Чернов В.А. Из истории гостеприимства: трансформация постоялых дворов в Дома крестьянина на Дальнем Востоке

Chernov V.A. From the History of Hospitality: the Transformation of Inns to Peasant Homes in the Far East

Чернов Владислав Афиногенович, кандидат исторических наук, доцент Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск.

Аннотация. В статье даётся краткая история возникновения и предназначения постоялых дворов в царской России. Советская власть потребовала создания новой формы средств размещения для крестьян в городах – Домов крестьянина. Центральный Дом крестьянина в Москве стал образцовым, его опыт распространился по всему СССР. На Дальнем Востоке ситуация в сельском хозяйстве и крестьянстве отличалась от Центральной России, поэтому создание Домов крестьянина имело свои особенности.

Ключевые слова: постоялый двор, Дом крестьянина, Дальний Восток, Приморье, Хабаровск.

 Abstract. The article gives a brief history of the emergence and purpose of inns in Tsarist Russia. The Soviet government demanded the creation of a new form of accommodation for peasants in cities — Peasant’s Houses. The Central House of the Peasant in Moscow became exemplary, its experience spread throughout the USSR. In the Far East, the situation in agriculture and the peasantry was different from Central Russia, so the creation of Peasant Houses had its own characteristics.

Keywords: inn, Peasant’s House, Far East, Primorye, Khabarovsk.

 

Постоялые дома на Руси стали появляться с момента ослабления татаро-монгольского нашествия [1, c. 31]. Они возникали как на основных трактах, так и возле торговых площадей и мест в городах. Основное предназначение постоялых дворов заключалось в том, чтобы дать возможность отдыха лошадям, на которых совершалась перевозка людей и грузов, в связи с тем, что не осуществлялась смена лошадей, как на ямских станциях, или уже позднее на почтовых. Согласно «Положению о трактирных заведениях» помещения на постоялых дворах должны были быть «приспособлены для приюта и продовольствия проезжающих из простолюдия и лошадей их» [2, c. 26].

Следует отметить, что постоялые дворы сильно отличались друг от друга, это зависело от многих условий: географии, контингента проезжающих, сезонности и т.д. Например, в Благовещенске, где до революции основным средством размещения были постоялые дворы (характерно это было и для Иркутска, и для Томска), наблюдались довольно благоустроенные номера, в которых останавливались купцы и промышленники со своим товаром. В то же время на Московско-Сибирском тракте, где насчитывалось более 500 постоялых дворов, деревенские дворы в основном обслуживали возниц, сопровождавших обозы, и условия в них были по принципу: «где приткнулся – там и родина».

Изначально постоялые дворы не облагались налогами и к ним не предъявлялись никакие требования. Но со временем и они попали в поле зрения властей, их то отчуждали в пользу государства, то отдавали на откуп, то облагали различными сборами, пытаясь повысить их доходность для казны [3]. Постоялые дворы иногда относили и к трактирным заведениям, или вовсе снимали с них соответствующие требования [4, c. 15-16].

Основным предназначением постоялых дворов на Дальнем Востоке в начале XX в. было предоставление приюта тем, кто оказался в дороге, или тем крестьянам, что не успели расторговать в городе за день привезённую сельхозпродукцию. Особое место здесь занимал Благовещенск, в котором было не 2–3, как обычно, постоялых двора, а 2–3 десятка на любой «вкус». Связано это было с тем, что город был не только областным центром, но и центром сельскохозяйственной отрасли Дальнего Востока, золото- и судо-промышленности, торговли с Китаем, Амурского казачества и т.п., куда, в основном, приезжали либо с обозами, либо на своих лошадях [5].

