Вольтер О.В. Этноконфессиональные духовно-нравственные ценности как основа формирования национальной идентичности, гражданского мира и согласия

Volter O.V. Ethno-confessional Spiritual and Moral Values as the Basis for the Formation of National Identity, Civil Peace and Harmony

Сведения об авторе. Вольтер Ольга Владимировна, д.п.н., к. ф.н., профессор кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирского государственного педагогического университета, член РАПН, член-корреспондент РАЕН, г. Армавир.

Аннотация. На современной геополитической арене обострившееся противостояние России и стран НАТО привело к политической нестабильности и напряженности, усугубленной мировым экономическим кризисом. США и страны НАТО развязывают межрелигиозные и межнациональные конфликты в странах исламского мира, реализуя политику «управляемого хаоса» в различных регионах мира в угоду своим интересам. Результатом этой политики, направленной на передел сфер влияния в богатых углеводородами странах Востока, стал миграционный кризис в Европе, вызванный перемещением огромных масс беженцев из стран, охваченных военными конфликтами в страны экономически развитой и политически стабильной Европы. Эти факторы привели к противостоянию традиционных европейских христианских ценностей и исламских духовных традиций, привнесенных мигрантами, и спровоцировали кризис европейской мультикультурной политики.
В этих условиях важно и нужно обратиться к российской национальной культуре, объединившей достижения народов многонациональной и многоконфессиональной России, традиционным духовно-нравственным ценностям.
Обращение к традиционным национальным и религиозным ценностям должно явиться основой для формирования национальной идентичности, гражданского мира и согласия в России в целом и на Северном Кавказе в частности, способствовать консолидации общества и воспитанию современной молодежи на основе этноконфессиональных связей, многовековых устоев, традиционных ценностей. А взаимодействие национальных, религиозных и общественных организаций, государственных структур может и должно способствовать этому процессу.
Ключевые слова: традиционные ценности, национальная идентичность, этноконфессиональная политика, Россия.

Summary. In the modern geopolitical arena, the aggravated confrontation between Russia and the NATO countries has led to political instability and tension, aggravated by the global economic crisis. The USA and NATO countries unleash interreligious and interethnic conflicts in the countries of the Islamic world, implementing a policy of «controlled chaos» in various regions of the world to please their own interests. The result of this policy aimed at redistributing spheres of influence in the hydrocarbon-rich countries of the East was the migration crisis in Europe caused by the displacement of huge numbers of refugees from countries engulfed in military conflicts to countries of economically developed and politically stable Europe. These factors led to the confrontation of traditional European Christian values and Islamic spiritual traditions, introduced by migrants, provoked a crisis of European multicultural politics.
In these conditions, it is important and necessary to turn to the Russian national culture, which united the achievements of the peoples of multinational and multi-confessional Russia, to traditional spiritual and moral values.
The appeal to traditional national and religious values should be the basis for the formation of national identity, civil peace and harmony in Russia, in general, and in the North Caucasus, in particular, to contribute to the consolidation of society and the upbringing of modern youth on the basis of ethno-confessional ties, centuries-old foundations, traditional values. And the interaction of national, religious and public organizations, state structures can and should contribute to this process.
Key words: traditional values, national identity, ethno-confessional politics, Russia.

 

Этноконфессиональные духовно-нравственные ценности как основа формирования национальной идентичности, гражданского мира и согласия

