Хамидов М.Б. Формирование и этнический состав населения юго-западной части Ферганской долины (Баткенской области Кыргызской Республики и Исфаринского района Республики Таджикистан) на основе историко-культурных, географических и этнографических данных

Препринт

Khamidov M.B. Formation and Ethnic Composition of the Population of the Southwestern Part of the Ferghana Valley (Batken Region of the Kyrgyz Republic and Isfara Region of the Republic of Tajikistan) Based on Historical, Cultural, Geographical and Ethnographic Data

Сведения об авторе. Хамидов Маруф Бобониёзович (г. Душанбе, Республика Таджикистан), стажер отдела стран СНГ Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета.

Аннотация. В данном сообщении на основе исторических источников, этнографических материалов и литературы анализируются проблемы формирования населения и сложность межэтнических отношений в юго-западной части Ферганской долины, т.е. на территории современной Баткенской области Кыргызской Республики и Исфаринского района Республики Таджикистан в середине XIX – начале XX в. Рассматриваются проблемы внутренней миграции в данном регионе и приведены сведения относительно этнического состава, динамики численности населения. Проанализированы проблемы участия различных этнических групп в формировании населения Баткенской области Кыргызской Республики и Исфаринского района Республики Таджикистан, в отдельных городских и сельских пунктах данного региона.
Ключевые слова: Ферганская долина, этнический состав, межэтнические отношения, Исфара, Ворух, Баткен.

Abstract. This report, based on historical sources, ethnographic documents and literature, analyzes the problems of population formation and the complexity of interethnic relations in the southwestern part of the Ferghana Valley, i.e. on the modern territory of the Batken region of the Kyrgyz Republic and the Isfara region of the Republic of Tajikistan in the middle of the XIX — and the beginning of the XX centuries. The problems of internal migration in this region are considered and data on the ethnic composition, dynamics and population are given. The problems of participation of various ethnic groups in the formation of the population of the Batken region of the Kyrgyz Republic and the Isfara region of the Republic of Tajikistan of individual urban and rural areas of this region are analyzed.
Key words: Ferghana Valley, ethnic composition, interethnic relations, Isfara, Vorukh, Batken.

Формирование и этнический состав населения юго-западной части Ферганской долины (Баткенской области Кыргызской Республики и Исфаринского района Республики Таджикистан) на основе историко-культурных, географических и этнографических данных

