Харитонова В.В. Международный имидж города Уханя до и во время пандемии COVID-19

Kharitonova V.V. The International Image of Wuhan before and during the Pandemic COVID-19

Сведения об авторе. Харитонова Валерия Валерьевна, магистрант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

Аннотация. В статье рассматривается имидж города Уханя, расположенного в Китайской Народной Республике до начала возникновения коронавируса и по настоящее время. Определены структурные элементы имиджа города до начала пандемии COVID-19: историческое прошлое; культурный образ; внешняя привлекательность; инфраструктура; экономические показатели и статус города. При этом автором отмечается, что Ухань не имел популярность международного масштаба на тот период; в отличие от периода после обнаружения COVID-19: город получил широкую известность как «место возникновения коронавируса». Изучены основные версии происхождения вируса, связанные с городом и повлиявшие на имидж Уханя. Определены негативные и позитивные черты международного имиджа. Автором также проанализировано влияние имиджа города на его современное развитие. Сделан вывод о роли коронавируса в вопросе имеджеобразования. В особенности, как пандемия стала определяющим фактором в формировании имиджа и развития города за рубежом. Отмечается роль и восприятие Уханя в общем имидже Китая.
Ключевые слова: пандемия, имидж Китая, имидж города, Ухань, коронавирус, уханьский вирус.

Summary. The article examines the image of the city of Wuhan, located in the People’s Republic of China, before the onset of the coronavirus and to the present. The structural elements of the city’s image before the start of the COVID-19 pandemic were determined: historical past; cultural image; external attractiveness; infrastructure; economic indicators and the status of the city. At the same time, the author notes that Wuhan did not have international popularity at that time; in contrast to the period after the discovery of COVID-19: the city has become widely known as the “origin of the coronavirus”. The main versions of the origin of the virus associated with the city and influenced the image of the city of Wuhan were studied. The negative and positive features of the international image of the city of Wuhan are determined. The author also analyzes the influence of the city’s image on its modern development. The conclusion is made about the role of coronavirus in the formation of the image of the city of Wuhan. In particular, the pandemic has become a determining factor in shaping the image and development of the city abroad. The role of the image of the city of Wuhan in the overall image of China is noted.
Keywords: pandemic, China’s image, city image, Wuhan, coronavirus, Wuhan virus.

 

