Потапцева Е.В. Региональная идентичность экономического пространства Союзного государства в восприятии российского бизнеса

Potaptseva Ye.V. Regional Identity of the Economic Space of the Union State in the Perception of Russian Business

Сведения об авторе. Потапцева Екатерина Викторовна, к.э.н., доцент, ст. науч. сотрудник Института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург.

Аннотация. В последние годы одним из приоритетов интеграционного взаимодействия России и Беларуси является формирование единого экономического пространства в рамках Союзного государства с целью активизации проекта «Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений договора о создании Союзного государства». В статье проанализировано восприятие российскими предприятиями региональной идентичности экономического пространства Союзного государства России и Беларуси. Метод исследования — полуструктурированное фокусированное интервью с представителями (собственники, руководители) предприятий Свердловской области, работающих в Беларуси.
Результаты исследования. Российский региональный бизнес воспринимает экономическое пространство Союзного государства через призму восточнославянской общности жителей России и Беларуси. Взаимосвязанность российской и белорусской экономик в советское время также позволяет говорить о существовании региональной идентичности в рамках Союзного государства. Однако несмотря на это, существующие барьеры экономической интеграции не позволяют в достаточной степени использовать сложившуюся региональную идентичность в качестве благоприятной основы для создания надлежащих институциональных условий углубления российско-белорусского интеграционного процесса.
Ключевые слова: Союзное государство, Россия, Беларусь, региональная идентичность, экономическая интеграция, региональная интеграция, экономическое пространство.

Summary. In recent years, one of the priorities of integration interaction between Russia and Belarus is the formation of a common economic space within the framework of the Union State in order to activate the draft «Action Program of the Russian Federation and the Republic of Belarus to implement the provisions of the Treaty on the Union State». The article analyzes the perception of the regional identity of the economic space of the Union State of Russia and Belarus by Russian enterprises. The research method — semi-structured focused interview with representatives (owners, managers) of Sverdlovsk Oblast enterprises operating in Belarus.
Results of the research. Russian regional business perceives the economic space of the Union State through the prism of Eastern Slavic community of Russian and Belarusian residents, as well as the interconnectedness of the Russian and Belarusian economies in the Soviet era allows us to talk about the existence of a regional identity within the Union State. But despite this, the existing barriers to economic integration don’t allow the existing regional identity to be used as a favorable basis for the creation of the proper institutional conditions for the deepening of the Russian-Belarusian integration process.
Keywords: Union State, Russia, Belarus, regional identity, economic integration, regional integration, economic space.

 

Региональная идентичность экономического пространства Союзного государства в восприятии российского бизнеса