В системе современных международных отношений США настойчиво стремятся к реализации концепции однополярного мира, игнорируя интересы других стран. При этом США и страны НАТО развязывают межрелигиозные и межнациональные конфликты в странах исламского мира, реализуя политику «управляемого хаоса» в различных регионах мира в угоду своим интересам. Владимир Путин в своих заявлениях неоднократно выступал против подобной политики и подобной модели однополярного мира.
На современной мировой арене усилилось противостояние России и стран Запада. Эта конфронтация привела к политической нестабильности и напряженности, усугубленной мировым экономическим кризисом. В этой ситуации четко обозначился провал политики США и европейских стран в отношении государств исламского мира. Эта политика была ориентирована на разрушение сложившихся государственных образований, развязывание воин и межнациональных конфликтов (Сирия, Ирак, Иран, Ливия и т.д.). Результатом этой политики, направленной на передел сфер влияния в богатых углеводородами странах Востока, стал миграционный кризис в Европе. Миграционный кризис был спровоцирован перемещением огромных масс беженцев из стран, охваченных военными конфликтами (Сирия, Иран, Ирак и других), в страны стабильной в экономическом и политическом отношении Европы. Все эти факторы спровоцировали кризис европейской мультикультурной политики, привели к столкновению традиционных европейских христианских ценностей и исламских духовных традиций, привнесенных мигрантами, не желающими адаптироваться к европейской культуре. А это в свою очередь привело к росту агрессии и напряженности со стороны европейцев, и к угрозе дальнейшего распространения исламских радикальных религиозных течений, ставших угрозой современной цивилизации, но уже на территории Европы.
В этих условиях особенно актуально обратиться к российской национальной культуре, объединившей достижения народов многонациональной России, к традиционным духовно-нравственным ценностям.
4 ноября 2020 года Владимир Путин на Встрече с представителями религиозных объединений сказал: «Важно понимать, что в мире происходят глубочайшие перемены. С серьёзными вызовами сталкиваются традиционные ценности. Сложнейшие, крайне чувствительные вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений становятся, к сожалению, подчас предметом спекуляций, нечистоплотных геополитических игр. На них пытаются паразитировать экстремисты и радикалы, разжигая взаимную ненависть и вражду» [1]. Президент отметил, что особая роль в гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, предупреждении экстремизма и терроризма принадлежит духовным лидерам России, к чьему мнению и слову прислушиваются люди. Вместе с тем, Путин обратил внимание на то, что межнациональный и межрелигиозный мир является «основой основ» для Российской Федерации, и «эта сфера нуждается в постоянном внимании всех органов власти, гражданского общества, средств массовой информации». Он также сказал: «исторический путь России как великой державы определило мирное, плодотворное взаимодействие разных народов и религий… выбор в огромной степени продиктован теми ценностями, которые лежат в основе всех традиционных религий России, — это православие, другие христианские конфессии, ислам, буддизм, иудаизм» [1].
В обращении к участникам проходившей в 21 ноября 2019 г. в Бишкеке конференции «Православие и ислам — религии мира» президент также отметил: «Ислам и христианство, как и другие мировые религии, основаны на фундаментальных гуманистических ценностях, имеющих непреходящее значение. Поэтому объединение усилий религиозных организаций, их конструктивное взаимодействие с государственными и общественными структурами представляются непременными условиями укрепления гражданского мира и согласия» [2].
Глобальные вызовы в системе современных международных отношений привели к межрелигиозному, межконфессиональному и межнациональному противостоянию в различных регионах мира. Все эти факторы, а также политика глобализации спровоцировали серьезные трансформации в современном социуме, а это, в свою очередь, привело к угрозе разрушения традиционной системы ценностей, определявшей развитие общества на протяжении веков. На смену традиционным европейским христианским ценностям приходят национальная и религиозная рознь, проблемы утраты гендерного разделения общества и деградации духовно-нравственных ценностей.
Глобализация порождает утрату самобытности, нивелирование национальных культур, доминирование одной цивилизационной модели, а это приводит к усилению напряженности в межрелигиозном, межконфессиональном, межнациональном и межцивилизационном диалоге.
В современном геополитическом пространстве ряд стран провоцируют информационные войны, создают прецеденты искажения истории и пытаются переориентировать мировосприятие людей в заранее заданном ими направлении, поэтому идентичность становится главным фактором обеспечения национальной безопасности. Позитивная интеграционная идентичность, связывающая прошлое, настоящее и будущее в единый культурно — цивилизационной комплекс, способна обеспечить государству и обществу успешное развитие, эффективное решение всех стоящих перед ними проблем и задач. И наоборот, депрессивная идентичность, которая базируется на опыте вины за «грехи предыдущих поколений», может стать причиной крушения государства, кризиса общества, цивилизационного тупика в развитии.
Прежде, чем говорить о традиционных духовно-нравственных ценностях, которые являются основой для формирования национальной идентичности, гражданского мира и согласия в России в целом и на Северном Кавказе в частности, необходимо дать определение категории «идентичность».
Идентичность — «это совокупность того, как человек определяет свое место в обществе, а также ценностей и поведенческих моделей, которые формируются за счет соотнесения себя с теми культурными ориентирами и ролевыми функциями, что являются значимыми для общества, с отношениями и различными социальными институтами, что и создает социальную идентичность» [3, с.145]. В.А. Тишков дает следующую трактовку: «национальная идентичность — общеразделяемое представление граждан о своей стране, ее народе и чувство принадлежности к ним» [4, с. 218]. Таким образом, категорию «национальная идентичность» можно определить как «осознание принадлежности индивидуума к определенной сплоченной группе людей, характеризующейся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики и т.д.»[5].
В России на протяжении веков мирно сосуществовали представители православия и ислама, иудаизма и буддизма. Духовное единство народов России было сформировано во многом благодаря тесному диалогу различных культур и конфессий, так как в их основе лежали общие нравственные ценности. Этот факт явился основой стабильности России как многонационального и многоконфессионального государства.
Традиционные религии, в том числе православие, проповедуют уважение к другим людям, призывают к дружбе, терпимости и любви (к ближнему, Родине, своей земле) [6, с.112, 145, 176].
В социальной доктрине российских мусульман написано: «Пророк Мухаммад (…) сказал: «Не относится к нам тот, кто призывает к нетерпимости. И не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью. И не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости»» [7]. В Коране утверждены равенство и братство. Все люди созданы Аллахом и все образуют единую семью созданий Аллаха, в своих деяниях все они зависимы от Божественной воли. Все они имеют одного праотца — Адама. В Коране сказано: «Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. (Коран, 5: 48) [8, с. 45].
И в православии, и в исламе патриотизм, защита своей Родины, уважение к старшим, забота о слабых и беззащитных, милосердие, доброта являются непреходящими, основными моральными ценностями.
Мы считаем необходимым воспитывать уважение к национально-культурной и религиозной самобытности народов, сохранению этнокультурных и нравственных традиций, идеалов благородства, чести, достоинства человека.
Обращение к национальным и религиозным традиционным ценностям должно способствовать консолидации общества и воспитанию современной молодежи на основе межнациональных и межрелигиозных связей, многовековых устоях, традиционных ценностях.
Поэтому взаимодействие национальных, религиозных и общественных организаций, государственных структур может и должно способствовать формированию национальной идентичности, укреплению гражданского мира и согласия в современной России и на Северном Кавказе.

Библиографический список

1. Встреча с представителями религиозных объединений // Портал Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64336
2. Владимир Путин: ислам и христианство основаны на фундаментальных гуманистических ценностях // Портал ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/7168281
3. Политическая идентичность и политика идентичности. В двух томах. Т.2: Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке. Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2012.
4. Тишков В.А. Что есть Россия и российский народ // Наследие империй и будущее России. М., 2008.
5. Согрин В.В. Что есть российская нация и российский народ (Обобщающая работа В.А. Тишкова) // Общественные науки и современность. 2011. №1. С. 117–125. URL: http://valerytishkov.ru/engine/documents/document2487.pdf
6. Библия. М. 2020.
7.Социальная доктрина российских мусульман // Портал Islamtoday. URL: https://islam-today.ru/socialnaa-doktrina-rossijskih-musulman
8. Коран. М. 2019.