Кошечкина Е.А. Историческая память как основа национальной идентичности современной России (на примере истории Лужского края)

Koshechkina E.A. Historical Memory as the Basis of the National Identity of Modern Russia (on the Example of the History of the Luga Region)

Сведения об авторе. Кошечкина Елена Александровна, к.и.н., доцент, доцент межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, г. Луга Ленинградской области.

Аннотация. В современном мире, в условиях глобализации и формирования постиндустриального общества, усиливающихся миграционных потоков, размывания традиционных ценностей существует опасность потери не только индивидуальной, но и национальной идентичности, а также этнической самобытности. Процесс формирования национальной идентичности проходит под воздействием разных факторов, среди которых одним из важнейших является исторический путь складывания единой нации. В статье показаны пути формирования национальной идентичности и специфика этого процесса в истории нашего государства на примере истории Лужского края Ленинградской области. Освещены ключевые даты истории России, отраженные в истории Полужья, показана роль исторической памяти в формировании единой нации.
Ключевые слова: нация, этнос, национальная идентичность, этническая самобытность, национальная культура, г.Луга, Лужский край, Россия.

Summary. In the modern world, in the conditions of globalization and the formation of a post-industrial society, increasing migration flows, the erosion of traditional values, there is a danger of losing not only individual, but also national identity, as well as ethnic identity. The process of forming a national identity is influenced by various factors, among which one of the most important is the historical path of the formation of a single nation. The article shows the ways of forming national identity and the specifics of this process in the history of our state on the example of the history of the Luga Region of the Leningrad region. The key dates of the history of Russia, reflected in the history of Poluzhya, are highlighted, the role of historical memory in the formation of a single nation is shown.
Keywords: nation, ethnos, national identity, ethnic identity, national culture, Luga, Luga Region, Russia.

 

Историческая память как основа национальной идентичности современной России (на примере истории Лужского края)

