Стариков Е.А. Роль Католической церкви в сохранении идентичности переселенцев на примере немецкого населения Северного Казахстана (конец XIX — начало XX в.)

Starikov E.A. The Role of the Catholic Church in the Preservation of the Identity of Migrants as Exemplified by the German Population of Northern Kazakhstan (Late 19th — Early 20th Century)

Сведения об авторе. Стариков Евгений Анатольевич, аспирант Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

Аннотация. В статье исследуется значимость Католической церкви в сохранении идентичности переселенцев из европейской части Российской империи на территорию современного Казахстана в конце XIX — начале XX в. (на примере немецкого этноса). Актуальность темы определяется тем, что сохранение традиционных устоев способствует самоидентификации и сохранению самобытности этноконфессиональных общин, особенно в условиях иноэтничного окружения. Проживание отдельных этнических общностей в многонациональной среде в условиях Российской империи порождало проблему сохранения национального самосознания и образа жизни. Российской модели межэтнического взаимодействия свойственен положительный опыт сосуществования различных народов, возможности сохранения их идентичности. Одним из важнейших факторов сохранения национального самосознания является конфессиональная самоидентификация. Самоорганизация католических общин и консолидирующая роль Католической церкви способствовали сохранению культурной самобытности немецких переселенцев в Казахстане.
Ключевые слова: Российская империя, католицизм, немцы, переселение, идентичность.

Summary. The article examines the importance of the Catholic Church in preserving the identity of immigrants from the European part of the Russian Empire to the territory of modern Kazakhstan in the late XIX — early XX century (on the example of the German ethnos). The relevance of the topic is determined by the fact that the preservation of traditional foundations contributes to self-identification and preservation of the identity of ethno-confessional communities, especially in a non-ethnic environment. The residence of individual ethnic communities in a multinational environment in the conditions of the Russian Empire gave rise to the problem of preserving national identity and way of life. The Russian model of interethnic interaction is characterized by a positive experience of coexistence of different peoples, the possibility of preserving their identity. One of the most important factors in the preservation of national identity is confessional self-identification. The self-organization of Catholic communities and the consolidating role of the Catholic Church contributed to the preservation of the cultural identity of German immigrants in Kazakhstan.
Key words: Russian Empire, Catholicism, Germans, resettlement, identity.

 

Роль Католической церкви в сохранении идентичности переселенцев на примере немецкого населения Северного Казахстана (конец XIX — начало XX в.)

