Таненкова А.В. Сельскохозяйственная отрасль Алтайского края как неотъемлемая часть регионального имиджа

Tanenkova A.V. Agricultural Industry of the Altai Territory an Integral Part of the Regional Image

Сведения об авторе. Таненкова Анна Владимировна, магистр экономики, старший преподаватель Алтайского государственного медицинского университета, г. Барнаул.

Аннотация. Стремительное развитие процесса глобализации, увеличение взаимозависимости национальных экономик, обусловленное ограниченностью ресурсов, выводят на первый план региональные экономики, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба. Успешное региональное развитие связано с несколькими факторами, среди которых — удобное географическое положение, сильная промышленность, грамотное руководство. Однако, в последние годы многие исследователи из различных областей науки приходят к мысли о том, что развитие территории зависит и от нематериальных активов, в число которых входит имидж, а в контексте исследования в рамках статьи — имидж региона. Данный нематериальный актив напрямую связан с привлечением в регион инвесторов и высококвалифицированных специалистов, а также со снижением социальной напряженности среди населения территориального субъекта и развитием региональной культуры. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «имидж», дано определение терминов «территориальный имидж», «территориальная индивидуальность», а также показаны специфика и особенности территориальной индивидуальности. Произведен частичный анализ сельскохозяйственной отрасли Алтайского края как базовой составляющей позитивного имиджа региона.
Ключевые слова: имидж, региональный имидж, сельскохозяйственная продукция, Алтайский край, памятник переселенцам на Алтае.

Summary. The rapid development of the globalization process, the increase in the interdependence of national economies, due to the limited resources, brings regional economies to the fore, and the main competition unfolds between them. Successful development of geographic location, used by factors including geographic location, strong industry, competent leadership. In recent years, many researchers from various fields, in which there are thoughts that the development of the territory also depends on intangible assets, in the context of research in the context of the article. This intangible asset is directly related to attracting investors and highly qualified specialists to the region, as well as reducing social tension of the population of the territorial entity and the development of regional culture. The article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the term «image», the definition of the terms «territorial image», «territorial individuality» is given, and also the specificity and features of territorial individuality are considered. A partial analysis of the agricultural industry of the Altai Territory, as a basic component of the positive image of the region, has been carried out.
Key words: image, regional image, agricultural products, Altai Territory, a monument to settlers in Altai.

 

Сельскохозяйственная отрасль Алтайского края как неотъемлемая часть регионального имиджа