В условиях современной реальности — глобализации и регионализации, формирования постиндустриального общества со свободным доступом к информации проблема сохранения национальной идентичности и этнической самобытности стоит как никогда остро. Ведь если в традиционном обществе идентичность, как национальная, так и этническая, могла оставаться неизменной многие поколения, то процессы глобализации и почти мгновенный доступ к информации благодаря цифровизации общества провоцируют процесс потери устойчивых ориентиров, что напрямую влияет на национальную идентичность. А в условиях все увеличивающихся миграционных потоков, смешения населения за счет межнациональных браков сохранять этническую самобытность становится все тяжелее.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что на сегодняшний день меняются и подвергаются модификации не только этнические и национальные ориентиры, но и индивидуальные. Ведь каждый индивид может принадлежать к нескольким видам идентичности: семейной, половой, профессиональной и прочей. И постоянно «переключать» идентичности по мере необходимости. При этом не меняя национальную и этническую идентичность. Так как последние относятся к так называемой групповой идентичности, которая не склонна к быстрым переменам.
Однако на сегодняшний день понятие семьи размывается, о чем постоянно говорят как ученые, так и общественные деятели. Человек в течение жизни может много раз менять профессиональную сферу, подстраиваясь под быстро меняющуюся реальность социального развития. Гендерные характеристики также размываются одновременно с семейными, и патриархальность постепенно отходит в прошлое, а гендерные роли наполняются новыми характеристиками. Именно поэтому происходит процесс размывания, рассеивания идентичностей, как отдельно взятого человека, так и нации в целом.
Некоторые западные ученые (П. Бергер, Т. Лукман) утверждают, что в современном информационном обществе правильным будет не формирование идентичности, а отказ от нее [1]. Но это путь в никуда, ведь тогда произойдет отказ от нравственных ориентиров, которые формировались веками, а в некоторых случаях и тысячелетиями. Тем более, что многие народы Азиатско-Тихоокеанского региона (к которому Россия тоже относится) демонстрируют как успешное формирование современной динамичной экономики, информационного общества, так и сохранение традиционной культуры. Китай, Индия, Япония, Южная Корея — являются примерами стран с высокотехнологичным развитием, но национальная идентичность и этническая самобытность в названных странах не размывается и уж тем более не исчезает.
Россия — страна с уникальной историей и культурой, в составе российской нации присутствуют самые разнообразные этносы и народы, а также представители малых народностей. Фиксируется более двухсот различных народов и народностей, каждый из которых имеет и свой язык, и свою культуру, обычаи, традиции, в некоторых случаях конфессию. И российская нация не просто их объединяет, но за века совместного исторического пути стала «плавильным котлом», в котором национальные, культурные, религиозные и прочие различия не имеют значения для национальной идентичности, но сохраняются с позиций этнической самобытности.
Специалисты полагают, что знаковым моментом рождения национальной культуры и идентичности является появление литературного (письменного) языка и национальной литературы, и именно в этом проявляется отличие национальной идентичности от этнической [2]. Но история, на наш взгляд, является не менее, а порой и более значимым фактором. Длительное совместное проживание на одной территории, взаимообогащение традиций и языковой культуры, совместный отпор общим врагам, противостояние системному кризису и многое другое, что отличает российскую историю, оказало прямое влияние на национальную идентичность. В качестве примера можно привести Ленинградскую область и ее органичную часть — Лужский край.
Лужский край имеет древнюю историю, в которой тесно переплелись истории разных этносов, что отражается в современных топонимах. Славяне не были коренным населением, даже топоним Луга связан не с нашими прямыми предками, но с древней народностью водь. Вероятно, он означает место, связанное с нерестом лососей. Что косвенно подтверждается изображением лосося на исторических гербах города.
Заселение Полужья шло постепенно, самое древнее поселение относят к эпохе мезолита. Люди шли за отступающим ледником и постепенно отвоевывали у природы территории. К V в. н.э. здесь уже обитали предки всех современных народностей Ленинградской области. Появление же славянского населения относят к VIII веку. Идет процесс взаимопроникновения культур, о чем красноречиво свидетельствуют археологические памятники. Так, например, в Х веке, под влиянием заимствованных традиций среди славян Полужъя распространился обычай сооружения в местах погребений высоких курганов-сопок. Таких сопок достаточно много по берегам местных рек и озер. Сейчас, располагаясь среди открытых пространств, они воспринимаются заметной частью исторических ландшафтов.
К X же веку относят и первое упоминание о реке Луга — в Лаврентьевской летописи под 947 годом в связи с походом княгини Ольги к Новгороду. Процесс взаимоотношений местного населения с княжеской властью носил характер активного и пассивного сопротивления: некоторые городки, вроде Надбелья, были оставлены жителями. Другие оказывали вооруженное сопротивление. Об этом говорят следы пожарища, зафиксированные на городище в Городце. Тем не менее, процесс вхождения Полужья с состав древнерусского государства состоялся. И по этим местам проходил древний водно-пеший торговый путь, связывавший Новгород с прибалтийскими землями.
В новгородских летописях IХ-Х веков при перечислении племен и народов, живших на территории Полужья рядом с ильменскими славянами, упоминаются водь, чудь и ижора, племена меря и весь (вероятно вепсы, которые и на сегодняшний день проживают на территории Ленинградской области). Совместная история, расцвеченная славными победами, сплотила народы в единое культурное пространство. Даже языческая и христианская традиции идут бок о бок, примеров тому множество, когда рядом с языческими капищами или священными камнями (предположительно жертвенными) появляются часовни. А древние родники с целебной водой по-прежнему посещаются, но теперь уже как святые места.