Введение
В сентябре текущего года исполнится 22 года самому продолжительному на постсоветском пространстве проекту региональной интеграции — созданию Союзного государства России и Беларуси [1]. Этот проект изначально задумывался как политический союз, предполагающий движение от зоны свободной торговли к единому валютному союзу — от «экономического» союза к «политическому» [2], однако первоначальные цели интеграции так до сих пор и не достигнуты. Следует отметить, что экономические отношения России и Беларуси являются наиболее развитыми на постсоветском пространстве, однако вопрос региональной идентичности экономического пространства Союзного государства остается малоизученным.
В рамках Союзного государства предприятии России и Беларуси сталкиваются с большим количеством барьеров экономической интеграции [3, 4, 5, 6]. Несмотря на это, и российские, и белорусские предприятия заинтересованы в развитии экономического взаимодействия друг с другом. В связи с этим возникает вопрос: какова роль региональной идентичности экономического пространства Союзного государства в углублении экономической интеграции России и Беларуси?
Статья структурирована следующим образом: в первой части проанализированы цели экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. Вторая часть включает описание методики исследования. Третья часть посвящена исследованию факторов, обуславливающих региональную идентичность Союзного государства в восприятии российских предприятий.
Постановка проблемы
Несовпадение экономических интересов России и Беларуси, по мнению ряда исследователей, негативно влияет на углубление экономической интеграции в рамках Союзного государства [7, 4, 5]:
— геополитический интерес играет определяющую роль для России в вопросе интеграции с Республикой Беларусь. Именно это явилось первопричиной создания интеграционного проекта «Союзное государство России и Беларуси». При этом Россия также заинтересована в поиске новой модели экономического сотрудничества с Беларусью [8] — в развитии экономического пространства Союзного государства. В связи с этим в 2018 году Россией был инициирован процесс разработки программы экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства, в соответствии с которой были разработаны 31 «дорожная карта», посвященные углублению торгово-экономического сотрудничества, гармонизации налогового и миграционного законодательства, формированию единого правового пространства, унификации отчетности, сближению макроэкономической политики, созданию единой системы маркировки и т.д. [9].
— для Беларуси также существует тройственность в восприятии союзного государства:
а) Россия для Беларуси — крупный рынок сбыта белорусской продукции, крупнейший инвестор и кредитор белорусской экономики [7, 10, 5];
б) в Беларуси есть страх потери суверенитета, что объясняется разницей в размерах экономик двух стран: ВВП Беларуси в 2018 году равно по подсчетам ВРП ХМАО (около 3,5млрд.руб.) [11], несмотря на то, что Беларусь декларирует равноправную экономическую интеграцию в рамках Союзного государства;
в) руководство Беларуси осознает свою геостратегическую важность для России и использует это для получения еще большей экономической выгоды и укрепления своей власти [12, 13].
Очевидно, что все вышеперечисленное приводит к расхождению моделей Союзного государства в России и в Беларуси [14]. Проблемой также является то, что „Россия и Белоруссия к 2000-м гг. стали слишком разными государствами по структуре своих экономик и по формации элит“ [15, С. 32]. На практике идея интеграции России и Беларуси является важнее, чем реальная интеграция, так как данная идея используется в электоральном процессе, как в России, так и в Белоруссии [16]. Это приводит к излишнему подчинению интеграционных процессов политическим интересам и, как следствие, тормозит формирование единого экономического пространства Союзного государства [17, 5].
В связи с этим нас заинтересовал вопрос: можно ли говорить о наличии региональной идентичности экономического пространства Союзного государства в восприятии российского бизнеса несмотря на то, что, с одной стороны, уже продолжительное время Россия и Беларусь существуют как отдельные самостоятельные государства; с другой стороны, на протяжении 70 лет экономики России и Беларуси были сильно взаимосвязаны общими системами ценностей для ее членов, сходной реакцией на социально-экономические и политические процессы, а также единой волей к действию в рамках существования СССР.
Мы считаем, что региональная идентичность экономического пространства Союзного государства в восприятии российского бизнеса является одной из важнейших предпосылок углубления российско-белорусской экономических отношений. Именно прямые связи на уровне предприятий России и Беларуси являются отправным пунктом региональной интеграции, которые, развиваясь, способствуют постепенному сращиванию национальных экономик в рамках Союзного государства.
Методы исследования и данные
Цель исследования — изучение восприятия российскими предприятиями региональной идентичности экономического пространства Союзного государства России и Беларуси.
Методы исследования — полуструктурированное фокусированное интервью с представителями (собственники, руководители) предприятий Свердловской области, включающее следующие блоки:
— поведение предприятий на рынках Республики Беларусь;
— отношение к интеграционным объединениям с участием России и Беларуси;
— оценка эффективности организационной поддержки федеральной, региональной и местной власти;
— восприятие предприятиями экономической интеграции России и Беларуси;
— перспективы углубления экономической интеграции, которые:
Объект исследования — предприятия Свердловской области:
— в период с 07.08.2019 по 01.06.2020 года оформили сертификаты происхождения на экспорт продукции (работ, услуг) в Беларусь;
–по информации, предоставленной Уральской ТПП, заинтересованы в сотрудничестве с белорусскими предприятиями;
— по информации Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области имеют деловые контакты с партнерами в Беларуси.
Сроки проведения интервью: 14 сентября 2020 — 17 ноября 2020. Продолжительность одного интервью — от 25 мин. до 1,5 часов. В выборку попало 45 предприятий (гражданская продукция), из которых было опрошено 28 (отклик на интервью составил 62,2%), после отбраковки интервью в исследовании приняло участие 23 предприятия. 78% опрошенных предприятий расположено в г. Екатеринбурге, 22% — в Свердловской области. Распределение по видам деятельности: 35% — энергосектор; 31% — медицинские изделия и оборудование; 17% — другие группы машиностроения, включая инжиниринг; 17% — прочие.
Распределение предприятий, участвовавших в опросе, по численности персонала и длительности работы на белорусском рынке, благодаря чему было выделено 4 групп предприятий, исходя их из размера и опыта взаимодействия с белорусскими контрагентами:
«старожилы» — крупные предприятия, связи с белорусскими предприятиями у которых были установлены еще во времена СССР (в 90-е годы могли прерываться) — 5 предприятий;
«первопроходцы» — предприятия, которые были созданы перед/сразу же после развала СССР и до создания Союзного государства, выстраивающие взаимоотношения с белорусскими контрагентами «с нуля» в период трансформаций экономических моделей России и Беларуси — 2 предприятия;
«опытные/нулевые» — предприятия, начавшие работать на территории Республики Беларусь с начала 2000-х годов (после создания Союзного государства) и имеющие опыт работы с белорусскими контрагентами до создания ЕАЭС — 8 предприятий;
«новички» — предприятия, имеющие «ограниченный» опыт работы с белорусскими контрагентами только после создания ЕАЭС (после 2015 года) — 8 предприятий;
В выборке примерно одинаковое число, приходящееся на малый и средний бизнес (с численностью до 250 чел.) и на крупные компании — 52 % (12 респондентов) и 48% (11 респондентов), соответственно. 21,7% респондентов сохранили экономические связи со времен СССР; около 70% предприятий вышли на рынок Беларуси уже после создания Союзного государства.
Результаты
В процессе интервью мы обсуждали с респондентами, в чем, по их мнению, заключается привлекательность Беларуси для их бизнеса. Это позволило нам выделить следующие основные причины, свидетельствующие о наличии региональной идентичности экономического пространства Союзного государства в восприятии российским бизнесом:

