Yastrebova U.V. The Role of Religious Symbols in the Cultural Landscape (on the Example of Sicily)
Сведения об авторе. Ястребова Ульяна Викторовна, студентка IV курса обучения (выпускник-бакалавр) Института философии СПбГУ, направление «Культурология», профиль «культура Италии», г. Санкт-Петербург.
Аннотация. В данной статье вопросы формирования региональной идентичности рассматривается через призму культурного ландшафта. Предметом исследования являются религиозные традиции как образы-символы, актуализируемые в культурной памяти региона. Поставлена цель выявить особенности формирования региональной идентичности Сицилии на основе определенных практик в системе образов культурного ландшафта. Актуальность исследования заключается в обращении к региональной идентичности в контексте культурной памяти, что находится в русле проблем современной культуры, обусловленных разнонаправленными тенденциями. По результатам проделанной работы автор приходит к выводу, что культурная память острова служит своеобразным хранилищем коллективных воспоминаний, образов-символов, конституирующих уникальное восприятие региональной культуры и значимых мест, мнемотопов, топографических текстов. Актуализация образов, бытующих в культурно-ценностной парадигме Сицилии, напрямую влияет на чувство единства населения, являясь ведущим механизмом в процессе формирования и упрочнения идентичности.
Ключевые слова: культурный ландшафт, идентичность, образ-символ, религиозные праздники, культурная память, восприятие.
Summary. This article is concerned with the study of the problem of identity in the culture of Sicily. Identity is viewed through the prism of the formation of the cultural landscape. The study of the concept is carried out based on phenomenology, cultural studies, cultural geography, which highlight the problems of the cultural landscape and regional identity. The object of the research is the cultural landscape of Sicily, and the subject is religious traditions as images that are actualized in the cultural memory of the region. The goal is to identify the features of the formation of the regional identity on the basis of certain practices in the system of images of the cultural landscape. The relevance of the study lies in appealing to regional identity in the context of cultural memory which reflects the problems of modern culture. Cultural memory is a kind of repository of collective memories and images that constitute a unique perception of regional culture and significant places. The actualization of images that exist in the value paradigm of Sicily directly affects the sense of unity being the leading mechanism in the process of forming identity.
Key words: сultural landscape, identity, image, religious festivals, cultural memory, perception.
Роль религиозных образов-символов в культурном ландшафте (на примере Сицилии)
Культурный ландшафт является необходимым понятием при изучении региональных особенностей культуры, в частности для предлагаемого исследования культурного ландшафта Сицилии. Он формируется благодаря определенным образам, их бытие в культуре «неотделимо от процесса символизирования среды» [1, с. 371]; в нем сохраняются и находят свое воплощение образы-символы культуры. Ландшафт, понимаемый как место в физическом смысле, так и место памяти, держится единством его восприятия и воспроизводства в культурной памяти. В ритуале воспроизводится его символическая природа; можно сказать, что ритуал обусловливает процессы идентификации. Поэтому обряды и ритуалы могут выступать средством «проговаривания» образов-символов культуры, так как они актуализируются в памяти коллектива и пространстве культурной памяти.
В культурной памяти Италии сохраняется сицилийская идентичность. Культурная память, понимаемая как система топосов, вбирает в себя их региональное выражение. Сицилийцы определяют себя прежде всего как сицилийцы, и это обусловливает динамичность воспроизводства культурной памяти. Методологическим основанием исследования культурного ландшафта, на наш взгляд, должна быть феноменологическая традиция, так как ландшафт — форма нашего восприятия, то есть пространство, воплощенное в образах памяти — индивида, коллектива, культуры. Мир мы воспринимаем пространственно, само наше восприятие обусловлено пространством. Цель работы заключается в попытке рассмотрения определенных практик в системе образов культурного ландшафта для дальнейшего выявления особенностей формирования региональной идентичности Сицилии. Для этого необходимо рассмотреть связь культурной памяти с процессами формирования региональной идентичности и выявить артефакты, памятники культуры, которые являются символическими значимыми для сохранения культурного ландшафта Сицилии носителями смыслов.
