Лекаренко О.Г. Декларация о европейской идентичности 1973 г. и Европейское политическое сотрудничество: роль внешнего фактора

Lekarenko O.G. Declaration on European Identity of 1973 and European Political Cooperation: the Role of External Factor

Сведения об авторе. Лекаренко Оксана Геннадьевна, д.и.н., доцент, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета, г. Томск. Круг научных интересов: история европейской интеграции, трансатлантические отношения, европейская безопасность.

Аннотация. В статье рассматривается влияние внешнего фактора на принятие Декларации о европейской идентичности от 14 декабря 1973 г. и развитие Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Анализируется содержание речи Г. Киссинджера о «Годе Европы» и реакция стран Западной Европы на американскую инициативу. Рассматривается влияние арабо-израильской войны 1973 г. на американо-западноевропейские отношения. На основе документов, принятых в рамках ЕПС, выявляется независимая позиция Европейского экономического сообщества (ЕЭС) по вопросу ближневосточного мирного урегулирования. Анализируется содержание и обстоятельства появления Декларации о европейской идентичности. Рассматривается влияние нефтяного кризиса на страны Западной Европы и трансатлантические отношения. Анализируется содержание принятой в июне 1974 г. формулы Гимниха, применявшейся в отношениях ЕЭС с третьими странами, включая США. Делается вывод о том, что американская инициатива «Года Европы» подтолкнула страны-члены Европейского сообщества к выработке Декларации о европейской идентичности, однако сопротивление американской инициативе оказалось недостаточной основой для развития независимой внешней политики ЕЭС.
Ключевые слова: «Год Европы», европейская идентичность, Европейское политическое сотрудничество, Европейское сообщество, Г. Киссинджер, нефтяной кризис, формула Гимниха.

Summary. The article examines the influence of an external factor on the adoption of the Declaration on European Identity of 14 December 1973 and development of European Political Cooperation (EPC). The content of Henry Kissinger’s «Year of Europe» speech and the reaction of Western European countries to the American initiative are analyzed. The article examines the influence of the 1973 Arab-Israeli war on the US-West European relations. Based on the documents adopted within the framework of the EPC, the independent position of the European Economic Community (EEC) on the issue of the Middle East peace settlement is revealed. The article analyzes the content and circumstances of the adoption of the Declaration on European Identity. The influence of the oil crisis on the countries of Western Europe and transatlantic relations is considered. The article analyzes the content of the Gimnich formula adopted in June 1974 and applied in relations between the EEC and third countries, including the United States. The author concludes that the American «Year of Europe» initiative pushed the member states of the European Community to formulate a Declaration on European Identity, but resistance to the American initiative proved to be an insufficient basis for the development of an independent foreign policy of the EEC.
Key Words: “Year of Europe”, European Identity, European Political Cooperation, European Community, Henry Kissinger, oil crisis, Gymnich formula.

 

Декларация о европейской идентичности 1973 г. и Европейское политическое сотрудничество: роль внешнего фактора

