Филиппов В.Р. Разрушение историко-культурного наследия как оружие в региональном конфликте (вандалы в Тимбукту: война в Мали)

 

 

Препринт

Filippov V.R. Destruction of Historical and Cultural Heritage as a Weapon in a Regional Conflict (Vandals in Timbuktu: War in Mali)

Сведения об авторе. Филиппов Василий Рудольфович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.

Аннотация. Историко-культурное наследие региона заключает в себе мощный потенциал его сохранения и развития. Чем более ярко окрашена культурная специфика региона, точнее, — культурная особенность (и обособленность) людей, проживающих на территории этого региона, чем больше историческая глубина культурной традиции, определяющей специфику населения региона, тем более устойчива локальная субкультура (в данном контексте – совокупность людей, обладающих общими чертами культуры и соответствующей идентичностью), тем сплоченнее, устойчивее социальная группа. Разрушение исторического культурного наследия, дискредитация культуры, уничтожение культурных символов той или иной социальной общности неизбежно влечет за собой размывание ее границ, разрушение устойчивых социальных связей, утрату коллективно разделяемых ценностей. В ходе вооруженного противостояния правительственных войск и бандформирований джихадистов в Республике Мали джихадисты захватили древнюю культурную столицу Сахеля город Тимбукту. Исламисты разрушили старинные мечети и мавзолеи, сожгли древние манускрипты и библиотеки, в которых они хранились. Это была попытка воспрепятствовать формированию единой национальной общности и предотвратить создание мультикультурного национального государства.
Ключевые слова: культурное наследие, традиции, ценности, Мали, Тимбукту, джихадизм.

Abstract. The historical and cultural heritage of the region contains a powerful potential for its preservation and development. The more vividly colored the cultural specificity of the region, more precisely, the cultural peculiarity (and isolation) of the people living in the territory of this region, the greater the historical depth of the cultural tradition that determines the specifics of the population of the region, the more stable the local subculture (in this context, the totality of people having common features of culture and corresponding identity), the more cohesive, more stable the social group.
The destruction of the historical cultural heritage, the discrediting of culture, the destruction of the cultural symbols of a particular social community inevitably entails the blurring of its boundaries, the destruction of stable social ties, and the loss of collectively shared values. During the armed confrontation between government troops and jihadist gangs in the Republic of Mali, jihadists captured the ancient cultural capital of the Sahel, the city of Timbuktu.
Islamists destroyed ancient mosques and mausoleums, burned ancient manuscripts and libraries in which they were stored. It was an attempt to prevent the formation of a single national community and to prevent the creation of a multicultural nation-state.
Keywords: cultural heritage, traditions, values, Mali, Timbuktu, Jihadism.

Разрушение историко-культурного наследия как оружие в региональном конфликте (вандалы в Тимбукту: война в Мали)