Обращаясь к философии М. Хальбвакса, находим, что восприятие — неотъемлемый механизм, обеспечивающий работу памяти, который формирует и реконструирует образы. Французский философ связывал память с социальной реальностью, говоря о том, что коллективная память базируется на общих рамках памяти общества, память индивидуальная встроена в социальный контекст, а образы прошлого суть социокультурные символы. М. Хальбвакс [2, с. 52] отмечал ведущую роль социальной группы в организации и сохранении прошлого в памяти, поскольку именно коллектив обладает необходимыми мнемоническими инструментами. Например, сакрализация пространства обеспечивает символическое единство социальной группы, а коллективная память запечатлевает в себе образы символического единства. Поэтому механизмы памяти должны рассматриваться в контексте не только индивидуального восприятия, но и коллективного. Одна из форм коллективной памяти, культурная память, будучи подвижным, динамичным феноменом, инструментом трансляции культурных смыслов, сохраняет в себе образы ландшафта, бытие которого зафиксировано в сознании индивидов. Благодаря воспроизведению знаний, традиций, ритуалов происходит «укоренение» в поле культурной памяти и, соответственно, культурной идентичности.
Развивая эти идеи, в рамках феноменологии культурный ландшафт рассматривает Л. Е. Артамошкина, указывая на то, что ландшафт возможен благодаря воспринимающему сознанию. Исследовательница пишет [3, c. 179], что восприятие пространства является частью ментальности культуры и неразрывно связано с определенной традицией. Оно напрямую зависит от воспринимающего субъекта и от культуры, чьим порождением он является, от той или иной эпохи, в рамках которой это восприятие ландшафта возможно. Более того, восприятие мира осуществляется из точки местоположения воспринимающего сознания, «взгляд» которого обусловлен моментами самоопределения, и с помощью взгляда ландшафт запечатлевается в индивидуальной или коллективной памяти. Процессы актуализации опираются на осознанную необходимость самопонимания, что требуется для доступа к пространству памяти, системе топосов. Итак, образ ландшафта укореняется в индивидуальной и коллективной памяти благодаря воспринимающему субъекту, образы требуют усилия памяти. То есть ландшафт возможен именно благодаря взгляду, восприятию, где топос — условие исхождения восприятия.
Как писал [4, р. 20] канадский географ Э. Рельф, подобные пространства — это экзистенциальные, аутентичные явления; значимые, но отнюдь не упорядоченные контексты повседневной жизни. Они представляют собой территории значений и символов, которые возникают из опыта жизни. Эти значения включают в себя ощущение принадлежности к конкретному месту, собственная идентичность которого также связана с его ландшафтами и деятельностью. Это чувство единства оказывает сильное формирующее и поддерживающее влияние в трудные времена, а также способствует укреплению идентичности. Некоторые исследователи называют культурный ландшафт живым свидетельством социальной истории, основываясь на идее о таком взаимодействии. Хотя существуют реликтовые ландшафты, большинство культурных суть живые, то есть они меняются с течением времени, что приводит к эффекту серийности слоев, каждый из которых может рассказать историю общества за отдельный промежуток времени и определить отношения между людьми и природой. К. Тейлор подчеркивает [5, р. 7], что ландшафты действительно отражают деятельность человека и пронизаны культурными ценностями. Они сочетают в себе элементы пространства и времени и представляют собой политические, а также социальные и культурные конструкции. По мере того, как они развивались, изменялась и деятельность человека, ландшафты приобретали множество смысловых слоев, которые можно проанализировать с помощью исторических, археологических, географических и социологических методов.
Таким образом, важно, во-первых, осознание того, что именно места, традиции и повседневная деятельность людей создают богатую культурную ткань жизни, а во-вторых, признание ценности мест повседневных практик, которые сопровождают чувство места и идентичности (так как идентичность имеет решающее значение для восприятия и ощущения места). Характер ландшафта отражает ценности людей, которые его сформировали и продолжают в нем жить. Культура выступает как формирующая сила, и ее бытие неразрывно связано с порождением смыслов. Ландшафт — это культурное выражение, которое не возникает случайно, а создается непосредственно в результате человеческой деятельности и благодаря включению тех или иных значений в общее пространство памяти. Ландшафт и идентичность — неотъемлемые компоненты нашей культуры, единое целое. Поэтому для поддержания благополучия в обществе необходимо поддерживать существующую систему смыслов, традиций, которые формируются в культурном ландшафте.