14 декабря 1973 г. страны-члены Европейского экономического сообщества (ЕЭС) приняли Декларацию о европейской идентичности. Большую роль в ее появлении сыграл внешний фактор, а именно политика США. В апреле 1973 г. помощник президента по национальной безопасности Г. Киссинджер, выступая перед редакторами агентства «Ассошиэйтед пресс» в отеле «Вальдорф — Астория» в Нью-Йорке, предложил объявить 1973 год «Годом Европы» и скрепить отношения между США и странами Западной Европы подписанием новой Атлантической хартии. В своей речи американский политик отметил, что послевоенное Атлантическое сообщество безопасности, основанное на общем восприятии угрозы, должно уступить место новому сообществу, скрепленному общими интересами, ценностями и перспективными задачами на будущее. Г. Киссинджер призвал к развитию трансатлантических отношений на основе всестороннего подхода, включающего как совместную оборону, так и политическое и экономическое сотрудничество. Большой резонанс вызвала часть выступления Г. Киссинджера, в которой он противопоставил США, имеющие глобальные интересы и обязательства, европейским странам с их региональными интересами. Главную роль в усилении трансатлантического сотрудничества Г. Киссинджер отдавал Организации Североатлантического договора (НАТО), а не отношениям с Европейским сообществом. Как подчеркнул американский политик, создание единой Европы не является самоцелью, а должно служить укреплению общего единства западных стран [1].
С началом 1973 г. положение Европейского сообщества заметно окрепло после вступления в его состав Великобритании, Дании и Ирландии. Оно могло не только на равных конкурировать с США в торгово-экономической сфере, но и ставило задачу продвигать коллективное участие западноевропейских стран в международной дипломатии через запущенный в 1970 г. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). В США с тревогой наблюдали за развитием данного процесса. Г. Киссинджер осознавал, что интересы Европы не всегда будут совпадать с интересами Америки и что единая Европа будет настаивать на европейском взгляде на мировые дела, что в свою очередь бросит вызов американской гегемонии в Атлантическом альянсе [2, p. 82, 86; 3, p. 131].
В странах Западной Европы инициативу «Года Европы» восприняли как попытку Вашингтона утвердить свою гегемонию, затормозить развитие ЕПС и заставить европейские страны пойти на уступки США по торговым и финансовым вопросам в обмен на сохранение ядерных гарантий и присутствие американских войск в Европе. Предложенный Г. Киссинджером всесторонний подход к трансатлантическим отношениям не учитывал специфику процесса европейской интеграции. Европейское сообщество могло вести диалог с США только по торговым вопросам, в других сферах европейские правительства сохраняли полную автономию. Европа была равной или почти равной США в экономическом отношении, но оставалась зависимой в оборонной сфере, что ослабляло переговорные возможности европейцев. Страны Западной Европы предпочитали вести отдельные переговоры в рамках соответствующих институтов (НАТО — военно-политические, ГАТТ — торговые, МВФ — финансовые вопросы) [4, p. 139–140].
Европейцы не хотели вступать в переговоры с США на условиях, предложенных Г. Киссинджером, и поспешили с тем, чтобы определиться с собственными интересами и выработать коллективный ответ Вашингтону. В итоге слово «хартия» было заменено на слово «декларация» (название «Атлантическая хартия» ассоциировалось с подписанным в 1941 г. лидерами США и Великобритании документом, скрепившем их союз против нацистской Германии). Европейцы отвергли американское предложение об одном документе, охватывающем одновременно военные, политические и экономические аспекты отношений, и предложили составить две декларации: об Атлантическом альянсе и об отношениях между США и Европейским сообществом. Параллельно в ЕЭС планировалось разработать третий внутренний документ о европейской идентичности [5, p. 243].
Cоставление декларации об отношениях США–ЕЭС было перенесено в ЕПС. 10 сентября 1973 г. министры иностранных дел ЕЭС одобрили проект декларации об отношениях США–ЕЭС и инструктировали Политический комитет продолжить работу над декларацией о европейской идентичности. В проекте декларации об отношениях США–ЕЭС был ясно изложен принцип, что США должны признать политическую роль Европы в мире и относиться к ней как к нечто большему, нежели дополнению к собственной политике [6, p. 385]. США были вынуждены принять предложение европейцев о составлении двух документов, но были недовольны двухуровневой процедурой (сначала выработка проекта декларации внутри сообщества и затем согласование с США) и невозможностью влиять на внутренние дискуссии в Европейском сообществе. Работа над составлением декларации об Атлантическом альянсе протекала значительно проще, так как США являлись членом НАТО. Проект соответствующей декларации был представлен в НАТО министром иностранных дел Франции М. Жобером 3 октября 1973 г.
Возможно, США и странам Западной Европы удалось бы согласовать текст обоих документов, если бы не начавшаяся 6 октября 1973 г. очередная арабо-израильская война. «Война Судного дня» вызвала острейший конфликт между атлантическими союзниками и приостановила работу над декларациями. В ходе военных действий Израиля с арабскими странами большинство государств Западной Европы дистанцировалось от политики США, направленной на поддержку Израиля. Другим последствием войны стал нефтяной кризис. К началу 1970-х гг. государства, входящие в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), научились выступать единым фронтом против западных нефтяных компаний в вопросах цен и контроля над нормами добычи нефти, следствием чего стал начавшийся рост цен на нефть. С началом арабо-израильской войны арабские страны сократили добычу нефти и ввели эмбарго на ее поставки в те страны, которые оказывали поддержку Израилю. Результатом такой политики стало резкое повышение цен на нефть, что больно ударило по экономикам западноевропейских стран.
6 ноября 1973 г. страны-члены ЕЭС приняли Декларацию по миру на Ближнем Востоке, в которой была сформулирована общая позиция европейских стран в отношении арабо-израильского конфликта. Проарабская декларация, принятая без предварительного согласования с США, призывала конфликтующие стороны к мирным переговорам в рамках ООН. В ней были перечислены основные условия мирного соглашения: недопустимость присвоения территорий силой; освобождение Израилем территорий, захваченных во время войны 1967 г.; уважение суверенитета, территориальной целостности и независимости каждого из государств региона и их права жить в мире в рамках безопасных и признанных границ; учет законных прав палестинцев [7, p. 300-301]. Приняв Декларацию по миру на Ближнем Востоке, европейцы впервые официально сформулировали независимое мнение ЕЭС по внешнеполитическому вопросу, которое шло вразрез с целями и интересами американской внешней политики.