Международный имидж города Уханя до и во время пандемии COVID-19

Не так давно город Ухань (КНР) стал эпицентром событий, перевернувших сознание почти каждого жителя Земли. Именно в данном китайском городе был обнаружен очаг коронавируса в конце 2019 — начале 2020 г., впоследствии охвативший весь мир. Практически не привлекавший к себе внимания ни у западных, ни у российских СМИ, город за короткий период стал одним из самых упоминаемых, тем самым формируя новый международный имидж. Кроме того, Ухань стал имиджеобразующим элементом в общем восприятии Китая за рубежом.
Город Ухань (кит. упр. 武汉) является административным центром провинции Хубей в центральной части Китая, расположенной в месте слияния рек Янцзы и Ханьшуй. Численность города на конец 2018 г. составляла более 11 миллионов человек [1]. Город состоит из трех исторических частей, территориально поделенными между собой реками. Данные три города связаны мостами, один из которых считается первым мостом современного типа в Китае.
Стоит отметить, что процесс формирования необходимого или нового имиджа города опирается на тезис, что город — это не новый товар, и у него уже существует определенный имидж [2]. Данное суждение является приемлемым и для Уханя, поскольку он имел сформированный образ еще до того, как приобрел свою неоднозначную популярность.
Ухань известен в Китае как город, обладающий древней историей и богатой культурой. Официальным периодом его основания считается III в. При правлении династии Юань город имел статус столицы. С конца XIX в. город становится важным транспортным центром. Через него проведена железная дорога. Расположение на судоходной реке позволило перемещать грузы с одного вида транспорта на другой. Кроме того, именно в Ухане в 1911 г. началась революция, которая свергла феодальный самодержавный строй. Город также имел большое значение в период японо-китайской войны XX в. [3].
С культурной точки зрения, Ухань славился искусством. Кроме того, город является родиной китайского панк-рока, ни одно китайское турне международных рок-групп не обходит город Ухань. Данный образ города стал особенно обсуждаемым зарубежными СМИ после роста популярности города из-за пандемии [4]. Китайский город также представляет собой живописную территорию и был излюбленным местом Мао Цзэдуна. В городе располагается оз. Дунху, которое является крупнейшим озером Поднебесной в городской черте. Башня Желтого журавля — одна из трех знаменитых башен Южного Китая, символ Уханя и одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. Еще одним важным имиджевым событием является цветение вишни, которое считается одним из самых красивых в Китае. Оно также получило более широкую огласку, благодаря известности города.
Еще до получения международного внимания в конце 2019-начале 2020 гг. город обладал определенным статусом в Китае, а также отличительными особенностями развития. Ухань входит в топ-10 самых крупных и развитых городов КНР. В плане развития Уханя на 2010-2020 годы, ратифицированный Государственным Советом КНР подчеркивается, что Ухань является важным экономическим и финансовым центром Китая и имеет высокое историческое и культурное значение. Вместе с тем, город рассматривается как ключевой транспортный узел, место освоения и развития высоких технологий. Ухань также является одним из главных образовательных центров страны. По версии журнала Nature, Ухань занимает 19-ю позицию в рейтинге 200 крупнейших наукоградов мира. В городе сосредоточено 89 высших учебных заведений и 111 научно-исследовательских учреждений [6].
Кроме того, Ухань по праву может быть назван главным инженерно-проектировочным городом Китая. Здесь сконцентрировано до 80% проектов скоростных железных дорог и автомобильных трасс, крупнейших мостов и гидроузлов. Автомобильная компания «Дунфэн» и металлургическое предприятие, находящиеся в Ухане, включены в 500 самых крупных предприятий мира. Ухань также называют «оптической долиной Китая», занимающая видное место в мировой индустрии оптической электроники [5].
Следует констатировать, что имидж города структурно формируется из следующих элементов: историческое прошлое; культурный образ; внешняя привлекательность; инфраструктура; экономические показатели и статус города. В целом, Ухань обладает достаточно широкой базой, на которую можно опираться в процессе имиджеконструирования. Властные структуры города уделяют внимание продвижению положительного имиджа города. Так, был выпущен рекламный цикл видео-контента про город, его отличительные черты и историю [6]. Данные видео в основном направлены на китайскую аудиторию, однако выпускаются также ролики с английскими субтитрами для ознакомления с городом иностранцев. Если говорить о восприятии самих китайцев, то можно сказать, что среди жителей бытуют следующие образы о городе, которые можно применять и для аудитории «вовне»: «речная столица Востока», «город тысячи озер», «миллион студентов» [7].