Переходя непосредственно к анализу сицилийской культуры, важно отметить, что невозможно обосновать теоретическую сущность христианского наследия в культуре современной Сицилии и объяснить ее механизмы, руководствуясь каким-то одним принципом. Сицилия — регион, являющийся частью доязыческой, античной, христианской (католической) культур, а также византийской и глобальной христианской культуры. То есть Сицилия предстает как сложное, синтетическое культурное образование, которое вбирает в себя опыт множества культур и в котором по-своему используются различные средства актуализации исторического и культурного наследия. Однако через какие символы, какие приемы и стратегии конструируется время, история и идентичность на Сицилии? В каких представлениях об истории, времени, памяти, памятниках, наследии проявляется региональная идентичность?
Религиозные праздники в честь святых покровителей городов, проводимые на Сицилии, относятся к конкретным персонам и событиям, запечатленным в культурной памяти региона. Когда организовываются масштабные празднования, торжества, шествия, страстный язык религиозного дискурса становится доминирующим топосом, где локализуется память; так образы-символы перечитываются и переосмысливаются. Следовательно, объект-событие раскрывает свою природу только будучи вписанным в определенный порядок дискурса, который организует значительные области коллективной и культурной памяти, управляет различными практиками и контекстами. Это такой порядок времени-пространства, в котором объект связан через символические связи с другими объектами, придающими культурному пространству монументальность, но в то же время многомерность и насыщенность символическими образами, тем самым обусловливают процесс коммеморации.
Праздники в честь святых покровителей городов являются местами памяти — событиями вне определенного течения истории, которая регулирует в местном контексте отношения между памятью и идентичностью [6, р. 148]. Это объекты (места, события) с высокой символической ценностью, характеризующиеся достаточной функциональностью, так как они «удерживают» память об определенной традиции или событии; это «сгущения» значений, замкнутые в себе, и в то же время символические пространства, наделенные способностью открываться и воспроизводить уже новые значения. Это не сами воспоминания, а места, где актуализируется память, не традиция как таковая, а ее «лаборатория» [6, р. 150]. Следовательно, места памяти, которыми могут быть события (в нашем случае это религиозные праздники), можно исследовать с целью изучения идентичности, в том числе региональной.
Что касается мест памяти, то мы можем уловить значительную силу объекта-символа: он способен сгущать память вокруг себя, становясь знаком, порождающим образы. Однако это не чистый или статический знак, относящийся только к самому себе; он тесно связан через точные смысловые отношения и столь же очевидные риторические связи с другими символами, с другими знаковыми событиями. Так, без религиозных праздников, пышных торжеств, задокументированных в исторических списках, без изображений, архивных документов образ культа святых покровителей не был бы знаком; следовательно, событие, которое воспроизводится в местной памяти и повествованиях, просто не было бы столь весомым в данной системе воспоминаний. События прошлого, традиции соотносятся между собой, начиная с ритуализированных форм памяти, пересматриваются и обновляются в повествовательном контексте (в устном и письменном) и в различных социальных практиках; они вписываются, видоизменяя нарратив, в сюжет ритуальной системы.
Действия-события, вызванные своего рода ритуальным «принуждением» к повторению, воспроизведению, всегда являются историческими событиями, заданными во времени. Знаковые объекты, места сгущения памяти, картины, надгробия, алтари, никогда не существуют вне времени, а становятся полноправной частью данного социокультурного контекста. Целью их постоянного воспроизведения является актуализация прошлого в настоящем, поиск «корней» как основы для построения идентичности. Этим и объясняется наш интерес к изучению «сицилийского вопроса» в данной работе. Праздники в честь святых, как и сам культ, являются частью режима историчности, который включает определенные способы представления и повествования о себе, локальной истории и памяти культуры Сицилии.