Переход от капитализма в новую социалистическую эпоху для индустрии гостеприимства проходил очень болезненно и её восстановление затянулось на длительное время. Наивысшего расцвета индустрия достигла в 1913 г. – в год 300-летия Дома Романовых, когда все отрасли продемонстрировали свои достижения. В Хабаровске в это время проходила грандиозная и по современным понятиям выставка Приамурского края. Наплыв посетителей оказался потрясающим, и Хабаровск с этим справился. Практически каждый день прибывала делегация не только из Приамурского края, но и зарубежья. На выставке одним из основных стал сельскохозяйственный отдел, где была устроена выставка животноводства и продемонстрирована новейшая сельско­хозяйственная техника. Для знакомства с достижениями во всех сферах на выставку за счёт Агрономической организации Приморской области прибывали группы крестьян – по одной из каждого агрономического участка области, включавшей в себя всё российское побережье Тихого океана [6].

За период с начала империалистической (1914 г.) и до окончания гражданской войны на Дальнем Востоке (1922 г.) гостиничная отрасль сократилась не только количественно, но и, ещё заметнее, – качественно. Высококлассные отели, практически, перестали существовать, остальные гостиницы переживали не лучшие времена, и многие из них в начале 1920-х гг. были муниципализированы. Остались «влачить» своё существование постоялые дворы [7].

С уходом из страны крупных промышленников, предпринимателей, купцов система продовольственного снабжения городов была совсем разлажена. Кроме того, наступил период «военного коммунизма» и помимо введения продразвёрстки, городские власти задумывались о продовольственном снабжении населения с помощью местного крестьянства, пытаясь создавать условия для торговли на городских рынках сельхозпродукцией.

Существовала и ещё одна проблема, свойственная, в основном, для столиц и крупных городов, – это крестьянские ходоки и делегаты, которые направлялись в города для получения новой информации по «встраиванию» в «новую жизнь», управлению в деревне, агрономическим достижениям и т.п. Все они испытывали большие затруднения с поиском в городах мест для ночлега. Кроме того, ещё одна категория крестьян испытывала потребность в ночлеге – ими были прибывавшие на заготпункты для сдачи зерна и сельхозпродукции.

Власти некоторых городов стали создавать временные места для ночлега указанных категорий крестьян. В некоторых случаях для этого использовались бывшие ночлежные дома, где-то постоялые дворы, а где-то и другие помещения, приспособленные под временное пребывание.

Все мы помним о крестьянах-ходоках к В.И. Ленину ещё в первые годы Советской республики. Созданный Декретом II Всероссийского съезда Советов в 1917 г. Наркомат земледелия РСФСР (Наркомзем, НКЗ) стал заниматься решением многих вопросов, возникавших у крестьян. Кроме того, в партийных и советских структурах были сформированы различные отделы и комиссии по работе в деревне. Также, в некоторых городах с 1919 г. появились «Дома крестьянина».

Постановление об организации таких домов было принято Президиумом ВЦИК 18 марта 1920 г. Основной задачей данных учреждений стало «дать приезжающим крестьянам возможность найти и получить ответ и разрешение их нужд и запросов по местной крестьянской жизни» [8]. На Дома крестьянина возлагалась задача обслуживания материальных и культурных нужд прибывавших в города командированных крестьян. В соответствии с этим при таких домах должны были быть организованы общежитие, клуб-столовая, библиотека-читальня, а в случае возможности, кино и сельскохозяйственная выставка. Кроме того, данные дома планировалось организовать по всей РСФСР с вхождением их введение НКЗ и его местных органов [9].

О задачах Дома крестьянина всероссийский «староста» М.И. Калинин, обращаясь к Наркомзему, говорил следующее: «Сумейте сделать так, чтобы в нашем «Доме крестьянина» ярче горела лампа, чем на постоялом дворе частного спекулянта-кулака. В нашем доме крестьянин должен найти более дешёвые и гораздо лучшие ночлег и закуску. В нашем доме крестьянин должен найти свою газету. Наш «красный трактирщик» должен быть толковым человеком, чтобы дать совет и разъяснение каждому постояльцу» [10].

