Филиппов В.Р. «Романтический туризм» в Тропической Африке

Filippov V.R. “Romantic Tourism” in Tropical Africa

Сведения об авторе. Филиппов Василий Рудольфович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН, г. Москва.

Аннотация. С конца прошлого столетия в некоторых странах Тропической Африки получил достаточно широкое распространение так называемый «романтический туризм». Типологически этот вид туризма ближе всего к секс-туризму, но он избавлен от наиболее циничных, жестоких и меркантильных черт последнего. Теперь в африканские страны в поисках романтических приключений отправляются белые женщины бальзаковского и постбальзаковского возраста из благополучных европейских стран, чаще всего из Германии, Австрии, Дании, стран Бенилюкса. «Романтический туризм» определяют как ситуацию, при которой пожилые обеспеченные европейские женщины приезжают в Африку, чтобы найти среди бедных местных жителей себе компаньона, который за подарки или небольшую плату скрасит их досуг и будет выполнять все пожелания. Сексуальные отношения в «романтическом туризме» — это доминанта для путешественниц: скучающие вдовы, разведенные или одинокие белые женщины, которые испытывают потребность в сексе, приезжают в Кению и другие страны Черной Африки, где никто их не узнает, и где они пытаются почувствовать себя молодыми и привлекательными. Подобного рода романтические отношения имеют, к сожалению, явные расовые коннотации и содержат в себе атавизмы расизма и колониализма.
Ключевые слова. Романтический туризм, Африка, Кения, Европа, сексуальные отношения, межрасовый секс, расизм.

Abstract. Since the end of the last century, the so-called «romantic tourism» has become quite widespread in some countries of Tropical Africa. Typologically, this type of tourism is closest to sex tourism, but it is free from the most cynical, cruel and materialistic features of the latter. Now white women of Balzac and post-Balzac age from prosperous European countries, most often from Germany, Austria, Denmark, and the Benelux countries, go to African countries in search of romantic adventures. «Romantic tourism» is defined as a situation in which elderly wealthy European women come to Africa to find a companion among the poor locals who, for gifts or a small fee, will brighten up their leisure time and fulfill all their wishes. Sexual relations in «romantic tourism» is a dominant for travelers: bored widows, divorced or single white women who feel the need for sex come to Kenya and other countries of Sub-Saharan Africa, where no one recognizes them, and where they try to feel young and attractive. This kind of romantic relationship, unfortunately, has clear racial connotations and contains atavisms of racism and colonialism.
Keywords. Rromantic tourism, Africa, Kenya, Europe, sexual relations, interracial sex, racism.

 