Региональный праздник становится частью культурного наследия территории благодаря процессам формирования нарративной общности коллектива. Территория переопределяет свою идентичность через коммуникативную силу местного культа, чтобы приобрести новый образ и использовать его в качестве творческого инструмента территориальной идентификации в условиях растущего риска унификации и стандартизации с глобальной культурой, когда места памяти оказываются в ситуации постепенной деперсонализации и повсеместной утраты чувства идентичности. Поэтому возможно проанализировать региональную идентичность, взяв за основу религиозные праздники, которые проводятся в определенном месте и память о которых содержится в местных топосах (названиях городов, улиц), локальной хронике и т. д. Это означает, что характер отношений между праздником (определенной традицией) и территорией может быть понят следующим образом: региональный контекст есть особый дискурс, в рамках которого живет сообщество, его культура, экономика и устоявшиеся практики повседневной жизни.
Один из наиболее интересных аспектов, относящихся к общим вопросам о связи праздников и региональной идентичности — вопрос использования мероприятия такого рода в качестве творческого инструмента для территориального переосмысления. Рассмотрение его как события, которое создает двусторонние отношения взаимозависимости между местом и традицией, а также ряда материальных и нематериальных ценностей культурного контекста, где «имеет место» праздник. Будучи объектом культурного наследия, культы, ритуализированные постановки и практики направлены на обновление, переосмысление культурной памяти, укрепление самобытности региона. Так, например, исследователи подчеркивают способность праздников как образов-символов территории осмыслять, прочитывать территорию настолько, чтобы выделить или замолчать отдельные эпизоды идентичности, организовывать пространство в единое целое [7, P. 142].
Культура — матрица идентичности, из которой оживают уникальные коннотации мест памяти, а оформление региональной идентичности позволяет подчеркнуть отличия одного культурного ландшафта от другого. Таким образом, идентичность подпитывается культурой, контекстуализируется ею и, соответственно, отличается от другой по содержанию (материальные и нематериальные ценности) и форме, знаниями и признанием тех или иных мест уникальными и неповторимыми. Как пишет Тициана Банини, «каждый локальный контекст — это потенциальная область идентичности, которая может стать действительной, если коллектив осознает свою специфику и чувство места» [8, p. 12].
То, что проявляется в ритуальной постановке, есть внутренний стержень сообщества. Локальный уровень идентичности, который, с определенной точки зрения, является локальной стороной процесса конструирования и определения коллективных идентичностей, должен быть соотнесен с рядом официальных репрезентаций. Более того, он может трансформироваться в институциональное, официальное пространство, которому противопоставляются и с которым отождествляются другие, более локальные уровни идентичности. Очевидно, что процессы глобализации преобразуют локальное в общее, а культурные ценности региона — в часть единого наследия государства. Территория, ее образы, идентичность становятся своего рода «товарами»: создается настоящий «региональный продукт», поэтому укрепление чувства принадлежности, самобытности, может иметь важные экономические последствия.
Говоря о мнемотопах, культурном ландшафте Сицилии и его составляющих, помимо культа святых можно привести в пример маршруты веры как часть религиозного туризма на острове. Сицилийский регион финансирует развитие различных религиозных маршрутов с экономической целью, но не только. Маршруты включают в себя святилища, церемонии, праздники и традиционные обряды. Религиозный туризм становится все более распространенным продуктом, представляющим особый интерес для ученых и исследователей многих дисциплин, включая экономику и политическую науку. Культурная география, например, может рассматривать данный туристический сектор с намерением расширить, обогатить, углубить представления о территории. Если в прошлом итальянские исследования в области культурной географии касались географии религий, то в начале 2000-х годов исследования стали посвящаться и другим теоретическим вопросам: аспектам взаимоотношений между пространством и религией, а также видам религиозных маршрутов. Так, в рамках культурологических исследований теоретически изучаются отношения между религией и пространством, эмпирически — способы территориализации религиозных явлений, отношения между пространством и образами, формируемыми на основе знаков сакрального и религиозного, которые, в свою очередь, проявляются в культурном ландшафте [7, p. 150].