Историко-культурное наследие региона представляет собой мощный потенциал его сохранения и развития. И напротив, разрушение исторического культурного наследия, дискредитация культуры, уничтожение культурных символов той или иной социальной общности неизбежно влечет за собой размывание ее границ, разрушение устойчивых социальных связей, утрату коллективно разделяемых ценностей.
Историко-культурное наследие есть ничто иное, как традиция. И устойчивость традиции (или, еще лучше, совокупности традиций) определяет не только сплоченность жителей региона, но и привлекательность региона для внешнего мира. Чем более ярко окрашена культурная специфика региона, точнее, культурная особенность (и обособленность) людей, проживающих на территории этого региона, чем больше историческая глубина культурной традиции, определяющей специфику населения региона, тем более устойчива локальная субкультура (в данном контексте – совокупность людей, обладающих общими чертами культуры и соответствующей идентичностью), тем сплоченнее, устойчивее культурно-отличительная группа (термин В.А. Тишкова) группа.
Специфическая традиция (или специфические традиции) служит дифференцирующим признаком той или иной социальной общности (локальной субкультуры), позволяющим отчетливо выделять ее из числа иных общностей как самими членам этой группы, так и внешними по отношению к этой локальной субкультуре отдельными индивидами или членами иных социальных общностей.
Некоторые регионы и соответствующие локальные субкультуры (общности) представляют собой как бы «сгустки» историко-культурных традиций, имеющих особый смысл и особое значение для консолидации и сохранения куда более обширных регионов и людских множеств. Чаще всего это гражданские общности, или нации в классическом смысле этого слова. Имеется в виду не эссенциалистская «этническая» трактовка понятия нации, а понимание наций как политических общностей, согражданств, объединенных в рамках национальных государств. Мы руководствуемся определением Э. Ренана, которое стало каноническим для конструктивистского понимания нации. «Нация — это душа, духовное начало. Две вещи, которые, по правде говоря, суть одно, составляют эту душу, этот духовный принцип. Один в прошлом, другой в настоящем. Один из них — общее обладание богатым наследием воспоминаний; другой – нынешнее согласие, желание жить вместе, воля и дальше отстаивать наследие, которое мы получили неразделимо» [1, p. 26]. Вслед за Б. Андерсоном мы будем придерживаться трактовки нации не как онтологизированных, изначальных (примордиальных) общностей (высших форм развития «этноса» [критику такого подхода см.: 2]), а как «вымышленных (воображаемых) сообществ», возникших в новое время вместе с развитием капитализма [подробно см.: 3].
Исходя из такого понимания национальной общности (нации), автор предпринял попытку рассмотреть целеполагание и возможные последствия разрушения памятников культуры – мечетей, мавзолеев, манускриптов – в древнем городе Тимбукту («золотом городе Сахеля») в ходе военных действий на северных территориях Республики Мали (или на территории непризнанного самопровозглашенного Исламского государства туарегов Азавад) в 2012 году.
Почему орды агрессивных джихадистов Аль-Каиды Магриба (АКМ) с таким остервенением уничтожали культурные символы, столь дорогие сердцам их единоверцев, жителей этого небольшого города?
Несмотря на то что суверенное государство – Республика Мали – существует уже больше полувека, говорить о том, что его граждане образуют устойчивое национальное единство, было бы явным преувеличением. Формирование гражданской нации в Мали – это сложный, противоречивый процесс с многофакторной детерминацией. Процесс этот далеко не линеен, он обусловлен как центростремительными ускорениями, способствующими национальной консолидации населения страны, так и центробежными силами, которые разрушают хрупкую, лишь формирующуюся национальную идентичность малийцев [подробно см.: 4].
Одним из консолидирующих малийскую гражданскую нацию государственных символов стал небольшой сейчас городок на севере Республики Мали (в 2004 году здесь проживали всего 32 414 человек). Поселение расположено в излучине реки Нигер на южной окраине Сахары. Тимбукту находится на территории расселения кочевого берберского, а также оседлого африканского и арабского населения.
Население его представляет собой калейдоскоп языков и культур: здесь с давних времен бок о бок проживают потомки родоплеменных объединений амазигов, сонгаев, туарегов, фульбе и манде. Большинство населения города сейчас говорит на сонгайских языках, но широко распространен также арабский, французский и язык тамашек (язык туарегов). В настоящее время Тимбукту – это бедный (даже по африканским меркам) захолустный городок, не играющий никакой роли в экономической и политической жизни Мали. Но так было не всегда.
Тимбукту в средние века был одним из центров исламской цивилизации Африки. В средние века он имел исключительное значение в культурной жизни огромного Сахаро-Сахельского региона. Для того чтобы понять роль этого города в малийской истории, совершим небольшой исторический экскурс. Он, как нам кажется, будет полезен и с точки зрения преодоления европоцентристских взглядов, которым подвержены многие западные и отечественные исследователи.
Тимбукту был признанной интеллектуальной и духовной столицей Африки в XV и XVI веках. Первое достаточно подробное описание города относится к 1550 году и принадлежит перу Льва Африканского (до крещения — ал-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан аз-Заййати ал-Фаси). Поселение было основано туарегами около 1100 года как место традиционной стоянки караванов кочевников – туарегов и арабов, бредущих через безбрежные пески пустыни. В XV в. Тимбукту стал одним из центров транссахарской торговли, привлекавшим берберских, арабских и еврейских купцов. В Средние века город имел славу сказочно богатого «золотого города». Его экономическому процветанию способствовала бойкая торговля товарами, которые темнокожие купцы везли с юга африканского континента, и предметами роскоши, которые доставлялись сюда преимущественно арабскими торговцами. Здесь манускрипты и соль с севера обменивались на золото, крупный рогатый скот и злаки с юга.
Город быстро богател, и сюда устремились арабские учёные, которые основали здесь одно из старейших медресе Санкоре, которое стало средоточием древних текстов: в Тимбукту до сей поры сохраняются многочисленные античные манускрипты. По некоторым данным это медресе объединяло под своей эгидой 180 школ изучения Корана, в которых обучались около 25 000 студентов [5]. В Тимбукту бытовала поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».
Начиная с 1433 года в районе Тимбукту и численно, и культурно доминировали туареги, хотя кочевники располагали стоянки за городскими стенами и лишь изредка нарушали покой горожан своими вторжениями. Но в 1468 году город был включен в состав государства Сонгаи. Во время правления сонгайского вождя Сонни Али начались гонения на учёных-мусульман, город на какое-то время начал терять славу духовного центра Сахеля. Видимо, осознав бессмысленность политики отца, его сын Мамаду Туре принципиально изменил отношение к пресвященным горожанам. И вновь в город стали прибывать учёные мужи из Мекки и Медины. Новый правитель приближал их ко двору, а наиболее одаренных делал своими советниками. В XV — XVI веках Тимбукту оставался интеллектуальной и духовной столицей Северной и Западной Африки и был центром распространения исламской культуры.
Период расцвета Тимбукту закончился в 1591 году, когда город был захвачен марокканским султаном. Учёных и книжников частью убили, частью угнали в Марокко. Размещённый в Тимбукту марокканский гарнизон оказался не способен противостоять берберам, которые периодически разоряли некогда процветавший город. Кроме того, городская экономика пришла в упадок: торговые связи с Европой все больше осуществлялась по морю, транссахарские караванные пути потеряли свое эксклюзивное значение. А в 1893 году Тимбукту был захвачен французами.
Город утратил свою торговую привлекательность и превратился в глубокую провинцию. Однако он сохранил свой ореол культурного центра Мали благодаря сохранившимся необычным, ни на что не похожим архитектурным памятникам и библиотекам. Эти артефакты приобрели для малийцев особый сакральный смысл и стали своеобразными символами культурного и религиозного единства. На сегодняшний день в городе сохранилось медресе Санкоре и три старейшие мечети Западной Африки: Джингуереберская соборная мечеть, построенная в 1327 году эль-Сахели, мечеть Сиди Яхья, построенная в 1441 году, мечеть и медресе Санкоре, построенное в начале XV века. Кроме того, в районе Тимбукту находятся 333 гробницы святых, которым поклонялись последователи суфизма, 16 из них входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо исторического центра Тимбукту с его глинобитными мавзолеями и мечетями в список Всемирного наследия включены еще три выдающиеся достопримечательности Мали: могила сонгайского императора Аскии Великого в Гао и древний город Дженне со знаменитой Соборной мечетью.
Особую историческую и культурную ценность представляют собой уцелевшие в период нападений кочевников древние манускрипты. Их общее число превышает сто тысяч единиц, древнейшие из них восходят к XII веку. Это труды по астрономии, музыке, биологии и религии, написанные на арабском языке и на языке фула исламскими учеными, прибывшими в Тимбукту в период процветания города. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности, хроники Тарих ал-Фатташ, написанная Мухмуд Кати в XVI в. и Тарих ас-Судан (Суданские Хроники), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в.). Для составления древних трактатов в Тимбукту чаще всего использовалась бумага из Италии или с Востока. Манускрипты хранятся в Библиотеке института Ахмеда Бабы, основанного в 1970-м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также в библиотеке медресе Санкоре. Часть рукописей находится в частных библиотеках (их в городе по разным данным более восьмидесяти). Кроме того, рукописи, хранящиеся в Тимбукту сегодня, не исчерпывают список написанных в древнем городе средневековых документов. Часть из них была похищена и вывезена в Лондон, Париж и другие европейские столицы «просвещенными» колонизаторами, потомки которых осуждают сейчас исламистов, уничтожающих древние артефакты, но при этом и не думают возвращать награбленное народу Мали.
В 2012 году случилась катастрофа, о которой очень скупо сообщали в российских и западных масс-медиа и о которой российские обыватели практически ничего не знали и не знают. Тогда боевики исламистских группировок «Ансар ад-Дин» и «Движения за единство и джихад в Западной Африке» (они объединяют джихадистов, ассоциирующих себя с Аль-Каидой Магриба) в ходе конфликта с правительственными войсками Мали разрушили полностью или частично мавзолеи в Тимбукту и Гао – еще в одном городе на севере страны. Из шестнадцати мавзолеев, построенных 700 лет назад и признанных объектами Всемирного наследия, четырнадцать рухнули под ударами кирок террористов [6]. Наиболее известными из них были мавзолеи кладбищ Сиди Махмуд (север Тимбукту), Альфа Мойя (восток города) и Сиди Моктар (северо-восток). Помимо признанных ЮНЕСКО мавзолеев, были разрушены еще десять мавзолеев. Население города было так запугано исламистами, что и не пыталось защищать свои святыни.
Кроме того, экстремисты разграбили одну из библиотек Тимбукту, где хранились древние манускрипты. В разгар военных действий в Мали в 2012 году ЮНЕСКО включила Тимбукту в список Всемирного наследия, находящегося под угрозой уничтожения, но это только раззадорило джихадистов. Отступая в 2013 году из района Тимбукту, исламисты подожгли хранилище рукописей.
Позже эксперты смогли оценить масштабы катастрофы и пришли к выводу о том, что исламисты нанесли культурному наследию в Тимбукту гораздо больший ущерб, чем предполагалось сразу после изгнания варваров. «Полностью были уничтожены 16 мавзолеев (другой источник сообщает, что разрушены были 14 из 16 мавзолеев) и более 4 тыс. древних манускриптов [7]. В июле 2012 года исламские боевики осквернили старинную Джингуереберскую мечеть (известный центр изучения ислама, построена в 1327 г.), а в январе 2013 года разграбили основанный в 1973 году Институт исламских научных исследований имени Ахмеда Бабы. По данным малийского министерства культуры, в его библиотеке хранилось от 60 до 100 тыс. средневековых рукописных свитков. Большинство манускриптов, самые древние из которых датированы XII веком, написаны на арабском языке или на языке фула. В них излагались основы исламской религии, рассказывалось об истории, культуре, музыке Востока, Северной и Западной Африки. Особое место занимали научные трактаты по астрономии, анатомии, биологии [8].
28 сентября 2015 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест Ахмада аль-Факи аль-Махди, признанного виновным в организации терактов, в результате которых были разрушены памятники культуры Тимбукту, внесенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Офис главного обвинителя МУС собрал необходимые доказательства того, что в период с 30 июня 2012 года по 11 июля 2012 года лидер движения «Ансар ад-Дин» инициировал уничтожение девяти мавзолеев в Томбукту и ворот местной мечети. Подсудимому предъявлено обвинение в военных преступлениях, предусмотренных в статье 8 Римского статута МУС, квалифицирующей как военные преступления прямые нападения на здания, имеющие отношение к религии, образованию, искусству, науке или благотворительности, а также на исторические памятники. Уголовное дело Аль-Факи стало первым делом в МУС, которое касается разрушений культурных объектов. Ахмад аль-Факи аль-Махди  признал свою вину — тоже впервые в истории МУС. Он был признан виновным и приговорен к 9 годам лишения свободы [9].