Однако, несмотря на вышеперечисленные «продукты» формирования имиджа, город не имел высокую популярность международного масштаба до пандемии. Во многом это может быть связано с тем, что туристический фактор города, являющийся одним из самых важных элементов в имиджеформировании, до начала пандемии оставался на невысоком уровне. Есть вероятность, что причина этому кроется в отсутствии у города выхода к морю (что представляется важным пунктом при выборе места для многих туристов), или общего бренда (идеи) продвигающегося в рамках конструирования имиджа.
Тем не менее, ситуация кардинально меняется с возникновением и распространением COVID-19, который определил тот самый общий бренд (скорее в отрицательном смысле) города как «место возникновения коронавируса». 31 декабря 2019 г. офис ВОЗ в Китае был проинформирован о случаях пневмонии неизвестного происхождения в городе Ухань [8]. В то же время власти признали, что было несколько неизвестных случаев пневмонии, связанных с оптовым рынком морепродуктов Хуанань после того, как в Интернете появились непроверенные документы. Рынок был закрыт по причине «улучшения окружающей среды». По одной из версий именно он стал очагом возникновения вируса от животного к человеку. Примечательным является факт, что после возникновения вируса, данный рынок стал известен во всем мире.
О первой смерти от нового вируса сообщалось 11 лишь января [9]. Незадолго до этого несколько уханьских врачей также пытались распространить информацию о заболевании, однако были предупреждены полицией Уханя за «распространение дезинформации» [10]. Длительное время также не афишировались случаи заражения вирусом от человека к человеку. Таким образом, можно отметить, что власти поначалу пытались скрыть масштабы заболевания вирусом.
23 января 2020 года КНР объявил о карантине в Ухане и других городах провинции Хубэй в попытке изолировать вспышку коронавирусной болезни. Это был первый известный случай в современной истории блокировки крупного города с населением до 11 миллионов человек, и этот инцидент обычно упоминался в СМИ как «Уханьский локдаун» (Wuhan Lockdown). ВОЗ высоко оценила этот шаг, назвав его «беспрецедентным в истории общественного здравоохранения» [11]. Однако стоит отметить, что меры, принятые Китаем, были встречены не так однозначно в международном сообществе. Многие обвиняли Китай в медленном раскрытии информации о вирусе, введении в информационное заблуждение и за агрессивную цензуру информации, касающееся вспышки вируса и общественного недовольства со стороны граждан в Интернете [12, 13]. В связи с этим, в мире Китай стал восприниматься в негативном ключе. В газетах и журналах информация о коронавирусе подавалась под тегом «уханьский вирус». Например, в журнале “The Federalist” так называлась целая рубрика посвященная коронавирусу. В “New York Times” публиковались статьи об «уханьском локдауне» в крайне отрицательном образе, нарушившем уклад жизни горожан и их свободы. Особенно ярко это можно проследить на фоне еще одной статьи данной газеты, опубликованной несколько часами позже о введении локдауна в Италии (Милан, Венеция) по типу уханьского, и при этом отмечающей не негативные последствия для его жителей, а необходимость данной меры, которая спасет и предотвратит много жертв [14]. Кроме того, на фоне данного недовольства росли синофобские настроения в мире [15].
По версии искусственного происхождения вируса активно обсуждается причастность Уханьского института вирусологии, проводивший исследования коронавирусов. 30 декабря 2019 года власти Уханя направили в институт требование провести проверку. Позже глава Ши Чжэнли заявила, что коронавирус не имеет отношения к ее лаборатории [16]. Однако дискуссии вокруг института продолжаются и по сей день. Так, отмечается, что в 2015 г. был разработан гибридный вирус, сочетающий коронавирус летучей мыши с вирусом атипичной пневмонии, который был адаптирован для выращивания на мышах и имитации человеческого заболевания, который как предполагают, и стал причиной пандемии [17]. Также в январе 2018 года по результатам экскурсии в институт сотрудников посольства США в Пекине было направлено информация о проблемах с безопасностью в институте [18]. Сам президент США Дональд Трамп, а также другие представители США не раз обвинял китайскую лабораторию в произошедшем, а также в сокрытии данных [19]. При этом газета “Wall Street Journal” в мае 2021 года сообщила, со ссылкой на секретный отчет разведки США, о том, что еще в ноябре 2019 года трое сотрудников уханьской вирусологической лаборатории обратились к врачам из-за болезни, симптомы которой напоминали и COVID-19, и обычную ОРВИ [20].