По ходатайству Наркомзема, Малый Совнарком закрепил под Центральный Дом крестьянина здание национализированной для этой цели Сибирской гостиницы в Москве. Данным учреждением была намечена большая работа по обслуживанию не только прибывавших в Москву из различных губерний крестьян-ходоков, но и по организации агрономической пропаганды среди красноармейских частей московского гарнизона [11], т.к., демобилизовавшись, вчерашние воины, как правило, возвращались в свою деревню. 12 ноября 1922 г. состоялось торжественное открытие Центрального Дома крестьянина (ЦДК).

Вчерашний пятиэтажный дворец, где раньше останавливались только зажиточные купцы, для многих, прибывших из глуши и ошеломлённых шумной Москвой с мчащимися авто и трамваями, крестьян показывал совершенно новую жизнь. Сразу после регистрации в комендатуре ЦДК дорогого гостя провожали в ванную комнату, после которой ему вручали уже продезинфицированное его бельё, а оттуда – в комнату с чистыми постелями. Изысканность сопровождала гостей во всём: в мебели, посуде, обстановке. Самое основное, с крестьянина снималось много проблем с хождением по многочисленным инстанциям для решения вопросов, ради которых его командировала деревня. Пока работники Дома решали его вопросы, крестьянин посещал лекции и выставки, знакомился с достижениями, читал «полезную» и пропагандистскую литературу.

Одной из своих первоочередных задач, которые ЦДК ставил перед собой, было создание сети Домов крестьянина в уездных городах, и в дальнейшем в волостях, и даже в отдельных селениях. Уже на 1 июля 1925 г. в СССР было открыто 11 центральных Домов крестьянина (в союзных республиках), 60 губернских и 164 уездных [12].

На Дальнем Востоке немного по-другому складывалась организация Домов крестьянина. Зачастую так стали именовать уже сложившиеся постоялые дворы, где останавливались крестьяне, приезжавшие для торговли. При этом какой-то сильной агитации или пропаганды среди них не велось.

Были и другие примеры. Во Владимиро-Александровской волости в Дом крестьянина переоборудовали стоявший уже три года разрушенным «Народный дом» [13]. В Приморье к 1925 г. уже существовали Дома крестьянина в Ольгинской, Покровской волостях, Никольске-Уссурийском, Спасске, Черниговке, Шкотово, на пристани Тетюхе, на станции Гродеково и др.

Одним из хорошо оборудованных являлся Спасский Дом крестьянина имени М.И. Калинина, который начал свою работу по инициативе Укома РКП(б) 26 августа 1923 г., в отремонтированном, ранее полуразрушенном 2-этажном здании. В Доме располагалось общежитие из 8 меблированных комнат на 50 человек, зал-аудитория на 300 человек, библиотека-читальня из 4000 книг в 2-х комнатах, 4-е комнаты для агро-, полит- и культ-уголков, а также столовая из 2-х комнат. Надворные постройки состояли из 4-х конюшен на 85 лошадей, пакгауза для сельскохозяйственных машин, автомобильного гаража, ледника, сарая для рогатого скота и т.д. За два года своей работы Дом крестьянина превратился из «крестьянской гостиницы» в очаг советской культуры и постепенно вышел из состояния повседневной нужды в денежном отношении [14].

Мысль об организации во Владивостоке Дома крестьянина возникла ещё в 1924 г., но практически к разрешению этого вопроса никто не подходил. Лишь в марте 1925 г. руководство Владивостокского уездного исполнительного комитета (УИК) взяло на себя инициативу по организации учреждения, нашло удобный участок на Семёновском базаре с двумя каменными одноэтажными домами, составило смету по ремонту, оборудованию и содержанию домов на ближайшие полгода приблизительно на 8000 рублей и созвало совещание из представителей различных хозяйственных и государственных учреждений города, но никакой материальной помощи совещание не оказало [15]. После многих мытарств Дом крестьянина был открыт во Владивостоке 18 августа 1925 г., там разместился заезжий двор для крестьянских подвод, суточная плата за ночлег была установлена не высокой – 15 коп. в сутки [16]. Позже здесь открылись ленинский и ряд других уголков, хорошая столовая, сельскохозяйственная выставка, библиотека-читальня, справочный стол и т.д.

