Дорофеева Л.А., Шишацкий Н.Г. Туристический потенциал как фактор инклюзивного развития региона*

Dorofeyeva L.A. Shishatskiy N.G. Tourism Potential as a Factor of Inclusive Development of the Region

Сведения об авторах. Дорофеева Любовь Андреевна, к.г.н., и.о. заведующей кафедрой географии и методики обучения Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск; Шишацкий Николай Георгиевич, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Красноярск.

Аннотация. Целью статьи является исследование туристско-рекреационного потенциала как фактора инклюзивного развития региона. Предложен комплексный подход к исследованию развития регионального туризма с использованием методов пространственного и структурного анализа, представлены перспективные туристские кластеры.
Ключевые слова: пространственная дифференциация, природные и культурно-исторические ресурсы, инклюзивное развитие региона, мультипликативный эффект туризма, потенциал кластерного развития туризма.

Abstract. The goal is to study the tourist and recreational potential as a factor in the inclusive development of the region. A comprehensive approach to the study of the development of regional tourism using spatial and structural analysis methods has been proposed, promising tourist clusters are presented.
Key words: spatial differentiation, natural and cultural and historical resources, inclusive development of the region, the animated effect of tourism, the potential of cluster development of tourism.

 

Туристический потенциал как фактор инклюзивного развития региона*

Введение. Постановка проблемы
Туризм, как вид экономической деятельности, является отраслью инклюзивного развития региона. Функционирование регионального туристского комплекса стимулирует рост разнообразных смежных отраслей, позволяя получить значительный мультипликативный (экономический и социальный) эффект, способствующий диверсификации региональной экономики и ее интеграции в экономику более высоких уровней.
Создание дополнительных рабочих мест и формирование более качественной среды для жизни населения способствует преодолению пространственной неоднородности внутри региона, выравниванию социально-экономических диспропорций, удовлетворяет потребности местного населения в отдыхе и рекреации. Наличие значительных мультипликативных последствий туризма (как позитивных, так и негативных) требует оценки прямого и обратного влияния отрасли на развитие региона в целом.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что наиболее успешной моделью социально-экономического развития территорий, обеспечивающей реализацию мультипликативных эффектов, является применение концепции кластерного подхода в сфере туризма. Реализация кластерных проектов способствует увеличению внутреннего и въездного туристских потоков, объема платных услуг, оказанных населению в сфере туризма. Создание кластеров обеспечивает синергетический эффект и позволяет развивать смежные отрасли хозяйства.
Современное состояние развития туристских кластеров в регионе свидетельствует, что их формирование и развитие требует комплексного анализа и прогнозирования. В связи с этим целью настоящего исследования является изучение региональных особенностей в процессе формирования туристско-рекреационных кластеров в регионе, как факторов экономического развития муниципалитетов.
Существующие теоретические (и прикладные) подходы ограничиваются, как правило, рассмотрением отдельных аспектов и автономных элементов туристской деятельности в регионе. Работы в этой области применительно к развитию туризма в регионах РФ касаются, как правило, локальных оценок: а) туристского потенциала региона [1–4]; б) региональных туристских продуктов и соответствующей инфраструктуры (туристских кластеров) [5–8]; в) потребительских предпочтений в сфере туризма и мер организационного и экономического характера, связанных с развитием туристской отрасли [9–12]. Комплексных исследований, отражающих взаимосвязи этих блоков, недостаточно.
Предлагаемый методический подход
Для комплексного анализа и оценки роли и перспектив развития туризма и его влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе в настоящей работе предлагается использование подхода, основанного на построении типологии административно-территориальных единиц региона в соответствии с важнейшими критериями оценки туристского потенциала: а) уникальность природных и культурно-исторических ресурсов; б) интегральный уровень социально-экономического развития; в) возможность получения мультипликативного эффекта от развития туризма как важнейшего элемента инклюзивного развития территории.
Для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Красноярского края применена паллиативная методика оценки уровня инклюзивного развития территории на основе двух критериев: а) численность постоянного населения (характеризует достигнутый уровень экстенсивного развития территории — масштабы и потенциал социально-экономического развития); б) динамика постоянного населения за последние 5 лет (характеризует оценку социально-экономической ситуации в районе населением — положительная динамика свидетельствует о более высоком уровне социально-экономического развития территории по сравнению со средними значениями, отрицательная динамика — о более низком уровне). В основе использования второго критерия лежит известный принцип рассмотрения миграции как индикатора уровня социально-экономического развития регионов [13].