Народы Лужского края вместе пережили набеги рыцарей крестоносцев, когда враги прошли все течение Луги вплоть до Сабельского погоста. В 1240 году рыцари-крестоносцы после захвата Пскова и Изборска рвались к Новгороду, и именно тогда было разорено Полужье. К этому времени относят разрушение древней крепости Городец, которая прикрывала с запада ближние подступы к Новгороду. В 1241 г. новгородцы попросили князя Александра о защите. И когда Александр Невский встал во главе ополчения, тайными тропами пробирались в Новгород совместные отряды, состоящие из представителей разных народов Полужья.
Историческая память сохранила легенды, связанные с этими событиями. Первые схватки с врагом произошли на лужских землях, так как Александр двигался на Водскую землю (в нижнем течении Луги) и Копорье. По преданию великий князь остановился на привал недалеко от Сяберского источника. Путь следования А. Невского неслучаен. В Сяберо проходил древний водяной путь, связывающий Новгород с южной частью Чудского озера, а также один из главных сухопутных торговых путей из Новгорода на запад в Юрьев (Дерпт). Легенда гласит, что великому князю, остановившемуся на привал у сяберского источника, явилась во сне святая Параскева и предрекла победу над ливонцами. По обету, на обратном пути после Ледового побоища, князь поставил здесь часовню во имя Святой великомученицы Параскевы-Пятницы. На сегодняшний день существует туристический паломнический маршрут «Тропа Александра Невского», который в перспективе планируют включить в проект «Серебряное кольцо России».
Во время Ливонской войны население Полужья вновь совместно давало отпор захватчикам (полякам, литовцам, шведам). Несмотря на то, что в ходе непрекращающейся войны край разоряли рейды польско-литовских и шведских отрядов, а также опричные отряды, историческая память сохранила легенды о том непростом времени. Например, Лужском районе сохранился уникальный храм Иоанна Предтечи, построенный по приказу Ивана Грозного. Находится он в ныне необитаемых местах — возле исчезнувшей деревни Каменные Поляны. По легенде сам Иван Грозный вместе с войском сбился с дороги и когда, наконец, вышел к р. Оредеж, воспринял это как благое событие и приказал построить церковь.
В 1610–1612 годах почти вся Новгородская земля была практически оккупирована армией шведского генерала Якоба Делагарди. В небольших крепостях стояли шведские гарнизоны. После заключения Столбовского мира часть русских земель отходит к Швеции, а населяющие их люди вынуждены были покидать свои дома. Большая часть Лужского района оказалась в приграничной зоне, где постоянно вспыхивали вооруженные конфликты, которые можно назвать приграничной партизанской войной. Так как нападения со стороны шведов на селения были постоянными, жители близлежащих населенных пунктов объединялись в партизанские отряды и, не страшась численного превосходства, преследовали врагов и одерживали победу. Нужно отметить и тот факт, что народы Полужья объединялись, невзирая на этническое происхождение.
Полное освобождение Лужского края произошло только в ходе Северной войны. Территория Лужских земель надолго становится базой для отрядов Шереметева, действующих в 1700–1702 гг. в глубине вражеских территорий. Множество исторических памятников осталось с тех времен и, к сожалению, не все дошли до наших дней, но остались в исторической памяти и не должны быть забыты. Например, деревянная Дмитриевская церковь, находившаяся в д. Белая горка, через которую проходил путь армии Петра I, не сохранилась. Также, как и Георгиевская церковь в с. Осьмино, которая была освящена в 1709 году, в год Полтавской битвы и являлась своего рода символом русской боевой славы.
К событиям Отечественной войны 1812 года Лужский край имел опосредованное отношение, но через наши земли к ожидаемому театру военных действий из Петербурга выступил лейб-гвардии Семеновский полк, один из офицеров которого описал маршрут следования в своем дневнике. Кроме того, в ответ на манифест о создании народного ополчения именно Лужский уезд выставил наибольшее число человек в Санкт-Петербургской губернии. Обучение ополченцев взял на себя Михаил Илларионович Кутузов. Ополчение из народов, населявших Полужье, участвовала во многих боях с французами.
К сожалению, памятники, связанные с событиями тех времен за редким исключением находятся в плачевном состоянии. Например, Церковь во имя Святого Николая Чудотворца, которую посещал император Александр I во время одной из своих поездок по старой дороге из Луги в Новгород, на сегодняшний день полуразрушена, часть уникальной утвари безвозвратно утеряна. Редкое исключение из правила — Усадьба «Мерево» (владельцем был генерал Дмитрий Васильевич Лялин) представляет собой базу отдыха, на территории которой проводится ежегодный реконструкторский фестиваль «Недаром помнит вся Россия», посвященный войне 1812 года.
Первая мировая война превратила Лугу и ее окрестности в крупную тыловую базу Северо-Западного фронта. Через город шло снабжение армии боеприпасами, снаряжением, здесь восстанавливали боевую технику, обучали новобранцев, комплектовали воинские части. В сентябре 1914 г. рядом с железнодорожным вокзалом был развернут первый в России пересылочный госпиталь.
В событиях Февраля 1917 года также приняли участие жители Луги. Уже в первые дни Февральской революции в Петрограде лужский гарнизон сыграл важную роль в ее победе. Город оказался максимально политизирован, что проявилось в последующих стычках после Октябрьской революции между «белыми» и «красными»[3]. Историческая память отпечаталась в названиях улиц и поселков близ Луги. Часть улиц нашего города носит имена людей, которые считаются героями Октября — проспекты Урицкого, Володарского, Кирова, пер. Толмачева, ул. Кингисеппа и Фабрициуса.