«Романтический туризм» в Тропической Африке

Туристический потенциал Тропической (субсахарской) Африки без преувеличения огромен. Склонные к путешествиям европейцы, выходцы из Восточной и Юго-Восточной Азии, а в последние десятилетия — и россияне, пресытившиеся развалинами Парфенона, пляжами Анталии, горными вершинами Альп и прочими прелестями традиционного «цивилизованного» туризма, жаждут новых, невероятных, неизведанных впечатлений. Таковые с радостью предоставляют им африканцы, которые видят в заезжих любителях острых ощущений неиссякаемый источник, пусть пока довольно скромных, но все более заметных и стабильных доходов.
По данным Всемирной туристской организации, в туристическом секторе африканской экономики наблюдается всплеск активности: в последнее время континент посещают около 67-70 млн. человек ежегодно [1]. Экологический туризм, культурно-познавательный и «этнотуризм», африканское сафари и даже секс-туризм стали явлениями вполне обыденными для Черного континента. Однако развиваться в полную меру этим видам туризма (функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок) мешает целый ряд хорошо известных факторов. Прежде всего, это большие проблемы с безопасностью: терроризм, джихадизм, нападения на морские суда, родоплеменные схватки (то, что ошибочно принято называть «межэтническими конфликтами»), захваты заложников, просто уличный бандитизм делают пребывание во многих странах Африки весьма небезопасным. Пугают туристов и проблемы с санитарно-эпидемиологический обстановкой на континенте и тем более, с состоянием системы здравоохранения. СПИД, лихорадка Эбола, малярия и прочие неприятности пугают потенциальных путешественников и отвращают от поездок на Черный континент. Кроме того, избалованных туристов смущает сравнительно низкий уровень комфорта в африканских зонах отдыха и отелях.
Все это препятствует нормальному развитию традиционных видов туризма на африканском континенте и в значительной степени снижает его потенциал. Именно поэтому все более заметным явлением в туристическом бизнесе в некоторых странах южнее Сахары становится так называемый «романтический туризм». Явление это сравнительно новое, оно не поддается однозначным оценкам. Типологически этот вид туризма ближе всего к секс-туризму, но он избавлен от наиболее циничных, жестоких и меркантильных черт последнего (имеются ввиду сексуальная эксплуатация детей, экономическое принуждение бедствующих африканок к сексуальным отношениям, сексуальное рабство и прочие беды африканской действительности). Названные выше факторы, препятствующие бурному развитию туризма в Африке, в значительно меньшей степени влияют на развитие «романтического туризма». Ведь для романтических встреч нужно всего лишь благополучно добраться от аэропорта до хорошо охраняемого четырех-пятизвездочного отеля. Блогер Владимир, многократно посещавший Кению, свидетельствует, что «в туристических местах, пляжах, барах, центральной части города и побережья безопасно. Много охраны на входах в магазины, банки, бары, пляжи» [2]. Именно Кения стала своего рода Меккой этого специфического вида туризма.
В чем заключается суть этого сравнительно нового (он заявил о себе в конце 90-х годов прошлого столетия) социального феномена и почему он в меньшей степени, чем сексуальный туризм, подвергается общественному порицанию?
Известно, что мужчины, ищущие сексуальных приключений в Африке или в Азии, явление давно известное и весьма распространенное. Преимущественно белые европейские и североамериканские мужчины отправляются в бедные страны (такие как Таиланд, Камбоджа, Кения, Нигерия и проч.) с целью найти сексуального партнера из числа местных женщин и девочек за ничтожную по европейским меркам плату. Подобный туризм всегда вызывал осуждение, мужчин такого сорта чаще всего считают хищниками. Респектабельные мужчины если и отправляются на сексуальное сафари, то стремятся не афишировать свои пристрастия.
Однако теперь в африканские страны в поисках романтических приключений отправляются белые женщины бальзаковского и пост-бальзаковского возраста из благополучных европейских стран, чаще всего из Германии, Австрии, Дании, стран Бенилюкса. Некоторые журналисты из желтых рекламных журналов и туристы в своих заметках в социальных сетях (Twitter, Facebook, Livejournal, Pikabu etc.) обращают внимание на тот факт, что среди женщин преобладают полные путешественницы: «Чаще всего в Африку в “романтические туры” приезжают пожилые обеспеченные полные дамы из Германии, Великобритании, Швейцарии» [3]. (Оно и понятно: чем менее привлекательна женщина элегантного возраста, тем сложнее ей найти партнера в собственной стране). Другой источник сообщает, что «большинство таких туристок приезжают из Германии, Швейцарии, Восточной Европы и Британии. Обычно это богатые, толстые и пожилые женщины» [4]. Это вовсе не значит, что этой моде не подвержены другие европейские страны, США и Канада; просто в этих государствах интересующее нас социальное явление не получило пока столь широкого распространения.
Женщины, стремящиеся к сексуальным приключениям «в желтой жаркой Африке», в Европе намного реже, чем мужчины, подвергаются общественному осуждению в странах исхода, давно переживших сексуальную революцию. Если мужчин в данном контексте все-таки иногда порицают за откровенную сексуальную эксплуатацию, то к женщинам, готовым платить «пляжным мальчикам» (так называют их в странах прибытия) за известного рода услуги в нынешней Европе относятся скорее сочувственно. Журналистка on-line издания News 24 Мариса Круз констатировала: «Теперь, когда “секс” не так уж далек от того, чтобы быть отмеченной опцией в “причине поездки” в наших таможенных карточках по прибытии в другую страну, эта уникальная форма туризма теперь стала почти мейнстримом» [5]. Существует и иная точка зрения. Некоторые журналисты полагают, что «единственная разница в том, что в отличие от некоторых своих коллег-мужчин, которые выбирают несовершеннолетних девочек, эти мамочки выбирают взрослых» [6]. Как выразилась одна из немецких туристок, в стране «просто полно больших мальчиков, которым нравятся такие, как мы, девочки постарше» [6]. (Не знаю, насколько искренне это было сказано. Мне кажется, что это своего рода бравада, психологическая самозащита: ведь спокойнее думать, что ты не просто покупаешь добротный секс, а еще и нравишься своему партнеру!).
В утверждении, согласно которому единственная разница в мужском и женском сексуальном и «романтическом» туризме состоит лишь в возрастных предпочтениях, есть серьезный когнитивный дефект. Подобного рода сексуальные отношения имеют кроме всего прочего явные расовые коннотации и содержат в себе атавизмы расизма и колониализма. Главный куратор программы Equality Now по прекращению сексуальной эксплуатации и торговли людьми Цици Мотекария заметил: «Ни один регион в мире не защищен от секс-туризма, но чаще всего белые мужчины из стран Запада промышляют этим именно в Африке. В них еще живет дух колониализма» [7]. В статье этнолога Жаклин Тейлор, основанной на этнографическом исследовании сексуально-экономических обменов между женщинами-туристками и местными мужчинами и мальчиками, справедливо утверждается, что «расовая власть также должна учитываться для исследования границ между коммерческим и некоммерческим сексом» [8].