С учетом возможностей развития туризма в рамках построенной типологии предложена и апробирована методика оценки мультипликативного эффекта, основанная на выявлении доли туризма в валовом региональном продукте (ВРП).
Таким образом, были выделены районы приоритетного и перспективного развития туризма. Данный подход был применен для анализа туристской сферы Красноярского края.
Обсуждение результатов
Проведенные расчеты показывают, что большинство муниципальных образований края попадают в группу территорий с низким и очень низким уровнем социально-экономического развития, что объясняется хронической депопуляцией и депрессивными процессами в их экономике. Особого комментария требуют результаты оценки для северных территорий края (Северо-Енисейского, Туруханского, Мотыгинского и ряда других районов) с развитой добывающей промышленностью и с формально высокими показателями экономического развития (созданная валовая добавленная стоимость и объем инвестиций), которые вошли в группу районов с низким и очень низким уровнем развития. Это объясняется существованием двух социально-экономических контуров в этих районах — постоянного и временного (вахтового) населения. Уровень и качество жизни постоянного населения, занятого в традиционных сферах экономики (а именно эта группа наиболее важна для оценки предпосылок развития туризма в районе), имеет мало общего с экономическими результатами (доходами и прибылью) добывающих предприятий и обслуживающего их временного (вахтового) населения.
Объединив две полученные группировки по уровню социально-экономического развития и по степени уникальности туристических регионов, мы выстроили типологию территорий Красноярского края по степени их перспективности для развития туризма и, как следствие, по степени влияния туризма на их социально-экономическое развитие в перспективе.
Безоговорочными лидерами рейтинга территорий Красноярского края по их привлекательности и перспективности для инклюзивного развития туризма являются города Красноярск и Норильск.
Красноярск, наряду с собственными значительными туристскими ресурсами (культурно-исторические и природно-рекреационные достопримечательности; проведение массовых событий в области культуры, спорта и образования), обладает важными транспортно-транзитными преимуществами. Положение Красноярска на пересечении существующих и перспективных федеральных и международных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта создает для города возможности «организующе-узлового центра» для транзитных туристов, для которых посещение города является дополнительным, но определяющим пунктом при планировании посещения привлекательных достопримечательностей и туров в Красноярском крае, а также в других регионах Енисейской Сибири — Хакасии, Тыве.
Аналогичную (столичную) роль в северной и арктической зоне Красноярского края играет Норильск, выполняющий транспортно-узловую роль «ворот в Красноярскую Арктику».
Важным фактором повышения вклада туристского потенциала Красноярска и Норильска в их инклюзивное развитие является развитие круизного туризма на Енисее и в Северном Ледовитом океане. Это создает значительные предпосылки для развития туризма не только регионального, но и федерального и международного уровня.
Перспективными территориями, для которых туризм может создать существенные эффекты в их социально-экономического развитии, являются муниципальные образования, входящие в группу «высокий потенциал инклюзивного развития» — города Дивногорск, Енисейск, Канск, Минусинск, Ермаковский, Манский, Минусинский, Шарыповский, Шушенский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский и Эвенкийский муниципальные районы. Эти территории обладают значительными и уникальными туристическими ресурсами, но относительно слабой экономикой и социальной сферой. Именно районы этого типа наиболее перспективны с точки зрения стимулирования и развития туризма. Именно в этих районах туризм может играть определяющую или значительную роль в их социально-экономическом развитии.
Районы, входящие в другие группы (“средний и низкий уровень инклюзивного развития”) также интересны с точки зрения развития туризма, однако туризм в них будет иметь лишь местное (региональное) значение при реализации в этих районах отдельных локальных туристских проектов.
Выводы
Комплексный подход к оценке потенциала развития туризма в регионе на основе концепции инклюзивного развития позволяет повысить эффективность разработки перспективных инвестиционных проектов в туристской отрасли.
Методические подходы к типологическому анализу территорий региона и построению туристских кластеров, а также к оценке мультипликативных кластерных эффектов их развития, могут быть положены в основу аналитических исследований при подготовке прогнозных и предплановых материалов развития регионального туризма.
Полученные в ходе исследований данные по пространственной оценке туристского потенциала Красноярского края являются основой для дальнейшей оценки вклада туризма в инклюзивное развитие экономики региона.

*Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.3.2. (0260–2021–0005) «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири» (№121040100279–5).

Библиографический список

1. Кулакова Л.И., Осипов В.А. Методические подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала российских регионов // Российское предпринимательство. Т. 18. №24. С. 4261–4272. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-turistsko-rekreatsionnogo-potentsiala-rossiyskih-regionov
2. Ушакова Е.О., Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Оценка туристского потенциала Новосибирской области с использованием факторного и кластерного анализов = Estimation of the Tourist Potential of Novosibirsk Region Territory Based on Factor and Cluster Analysis // Практический маркетинг = Practical marketing. 2020. №9 (283). С. 3–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-turistskogo-potentsiala-novosibirskoy-oblasti-s-ispolzovaniem-faktornogo-i-klasternogo-analizov
3. Сафарян А.А. Подходы к оценке туристского потенциала территории // Географический вестник. №1 (32). С. 89–102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-otsenke-turistskogo-potentsiala-territorii
4. Дунец А.Н., Крупочкин Е.П., Тельцова А.А. Оценка туристско-рекреационного потенциала для целей территориального планирования // Известия Алтайского государственного университета. Науки о Земле. 2011. Вып. 3. C. 108–113. URL: http://izvestia.asu.ru/2011/3-2/geos/TheNewsOfASU-2011-3-2-geos-07.pdf
5. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник. М., 2014. URL: https://avidreaders.ru/read-book/turistsko-rekreacionnoe-proektirovanie-3-e-izd.html
6. Карпова Г.А, Песоцкая Е.В., Ткачев В.А. Теоретические подходы к использованию системного подхода и моделирования для оценки эффективности туристских кластеров // Известия СПбГЭУ. №6 (108). С.81–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-ispolzovaniyu-sistemnogo-podhoda-i-modelirovaniya-dlya-otsenki-effektivnosti-turistskih-klasterov
7. Закорин Н.Д. Инвестиционное развитие туристского потенциала региона. — СПб., 2009. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/zakorin.htm
8. Робинсон Б.В., Ушакова Е.О. Вопросы повышения эффективности управления региональными ресурсами развития туризма // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2013. №4 (24). С.63–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-regionalnymi-resursami-razvitiya-turizma
9. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности (часть 2) // Вестник РМАТ. 2016. №2. С.119–125. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-razvitiyu-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-krizisa-sanktsiy-i-geopoliticheskoy-nestabilnosti-chast-2
10. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме. М., 2003 URL:
https://tourlib.net/books_tourism/durovich_MT.htm
11. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.А. Управление индустрией туризма. М., 2013. URL:
http://library.nuft.edu.ua/ebook/file/hyd78.pdf
12. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций / Учебное пособие. Томск, 2011. URL:
http://www.oridu.odessa.ua/7/7/metoduchni-rek/t/01.pdf
13. Васильева Е.В., Никулина Н.Л., Шилкова Е.В. Миграция как индикатор социально-экономического развития регионов России // Институты развития демографической системы общества: V Уральский демографический форум: сборник материалов. Екатеринбург, 2014. С. 30–33. URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30089/1/irdso_2014_07.pdf

Комментарии 1

  • Странно, что при цитировании использованы гиперссылки на Киберленинку.