Таким образом, мировая известность г.Ухань стала неоспоримой. С одной стороны, упоминание города вызывало раздражение в связи со скрытием информации со стороны китайских властей, а также тревогу и опасения, в том числе рост синофобских настроений в обществе, поскольку город стал эпицентром событий. Однако с другой стороны, росла и заинтересованность городом, изменившим уклад и здоровье многих людей по всему миру. Зарубежные СМИ стали публиковать статьи о г.Ухань (чем знаменит, какова его история и статус и т.д.) и знакомить с ним свою целевую аудиторию [21].
Кроме того, стоить отметить активную борьбу с эпидемией в городе, которая показала насколько быстро власти Китая смогли реорганизовать и направить все свои ресурсы. В частности, за десять дней с 24 января по 2 февраля 7500 рабочими в г. Ухань была построена больница «Хошэньшань» на 1000 койко-мест [22, с.37]. Кроме того, там же за 12 дней была построена больница «Лэйшэньшань» на 1600 койко-мест, а стадионы и экспозиции были превращены в 16 модульных больниц на 14 000 койко-мест. В начале эпидемии в провинцию Хубэй и город Ухань было направлено более 40 000 медработников со всего Китая, в добавление к 540 000 местных. В китайских соцсетях велась активная поддержка морального состояния жителей города. В уханьских больницах и больницах других районов КНР использовалась платформа дистанционного медицинского консилиума с применением 5G-технологий. В марте 2020 г., когда ВОЗ объявил о всеобщем характере распространения вируса, Китай же заявил о выходе из острого эпидемиологического кризиса в стране, и занялся помощью другим странам посредством гуманитарной дипломатии. На данном фоне выпускались ролики на социальных платформах страны, попадавшие в твиттер, на которых фигурировали китайские медработники и все причастные к борьбе с вирусом в г.Ухань, снимающие поочередно маски с лица в знак окончания борьбы. В целом стоить отметить, что Китай, на примере города и страны, в общем, показал остальным странам модель быстрой, масштабной и эффективной политики борьбы с эпидемией. Однако, несмотря на одобрительные отзывы, многие в мире все еще ставят под сомнение правдивость официальной статистики страны [23].
Имидж города оказывает влияние на разнообразные стороны его развития, и в первую очередь на экономику, культуру, процессы миграции, поведение жителей [2]. Тот образ, который сформировался через коронавирус, дал городу мировую известность, благодаря которой интерес к Уханю все еще высок.
Сейчас Ухань — популярный туристический центр (в частности, для внутренней аудитории). В начале октября 2021 г., во время Праздника образования КНР (1 октября), Ухань посетили более 20 миллионов туристов, город занял лидирующее место в стране по посещаемости. Также в 2022 г. в городе состоится 14-е заседание Конференции договаривающихся сторон Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях (COP14). Это будет первое подобное совещание, которое пройдет в Китае. В городе также проводится работа по созданию индустриальных парков «Китай — Франция», «Китай — Германия», «Китай — Япония» и др [5].
В последние годы, в г.Ухань успешно прошел ряд крупных международных конференций и выставок, таких как ежегодный Китайский фестиваль брендов, Конференция абонентов китайской навигационной системы Бэйдоу, Китайская конференция по биоиндустрии, Международный инвестиционный форум качественного развития и Конференция по развитию предпринимательства китайских эмигрантов. В августе 2020 г. города Ухань и бельгийский город Льеж установили побратимские отношения, таким образом, общее число городов-побратимов Уханя достигло 115, по этому показателю город лидирует среди субпровинциальных центров Китая [5].
В настоящее время в Ухане постоянно проживают около 10 тысяч иностранцев, по предварительным оценкам, к 2025 году их численность достигнет 20 тысяч. Для создания комфортных условий высококлассным зарубежным специалистам Ухань объявил о создании в 2021 г. 25 международных микрорайонов, чтобы приобщить иностранных друзей к жизни в Ухане [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что Ухань не имел популярность международного масштаба до начала пандемии, но обладал определенным образом многочисленного города с рядом достопримечательностей. Однако обнаружение коронавируса оказало большое влияние на мировую известность города, как и с негативной точки зрения, так и с позитивной, сформировав международный имидж Уханя как города, изменившего жизнь многих людей. Кроме того, «уханьский вирус» и борьба с ним повлияли также на имидж Китая: с одной стороны вызвав у международного сообщества волну недоверия и опасения, а с другой стороны, показав масштабность и эффективность своих действий.