Проблемам Ближнего Востока был посвящен и первый саммит ЕЭС, состоявшийся 14-15 декабря 1973 г. в Копенгагене. Копенгагенский саммит, на который были приглашены министры иностранных дел арабских государств, подтвердил позицию ЕЭС по миру на Ближнем Востоке от 6 ноября 1973 г. и дал старт европейско-арабскому диалогу по экономическим вопросам, включая поставки энергоресурсов [8, p. 377-378].
На том же саммите была принята Декларация о европейской идентичности, подготовленная Политическим комитетом ЕПС. Декларация характеризовала «девятку» как «сообщество ценностей», открытое для других европейских наций, которые разделяют те же идеалы и цели. В качестве общих ценностей назывались представительная демократия, право закона, социальная справедливость и уважение прав человека. В документе говорилось, что международная обстановка и растущая концентрация власти и ответственности в руках небольшого числа великих держав требуют от Европы объединиться и говорить одним голосом, чтобы быть услышанной и играть соответствующую роль в мире. Вторая часть декларации, озаглавленная как «Европейская идентичность в отношении к миру», обрисовывала принципы отношений ЕЭС с третьими странами или группами стран, включая США, с которыми «девятка» «намеревалась поддерживать конструктивный диалог и развивать сотрудничество на основе равенства». Документ заканчивался напоминанием о динамическом характере европейской конструкции [9, p. 93-97]. В декларации понятие «европейская идентичность» применялось по отношению к ЕЭС, то есть идентичность определялась скорее в политических, нежели культурных терминах [10, p. 245].
После принятия Европейским сообществом Декларации по миру на Ближнем Востоке арабские страны сняли ограничения на поставки нефти в страны сообщества (кроме Нидерландов, которые продолжали поддерживать Израиль), но цены оставались высокими. В декабре 1973 г. сраны ОПЕК вторично объявили о повышении цен на сырую нефть и пересмотрели нормы ее добычи. Нефтяной кризис привел к углублению депрессии в мировой экономике и особенно больно ударил по странам Западной Европы. США призвали западноевропейские страны к объединению в противостоянии нефтяному кризису. Сами страны-члены ЕЭС на саммите в Копенгагене не смогли выработать общие меры в ответ на энергетический кризис. Зависимость западноевропейских стран от поставок нефти из стран Ближнего Востока делала их зависимыми от процесса ближневосточного урегулирования, который, в свою очередь, зависел от способности США надавить на Израиль.
Нефтяной кризис позволил США восстановить свое лидерство в западном блоке. В странах Западной Европы понимали, что выход из экономического кризиса невозможен без сотрудничества с крупнейшей экономикой мира. По инициативе США 11-14 февраля 1974 г. в Вашингтоне состоялась энергетическая конференция. В ходе конференции большинство стран-членов ЕЭС согласилось с американскими предложениями об институционализации энергетического сотрудничества. По итогам работы конференции была учреждена координирующая группа, которая стала основой для создания в ноябре 1974 г. Международного энергетического агентства. Странам-потребителям нефти постепенно удалось добиться отмены нефтяного эмбарго и склонить страны ОПЕК к диалогу, а не конфронтации с Западом.
После нефтяного шока и Вашингтонской энергетической конференции европейцы сдались в попытках сформулировать общую политику в отношении США. Однако сообществу следовало решить проблему, как в рамках ЕПС принимать американские взгляды в расчет, не подрывая автономности процесса принятия решений. 20–21 апреля 1974 г. на неформальной встрече министров иностранных дел под Бонном (в замке Гимних) была найдена так называемая формула Гимниха, предусматривавшая возможность проведения консультаций с третьей стороной по мере необходимости и при наличии консенсуса. На встрече в Гимнихе также было принято решение о том, что работа над декларацией по НАТО должна быть продолжена.
Официально текст формулы Гимниха был опубликован по итогам следующей встречи министров иностранных дел стран-членов ЕЭС 10–11 июня 1974 г. В нем говорилось: Если один из членов ЕПС поднимет вопрос об информировании или консультациях с союзным или дружественным государством, «девятка» может обсудить данный вопрос и по достижении соглашения уполномочить страну, председательствую в ЕЭС, провести консультации от ее имени [11, p. 97–98]. На практике это означало, что лояльное по отношению к США государство получало возможность удалить вопрос, не устраивающий Вашингтон, из европейской повестки дня и перевести его на двусторонний уровень. Таким образом, формула Гимниха подтвердила невозможность проведения европейской внешней политики, идущей вразрез с американскими интересами.
19 июня 1974 г. на саммите НАТО в Оттаве была одобрена Декларация об атлантических отношениях, которая поставила точку под «Годом Европы». Оттавская декларация, подписанная главами государств и правительств стран-членов НАТО в Брюсселе 26 июня 1974 г., подтвердила неделимость обороны Североатлантического альянса, вовлеченность США в европейские дела, готовность усиливать практику дружественных и своевременных консультаций, подчинение экономических различий между союзниками интересам совместной безопасности. Декларация признавала, что дальнейшее движение к европейскому единству со временем должно оказать благотворное влияние на вклад членов Европейского сообщества в совместную оборону Альянса [12].
Подписание Оттавской декларации было не тем, что Г. Киссинджер предлагал изначально, однако она все же стала победой атлантической концепции над европейскими политическими устремлениями [13, p. 322]. В декларации не упоминалась особая политическая роль Европы в международных делах. Европейцы отказались от попыток воздействовать на мирный процесс на Ближнем Востоке и решили воздерживаться от всех политических вопросов в европейско-арабском диалоге. Таким образом, на Ближнем Востоке «девятка» признала разделение труда с США, которые отвечали за мирное урегулирование арабо-израильского конфликта, а европейцы ограничили свое участие экономической сферой [13, p. 338-339].
«Год Европы» стал разочарованием как для США, так и для стран Западной Европы. Американская инициатива бросила вызов европейским странам, которые в ответ решили углублять политическое сотрудничество в рамках ЕЭС. В Вашингтоне опасались, что единая Европа может стать не только экономическим соперником, но и политическим конкурентом США. Американские страхи оказались преувеличенными. Национальные интересы европейских государств, перевешивавшие общеевропейские интересы, и зависимость стран Западной Европы в оборонной сфере от США и НАТО не дали европейскому политическому единству пойти дальше риторики. Как только европейские страны почувствовали, что смогут лучше защитить свои интересы в согласии с США, европейское единство быстро испарилось. В итоге Соединенным Штатам удалось сохранить свое лидерство в Североатлантическом альянсе, а европейцы осознали, что сопротивление американской инициативе «Года Европы» является недостаточной основой для интегрированной внешней политики и что объединение против США невозможно.

