Смагина А.П., Яковлева И.П. Занятия по краеведению в школе как фактор формирования территориальной идентичности (на примере курса «кубановедение»)

Smagina A.P., Yakovleva I.P. Local Lore Classes at School as a Factor in the Formation of Territorial Identity (on the Example of the Course “Kuban Studies”)

Сведения об авторах. Смагина Алена Петровна, студентка 1 курса Кубанского государственного технологического университета, направление «Социология»; Яковлева Ирина Павловна, к.и.н., доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар.

Аннотация. Территориальная идентичность занимает важное место в структуре социальной идентичности личности. Она связана с такими противоречивыми проявлениями, как любовь к малой родине, патриотизм, с одной стороны, и сепаратизм, с другой. В современных условиях возросла потребность в выработке эффективных средств воздействия на территориальную идентичность населения всех регионов страны, и, прежде всего, занимающих фронтирное положение. Одним из таких механизмов выступают занятия краеведением, ведущую роль в организации которых традиционно занимает школа. В Краснодарском крае преподавание краеведческой дисциплины «кубановедение» входит в учебный план и занимает достаточно большой объем учебной нагрузки у учащихся с 1 по 11 класс. Разработано методическое обеспечение проведения данной дисциплины. Проводятся дополнительные внеклассные мероприятия, конкурсы.
Об эффективности проделанной профильным министерством и учебными заведениями в этом направлении работе свидетельствуют не только сформированные у учеников компетенции, их отношение к региону, но и их удовлетворенность содержательными и методическими аспектами проведения занятий по кубановедению. Проведенное среди выпускников кубанских школ социологическое исследование позволило сделать определенные выводы по данной проблеме. Авторы статьи, признавая важность для любого человека приобретать обширные знания о территории своего проживания, рассматривая данный блок знаний неотъемлемой частью школьного образования, тем не менее демонстрируют скептическое отношение непосредственно к практике проведения уроков по кубановедению.
Ключевые слова: территориальная идентичность, краеведение, система образования.

Summary. Territorial identity occupies an important place in the structure of a person’s social identity. It is associated with such contradictory manifestations as love for a small homeland, patriotism on the one hand and separatism on the other. In modern conditions, there is an increased need to develop effective means of influencing the territorial identity of the population of all regions of the country, and, above all, those occupying a frontier position. One of these mechanisms is the local history classes, the leading role in the organization of which is traditionally occupied by the school. In the Krasnodar Territory, the teaching of the local history discipline of Kuban studies is included in the curriculum and takes up a fairly large amount of academic load for students from 1st to 11th grade. The methodological support of this discipline has been developed. Additional extracurricular activities and competitions are held.
The effectiveness of the work done by the relevant ministry and educational institutions in this direction is evidenced not only by the competencies formed by the students, their attitude to the region, but also by their satisfaction with the content and methodological aspects of conducting classes in Kuban studies. A sociological study conducted among the graduates of Kuban schools allowed us to draw certain conclusions on this problem. The authors of the article conclude that while recognizing the importance for any person to acquire extensive knowledge about the territory of their residence, considering this block of knowledge an integral part of school education, they nevertheless demonstrate a skeptical attitude directly to the practice of conducting lessons in Kuban studies.
Keywords: territorial identity, local history, education system.

 

Занятия по краеведению в школе как фактор формирования территориальной идентичности (на примере курса «кубановедение»)