Центральная Азия – регион древних поселений и культуры, со своими особенностями и сложностями: в 2011 году городу Андижан в Ферганской долине исполнилось 2500 лет. Даже в условиях внешних вторжений и завоеваний сохранялась преемственность племенной и клановой структуры, что делает необходимым краткий исторический обзор территориального и этнического формирования региона с акцентом на Ферганскую долину. Также важно определить распределение водных ресурсов как фактор, имеющий значение для исследования аспектов безопасности Долины. Недавние насильственные конфликты в Ферганской долине перекликаются с прежними конфликтами и проявлениями недовольства. Ранее единая Ферганская долина сегодня разделена между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, образуя территорию площадью 22 000 км². При небольшом количестве городов более 70% населения проживает в сельской местности.
Выбранная проблематика долгие годы была объектом изучения историков, этнографов и других исследователей, занимающихся освещением истории формирования населения и причинами межэтнических конфликтов в юго-западной части Ферганской долины. Наиболее значимой работой по данной теме является публикация российских исследователей С.Н. Абашина и В.И. Бушкова [1], содержащая сведения о формировании населения и межэтнических отношениях в данном регионе. Следует отметить исследования таджикских и киргизских авторов Б.Р. Турсунова [2], Д.С. Бактыгулова и Ж.К. Момбекова [3], посвященные истории и формированию этнического состава населения региона. Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии рассмотрена в работе С.А. Васютина и П.К. Дашковского [4].
Ферганская долина – это внутренняя горная равнина, со всех сторон окруженная высокими горными хребтами. Она практически закрыта горными хребтами: Курамин и Чоткал на северо-западе, Фергана на северо-востоке, Туркестан и Алай на юге. Только на западе есть узкий проход, который сейчас занимает Кайроккумское водохранилище. Долина окружена высокими горами, которые имеют односторонний выход без пересечения перевалов – через город Худжанд в Таджикистане. Вокруг долины хребты, которые достигают высоты около 6 тысяч метров (особенно у истока реки Сух). Поверхность Ферганской долины в основном плоская, большая часть ее образована древними террасами реки Сырдарья и обширной вентиляцией рек, протекающих через Алайский хребет [5, с. 6].
Одним из важнейших факторов формирования населения Ферганской долины являются непрекращающиеся переселения, чрезвычайная пестрота этнического состава и сложность взаимоотношений между народами и племенами, что было характерно для Ферганы во второй половине XVIII – первой половины XIX века. О населении Ферганы в конце XV века Бабур Мирза (правитель области Ферганы, основатель династии Великих Моголов и автор знаменитого произведения «Бабурнаме») говорил, что существовало всего две разные группы – тюрки, жившие в основном в Андижане и его окрестностях, и так называемые сарты, жившие в Маргалоне и Сохе и, видимо, местное иранские население – таджики [6, с. 178].
В начале XVI века к двум основным народам добавился третий элемент – узбеки, а в конце того же века в Ферганской долине появились киргизы. В первой половине XVII века, по данным В. Наливкина, численность узбеков за счет появившихся здесь в это время кипчаков настолько возросла, что они образовали весьма многочисленное племенное объединение, состоявшее из других кочевых народов.
Пастбища на восточной и северо-восточной окраинах Ферганы были освоены с приходом киргизов в XVI–XVIII вв. По данным древнетюркского эпоса «Манас», киргизы заняли Алай, расположенный между Ферганой и Кашгаром, оттуда некоторые киргизские племена мигрировали на северо-восточные склоны Ферганских гор, другие – в горные районы далеко от Ферганы [7, с. 232].
Одним из основных источников XIX века по Ферганской долине является «Девятилетнее путешествие» Филиппа Ефремова. Этот труд содержит краткий рассказ о долине, благодаря которому можно узнать о многих событиях, например, о том, что «Кокандом правил узбек из племени юз, а киргизы кочевали в горах между Ошем и Кашгаром» [5, с. 7].
Переводчик Филипп Назаров в своей книге «Записки о некоторых народах и землях Средней Азии» в 1813 г. писал о народах Ферганской долины, киргизах, бухарцах, кашгарцах, о способах шелководства в Коканде, о хлопчатобумажной нити горных таджиков в Маргилане и привел многие другие географические, политические, исторические и этнографические сведения о Ферганской долине [8, с. 56].
Изучение истории населения юго-западной части Ферганской долины началось с детального изучения населения региона, включающего археологические и этнографические материалы экспедиций по Средней Азии исторического факультета МГУ, начиная с 1982 г. Выявлены этнические процессы на протяжении длительного исторического периода и составлена подробная этническая карта, что имело практическое значение для национального и социокультурного строительства [2, с. 3].
Первые исторические сведения о населении области относятся к глубокой древности, когда местное население состояло из саков и согдийцев, а формирование современного этнического состава населения юго-западной части Ферганской долины началось в постмонгольский период. В результате известных военно-политических событий происходили масштабные перемещения тюркоязычных пастухов, менялись их племенные названия, возникло новое монголоязычное население [9, с. 4].
Исфара – один из самых густонаселенных районов Таджикистана, с самой высокой плотностью населения не только в Согдийской области, но и во всей Республике Таджикистан. По данным 1990 г., если в целом по Таджикистану на душу населения приходилось 2,6 га земли, то в Ленинабадской (Согдийской) области – 1,7 га, в Исфаринском районе – всего 0,52 га в официальных административных границах. Для сравнения, в соседнем Баткенском районе Ошской области Кыргызской ССР общая площадь составляет более 10 га на человека, что почти в 20 раз больше [10, с. 3].
Важной особенностью этого региона является неравномерное размещение населения в зависимости от конкретных физико-географических условий. Сложный принцип расселения, сложившийся в результате этих условий, привел к тому, что исторически на относительно узком русле реки Исфара образовались три крупных поселения, где проживает большая часть населения.
Первый центр района – крупное село Ворух, окруженное киргизской территорией и расположенное в верхней части Исфары, где все население села и прилегающих территорий – таджики. Вторым центром района является село Чарку, расположенное в центральной части Исфары, с преимущественно таджикским населением и небольшим количеством кочевых узбеков. Третий центр Исфары – село Навгил, расположенное в части Нижней Исфары, где население и прилегающая территория – таджикское. Сто лет назад и сейчас более половины всего населения сосредотачивалось только в трех-четырех таких центрах [2, с. 5].
Такой принцип заселения обусловлен наличием в этих районах земель, более удобных для земледелия, с возможностью орошения в основном за счет притока воды из реки Исфара.
Согласно исследованиям В.И. Бушкова, особенностью региона можно считать этнический состав населения, состоящего из трех основных групп; первая – автохтонные таджики, проживавшие преимущественно в Ворухе, Чарку и некоторых других местах, проживавшие в долине во второй половине XVIII – первой половине XIX в. и образовавшие ряд аулов вокруг Исфары; во-вторых, большая группа таджиков, переселенцев из Средней и Верхней Матчи, которые одновременно отошли за Туркестанский хребет и образовали новые поселения на еще пустующих землях (Матча, Пирдевак, Зардхок и ряд других аулов), а также осевших в ряде других населенных пунктов, уже существовавших в регионе [1, с. 102].
Третья группа – узбеки, не сумевшие преодолеть племенные разногласия, прибыли в Исфаринскую долину в конце XVIII–XIX в. из крупных поселений Коканда, таких как Яйпана и Рапкана, и создали несколько сёл в Нижней Исфары. Кыргызское население было малочисленным на границе с Исфарой, в основном проживало в селе Матпари, в северо-западной части Исфаринского района [11, с. 7].