Библиографический список

1. Address Given by Henry A. Kissinger (New York, 23 April 1973). URL: https://www.cvce.eu/content/publication/2002/9/30/dec472e3-9dff-4c06-ad8d-d3fab7e13f9f/publishable_en.pdf
2. Kissinger H. The White House Years. L., 1979.
3. Kissinger H. Years of Upheaval. L., 1982.
4. Ludlow N. P. The Real Years of Europe? U.S. — West European Relations during the Ford Administration // Journal of Cold War Studies. 2013. Vol. 15. №3.
5. The Strained Alliance: U.S. — European Relations from Nixon to Carter / Ed. by M. Schulz, T.A. Schwartz. Wash., Cambridge, 2010.
6. Text of European Community’s Proposal on Relations with the US // The New Europe and the United States: Partners or Rivals / Ed. by G. Mally. Lexington, 1974.
7. Statement by the Nine Foreign Ministers on the Situation in the Middle East, Brussels, 6 November 1973 // European Foreign Policy: Key Documents / Ed. by C. Hill and K. E. Smith. London, N.Y., 2000.
8. Communique of European Community ‘Summit’ Meeting. 15 December 1973 // The New Europe and the United States: Partners or Rivals / Ed. by G. Mally. Lexington, 1974.
9. Declaration on European Identity by the Nine Foreign Ministers, Copenhagen, 14 December 1973 // European Foreign Policy: Key Documents / Ed. by C. Hill and K. E. Smith. London, N.Y., 2000.
10. Gfeller A.E. A Contested Identity: France and the Year of Europe, 1973–1974 // The Road to a United Europe: Interpretations of the Process of European Integration. Brussels, 2009.
11. Text of the Gymnich Formula, 10–11 June 1974 // European Foreign Policy Key Documents / Ed. by C. Hill and K. E. Smith. L.; N.Y., 2000.
12. Declaration on Atlantic Relations Issued by the North Atlantic Council (“The Ottawa Declaration”), 19 June 1974. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_26901.htm?
13. Mockli D. European Foreign Policy during the Cold War: Heath, Brandt, Pompidou and the Dream of Political Europe. L., 2009.