Среди факторов формирования территориальной идентичности исследователи называют рефлексию территории проживания, ее особенностей, территориальных маркеров, восприятие территориальной культуры и менталитета. Они позволяют личности не только создать свой образ определенной местности, но и найти ее в системе географических, политических и социальных координат, определить свою социокультурную принадлежность, осознать общность территориальных интересов, территориальную солидарность с другими членами социально-территориальной общности.
В последние годы в России много внимания уделяется выработке механизмов воздействия на процесс формирования территориальной идентичности. В условиях интенсификации темпов глобализации, постоянных экономических и политических кризисов, трансформации ценностно-нормативной подсистемы общества проблемы в социальной идентификации практически неизбежны. Как отмечают В.Н. Муха и К.А. Чернявская, незавершенность, изменчивость, «текучесть» современной реальности сказывается на состоянии идентичности индивидов и сообществ, которая также приобретает черты структурной неопределенности, незавершенности, той самой «текучести» [1, с. 46].
С территориальной идентичностью связан широкий круг значимых для личности и общества явлений: от любви к малой Родине в случае локального ее уровня до патриотизма и гражданской активности на уровне государственной идентичности. С другой стороны, как показала новейшая история нашей страны, мобилизация территориального сознания населения может быть использовано определенными политическими силами в своих интересах, стать основанием для сепаратистских тенденций. Поэтому справедливо что в поликультурной, поликонфессиональной, полиэтнической стране с сильной социально-экономической дифференциацией регионов, государство вынуждено уделять особое внимание формированию территориальной идентичности с учетом интересов как локальных сообществ, так и Российской Федерации в целом. По мнению Т.Н. Чунихиной, в Краснодарском крае сложилась обширная нормативно-правовая система государственного регулирования, поддержки, развития и сохранения традиционной национальной культуры, которая позволит самореализоваться каждому народу посредством различных форм национально-культурного самоопределения и самовыражения. Одной из целей регулирования этой сферы является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [2, с. 208].
Решению данной проблемы должны способствовать краеведческие дисциплины [3, с. 330]. Краеведение — отрасль знания, занимающаяся всесторонним изучением определенной части страны (малой территории: административного региона, населенного пункта). В отличие от научных дисциплин исследованиями в области краеведения занимаются как профессиональные ученые, так и обыкновенные местные жители — энтузиасты.
Небольшие размеры объекта изучения накладывают отпечаток, как на процесс, так и на результат исследования. В масштабах области / края / населенного пункта явственнее сказывается зависимость исследуемых явлений от местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природных, а также социальных характеристик территории. Теоретический и эмпирический материал о регионе аккумулируется в научных и научно-популярных работах и становится основой для учебных курсов по краеведению для различных возрастных групп.
В практике современной России краеведение активно интегрируется в систему образования в качестве регионального компонента учебных программ. Просветительскую и образовательную работу в этом направлении ведут музеи, библиотеки, различные общественные организации. При этом акцент делается не столько на информационной функции данной деятельности, сколько на ее воспитательные задачи, например воспитание «особого отношения общества к месту своего обитания, ощущения каждым его членом причастности к обустройству своей большой и малой родины…» [4, с. 46] или «мотивации к осознанному нравственному поведению» [5, с. 140].
На Кубани зарождение краеведческой деятельность совпало с переселением в регион Черноморского (в последствие Кубанского) казачьего войска. Первой из работ в данной области считают «Ведомость о положении Таманской и Кубанской земель», составленную М.С. Гуликом в июле 1792 г. по результатам экспедиции [6, с. 84]. С тех пор благодаря усилиям как государственных институций, так и общественных объединений был накоплен богатый фактологический материал по истории, природоведению, социально-экономическому и политическому развитию региона. Более того, краеведы-энтузиасты Кубани стали движущей силой многих позитивных изменений в крае. Так, борьба за создание первого высшего учебного заведения в Кубанской области была связана с деятельность краеведческих обществ и в частности с усилиями известного в регионе краеведа-любителя П.В. Миронова [7].
Изначально краеведческая работа в регионе проходила в тесной межкультурной и межэтнической интеграции. Как отмечают А.С. Бочкарева, З.Я. Емтыль и Ю.В. Хотина, в становлении советского национального краеведения в 20-е гг. ХХ в. большую роль сыграла адыгская интеллигенция. На территории Адыгейской автономной области, ранее Майкопском отделе Кубанской области, повсеместно возникали разные по формам и масштабам краеведческие организации, которые ставили перед собой единые задачи: всесторонне изучить родной край, распространять знания об Отечестве в народе [8, с. 1521].
В новейший период истории активизация интереса в области краеведения во многом была связана с процессом возрождения казачества. Этот факт имел как позитивное, так и негативное значение. Появление большого количества научных исследований, информации собранной фольклорными коллективами, военными и военно-историческими обществами, введение в учебную программу средних и высших учебных заведений курсов истории кубанского казачества, не только расширили источниковую базу, но и оказали позитивное влияние на сохранение исторической памяти социально-территориальной общности.