В путевых заметках российских туристов комментарии куда более резкие и пренебрежительные как по отношению к (казалось бы!) благополучным белым женщинам, так и к их темнокожим почитателям. Вот очень характерное высказывание. «Женщины 50+ привозят сюда свой целлюлит и бабки… (т.е. деньги — В.Ф.). Жиголята клеют (знакомятся — В.Ф.) очередное «желе» на пляже или в баре, после чего «прописываются» в отеле как «постоянные посетители» и уже там отрабатывают деньги и подарки со стороны женщин. «Сахарные мамочки» — так называют таких женщин» [9]. (Здесь нужно заметить, что в достаточно дорогие, и весьма экзотические африканские туры отправляются россияне, принадлежащие к известному социальному слою. Отсюда и безальтернативность суждений, и готовность осуждать без желания понять, и соответствующая лексика).
Фотограф Софи Амали Клугарт в своем репортаже «о распространенном в Кении и других африканских странах явлении — так называемом “романтическом туризме”», которое она определяет как ситуацию, при которой «пожилые обеспеченные европейские женщины приезжают сюда, чтобы найти среди бедных местных жителей себе “компаньона”, который за подарки или небольшую плату скрасит их досуг и будет выполнять все пожелания» [3]. Безусловно, сексуальные отношения в «романтическом туризме» — это доминанта для путешественниц: «скучающие, разведенные или одинокие белые женщины, которые отчаянно нуждаются в развратных развлечениях, о которых никто не узнает, чтобы судить их дома, где они пользуются большим уважением, они приезжают в Кению и другие отдаленные части Африки. Здесь они чувствуют себя особенными и молодыми» [6]. В общении с подобострастными, зависимыми от них молодыми африканцами белые женщины позволяют себе реализовать те сексуальные фантазии, которые у них на родине не всегда могут быть реализованы в силу общепринятых норм отношений между полами. В одной обстоятельной статье, посвященной интересующему нас сюжету, автор особо подчеркивает некоторую странность эротических фантазий пожилой австрийской туристки: «Разведена, скучает и хочет исполнить странные сексуальные фантазии» [6].
То, что «романтический туризм» предполагает наряду с интимными отношениями еще и отношения приятельские, легкий флирт при обязательном доминировании старшей партнерши, — это то, что отличает его от обычного, хорошо известного и описанного многократно сексуального туризма. Есть еще одно серьезное отличие. Как свидетельствуют многие очевидцы и (или) участники таких взаимоотношений, «на побережье вы всегда сможете подобрать себе юношу на некоторое время, сложенного как Аполлон, для втирания крема на пляже, носки сумки и других всяких мелких услуг. Стоимость услуг оговаривается с каждым кандидатом отдельно, но долларов в 30 можно уложиться» [11]. Местные мужчины, лишенные какого-либо источника дохода, «стараются подыграть обеспеченным дамам. Результатом для молодых людей становится вкусная еда, удобная постель, подарки, которые можно продать» [12]. В других путевых заметках почти аналогичное свидетельство. «Женщины просто так спасаются от одиночества. Африканцам же остается только «подыграть», чтоб заиметь удобную постель, обеды и деньги, которые можно отложить на открытие своей «качалки»» [9]. (Или в другом месте: «Они (белые женщины — В.Ф.) инсценируют романтические отношения с местными жеребцами, которых они поят и кормят во время этого совместного времяпровождения»). Отношения в такой паре лаконично охарактеризовала в своем очерке о специфике африканского туризма кенийская журналистка Майка Мсвати: «Джилл, как и многие женщины, которые находят в Момбасе не обязательно любовь, а что-то среднее между любовью и похотью» [6].
Чтобы придать отношениям более или менее благопристойный вид, избавить их от очевидности товарно-денежных отношений, «сахарная мамочка» чаще всего выдает «пляжному мальчику» значительные суммы денег на расходы. В этом случае не она, а он расплачивается за все при их совместных выходах «в свет». Это создает видимость известной благопристойности и создает (пусть относительный) психологический комфорт для женщины.
В некоторых случаях между молодым африканцем и его спонсоршей возникает серьезная симпатия. Если партнер вполне устраивает партнершу, она может захотеть вновь встретиться с ним во время следующего визита в Африку. Образуется более или менее устойчивая пара. В этом случае «мамочка» оставляет «бойфренду» деньги накануне своего отъезда домой, чтобы тот мог жить до ее следующего «романтического тура» в страну. (Конечно же, наивно было бы думать, что жигало получив такой пенсион будет хранить «мамочке» верность. Ведь для него «романтический туризм» зачастую единственный источник доходов и привычный образ жизни). В редких случаях для африканцев такие отношения –возможность (пусть иллюзорная!) переехать в Европу… «ведь “романтические туры” могут перерасти в серьезные отношения, хоть это и редкость»… «если удастся перебраться в Европу — то это вообще страйк! Так и живут» [9].
Во многих сетевых публикациях эта информация повторяется многократно в разных версиях с разным привкусом «клубнички». Но что отличает сетевые публикации о приключениях мужчин от повествований о женском «сексуальном сафари», это то, что многие из них отмечены сочувствием к героиням, стремлением понять причины того, что толкает их на поиски любви так далеко от дома. Многие очевидцы и аналитики полагают, что «европейки начинают такие отношения из-за тотального одиночества» [12]. Деградация института семьи, безудержная пропаганда ЛГБТ сообществ, атомизация западных социумов заставляет вдов, разведенных и изначально одиноких женщин искать эрзац любви и семьи в объятиях «пляжных мальчиков». То, что в подобных отношениях «о деньгах говорить не принято» свидетельствует о своеобразной лояльности партнеров друг к другу: это позволяет «женщине сохранять красивую иллюзию» [3]. Одна из путешественниц на своей страничке в Twitter созналась, что «кариса» (пляжный мальчик — В.Ф.) заставил ее «снова почувствовать себя особенной и нужной». Женщины начинают жить своими фантазиями и забывают, что эти отношения — сугубо товарно-денежные и не более… Но большинство понимают, что и он и она лишь используют друг друга» [3]. Майка Мсвати справедливо, я думаю, констатирует тот факт, что «в большинстве случаев такие туристки имеют историю несчастливых отношений с мужчинами дома. Некоторые из них — невинные женщины, ищущие внимания и удовлетворения, но невольно в конечном итоге пробующие „великолепие“ сексуального туризма» [6]. И этот прискорбный факт не может не вызывать сочувствия.