Проблематика данной статьи, связанная с ролью Католической церкви в сохранении идентичности переселенцев на территории современного Казахстана, обусловлена прибытием на данную территорию в конце ХIX — начале ХХ в. значительного католического населения, в том числе и католиков-немцев. Этот первый массовый приток немцев-католиков в данный регион был обусловлен масштабным переселенческим движением в Российской империи [1, с. 134–144; 2, с. 19–30; 3, с. 87–99]. Таким образом, еще в дореволюционный период католики (в том числе и католики-немцы), были представлены в конфессиональной структуре населения Казахстана. В 1897 г. численность католиков в азиатской части России составляла 13585 человек (Акмолинская обл. — 1740 человек, Сырдарьинская — 2956, Уральская обл. — 277, Семипалатинская — 244, Семиреченская — 226, Тургайская — 121) [4, с. 153]. Католичество в Казахстане представляли поляки, немцы, литовцы.
Жизненный уклад и связанное с ним религиозное сознание, сформировавшиеся в течение почти полуторавекового периода проживания в материнских католических немецких колониях в России, сохранялись и в рассматриваемый период. Отмечается явное преобладание религиозного сознания немцев-католиков над этническим. Каждый из них говорил о себе, прежде всего, как о католике, и уже потом как о немце, отдавая предпочтение конфессиональной общности перед этнической. Об этом свидетельствуют и моноконфессиональный характер образованных ими поселений. Основной приток католиков и, прежде всего, немцев в регион наблюдался в первые годы ХХ века. Целый ряд поселений немцев-католиков возник в Акмолинском, Кокчетавском, Петропавловском уездах Акмолинской области, Кустанайском уезде Тургайской области. Особенно в этом отношении выделялась Келлеровская волость Кокчетавского уезда, где «преимущественно поселились католики» [5, с. 3; 6, с. 3; 7, с. 21; 8, с. 19–20; 9, с. 10–13]. Католические немецкие поселки имелись также и в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области (поселок Екатериновка [10, с. 17, 21]) и в Змеиногорском уезде Томской губернии (поселок Мариенбург (Переменовка) [11, л. 215, 218–220]), часть Змеиногорского уезда, вместе с поселком Мариенбург, позднее была передана Казахстану. И.В. Ерофеева отмечает, что в противоположность лютеранам, немцы-католики повсеместно являлись жителями крестьянских селений и почти полностью отсутствовали в конфессионально-демографической структуре казахстанских городов [12, с. 59–60].
Немцы-католики после прибытия к местам нового проживания стремились, в первую очередь, и здесь сохранить веру и организовать свою религиозную жизнь. При первой же возможности изыскивалось помещение, где в отсутствие священника можно было бы собираться для молитвы под руководством кого-либо из старейших и авторитетных в вопросах веры. При этом использовались привезенные с собой из материнских колоний и также передававшиеся из поколения в поколение Библии, молитвенники, сборники религиозных песен и др. [10]. Трудности и лишения первых переселенческих лет были одним из факторов роста религиозного сознания. Одной из основ для выживания немцев-католиков в новых регионах их поселения являлась вера в Бога.
Первоначально немецкие католические селения в Кустанайском уезде Тургайской области относились к Оренбургскому римско-католическому приходу, а их единоверцы в Акмолинской области — к Омскому приходу, состоявших в ведении Могилевского архиепископства [13, с. 54]. В Омске был создан также деканат с филиалами в Кустанае и Петропавловске [12, с. 59].
Традиционный, сформировавшийся в прежних местах поселения этноконфессиональный уклад жизни позволял немцам сохранять в большей мере именно моноконфессиональный принцип поселения в новых регионах. Конечно, далеко не во всех поселениях имелись собственные церкви, молитвенные дома и, тем более, священнослужители. Обеспечение душепастырства было одной из самых насущных проблем вновь образованных поселков. В начале католические священники приезжали из соседних более крупных приходов Оренбурга, Омска, Барнаула. Несмотря на трудности первых переселенческих лет, поселки старались обзавестись небольшими молитвенными домами (часовнями) и школой. Постепенно возникали структуры Католической церкви на данной территории.
Так, в «Директориум» Могилевской Архиепархии за 1915 год указано, что Кустанайский приход насчитывает 6 тыс. католиков, а в Тыминском, Озерном, Семеновском, Нелюбинском, Викентьевске, Степном, Придорожном, Тургеньевском были расположены относящиеся к нему молитвенные дома [14, с. 105]. Среди верующих преобладали немцы, выходцы из Тираспольской епархии, и около 300–400 поляков [15, л. 16]. В качестве помощника в кустанайском приходе в 1915 г. и позднее, в 1923 г., указан о. Адам Гарейс. Настоятель же, о. Иосиф Вольф, проживал в эти годы в п. Нелюбинском [14; 16, с. 38].
В 1913 г. капелланом часовни в поселке Мариенбург (Переменовке) являлся о. Александр Булякевич [17, л. 1–4]. В 1913–1917 гг. капелланом в Мариенбурге был о. Викентий Чаплинский [18, л. 11]. Число верующих в Мариенбурге достигало в то время 4000 человек [14, с. 106].
Проживание в конфессионально однородном поселке создавало возможность для сохранения религиозной общины и привычного жизненного уклада, несмотря на то что удовлетворение духовных нужд в новых поселках, конечно же, уступало состоянию в прежних материнских колониях. Так, Ю.И. Подопригора в работе «Немцы Павлодарского Прииртышья» указывал, что с момента переселения и вплоть до конца 1920-х гг. в переселенческих поселках лютеран, католиков и меннонитов религиозная община выполняла консолидирующие функции этнического сообщества, выступала в качестве условия самосохранения и коллективного осуществления традиций в иноконфессиональном, иноэтническом и иноязыковом окружении [19, с. 41]. Исследователи совершенно обоснованно рассматривают религиозную общину как организующий центр хозяйственных, судебных, повседневно бытовых, морально-этических отношений и религиозной жизни населения [20, с. 263], как «центр религиозной и социокультурной жизни немецких переселенческих поселков» [19, с. 47]. Ю.И. Подопригора отмечает: «Традиционная замкнутость немецких поселений, этническая и языковая изоляция от окружающего местного населения, эндогамный барьер способствовали сохранению многих составляющих духовной культуры немцев. Прежде всего, религии и вероисповедной практики (обрядности, обычаев)» [19, с. 47]. В этой связи, особое значение приобретает сформулированный исследователями вывод о характерных особенностях этноконфессиональных общностей. Т.Б. Смирнова отмечает: «Эндогамная обособленность, сельский локальный образ поселения в иноязычной и иноконфессиональной среде, воздействие религиозных догм послужили предпосылками формирования этноконфессиональных общностей. При этом, с одной стороны, ряд специфических особенностей культуры и быта в результате сложного взаимодействия с культом, впитывается им, становится его составным элементом «конфессионализируется». С другой стороны, отдельные компоненты культового комплекса, особенно его ритуалы, ритуальные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают характер этнических явлений» [21, с. 489]. П.Ф. Дик пишет: «Единство семейно-родственной группы и религиозной общины обеспечило создание народной религии и этноконфессиональных общностей» [22, с. 74], и в этой смысле действительно можно согласиться с мнением Ю.И. Подопригоры о том, что лютеранство, как и баптизм, католицизм воспринимаются не как индивидуальные религиозные воззрения (системы), а как «национальный образ жизни» [19, с. 69].
Отсутствие у большей части немцев-католиков (в отличие от материнских колоний), постоянной душепастырской опеки священника и культовых зданий являлось определенной сложностью, связанной с осуществлением практической религиозной жизни в Казахстане. Немецкое население материнских католических колоний, конечно же, имело в этом отношении целый ряд преимуществ, и в большинстве своем, вплоть до 1930-х гг. получало духовную поддержку в гораздо большем объеме. Возникающие трудности не могли подорвать устоев твердой, передававшейся из поколения в поколение веры, являвшейся основой жизненного уклада немцев-католиков и в новых местах поселения в Казахстане.
Влияние Католической церкви, как одной из традиционных религий, в деле сохранения идентичности, традиционного уклада жизни трудно переоценить. В свою очередь, велик вклад трудолюбивого немецкого народа в духовное обогащение обществ, в составе которых он жил и продолжает жить.