С другой стороны, как это происходило и в других регионах страны, в учебных программах краеведческих дисциплин акцент делался на культурном наследии так называемого «титульного» этноса — казачества [3, с. 331], нарушая тем самым принцип мультикультурализма. Эта тенденция отражала позицию региональных властей: в Уставе края в редакции 2001 г. в статье 2 присутствовала следующая формулировка: «Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества…» [9].
Перегибы процесса возрождения казачества привели к фальсификации из социально-классовых и этнических интересов определенных периодов и событий истории. Предпринимались попытки реабилитации пособников нацистско-фашистских захватчиков вплоть до установки памятников «борцам с советской властью», на что указывал в своей работе С.Г. Степаненко [10, с. 47].
За последнее десятилетие профильное региональное министерство упорядочило собранную информацию и разработало методические материалы по преподаванию кубановедения для различных возрастных групп. Перечень учебно-методических пособий по данному предмету, рекомендованных Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и соответствующих ФГОС включает 57 изданий, в том числе учебные пособия, атласы, рабочие тетради, видеофильмы, интерактивные пособия, книги для чтения, научно-популярные издания для учащихся и программы и методические пособия для учителей [9]. Методические издания содержат материалы для дошкольных учреждений, однако в большинстве своем они представлены программно-методическими комплексами по кубановеднию для учащихся средних учебных заведений с 1 по 11 класс.
Анализ образовательной документации СОШ Краснодарского края показал, что данная дисциплина является региональным компонентом, входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, и преподается в объеме 1 академический час в неделю с 1 по 11 класс. Помимо этого, краеведческая направленность присутствует и в плане воспитательной работы кубанских школ. Активизировать деятельность учащихся в данном направлении призваны и регулярно проводимые Администрацией края и профильным министерством олимпиады и конкурсы по кубановедению. Для сравнения были изучены учебные планы школ соседних Ростовской области (ранее область Войска Донского) и республики Адыгея. Отдельных учебных курсов по краеведению в учебных планах выявлено не было, информация о регионе присутствует в рамках других дисциплин, а также во внеклассных занятиях. В республике региональный компонент реализуется через дополнительные занятия по национальному языку и литературе.
Соответственно, можно сделать вывод, что в Краснодарском крае большое внимание уделяется просвещению молодежи, формированию у ее научно обоснованных знаний о регионе, воспитанию патриотизма в отношении малой родины. Однако для успешного достижения поставленных целей важно отношение самих обучающихся к данной дисциплине, их удовлетворенность как информацией, которую содержит учебный курс, так и методами обучения.
С целью изучения отношения молодежи к урокам кубановедения и его места в изучении истории, культуры, общественной жизни Кубани было проведено социологическое исследование. Основным методом, используемыми в данной работе стали анкетный опрос студентов 1 курса Кубанского государственного технологического университета. В анкетировании приняли участие 129 человек. Из них 55,2% составили женщины, 44,8% — мужчины. 51,7% опрошенных — жители сельской местности и 48,3% — городской.
Согласно полученным данным большинство бывших учеников кубанских школ относительно позитивно относятся к проведению уроков кубановедения, где изучают географию, историю, экономику и другие сферы жизнедеятельности края: 34,48% опрошенных студентов заявили, что относятся позитивно, еще 58,62% — скорее позитивно, чем негативно. Скорее негативно, чем позитивно воспринимают данный компонент учебного плана 3,45% респондентов. Столько же студентов затруднились ответить на вопрос. Опрошенных с однозначно негативной реакцией по отношению к изучению кубановедения выявлено не было.
Эффективность познавательной деятельности во многом определяется мотивированностью учащегося. Проведение уроков кубановедения по мнению опрошенных студентов направлено прежде всего на воспитание любви к малой Родине, патриотизма — об этом заявили 75,9% респондентов. О роли данной дисциплины в воспитании бережного отношения к природе и историческому наследию края говорили 55,2% студентов. 51,7% отмечают ее роль в расширении кругозора учащихся. Как формирование у учащихся навыков усвоения и переработки информации основную цель курса называют 37,9% опрошенных. Наименьшее количество человек (24,1%) видят в кубановедении возможность развития умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте.
У 93,1% представителей данной выборочной совокупности в период обучения в школе занятия по данной дисциплине проводились в полном объеме. При этом нравились эти уроки 27,6% респондентов, еще 34,5% они скорее нравился, чем нет. Не нравились полностью либо частично уроки кубановедения 31% студентов (из них скорее не нравились — 24,1%, абсолютно не нравились — 6,9%).
Опрошенные полностью разделяя мысль о необходимости для личности обширных знаний о территории своего проживания и рассматривая данный блок знаний важной частью школьного образования, тем не менее демонстрируют скептическое отношение непосредственно к практике проведения уроков по кубановедению. Полные данные вопросов, отражающих отношение респондентов к практике проведения уроков по кубановедению в школе представлены в таблице 1.