— язык делового общения — русский:

  • Ну и менталитет все же: тут мы с белорусами, несмотря ни на что, братья-славяне. Они говорят по-русски и к нам хорошо очень относятся.
  • Я бы отметил преимущества белорусского рынка, по нам: технические специалисты там грамотные. Работать с тем же Казахстаном, а тем более с Узбекистаном и с Киргизией в этом плане реально тяжело. А вот белорусы, особенно производственники, [название белорусских предприятий] там сильные. Само собой, язык общий.

— культурная идентичность: общая история; менталитет:

  • Мы и исторически воспринимаем их как братьев.
  • С белорусами вообще никаких проблем нет — это русские люди, белорусские русские люди.
  • Мы вывалились все из одного гнезда. Поэтому тут [в России и Беларуси] одинаковые условия — дурь примерно одинакова
  • Мы все выходцы из одной страны. С белорусами мы по ментальности схожи… И понимают они нас. Хорошие партнеры для нас белорусы, перспективы у нас с ними есть
  • Когда турки [ноябрь 2015 года] сбили наш штурмовик, у нас в это время из Турции выезжала машина с компонентами […], из города … и машина приехала на нашу [российскую] таможню и ее груз был арестован. Мы смогли его выцарапать дней через 30 — мы нарушили 3 контракта! Мы как-то полностью даже не получили груз: по одному компоненту, часть отдали еще через 30 дней. После чего мы поняли, что есть некий запрет на работу. Поэтому нам пришлось воспользоваться и два года, к сожалению, мы были вынуждены пользоваться услугами белорусских партнеров, которые нас сильно выручали.
  • С Белоруссией надо работать, развивать отношения! Мы — единый народ! Я вообще не побоюсь этого слова, [мы] — единая страна. Я вообще считаю, [что необходимо] объединить Россию, Белоруссию и Украину, [и] мы будем счастливы. Это и есть Советский Союз. Не обязательно политически это все объединять. Да ради Бога! В экономике надо интегрироваться друг с другом! Знаете, что для этого нужно — только политическая воля! И все! Все остальное можно сделать. Вот этой воли-то и не хватает.