Таджикское село Ворух имеет давнюю историю, и история его свидетельствует о существовании новой модели формирования местного населения и смешанной модели занятости. Его территория протянулась более чем на 5 км по правому берегу одного из притоков реки Исфара – Кшемиша (произносится Кшембыш – от названия горы) и в настоящее время находится на административной территории Исфаринского района Согдийской области Таджикистана. Понятие Ворух происходит от восточно-иранского диалекта «Вара» – что означает «крепость» или «обнесенное стеной место», что можно определить по специфике географического положения села на узкой равнинной местности, окруженной со всех сторон высокими горами.
Со второй половины XVIII века часть переселенцев из южной части Исфаринской долины в разное время поселилась в Ворухе, и под их натиском ворухцы двинулись на север.
Коренное ирано-язычное население региона, несомненно, пострадало из-за этих событий и, по мнению советских исследователей, последствия монгольского завоевания были разрушительными для ирано-язычных жителей Средней Азии: многие деревни были покинуты, некоторые жители убиты, а некоторые захвачены для переселения в другие районы [2, с. 7].
Как отмечает В.И. Бушков, «ворухцы принадлежат к так называемым «горным таджикам» по этническому происхождению. Они были сформированы восточно-ираноязычным населением, известным как «ферганцы», имевшим собственный язык и близким к согдийцам. По словам Бабура, местные жители, как и население остальных горных сел Западной Ферганы и всего горного Таджикистана, назывались галча («горцы»)» [1, с. 106].
Процесс расселения киргизских скотоводов в регионе изучался в начале 1920-х годов, когда здесь появились 56 деревень. В 1926 г. насчитывалось 65 деревень, за более чем 55 лет общее количество населенных пунктов в результате оседания увеличилось в два раза. Демографическая статистика за 1899–1904 гг. показывает характер этих социальных процессов, особенно изменения в социальном составе населения, темпы увеличения или уменьшения количества землевладельцев и скотоводов, численность оседлого или кочевого населения.
Естественный прирост населения является одним из важнейших факторов, который весьма негативно влияет на социально-экономическое развитие региона, например, с 1870 по 1990 гг., т.е. за 120 лет население региона увеличилось в 11,9 раза, в основном за счет естественного прироста. В последние десятилетия мигрантов было немного (13 580 человек) в районе, в основном в селе Шуроб (8 470 человек), а также в городе Исфара [12, с. 141].
В этот период население «базовых» поселений еще более увеличилось, например, количество жителей Воруха более чем в 20 раз, города Исфары – в 23 раза. Понятно, что с таким ростом не справится никакая социальная инфраструктура, особенно в сфере традиционного земледелия и жилищного строительства. Весь мировой опыт показывает, что экономика не может выдержать такого роста населения без нарушения существующих структур общества. Это главный фактор социальной напряженности в регионе. Второй фактор связан с появлением большой новой этнической группы – киргизов, составлявших основную часть населения Баткенского района Киргизской ССР, окружающего Исфары [10, с. 7].
Приведенные Бушковым данные показывают, что население Баткенской области было весьма малочисленным в начале ХХ века и экономически слабым в период перехода от подвижных пастбищ к отгонным пастбищам. Свидетельством этого является тот факт, что население жило в небольших примитивных каменно-глиняных домах, часто полуземляного типа, частью в передвижных кибитках, частью в юртах [1, с. 145].
Этнически местные киргизы делятся на четыре основные группы: кипчаки, найманы, авоты и негуты. Первые две группы состояли из людей, долгое время живших в Ферганской долине и со временем присоединившихся к узбекам и киргизам в результате военно-политических событий в Кокандском ханстве в последние годы его существования. Территориально найманы занимали центральную часть Баткенского округа в бассейне реки Исфары, аваты — бассейн средней Исфары и ее западную территорию, кипчаки — восточную территорию реки Исфара, нойгуты, переселившиеся из Кашгара в Ферганскую долину в конце XV в., занимают юго-восточную, особенно горную часть района. Это расселение киргизов соответствовало различию между ними в типах скотоводства, так как до недавнего времени нойгуты занимались только горным скотоводством [3, с. 124].
Тенты – киргизы, составляющие небольшую группу племенного населения, иммигрировавшие в район Баткена из восточного Кыргызстана в 1950-х годах в результате государственной политики по освоению этих пустующих земель, и они не оказывали большого влияния на племенную систему. Животноводство также привело к определенной нестабильности границ проживания местного кыргызского населения, которые в течение ХХ века существенно изменились, что в большей степени соответствовало социально-экономическим процессам, характерным для кочевников.
В результате административных мер, предпринятых местными властями, существенно изменились и этнические границы. Начиная с 1930 г. власти начали политику перехода к оседлости кочевого скотоводческого населения. Эта политика осуществлялась административными мерами без учета традиционных экономических условий и возможных социально-этнических последствий, что создавало дополнительные условия для дальнейшего роста социальной напряженности.
Баткен был малонаселенным из-за засухи и нехватки воды, поэтому киргизы, мигрировавшие в этот район, естественным образом собирались вдоль берега реки Исфара, на землях, где жили и работали таджики. Поэтому таджики считали эти земли «своими» и считают до сих пор. На землях вокруг реки Исфары для зимовки постепенно образовались селения Капчагай, Аксой, Самаркандек, Говсувор, Актатыр, Кочобою, Шакча и другие [1, с. 109].
Баткенский район была образован в 1964 г., но уже в конце 1950-х гг. начались работы по реорганизации экономики района в продуктивно-аграрную (с определенной специализацией животноводства). В 1959 г. тенты были перевезены из Хочишкена в Чонгару, а в 1961 г. негуты были завезены из Зардальской группы селений в Раватковудскую степь и ее окрестности. Для орошения и преобразования региона в животноводческую базу было преобразовано Торткульское водохранилище [13, с. 111].
Баткенский район быстро увеличивал свое население. Только за первые годы после его образования количество хозяйств увеличилось в 2,5 раза, достигнув почти 59 тысяч в 1990 г., при этом 40% прироста населения давал естественный прирост и 60% за счет переселенческой политики правительства республики.
Описанные демографические и социально-экономические процессы в Исфаринском и Баткенском районах привели к росту социальной напряженности и приняли форму межэтнических конфликтов. В условиях абсолютной и относительной перенаселенности Исфаринского района таджикское население считает главным виновником всех жизненных трудностей киргизов, проживающих на исконно «таджикских» землях и пользующихся «таджикской» водой [10, с. 12].
Анализ демографических процессов в регионе показывает, что современное население юго-западной части Ферганской долины формировалось стихийно на протяжении длительного исторического периода. В данном процессе приняли участие различные ирано-язычные и тюрко-язычные группы. Главным фактором здесь была постоянная интенсивная миграция населения. Процессы социального развития также сыграли значительную роль, особенно в равнинной части региона; в последние десятилетия на первый план вышла внутринациональная и межэтническая консолидация [1, с. 113].
В основе большинства этих процессов лежат экономические интересы, связанные с освоением новых земель и перераспределением старых земель. Происходит неуклонное расширение орошаемых земель и сокращение пастбищ. В последние годы появились очаги социальной напряженности, которые негативно сказываются на жизнедеятельности различных групп населения. Прежде всего, необходимо отметить демографический фактор, в результате которого даже сейчас ежегодный темп прироста населения остается на высоком уровне.