В современных условиях жесткой конкуренции между регионами возрастает роль и значение имиджа, который позволяет создать благоприятное мнение о регионе, а также наращивать и приумножать собственные ресурсы за счет инвестиционной привлекательности. В России англоязычный термин «имидж» стали активно использовать в лексиконе с середины 90-х гг. XX века.
Изначально термин «имидж» (от англ. — образ, изображение) использовался применительно к эстетике и искусству. Позднее термин стал использоваться в маркетинге, став неотъемлемой характеристикой товара или услуги. Также нельзя не отметить, что еще до недавнего времени понятие имиджа и личности человека неразрывно связаны между собой, постепенно сформировалась новая наука — имиджелогия. Со временем термин «имидж» приобрел более широкий смысл, и стал применим к разным объектам и в других сферах (например, шоу-бизнес, политика и т.д.) [1, с. 142].
В настоящее время такие понятия, как «имидж товара, услуги, организации, партии, политического лидера» дополняются «имиджем района, города, региональным имиджем или имиджем страны», тем самым охватываются такие специфические объекты, как территории.
Имидж территории на сегодняшний день приобретает чрезвычайно важное значение и становится реальным ресурсом экономики. Происходит это из-за роста информации, используемой для обеспечения конкурентной силы политических и хозяйствующих субъектов. В зарубежных и отечественных деловых, а также общественно-политических кругах территориальный имидж, репутация выступают основополагающими факторами продвижения региональных и общегосударственных политических и внешнеэкономических проектов, важным конкурентным преимуществом для создания партнерских отношений.
«Доброе имя» страны, региона или города — это индикатор социально-экономического развития. Это способствует переменам в лучшую сторону — в частности, растут уровень и качество жизни населения. «Доброе имя» способствует решению различных основополагающих вопросов, важных для интенсивного развития территории.
Прежде всего, речь идет об инвестиционной привлекательности (в частности, иностранного капитала), также о привлечении трудовых ресурсов, расширении рынков сбыта продукции национальных/региональных производителей, развитии туризма [1, с.145]. Позитивный имидж территории во многом определяет благоприятный исход решения этих проблем, а ее репутация является основным фактором осуществления выбора.
Каждая территория имеет свою специфику, территориальную индивидуальность, и данное обстоятельство служит базовой характеристикой имиджа территории. Территориальная индивидуальность, с одной стороны, включает в себя официальные, «опознавательные» территориальные черты, сюда можно отнести визуальные, вербальные и другие характеристики, с помощью которых люди идентифицируют территорию (расположение на карте, гимн, флаг, герб, страновая принадлежность и т.д.). Это своего рода территориальный «паспорт», расположение на карте — это «фотография», с указанием «имени» — название и т.д.
Неблагозвучное или труднопроизносимое название может вызвать трудности с продвижением территории. Например, Ханты-Мансийский округ, принимая во внимание существенную сложность запоминания и воспроизведения названия, в особенности для иностранных партнеров, в 2003 г. получил право использовать еще одно наименование — «Югра» [3, с. 60].
Официальная визуальная символика территории (флаг, герб) также играют важную роль для коммуникации. Примером может служить Испания, известный сюрреалист Хоан Миро нарисовал стилизованное солнце с надписью Espana, что послужило информативным и узнаваемым логотипом. Данная эмблема весьма удачна, эмоциональна и лаконична, она несет в себе тепло южной страны, а также достижения современной культуры, ну и, конечно, авторитет знаменитого художника.
Помимо, названных характеристик, территориальная индивидуальность включает в себя совокупности особенностей и ресурсов.
1. Культурное наследие, социальные, демографические, исторические, природно-климатические особенности и ресурсы. Это и сырьевые ресурсы, уровень и качество жизни населения, социальная политика, социальная инфраструктура и т.д.
2. Экономические ресурсы и особенности (уровень развития экономики, производительные силы, занятость и безработица, инвестиционный потенциал, степень благоприятности для развития бизнеса).
3. Организационно-правовые, политические и информационные ресурсы и особенности (рекламный рынок, PR-услуги, законодательство, эффективность правящей элиты и репутация руководства, а также аудит, информационные и консалтинговые ресурсы).
Сумма ресурсов и особенностей формируется объективно, представляя собой базу, на которой стоят имидж и репутация. Имидж территории представляет собой совокупность убеждений и ощущений людей, возникающих по поводу природно-климатического, исторического, политического, социально-экономического, морально-психологического и др. своеобразия и специфики данной территории. Личный опыт человека может повлиять на субъективную оценку территории (например, опыт, полученный в результате проживания на конкретной территории). На субъективное представление о конкретной территориальной единице может повлиять опосредованное знание (например, материалы СМИ или рассказы очевидцев и т.д.).
В данной статье затронута экономическая особенность региона как часть имиджа. Многие исследователи считают, что именно производственные отношения являются базисом социума, а все остальное лишь производное. Именно поэтому, имидж и экономика «идут рука об руку» вместе. Экономический потенциал страны, региона, города зачастую является первоосновой, генератором развития субъекта во всех областях общественной жизни, постепенно формируя позитивный территориальный имидж. Но справедливости ради стоит отметить, что и правильно выбранная деятельность властных органов в сфере политики способна создать благоприятные условия для развития бизнеса, включая в хозяйственный оборот имеющийся потенциал (страны, региона, города), привлекая недостающие ресурсы, в том числе капитал, необходимый для успешного социально-экономического развития территориального субъекта.
По справедливому замечанию одного ученого-экономиста, «Экономическая функция позитивного имиджа заключается в его уникальном свойстве оказывать влияние на процесс создания материальных благ предприятиями определенной территории, на развитие производственно-экономического потенциала посредством формирования интереса к данной территории у бизнеса, органов власти, социально активных людей путем распространения информации о преимуществах данного региона, выгодах и безопасности для ведения бизнеса, комфортности проживания с целью привлечения инвестиций и повышения деловой активности» [4, с. 48].
Рассмотрим региональный имидж на примере Алтайского края с точки зрения влияния сельскохозяйственного развития, поскольку именно сельское хозяйство для Алтая во многом является его «изюминкой», отличительной чертой и территориальной индивидуальностью.
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и является частью Западно-Сибирского экономического района. Природно-климатические условия относительно благоприятны для развития сельского хозяйства [5, с.106]. Говоря об условно-статичных факторах формирования имиджа Алтая, профессор Ю.Г. Чернышов отмечает: «Алтай ассоциировался, прежде всего, с горнозаводским производством, то затем на первый план вышла аграрно-промышленная направленность. Алтай — это «житница Сибири» и ее здравница (курорт Белокуриха), это Колыванская ваза и демидовские заводы, это Иван Ползунов и Герман Титов, это Василий Шукшин» [5, с.106].
На сегодняшний день Алтайский край по-прежнему несет в себе крестьянско-фермерскую направленность, являясь крупнейшим аграрным субъектом Российской Федерации. Он занимает лидирующие позиции по производству целой линейки продовольственных товаров, а также имеет серьезную базу для развития сельскохозяйственного машиностроения.
Образы хлеборобного края и его жителей нашли свое отражение не только в произведениях великого писателя, драматурга, кинорежиссера, киноактера В.М. Шукшина, но и в культурной символике. Например, в г. Барнауле 14 сентября 2012 г. в день празднования 75-летия Алтайского края состоялось открытие памятника крестьянам-переселенцам, переехавшим в край в годы столыпинских реформ (рисунок 1). В конце XIX — начале XX веков в период реформ П.А. Столыпина свободные алтайские земли постепенно стали заселять переселенцы, облагораживая их своим трудом. Собственными усилиями они преобразили край, а пустующие земли стали благодатной почвой для земледелия. Эти обстоятельства дали новый импульс развитию Алтайского края как аграрного региона страны. Олег Закоморный — известный скульптор и автор символического монумента.