— исторические производственные взаимосвязи:

    • Еще тут особенность в том, что у них [в Беларуси] сохранилась та номенклатура, то производство, та техника, для которой подходит наша продукция…Мы [российские машиностроительные предприятия] перешли на сборку из иностранных узлов, перешли на просто приклеивание наших этикеток, а внутри все китайское. А у них — нет, они [белорусские предприятия] по-прежнему производят [машиностроительную продукцию], поэтому им нужна наша продукция. У них сохранилось машиностроение, а у нас машиностроения в России нет!
  • Потому что вот это, как раз, граница [отсутствие границ между Россией и Белоруссией] и менталитет наш, и вот эти все интеграционные связи, которые в Советском Союзе были налажены…

Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что российский региональный бизнес воспринимает экономическое пространство Союзного государства через призму восточнославянской общности жителей России и Беларуси, а также взаимосвязанность российской и белорусской экономик в Советское время, что позволяет говорить о существование региональной идентичности в рамках Союзного государства. Однако несмотря на это, имеющиеся барьеры экономической интеграции не позволяют в достаточной степени использовать сложившуюся региональную идентичность в качестве благоприятной основы для создания надлежащих институциональных условий углубления российско-белорусского интеграционного процесса.

Библиографический список

1. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 08.12.1999. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25948
2. Ушкалова Д.И. К вопросу о применимости существующих теорий экономической интеграции к взаимодействию России со странами «пояса соседства» // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. №5. С. 150–160.
3. Селиванова И. Ф. Российско-белорусские отношения: Союзное государство или союз государств? // Мир перемен. 2006. №2. С. 184–187.
4. Суздальцев А.И. Республика Беларусь: Эволюция политики балансирования между Союзным государством Белоруссии и России и Евразийским экономическим союзом // Актуальные проблемы Европы. 2021. №1 (109). С. 193–232. DOI: 10.31249/ape/2021.01.09
5. Шурубович А.В. Союзное государство и актуальные проблемы российско-белорусской интеграции // Проблемы постсоветского пространства. 2019. №6. С. 244—258. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-3-244-258
6. Эпштейн В.А., Вильчинский А.С. Проблемные узлы интеграционного взаимодействия России и Белоруссии // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 1 (3). С. 22–34. DOI 10.20323/2658-7866-2020-1-3-22-34
7. Суздальцев А.И. Кризис Союзного государства Беларуси и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №3. С. 56–67. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-56-67.
8. Sutyrin V. Russia and Belarus: The “Post-Soviet” Interaction Model Is Exhausting Itself // The Russian International Affairs Council (RIAC). 01.07.2019. URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/russia-and-belarus-the-post-soviet-interaction-model-is-exhausting-itself
9. Березина Е. Союз открывает карты: Главы правительств России и Беларуси обсудят «дорожные карты» по дальнейшей экономической интеграции // Российская газета — Столичный выпуск. № 260(8018). 19.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/19/rossiia-i-belarus-obsudiat-dorozhnye-karty-po-ekonomiche skoj-integracii.html
10. Ткачев И. Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2021/606349f99a7947a9b6d1f95c
11. Стогней А. Россия против Белоруссии: чья экономика лучше, где меньше бедных, у кого больше картошки. 12.12.2019 URL: https://thebell.io/rossiya-protiv-belorussii-chya-ekonomika-luchshe-gde-menshe-bednyh-u-kogo-bolshe-kartoshki
12. Newnham R. Russia and Belarus: Economic Linkage in a Patron-Client Relationship // Journal of Belarusian Studies. 2020. .Vol. 9. No.1. P. 3–26. DOI: https://doi.org/10.30965/20526512-12340002
13. Polglase-Korostelev, G. The Union State: a Changing Relationship between Belarus and Russia // Journal of the Belarusian State University. International Relations. 2020. 2. P. 38–46. Retrieved from https://journals.bsu.by/index.php/internationalRelations/article/view/3170
14. Žulys A. Towards a Union State of Russia and Belarus // Lithuanian Foreign Policy Review. 2005. No.15–16. P. 148–169. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=22322
15. Неменцкий О.Б. «Последний союзник»: Российско-белорусские отношения на современном этапе // Контуры глобальных трансформаций. Вып. 5. Т. 9. 2016. С. 24-40. DOI: DOI: 10.23932/2542-0240-2016-9-5-24-40
16. Vieira A.A. Tale of Two Unions: Russia-Belarus Integration Experience and Its Lessons for the Eurasian Economic Union // Journal of Borderlands Studies. 2017. Vol.32, no.1. P. 41-53. DOI: https://doi-org.gate3.library.lse.ac.uk/10.1080/08865655.2016.1211959
17. Буконкин Д.А. Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство // Евразия. Эксперт. 03.03.2021. URL: https://eurasia.expert/chto-meshaet-belarusi-i-rossii-usilit-soyuznoe-gosudarstvo