Библиографический список

1. Абашин С.Н., Бушков В.И. Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М., 2004.
2.Турсунов Б.Р. Этнический состав население Северного Таджикистана в XVIII–XXI вв. Худжанд, 1997.
3. Бактыгулов Д.С., Момбекова Ж.К. История киргизов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. Бишкек, 2001.
4. Васютин С.А., Дашковский П.К. Социально-политическая организация кочевников Центральной Азии поздней древности и ранней средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул, 2009.
5. Губаева С.С. Ферганская долина. Этнические процессы на рубеже ХIХ–ХХ вв. Saarbrucken, Germany, 2012.
6. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI – середина XIX в.). М., 1958.
7. Урманче Ф.И. Тюркский героический эпос. Казань, 2015.
8. Зотова Н.А. История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы. Дисс… канд. ист. наук. М., 2003.
9. Кисляков Н.А. Некоторые материалы по этнографии исфаринских таджиков // ИООН АН Таджикской ССР. Материалы по истории, археологии и этнографии. Сталинабад, 1954.
10. Бушков В.И. О некоторых аспектах межнациональных отношений в Таджикской ССР // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1990.
11. Губаева С.С. Этнический состав населения Ферганы в конце ХIХ – начале ХХ в. (По данным топонимики). Ташкент, 1983.
12. Ситнянский Г.Ю., Бушков В.И. Миграции населения в Центральное Азии: прошлое, настоящее и будущие. М., 2016.
13. Bichsel C. Conflict Transformation in Central Asia Irrigation Disputes in the Ferghana Valley. Abingdon, 2009.