Рис. 1. Памятник крестьянам-переселенцам на Алтай
(Фото Н. Зубенко и из архива Алтайтурцентра)

Рассмотрим развитие сельского хозяйства в цифрах и проанализируем сельскохозяйственную продукцию по категориям хозяйств в Алтайском крае (таблица 1). Из данных таблицы с 2017 г. застоя в отрасли не наблюдается, в целом прослеживается устойчивая тенденция к росту производства сельскохозяйственной продукции. В 2019 г. продукция растениеводства хозяйствами всех категорий возросла на 107% по сравнению с 2018 г. Продукция животноводства в 2019 г. составила 64 008,5 млн. руб., что на 7 093 млн. руб. больше по сравнению с прошлым годом.

Таблица 1. Продукция сельского хозяйства а Алтайском крае по категориям хозяйств за 2015-2019 гг., млн. руб. [6]

2015 2016 2017 2018 2019
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства 123 740,7 143 325,3  

125 999,3

 

 

131 825,1

 

144540,3
растениеводство 67 341,5 85 125,8

 

69 226,4

 

74 909,2

 

80531,8
животноводство 56 399,2 58 199,5 56 772,9 56 915,9 64008,5
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства 61 109,4  

73 737,0

 

 

65 683,8

 

 

71 227,0

 

81740,0
растениеводство 34 873,5 47 285,4 38 348,1 43 076,6 48406,2
животноводство 26 235,9 26 451,6 27 335,7 28 150,4 33333,8
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства 41 658,1  

39 435,0

 

 

36 986,3

 

 

36 357,2

 

 

36765,5

 

растениеводство 13 389,0 10 264,4 10 647,5 10 546,9 9461,1
животноводство 28 269,1 29 170,6 26 338,8 25 810,3 27304,4
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Продукция сельского хозяйства 20 973,2 30 153,3 23 329,2 24 240,9 26034,8
растениеводство 19 079,0 27 576,0 20 230,8 21 285,7 22664,5
животноводство 1 894,2 2 577,3 3 098,4 2 955,2 3370,3

 