Примером религиозного маршрута на Сицилии выступает Виа Франчиджена. Это 160-километровый путь, который соединяет два древних портовых города, Палермо и Агридженто, через систему древних грунтовых дорог. Примечателен религиозный маршрут под названием «Путь Святого Филиппа» на востоке острова. Помимо «локальных», существуют маршруты веры, связанные с символами национального значения, например, пути Св. Франциска Ассизского. При детальном рассмотрении данных проектов проясняются их назначение и задачи. Например, «Путь Святого Филиппа» содействует укреплению религиозных традиций и проведению соответствующих празднеств, связанных с культом Святого Филиппа из Агиры, которые проводятся на протяжении всего пути от города Ачи-Катена до Калатабиано, Катании и Мессины, где происходят наиболее пышные мероприятия.
Другой проект под названием «От «Солунто до Сиканских гор» предполагает проведение ряда религиозных праздников, которые проходят в семи муниципалитетах во время Страстной недели с целью празднования различных святых покровителей. «От Солунто до Сиканских гор: пути веры между морем, природными заповедниками и традициями» — это проект, начатый во второй половине 2016 года. Его задачами являются: а) перепись нематериальных и материальных памятников культуры; б) определение характеристик маршрутов веры; в) актуализация присутствующих на территории элементов религиозных традиций и обрядов; г) разработка контекстных веб-сайтов, приложений, газет и т.д.
В завершение данной статьи можно сделать несколько выводов. Во-первых, укоренившийся в памяти культуры образ символизируется и становится семиотическим «конденсатором памяти» [9]: аккумулирует и организует вокруг себя новый опыт. То есть символы предстают в качестве мнемотехнических механизмов.
Во-вторых, религия, историко-культурное наследие выступают как значимые аспекты при изучении региональной идентичности, одной из функций которой является защита собственного уникального образа в ситуациях отчуждения и глобализации. Рассмотренные выше религиозные маршруты как способ актуализации устоявшихся традиций демонстрируют то, что можно назвать коллективной памятью этих населенных пунктов: память культуры закрепляется в локальных мнемотопах и становится инструментом конструирования региональной идентичности, в результате чего создается особый образ Сицилии.
Поэтому важно внимательно изучать ментально-духовное пространство, напрямую зависящее от тех образов, что лежат в основе региональной идентичности. Сложившаяся система ценностей исследуемого сообщества, коллективные воспоминания, варианты их воссоздания — все это подлежит тщательному анализу.
Культурный ландшафт играет большую роль при создании образов региональной идентичности, так как они — результат восприятия, понимания и интерпретации культуры определенного пространства. Ряд представлений о регионе, поддерживаемых населением, формируется благодаря символам, которые живут и отражаются в повседневных практиках, в художественном творчестве, кино, ландшафте. Созданный образ Сицилии задает соответствующий характер восприятия ее символического пространства, становится механизмом для образования и укрепления чувства единства и тождества.
Библиографический список
1. Лавренова О.А. Семантика культурного ландшафта // Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. 2010. №2.
2. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М., 2007.
3. Артамошкина Л.Е. Феноменология ландшафта: итальянские впечатления В. В. Розанова // Studia culturae. 2014. №14.
4. Relph E. Spirit of Place and Sense of Place in Virtual Realities // Techné: Research in Philosophy and Technology. Т. 10. 2007. №3.
5. Taylor K. Landscape and Memory: Cultural Landscapes, Intangible Values and Some Thoughts on Asia // 16th ICOMOS General Assembly and International Symposium: “Finding the Spirit of Place — between the Tangible and the Intangible”, 29 Sept — 4 Oct 2008, Quebec, Canada. Quebec, 2008.
6. Palumbo B. Retoriche della storia e conflitti di identità in una città della Sicilia // Meridiana. 1997.
7. Cannizzaro S. Itinerari della fede in Sicilia con un’analisi della comunicazione online, annali del turismo. Novara, 2017.
8. Banini T. Identità territoriale: verso una ridefinizione possibile // Geotema. Vol. 37. 2009. P. 6–14.
9. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. I. Таллинн, 1992. С. 191–199. URL: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92e.htm