Библиографический список

1. Tourisme: l’Afrique, une région en plein essor? URL: https://information.tv5monde.com/afrique/tourisme-l-afrique-une-region-en-plein-essor-293617
2. Владимир (Блогер). Секс туризм в Кении — обзор. URL: https://www.trn-news.ru/blogs/travelkenya/58932
3. Клугарт С.А. Секс-туризм в Африке. URL: https://felbert.livejournal.com/2839637.html
4. «Любовь! Ее здесь нет!»: женский секс-туризм в Кении. URL: https://bigpicture.ru/zhenskij-seks-turizm-v-kenii
5. Crous М. Sex Tourism in Africa: European Women Who Pay for Sex with Locals. URL: https://www.news24.com/w24/selfcare/love/sex/sex-tourism-in-africa-european-women-who-pay-for-sex-with-locals-20160715
6. Mswati M. Sex Tourism: ‘Mzungu’ Women Who Travel to Kenya to Get Laid by Local Men. URL: https://www.standardmedia.co.ke/entertainment/crazy-monday/2001252790/sex-tourism-mzungu-women-who-travel-to-kenya-to-get-laid-by-local-men
7. Петров С. Как Африка стала поставщиком несовершеннолетних секс-рабов. URL: https://pikabu.ru/tag/tag/Секс%20туризм/hot
8. Taylor J.S. Female Sex Tourism: A Contradiction in Terms? URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1057/palgrave.fr.9400280
9. Бабушки хотят молодого черного тела. URL: https://pikabu.ru/story/babushki_khotyat_molodogo_chernogo_tela_seksturizm_v_afriku_6355043
10. Как выбрать для себя лучшее место для секс-туризма. URL: https://1exotic.ru/exotic-mir/luchshie-napravleniya-dlya-seks-turizma.html