Но в контексте нашей темы важно понять, что побудило религиозных фанатиков к разрушению святынь своих единоверцев, прозелитов ислама. Допустим, в массе своей члены джихадистских вооруженных группировок – это невежественные, легко внушаемые люди, слепо верящие своим вождям. Но сами лидеры этих группировок отнюдь не глупы и не лишены образования. Нужно лишь понять рациональное целеполагание людей, стоящих во главе темной массы варваров.
Напомню о том, что гражданская малийская нация пока лишь на пути формирования, это очень хрупкая социальная конструкция, которая охватывает сейчас лишь небольшую часть малийского общества, причем часть эта включает в себя только социально продвинутые группы городского населения, это статистически небольшая совокупность людей, получивших хорошее образование и стремящиеся к преодолению трайбалистской и религиозной розни в своей разноязыкой и поликультурной стране. Их главный аргумент и главное устремление – формирование единой национальной культуры малийцев. О нашем понимании нации и национального было сказано выше.
И именно это является препятствием для реализации главной цели исламистов – создания единого, не признающего национальных границ и национальных правительств исламского халифата. А это отнюдь не религиозный, и не идеологический проект. Это проект экономический и политический. Лидеры джихадистов прекрасно понимают роль и значение разделяемых большинством граждан страны культурных символов и ценностей в процессе формирования национального единства. Отсюда и кажущееся иррациональным (на первый взгляд) фанатичное стремление к разрушению памятников культуры, в конечном счете – разрушению исторической памяти людей.