Библиографический список

1. Постоянное население китайского города Ухань перевалило за 11 млн человек // ИА REGNUM. 27.03.2019. URL: https://regnum.ru/news/society/2599377.html
2. Морозова Т.А. Имидж города как основа его продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-goroda-kak-osnova-ego-prodvizheniya
3. Kaushik A. Wuhan, the Chinese City Infamous as Coronavirus Epicenter, Has a Rich History // WION. February 2020. URL: https://www.wionews.com/opinions-blogs/wuhan-the-chinese-city-infamous-as-coronavirus-epicenter-has-a-rich-history-282894
4. Before COVID, Wuhan was Best Known as the Birthplace of China’s Punk Music Scene // ABC NEWS. July 2021. URL: https://www.abc.net.au/news/2021-07-07/wuhan-the-birthplace-of-china-s-punk-music-scene/100270902?utm_campaign=abc_news_web&utm_content=link&utm_medium=content_shared&utm_source=abc_news_web
5. Знаменитый китайский город открывает новую эпоху развития // Российская газета. 30.11.2021. URL: https://rg.ru/2021/11/30/znamenityj-kitajskij-gorod-otkryvaet-novuiu-epohu-razvitiia.html
6. 武汉市档案馆 [Зал архивов города Ухань] \\ 武汉档案. URL: https://www.whda.org.cn/dawh/pic-23-4.html
7. 武汉形象的突破点是什么?[Какие прорывные точки есть у имиджа Уханя?] // 知乎.2019. URL: https://www.zhihu.com/question/318449548
8. COVID-19 — China // World Health Organisation. January 2020. URL: https://www.who.int/emergencies/disease-outbreak-news/item/2020-DON229
9. Taylor D.B. A Timeline of the Coronavirus Pandemic // New York Times. March 2021. URL: https://www.nytimes.com/article/coronavirus-timeline.html
10. 散布武汉肺炎谣言8人被依法处理 [8 человек, которые распространяли слухи об уханьской пневмонии, наказаны по закону] // 人 民 网 版. 01.2020. URL: https://web.archive.org/web/20200102112602/http://health.people.com.cn/n1/2020/0102/c14739-31531892.html
11. Staff R. Wuhan Lockdown ‘Unprecedented’, Shows Commitment to Contain Virus: WHO Representative in China // Reuters. January 2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-china-health-who-idUSKBN1ZM1G9
12. Davidson H. Chinese Social Media Censoring ‘Officially Sanctioned Facts’ on Coronavirus \\ The Guardian. March 2020. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/mar/05/chinese-social-media-censoring-officially-sanctioned-facts-on-coronavirus
13. Delfs A. Lacqua F. China Praised by Germany for Transparency in Combating Virus // Bloomberg. February 2020. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-01-24/china-doing-good-job-in-combating-virus-german-minister-says
14. How Western Media Shapes Our Perception of China // Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HzhAg53-MSg
15. Портякова Н. Год синофобии в век Китая: как пандемия повлияла на отношение к КНР // Известия. 4.01.2021. URL: https://iz.ru/1100553/nataliia-portiakova/god-sinofobii-v-vek-kitaia-kak-pandemiia-povliiala-na-otnoshenie-k-knr
16. Yang Rui, Feng Yuding, Zhao Jinzhao, Walsh M. Wuhan Virology Lab Deputy Director Again Slams Coronavirus Conspiracies February 2020. URL: https://www.caixinglobal.com/2020-02-07/wuhan-virology-lab-deputy-director-again-slams-coronavirus-conspiracies-101512828.html
17. Declan B. Engineered Bat Virus Stirs Debate Over Risky Research: Lab-Made Coronavirus Related to SARS Can Infect Human Cells // Nature. November 2015. URL: https://www.nature.com/news/engineered-bat-virus-stirs-debate-over-risky-research-1.18787?WT.mc_id=TWT_NatureNews
18. Дипломаты из США предупреждали о проблемах с безопасностью в лаборатории в Ухане // Interfax. 14.04.2020. URL: https://www.interfax.ru/world/704148
19. Анисимова Н. Помпео заявил о доказательствах сокрытия Китаем ситуации с коронавирусом // РБК. 3.05.2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/05/2020/5eaee6f69a7947b8a304a108
20. Котляр М. WSJ сообщила о болезни ученых из Уханя до первых сообщений о коронавирусе // РБК. 24.05.2021. . URL: https://www.rbc.ru/society/24/05/2021/60aae3f59a79474aaa9f0897
21. Tejada C. Wuhan Beyond the Coronavirus: Steel, Cars and Spicy Noodles // New York Times. January 2020 URL: https://www.nytimes.com/2020/01/23/world/asia/wuhan-coronavirus.html
22. Цзинь Хуэйхуэй. Как строился «Хошэньшань» // Китай. 2020. № 3. С. 36–39
23. Miller A., Yitsing Wang, Wong T. Wuhan Lockdown: A Year of China’s Fight against the Covid Pandemic // BBC News. January 2021. URL: https://www.bbc.com/russian/features-52204515