Справедливости ради, стоит отметить, что сегодня, в век экологической нестабильности, производство сельскохозяйственной продукции особенно актуально. В свою очередь, культ тела и красоты, философия здорового образа жизни все больше пропагандируются и проникают в потребительское сознание. На полках продовольственных магазинов, в супермаркетах все больше можно встретить продукцию с логотипом «100% натурально». Потребитель заинтересован в сохранении и поддержании собственного здоровья, а без натуральных, экологически чистых продуктов это невозможно. Спрос рождает предложение, поэтому все больше производителей стремятся к созданию натуральных продуктов.
Сегодня покупателю уже не настолько важен сам бренд, насколько концепция, стоящая за ним. Производство товаров и услуг на совесть, экологически чистые продукты — вот основные приоритеты со стороны покупателей при выборе продукции.
В продовольственных магазинах нередко можно увидеть и алтайскую продукцию, причем не только в России, но и за рубежом. Славен Алтай экологически чистыми товарами: пшеница, мед, облепиха, сыр, панты, льняное масло и другая продукция. Экологически чистые товары настолько востребованы, что две трети жителей Алтайского края готовы приобретать экологически чистые продукты даже по повышенной цене. Таковы результаты проведенного локального опроса учеными Алтайского государственного аграрного университета, которые прозвучали в ходе научно-практической конференции «Аграрная наука — сельскому хозяйству» 2021 г. [7].
Несколько раз в год в столице края проходят и сельскохозяйственные ярмарки, где широкий ассортимент продовольственных товаров предлагают предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Барнаула, а также производители из других муниципальных образований Алтайского края. Товаропроизводители представляют мясо птицы, свинину и говядину, колбасные, мясные, рыбные деликатесы; растительное масло, кондитерские и хлебобулочные изделия, муку и крупы, сахар, яйцо, фрукты и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что Алтайский край сегодня позиционируется в стране, да и в мире, как житница и здравница Сибири. Таким образом, у края устойчиво сформирован позитивный имидж аграрного региона, это является конкурентным преимуществом, которое может послужить большим импульсом для привлечения инвестиций и для его социально-экономического развития. Правда, существует и ряд проблем, мешающих в реализации в полном объеме регионального потенциала. Прежде всего, речь идет о низком уровне жизни населения, в особенности сельчан, порождающем миграционный отток сельских жителей в города. Проблема финансирования отрасли занимает одну из ведущих позиций в «списке трудностей и задач» отрасли, а также стоит упомянуть высокие проценты по кредитам и т.д. Однако, есть и благоприятные перемены — например, в 2020 г. наметилась положительная трансформация в области закупок сельскохозяйственной техники и оборудования. По словам действующего губернатора Алтайского края В.П. Томенко, «Техническое переоснащение сельского хозяйства — важнейшая составляющая экономически эффективной работы аграрного сектора. Для алтайских сельхозтоваропроизводителей покупка техники — одна из основных статей расходов. За три квартала этого года на техперевооружение отрасли в регионе было направлено более 6 миллиардов рублей, за прошлый год инвестиции составили 7,5 миллиарда рублей» [8]. Решение вышеперечисленных проблем поможет сформировать более устойчивый положительный имидж Алтайского края для его дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Бадоева К.А. Влияние корпоративной социальной ответственности на имидж предприятия // Аллея науки. 2018. Т. 1. №10 (26). С. 397–402.
2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. М., 2016.
3. Пыльнева Т.Г. Роль имиджа в обеспечении конкурентоспособности предпринимательства // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 4S (45S). С. 60–62.
4. Чернышов Б.Н. Имидж региона в системе оценки его конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. №1. С. 1–8.
5. Чернышов Ю.Г. Имидж региона и региональная идентичность (на примере Алтайского края) // Вестник Пермского университета. Политология. Специальный выпуск. 2011. С. 105–112.
6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. URL: https://akstat.gks.ru/storage/mediabank/QOFnuXDQ/Продукция%20сельского%20хозяйства%20по%20категориям%20хозяйств.htm
7. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/ekologicheski-chistye-produkty-proizvedennye-v-altaiskom-krae-predstavyat-na-vystavke-inturmarket2017_573692.html
8. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. URL: https://altairegion22.ru/region_news/v-altaiskom-krae-rastut-obemy-priobreteniya-selskohozyaistvennoi-tehniki-v-lizing_880798.html
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *