграции была подвергнута ревизии и в настоящее время характеризуется противоречивыми чертами: с одной стороны, участники предприняли немало усилий для преодоления экономической асимметрии и несовершенства институтов в МЕРКОСУР, о чем свидетельствует, например, создание региональных фондов для поддержки малого и среднего предпринимательства, подписание в 2010 г. Таможенного кодекса и др. С другой стороны, главная цель организации — формирование общего рынка — так и остается недосягаемой. А. Оэлснер определяет это как проявление кризиса идентичности МЕРКОСУР, возникшего из-за расхождения коллективной и институциональной идентичностей [4]. Однако отметим, что в данном случае уместно говорить об ослаблении именно экономического аспекта идентичности данной организации. Другая составляющая идентичности МЕРКОСУР — приверженность демократии, — не только не ослабевала со временем, но еще более усиливалась.
Демократический «профиль» будущей организации определили Декларации Игуасу 1985 г., Программа экономической интеграции и сотрудничества 1986 г. и Договор интеграции, сотрудничества и развития 1988 г. В Декларации Игуасу президенты Аргентины и Бразилии заявили о том, что процессы демократизации на континенте должны привести к большему сближению и интеграции между народами региона, и что двусторонние отношения между Бразилией и Аргентиной будут примером такого сотрудничества [7].
Демократия как неотъемлемый атрибут организации была также обозначена в Протоколе Ушуайа 1998 года, который официально подтвердил важность демократии и верховенства закона в МЕРКОСУР. Этот протокол стал непосредственной реакцией стран-участниц на попытку государственного переворота в Парагвае в 1996 году. Еще одним документом стал Протокол Монтевидео о согласии с демократическими принципами МЕРКОСУР от 2011 г., после чего, как считает А. Оэлснер, принцип демократии утратил значимость для стран-участниц, поскольку исчезли и явные угрозы демократическим режимам [4]. Однако есть основания не согласиться с таким мнением. В 2012 г. после импичмента «левого» президента Фернандо Луго в Парагавае МЕРКОСУР временно приостановил членство этого государства в организации, сочтя процедуру импичмента неконституционной. Одновременно с этим МЕРКОСУР принял в свои ряды Венесуэлу, что ранее было невозможно из-за вето Парагвая. В 2017 г., в свою очередь, было временно приостановлено и членство Венесуэлы. Как пояснялось в официальном заявлении стран МЕРКОСУР по этому поводу, членство приостановлено до тех пор, пока правительство Николаса Мадуро не выпустит из тюрем всех политзаключенных, не распустит созданное им Национальное учредительное собрание и не восстановит демократический порядок в стране [9].
Таким образом, демократия представляет собой основополагающий принцип «акторности» МЕРКОСУР в процедуре приема и временного исключения своих участников. Принцип демократии лежит в основе и межрегионального взаимодействия МЕРКОСУР. Так, в Рамочном соглашении о межрегиональном сотрудничестве МЕРКОСУР и ЕС оба объединения заявляют о своей «полной приверженности содержанию и принципам Устава ООН и демократическим ценностям, верховенству закона и поощрению и уважению прав человека» [10].
В то же время, это можно воспринимать не как кризис идентичности, а как временное отсутствие у МЕРКОСУР «акторности», компенсируемое активным включением организации в трансрегиональные связи. За последние несколько лет МЕРКОСУР преуспел в заключении соглашений о свободной торговле с Перу (2005 г.), Израилем (2007 г.), Египтом (2010 г.), Палестиной (2011 г.), Ливаном (2014 г.), а также Южноафриканским таможенным союзом (2008 г.). После затяжных переговоров продолжительностью в двадцать лет, в 2019 г. было заключено соглашение о зоне свободной торговли между МЕРКОСУР и ЕС [11].
Благодаря заключению соглашений о создании зон свободной торговли организация смогла сохранить своего рода «акторность», поскольку это не только поддерживало авторитет МЕРКОСУР на международной арене, но и свидетельствовало о его способности к самоорганизации и преодолению внутренних разногласий стран-участниц.
Таким образом, идентичность МЕРКОСУР включает три измерения: политическое, экономическое и внешнее. Политическое измерение сосредоточено вокруг принципа демократии, противопоставляемого авторитарному прошлому латиноамериканских стран. Экономическое измерение отражено в названии организации — Общий рынок стран Южного конуса. Однако тот факт, что общий рынок до сих не достигнут, ставит под сомнение способность МЕРКОСУР влиять на его членов и указывает на явное несоответствие. Наконец, внешнее измерение — внешние связи стран Южного конуса, показывает, как участие в трансрегиональных связях и переговоры с другими региональными институтами могут содействовать сплочению участников организации и укреплению региональной идентичности.

Библиографический список

1. Hettne B. Beyond the “New” Regionalism // New Political Economy. 2005. No.10. Pp. 543–571.
2. Кузнецов Д.А. Возможности формирования комплексного подхода к исследованиям региональной интеграции и трансрегионализма // Мировая политика. 2019. № 1. С. 1-13.
3. Cabalerro Santos S. Identity in MERCOSUR: Regionalism and Nationalism // Global Governance. 2015. Vol. 21. No.1.
4. Oelsner A. The Institutional Identity of Regional Organization, or Mercosur’s Identity Crisis // International Studies Quarterly. 2013. Vol.57. No. 1.
5. The Treaty of Asuncion. URL: https://www.worldtradelaw.net/document.php?id=fta/agreements/mercosurfta.pdf
6. Воловик Н.П., Изряднова О.И. Развитие Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР) // Экономическое развитие России. 2019. Т. 6. №7.
7. Declaração de Iguaçu. URL: https://web.archive.org/web/20070622045515/http://www2.mre.gov.br/dai/b_argt_256_733.htm
8. Campos G. From Success to Failure: Under What Conditions Did Mercosur Integrate? // Journal of Economic Integration. 2016. Vol. 31. No.4.
9. Страны МЕРКОСУР приняли решение о приостановке членства Венесуэлы в блоке. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4464611
10. Interregional Framework Cooperation Agreement the EC and Mercosur, 1999. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=LEGISSUM%3Ar14013
11. ЕС и МЕРКОСУР договорились. URL: https://ru.euronews.com/2019/06/29/eu-and-mercosur-reach-trade-agreement

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №21-011-31118.