Библиографический список

1. Вибе П.П. Основные районы немецкой крестьянской колонизации в Западной Сибири // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. Материалы международной научной конференции. М., 1998.
2. Вибе П.П. Переселение немцев-колонистов в Степной край в конце XIX — начале XX (на примере Акмолинской и Семипалатинской областей) // История немцев Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. Алматы, 1998.
3. Stummp K. Verzeichnis der deutschen Siedlungen in Nord-(Sibirien) und Mittelasien // Heimatbuch der Deutschen aus Russland.1964.
4. Дабжанова Ж.Б. Социокультурное развитие конфессиональных образований (на примере немецкой, еврейской и корейской диаспор) // Роль религиозных конфессий в жизни немцев Центральной Азии. Сб. материалов международной научной конференции. Алматы, 2002.
5. История католического прихода св. Иосифа в Караганде // Кредо. 1995. № 2, сентябрь.
6. История католического прихода Успения Богородицы в г. Кустанае // Кредо. 1995. № 3, октябрь.
7. Страницы истории Церкви. Приход в Петропавловске // Кредо. 2001. № 71, июнь.
8. Страницы истории Церкви. Приход с. Келлеровка // Кредо. 2001. № 72–73, июль — август.
9. «С Марией в паломничестве веры». История Католической Церкви на территории Астанинской Архиепархии // Кредо. 2007. Апрель.
10. Бургарт Л. Из истории немецких поселений в Восточном Казахстане (начало ХХ века — 1941 г.). Усть-Каменогорск, 1999.
11. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. Ф. 153. Оп. 1. Д. 439.
12. Ерофеева И.В. Конфессиональные процессы среди немецкого населения Казахстана во второй половине XVIII — начале ХХ вв. // История немцев Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. Алматы, 9-10 октября 1997. Алматы, 1998.
13. Кригер В. Рейн, Волга, Иртыш. Из истории немцев Центральной Азии. Алматы, 2006.
14. Директориум Могилевской Архиепархии за 1915 г. СПб. 1915.
15. Российский государственный исторический архив. Ф. 826. Оп. 1. Д. 2356.
16. Директориум Могилевской Архиепархии за 1923 г. СПб. 1923.
17. Российский государственный исторический архив. Ф. 826. Оп. 1. Д. 2110.
18. Российский государственный исторический архив. Ф. 826. Оп. 1. Д. 2110.
19. Подопригора Ю.И. Немцы Павлодарского Прииртышья. Алматы, 2010.
20. Чернова И. Религиозный фактор в социальных отношениях у немцев Алтайского края // Немцы Сибири: история и культура: материалы III международная научно-практическая конференция. Омск, 2002.
21. Смирнова Т.Б. Этническое самосознание и этнические процессы у немцев Западной Сибири // Российские немцы: проблемы истории, языка и современного положения. Материалы международной научной конференции, Анапа, 20–25 сентября 1995 г. М., 1996.
22. Дик П.Ф. Этноконфессиональный компонент духовной культуры немецкой национальной группы // Этнические немцы России: Исторический феномен «народа в пути». Материалы XII международной научной конференции. Москва, 18–20 сентября 2008 г. М., 2009.