Лужский рубеж, в котором сплелись судьбы десятков тысяч людей, являвшихся представителями разных этносов, навсегда вошел в историю нашей Родины. Историческая память жива как в названиях улиц — в Луге в честь героев войны названы улицы Виктора Пислегина, Ивана Дмитриева, Петра Баранова, Антонины Петровой, так и в памятниках, расположенных на территории города. В 2008 году нашему городу было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы», а в 2010 году был установлен памятник — Стела, которая окружена скульптурными барельефами с изображением событий Великой Отечественной войны. В 2015 году была открыта «Аллея героев» с портретами земляков, прославивших лужскую землю. Жители Лужской земли воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, восстанавливали страну, город и район после войны. За свои боевые и трудовые подвиги они были удостоены высших государственных наград и звания — Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда.
Каждая страница совместной истории жителей Полужья бережно хранится, как в памяти народа, так и в местных названиях. Топонимика Лужского района широко отражает как этнический состав населения, так и исторические события, происходившие здесь на протяжении многих веков. Названия рек, озер, населенных пунктов, улиц и даже участков местности — это, с одной стороны, отражение этнической самобытности, а с другой стороны — голос наших предков, которые вместе создали уникальную российскую культуру [4].
Этническая самобытность вепсов, ижоры, води, которые проживают на территории Ленинградской области, в том числе и на территории Лужского района, на сегодняшний день представляет собой мозаичное явление. Ведь уже в XVIII-XIX веках они называют себя русскими, несмотря на отличия культуры и языковой принадлежности. Тем не менее, традиции и обычаи представители названных этносов стремятся сохранить и поныне, что не мешает их национальной российской идентичности. Ведь путей формирования нации и национальной идентичности несколько.
Идеологический путь предполагает сплочение народов вокруг важной и значимой для всех идеологии. Этот путь прошла американская нация, знаменем объединения которой стала демократическая идеология, которая сплавила воедино совершенно разные этносы с порой диаметрально противоположными культурами, языками и традициями.
Второй путь — его сейчас проходит Европа, а в не таком далеком прошлом Германия, — представляет собой объединение этносов с близкородственной культурной традицией, долгое время проживающих на одной территории. Объединение в Европейский Союз неслучайно, ведь несмотря на внутренние разногласия, по отношению к другим нациям европейцы выступают «единым фронтом», демонстрируя «европейскую» идентичность.
Третий путь — путь распада крупного государственного образования, когда бывшие когда-то единым целым республики стремятся к максимальной независимости и обретению собственной национальной идентичности. Это путь стран Содружества Независимых Государств и стран Балтии. Их старательное дистанцирование от России и стремление продемонстрировать несхожесть с ближайшим соседом могучим очень показательно.
Последний, четвертый путь — это путь России, путь объединения вокруг этноса, по каким-либо причинам ставшего лидером объединительного процесса, вокруг которого за века образуется пространство лояльных или близких по духу этносов и народов.
Началом формирования российской идентичности можно было бы назвать время существование Киевской Руси, когда появляется государствоообразующая религия и разрозненные народы разного этнического происхождения впервые объединяются. Но на тот момент славяне, русы, финно-угры и прочие этносы Восточно-Европейской равнины еще не являлись даже русскими людьми, не говоря уже о российской нации.
Процесс зарождения российской нации и российской национальной идентичности можно начинать с 1380 года, когда был сделан первый шаг к ее формированию. Объединение представителей разрозненных княжеств под одни знамена, осознание принадлежности к единой культуре и необходимости отстоять независимость положили начало процессу объединения. Но точкой «невозврата» к отдельным разрозненным государствам (княжествам) было Смутное время. Единое государство, занявшее огромную территорию, могло исчезнуть в одночасье под натиском внутренних и внешних врагов. И именно объединение и осознание единства позволили построить будущее российской нации. И несмотря на суровые испытания в течение ХХ столетия (три революции, гражданская война, Великая Отечественная война, распад СССР) Россия сохранила свою национальную идентичность, при этом сохранив и этническую самобытность [5]. История Полужья, его народностей — это кусочек истории России на региональном уровне, прекрасно демонстрирует это.
Как известно, национальная идентичность имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Внешняя предполагает сравнение собственных традиций, обычаев, культуры и прочего с аналогичными проявлениями у других наций. Внутренняя сторона отражает степень однородности нации, которая достигается мифами и представлениями о своей истории, территории, институтах, языке и религии.
Несмотря на тот факт, что чистых этнических культур почти не осталось, этнически окрашенные черты культуры присутствуют в нашей стране в большом количестве, проявляясь в интересе к родной культуре, праздникам, традициям и обычаям. Но национальная идентичность была и остается тем цементом, который скрепляет единство государства, мотивирует на совместное проживание и выстраивает стратегию совместного будущего на основе общего прошлого.
Единство в многообразии — вот та жизненная формула, которая должна быть реализована на практике. И эта стратегия дальнейшей жизни и процветания российской нации, нашего российского государства постепенно выстраивается в умах и душах российских граждан, как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Библиографический список

1. Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 2. С. 164–162.
2. Грушевицкая Т.Г. Национальная и этнокультурная идентичность в современном обществе // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-2 (54). С. 137–139.
3. Хрисанфов В.И. Луга в 1917 году // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: История. 2007. №2. С.35–47.
4. Аимин А. История в Лужских названиях [электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2010/03/08/1023
5. Кошечкина Е.А. К вопросу об истории становления российской нации // VI Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научной конференции. СПб., 2018. С. 165–169.