Библиографический список

1. Renan E. Qu’est-ce qu’une nation? Paris, 1882.
2. Филиппов В.Р. Советская теория этноса. Историографический очерк. М., 2010.
3. Anderson B. L’imaginaire national. Réflexions sur l’origine et l’essor du nationalism. Paris, 2002.
4. Филиппов В.Р., Дикко Э.Т. Мали на пути к национальному единству // Культурная сложность современных наций / отв. ред. В.А. Тишков, Е.И. Филиппова; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2016.
5. Boza A. La destruction des mausolées de Tombouctou au Mali // Lumni. URL: https://enseignants.lumni.fr/fiche-media/00000001526/la-destruction-des-mausolees-de-tombouctou-au-mali.html
6. Fournier L. Les mausolées de Tombouctou: constructions et déconstruction // Radio France. URL: https://www.radiofrance.fr/franceculture/les-mausolees-de-tombouctou-constructions-et-deconstruction-8486489
7. À propos de Tombouctou // UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/fr/canopee/tombouctou/#:~:text=En%202012%2C%20plusieurs%20b%C3%A2timents%20de,qui%20a%20%C3%A9t%C3%A9%20compl%C3%A8tement%20d%C3%A9moli
8. Варвары XXI века: как уничтожают памятники истории и культуры // ТАСС. URL: https://tass.ru/kultura/1802056
9. Al Mahdi Case. The Prosecutor v. Ahmad Al Faqi Al Mahdi // International Criminal Court. URL: https://www.icc-cpi.int/mali/al-mahdi