Таблица 1. Отношение к урокам кубановедения, проводимым в школе, %

Полностью согласен Скорее согласен, чем нет Скорее не согласен Полностью не согласен
Каждому человеку необходимо знать как можно больше о регионе, в котором он живет 62,07 34,48 3,45
Уроки кубановедения являются важной частью образования школьников 27,59 48,28 20,69 3,45
Уроки кубановедения являются бесполезной тратой учебного времени 20,69 24,14 31,03 24,14
Занятия по кубановедению должны быть факультативными, только для тех, кто этого хочет 34,48 27,59 31,03 6,9

 

Подобное отношение может быть связано как с возможными недостатками в качестве или форме проведения уроков, так и с более важной для края проблемой: высокий уровень миграции привел к тому, что значительная часть учащихся переехала в край либо является первым поколением семьи родившимся здесь, и следовательно, в силу семейных традиций, не имеют тесной связи с данной территорией, не идентифицирующей себя с ней.
Оценивая объем часов выделяемых на изучение кубановедения студенты полагают, что в школьной программе уроков по данной дисциплине достаточно (72,4%). Избыточным (больше, чем нужно) его считают 17,2% опрошенных. Испытывают дефицит информации и полагают, что их меньше, чем нужно 6,9% респондентов. Еще 3,5% затрудняются ответить на вопрос.
Наибольший интерес у опрошенных вызвали такие разделы дисциплины как археология, мифология, культура Кубани (55,2%), жизнь и быт казаков (48,3%), география Краснодарского края (41,4%). Несколько меньший интерес проявили респонденты к истории Кубани с древнейших времён до конца XX века (37,9%), литературной норме и особенностям кубанских говоров (27,6%), и символам Краснодарского края (27,6%). Не заинтересовали большинство студентов литература Кубани (17,2%) и летопись Кубанского казачьего войска (3,4%).
Очень важны для успешного усвоения дисциплины и удовлетворенности этим процессом учащихся методы, которые используют педагоги для проведения уроков. Как показал опрос чаще всего в учебном процессе по данной дисциплине учителя ориентируют обучающихся на работу с учебником, демонстрируют им презентации по теме занятия и показывают тематические видеофильмы. Полное распределение ответов на вопрос: «Какие методы использовались учителем при проведении уроков кубановедения?» представлены в таблице 2.

Таблица 2. Методы, используемые в процессе преподавания кубановедения

Варианты ответов Процент наблюдений
изучение учебника 65,5%
презентации 65,5%
демонстрации видеофильмов 58,6%
экскурсии 44,8%
составление докладов, рефератов 44,8%
игры, викторины 27,6%
выполнение исследовательских или творческих работ 20,7%
кейс-технологии (изучение конкретных ситуаций, документов) 17,2%
другое 3,2%

(Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Из таблицы 2 видно, что методы активного обучения используются преподавателями в рамках данной дисциплины недостаточно часто, что снижает вовлеченность учеников, не дает им в полной мере раскрыть свой потенциал.
Помимо аудиторной работы процесс обучения по всем дисциплинам предполагает самостоятельную работу учащегося. Согласно полученным ответам респондентов, по собственной инициативе для изучения края, его прошлого и настоящего посещали музеи, выставки 62,1%, смотрели документальные фильмы о крае 51,7%, читали статьи, книги о различных сторонах жизни края 41,4%, совершали экскурсионные поездки по достопримечательностям 37,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что при обилии в крае различных фольклорных коллективов, как казачьих (Кубанский казачий хор, Криница и т.д.), так и национальных меньшинств (например, ансамбли греческого танца «Эльпида», «Понтос»), лишь 17,2% бывших учеников кубанских школ посещали их выступления. Не занимались самостоятельным изучением края 13,8 опрошенных.
Результатами совместной работы учителей и учащихся на занятиях по краеведению, безусловно, является уровень знаний последних по предмету. Опрошенным было предложено оценить свой уровень знаний о Краснодарском крае. Только 3,4% охарактеризовали его как «отличный». О знаниях на оценку «хорошо» заявили 48,3% студентов. Как удовлетворительные их оценили 34,5%, как плохие — 13,8%. Полученные результаты, на наш взгляд, считать успешными нельзя.
Для того чтобы понять, как, по мнению опрошенных, можно совершенствовать процесс преподавания кубановедения, и повысить эффективность занятий, студенты указали, что нужно сделать, чтобы вызвать интерес к изучению родного края. Предложенные студентами меры представлены в порядке убывания их рейтинга (сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов):
1. организовывать поездки по историческим и природным достопримечательностям края — 93,1%;
2. организовывать экскурсии по музеям быта Кубани — 65,5%;
3. показывать фильмы о Кубани — 34,5%;
4. организовывать экскурсии на предприятия (заводы, фабрики, фермерские хозяйства) — 24,1%;
5. посещать концерты фольклорных коллективов — 20,7%;
6. организовывать встречи с выдающимися земляками (ветеранами труда, войны, учеными и т.д.) — 17,2%.
Полученные данные позволяют говорить о приоритете зрительно-образного восприятия у учащихся. Они также демонстрируют возросшую роль культурного туризма в формировании интереса к территории. Вместе с тем, они отражают и недооценку респондентами познавательных возможностей межличностного общения с теми, кто внес значительный вклад в развитие региона.
Таким образом, школьные занятия краеведением, расширяя представления о территории проживания, воспитывая любовь к малой родине, безусловно, оказывают влияние на формирование территориальной идентичности учащихся. Они способствуют адаптации к новым природным и социальным реалиям детей мигрантов, что в условиях традиционно высокого миграционного потока крайне важно. Однако и на уровне государственных органов, и в самих учебных заведениях важно отслеживать как содержательный, так и методологический аспекты преподавания краеведческих дисциплин.

Библиографический список

1. Муха В.Н., Чернявская К.А. Идентичность поколений: конфликтный потенциал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №1. С. 45–48.
2. Чунихина Т.Н. Правовые основы регулирования традиционной народной культуры (на примере Краснодарского края) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №5 (43): в 3-х ч. Часть ⅠⅠⅠ. С. 207–211.
3. Абукина Т.В. Роль краеведения в формировании этнической и гражданской идентичности школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №61. С. 330–334.
4. Холодцова И.И. Роль краеведения в самовоспитании современной молодежи // Образование и саморазвитие. 2009. №3 (13). С. 43–47.
5. Пуртова Л.В. Значение историко-культурного стандарта в преподавании кубановедения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. №S1.
6. Ратушняк Т.В. Становление и развитие краеведения на Кубани в конце ХVIII — первой трети XX вв. // Голос минувшего. 2007. №3–4. С. 83–94.
7. Куценко И.Я., Яковлева И.П. П.В. Миронов — председатель общества попечения о Кубанском политехническом институте. Краснодар, 2008.
8. Бочкарева А.С., Емтыль З.Я., Хотина Ю.В. Краеведение Северного Кавказа как фактор интеграции в советское геополитическое пространство (к истории адыгской интеллигенции) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №111. С. 1520–1532.
9. Устав Краснодарского края (В редакции Законодательного собрания Краснодарского края от 04.01.2001 №331-КЗ). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=140008130&backlink=1&&nd=140002950
10. Степаненко С.Г. Коллаборационизм на Кубани в период оккупации (1942–1943 гг.) // Социально-гуманитарный вестник. Межвузовский сборник научных статей. Краснодар, 2009. С. 47–55.
11. Кубановедение // Сайт Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. URL: https://minobr.krasnodar.ru/obrazovanie/obsh-obrazov-shkoly/kubanoved-opk