Многие вновь созданные Дома крестьянина старались организовать настоящую работу в помощь крестьянам, приезжающим в город, но далеко не везде данные процессы проходили гладко. Где-то УИК отдавал на откуп Дом крестьянина или закрывал глаза на творящиеся там безобразия, антисанитарию и пьянство, как бывало в некоторых постоялых дворах, где крестьян иногда специально спаивали, чтобы скупить у них за бесценок сельхозпродукцию для последующей перепродажи. В тех местах, где ещё не были созданы Дома крестьянина, сами крестьяне требовали организации таких домов, в частности, это было в Имане, Сучане, Свободном и др.

Хабаровский Дом крестьянина был учреждён в доме дореволюционного постоялого двора вблизи Нижнего рынка, по сути, там не было номеров и комнат, а в спальном помещении нары заменили на 28 коек, стоявших вплотную друг к другу. Не было и отдельного общежития для женщин. Ежедневно здесь пребывало не менее 150 крестьян. Отмечается, что люди спали на полу, в столовой под столами, под кроватями и т.д. Кроме того, крестьяне спали во дворе, обедали стоя на ногах, кипяток добывали буквально с бою. Не лучше обстояло дело и с культурно-политической работой. При доме числился красный уголок, но он был размещён в кабинете администрации. При этом, в нём имелось лишь несколько газет и журналов на столике и около десятка стульев [17].

Долгое время было не до Дома крестьянина, так как город испытывал острейшую нехватку жилых помещений в связи с переездом в 1924 г. столицы Дальнего Востока из Читы в Хабаровск. «В Хабаровске имеются три коммунальные гостиницы и все они заполнены до отказу, – сообщала газета, – часто приезжие по командировкам ночуют в коридорах, ванных, а то просто на берегу Амура. С наступлением зимы этот вопрос ещё обострится» [18].

Наконец, в 1930 г., в связи с решением Дальневосточного съезда советов о необходимости постройки Дома крестьянина в Хабаровске, Крайисполком и окрисполком утвердили смету на постройку в 200 тысяч рублей, но к постройке не приступили. Признавая, что Дом крестьянина совершенно не соответствует своему назначению, президиум окрисполкома вновь поставил перед КИК вопрос о необходимости постройки нового Дома крестьянина [19].

В апреле 1931 г. ЦК ВКП(б) вынес постановление о работе Домов крестьянина, отметив их слабую работу [20]. Через год и Дальневосточный крайисполком заслушал информацию о работе Домов крестьянина в крае [21], признав её неудовлетворительной. Всего в Дальневосточном крае на тот момент было только 27 Домов крестьянина, и далеко не в каждом районе. Крайисполком возложил ответственность за общее руководство Домами крестьянина в районах на РИКи и горсоветы. При орготделе крайисполкома был создан сектор по руководству Домами крестьянина. Хабаровский Дом крестьянина было решено реорганизовать в показательный краевой Дом крестьянина, который должен обслуживать всех приезжавших колхозников и трудящихся единоличников из различных районов края.

В 1933 г. Совнарком РСФСР утвердил план расширения сети Домов крестьянина, в котором по Дальневосточному краю планировалось построить два Дома крестьянина и приспособить под данные учреждения ещё шесть зданий. На это отпускалось 350 тысяч рублей за счёт местного бюджета, а также средства хозяйственных, кооперативных и общественных организаций [22]. Но и это не помогло, новый Дом крестьянина в Хабаровске так и не был построен.

В то же время за десять лет существования сеть Домов крестьянина в СССР численно выросла к 13-й годовщине Октября до 5.459 Домов [23].

Наступила новая эпоха – время колхозов, и многие дома уже были переименованы в Дома колхозника, а перед ними были поставлены новые задачи. Дома крестьян выполнили свою функцию, позволив крестьянам «устроиться» в городе и получить новые знания, но время таких учреждений постепенно уходило в историю. В большинстве случаев они выполнили свою ключевую задачу – стали местом «смычки» города и деревни, оказали значительную помощь крестьянству в духовном, культурном, сельскохозяйственном и даже на материальном уровне, предоставили товары сельхозназначения со значительными скидками или по оптовым ценам. Дальний Восток имел свои особенности в становлении индустрии гостеприимства, в развитии сельского хозяйства, своё отношение к крестьянству. В целом, Дома крестьянина помогли быстрее адаптироваться сельскому населению к новому укладу жизни после затяжного периода разрухи.

 

Библиографический список

  1. Чернов В.А. История отечественного гостеприимства (IX в. – 1917 г.). Хабаровск, 2016.
  2. Чернов В.А. Становление гостиничного дела на Дальнем Востоке России: вторая половина XIX – начало XX вв.): дис… канд. ист. наук: 07.00.02. Хабаровск, 2012.
  3. Чернов В.А. Петровские реформы гостиничной отрасли // Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока России: сборник материалов научно-практической конференции. Ч.1. Хабаровск, 2010. С. 289-293.
  4. Чернов В.А., Затесова О. М., Кулинич Н.А. Системы классификации в индустрии гостеприимства. Хабаровск, 2019.
  5. Чернов В.А. История становления и развития индустрии гостеприимства Благовещенска // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Хабаровск, 2010. С. 140-152.
  6. Чернов В.А. Съезды и выставки Приамурского генерал-губернаторства как фактор становления российской государственности // Россия на Тихом океане: роль личности в становлении российской государственности и проблемы безопасности (Шестые Крушановские чтения, 2009 г.). Владивосток, 2011. С. 300-305.
  7. Чернов В.А., Курбанова Л.М., Затесова О.М. История отечественного гостеприимства (1918-2017). Хабаровск, 2017.
  8. Яковенко В. Дом Крестьянина // Известия. 1922. № 104. С. 2.
  9. Дома Крестьянина // Известия. 1922. № 93. С. 4.
  10. Криницкий М. В «красном трактире» // Известия. 1922. № 185. С. 4.
  11. Центральный «Дом Крестьянина» // Известия. 1922. № 146. С. 5.
  12. Работа Домов Крестьянина // Известия. 1925. № 165. С. 5.
  13. Скоро у нас будет дом крестьянина // Красное знамя. 1925. № 163. С. 3.
  14. Лапардин. Спасский «Дом Крестьянина» // Красное знамя. 1925. № 69. С. 3.
  15. И ещё о «Доме Крестьянина» во Владивостоке // Красное знамя. 1925. № 142. С. 6.
  16. Дом Крестьянина во Владивостоке // Красное знамя. 1925. № 194. С. 3.
  17. К.С. К осмотру Домов Крестьянина // Тихоокеанская звезда. 1930. № 144. С. 4.
  18. Савин Д. Три предложения // Дальневосточный путь. 1924. № 196. С. 2.
  19. Не откладывать постройку Дома Крестьянина // Тихоокеанская звезда. 1930. № 89. С. 4.
  20. Дома крестьянина – пункты массовой работы // Тихоокеанская звезда. 1931. № 78. С. 3.
  21. Дома крестьянина должны быть в каждом районе // Тихоокеанская звезда. 1932. № 245. С. 3.
  22. Новые дома крестьянина в крае // Тихоокеанская звезда. 1933. № 69. С. 4.
  23. Поступь культурного Октября. Народное образование в СССР к тринадцатой годовщине // Тихоокеанская звезда. 1930. № 261. С. 6.