Препринт
Papashvili G.Z. Development of Special Administrative Regions Hong Kong and Macao’ Tourism Sector (2000–2023)
Сведения об авторе. Папашвили Георгий Зурабович, преподаватель иностранных языков, языковая студия «Лингвария», г. Барнаул (Россия).
Аннотация. В статье рассматривается развитие туристической отрасли в Гонконге и Макао в исторической перспективе, анализируются факторы, влияющие на туристический потенциал этих двух южнокитайских регионов. Приводится краткая характеристика состояния туристической индустрии Гонконга и Макао как специальных административных районов КНР, рассматривается политика местных властей по развитию и продвижению регионов в качестве туристических центров общекитайского и мирового уровня, а также основные результаты этой политики. Отмечаются как сходные характеристики туристической отрасли этих двух регионов с точки зрения местоположения, наличествующих природных и материальных ресурсов, так и серьезные различия историко-культурного и политико-экономического развития бывших европейских колоний. Автор приходит к выводу о гораздо более высоком туристическом потенциале Гонконга в сравнении с Макао на данном этапе. Представляется, что для обеспечения роста туристического потенциала Макао в ближайшем будущем необходима смена парадигмы его экономического развития, основой которой станет рациональное краткосрочное планирование.
Ключевые слова: Гонконг, Макао, КНР, туризм, туристический потенциал.
Abstract. The article considers development of the tourist sector in Hong Kong and Macao in historical perspective, analyzes factors that influence on the tourist potential of these South China regions. A brief characteristic of Hong Kong and Macao SARs’ tourist industry is given, local authorities policy on development and promotion of the two regions as an all-China and worldwide tourist destination, as well as primary results of the policy, are considered. Some similarity between the two regions in terms of location, natural and material resources is emphasized. By contrast, the authors point out fundamental differences of historico-cultural and politico and economic development of the former European colonies and define them as a significant factor which determines the potential of their tourist development. The authors come to the conclusion about much more higher tourist potential of Hong Kong compared to Macao’s at the current stage. It appears that ensuring growth of the Macao’s tourist potential in the near future demands changing of paradigm of its economic development which should be based on rational short-term planning.
Key words: Hong Kong, Macao, PRC, tourism, tourist potential.
Развитие туристической отрасли специальных административных районов Гонконг и Макао (2000–2023 гг.)
Туризм как вид деятельности естественным образом связан с мировыми экономическими процессами и охватывает большую часть потребностей человека, что обусловливает его широкую популярность и определяет актуальность исследования потенциала развития туристической отрасли региона на конкретном материале.
Нижняя хронологическая грань исследования определяется обретением Гонконгом и Макао статуса специальных административных районов КНР к началу XXI в., что способствовало проведению в значительной степени самостоятельной региональной политики в сфере туризма. Верхняя грань связана с продолжающимся развитием туристической отрасли в этих автономных регионах КНР в условиях усложняющейся эпидемиологической ситуации.
Цель исследования – определить соотношение и перспективы туристических потенциалов Гонконга и Макао на современном этапе.
Обобщая ряд наиболее распространенных в научной литературе определений понятия «туризм» [1, p. 15; 2; 3, p. 13; 4, p. 28], возможно охарактеризовать его как вид деятельности человека, связанный с социально-экономическим взаимодействием и подразумевающий путешествие (поход, поездку) с целью отдыха, работы, участия в мероприятиях, знакомства с гастрономической культурой и т.д., в место, как правило, отделенное от дома расстоянием и имеющее отличные от привычной местности физико-географические и культурно-исторические параметры.
Понятие «потенциал развития туристической отрасли» отражает совокупность природных, антропогенных и материальных ресурсов и условий, необходимых для осуществления туристской деятельности (туристского маркетинга) [5; 6, с. 135].
Необходимо также пояснить, что термины «туристический» и «туристский» имеют сходное смысловое наполнение, с той лишь разницей, что первый, главным образом, относится к туризму, а второй – к туристам.
Специальные административные районы Гонконг и Макао, помимо статуса, объединяет история их формирования как колоний и опорных пунктов торговли в Азии (Макао – Португалией, Гонконга – Великобританией), связанная с приобретением местным населением уникальной идентичности, основанной на своеобразном синтезе национальной и инородной культурных традиций, как результата политики культурного империализма европейских держав (в большей степени это проявилось в Гонконге, чем в Макао).
Макао, являясь автономным регионом КНР, стал более популярным в качестве туристского направления в 2005 г., когда его Исторический центр (англ. Historical Centre of Macao) был включен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и был удостоен звания «выдающейся мировой ценности». Территория включает в себя 22 единицы исторически значимых сооружений и общественных мест, хранящих причудливое отражение религиозного, эстетического, архитектурного и технологического веяний западной цивилизации. С 2005 г. правительство Макао стало проводить целенаправленную политику по продвижению территории как объекта туристической привлекательности. С одной стороны, она включала деятельность по охране культурного наследия в регионе, подкрепленную соответствующими законами-декретами, с другой – схему городского планирования, суть которой сводилась к поддержанию облика Макао как торгового порта, восстановлению объектов недвижимости и их использование в соответствии с историческим назначением [7]. Ключевым направлением развития объявлялась диверсификация индустрии туризма в регионе.
В целом, эффективность политики местных властей по развитию туристической отрасли находилась на достаточно высоком уровне. Однако в течение нескольких лет популярностью среди туристов пользовалось весьма ограниченное число достопримечательностей. Основной причиной этого явилось недостаточное продвижение направления как туристического продукта [8, p. 69–70]. Возникла необходимость создания условий для повышения конкурентоспособности исторических достопримечательностей Макао на региональном рынке туристических услуг, где особенно привлекательными объектами являлись игорные заведения (казино), доход которых стал основой перманентного экономического подъема в регионе (доля поступлений в региональный бюджет от игорного бизнеса – более 70%). С 2014 г. власти КНР начали проводить целенаправленную политику по пресечению активности игроков в казино Макао, а также организованных игорных поездок, что негативно отразилось на экономике региона и привело к некоторому снижению его туристической привлекательности.
Результаты исследования Ш. Ци и Н. Чена эмпирически подтверждают, что «исторические места» являются значимой частью имиджа региона (в т. ч. Макао) как туристического направления, что говорит о перспективности его «культурного обогащения» с целью увеличения туристской привлекательности. В настоящее время большинство исторических достопримечательностей в Макао по-прежнему не пользуется большой популярностью у туристов [9, p. 514].
Решительной инициативой правительства Макао, направленной на исправление ситуации, стал Генеральный план по развитию города на 2020–2040 гг., подготовка которого началась еще в 2012 г. Правительство региона приняло тогда решение «не фокусироваться на продвижении конкретного образа, но приложить возможные усилия для формирования совершенно нового облика Макао» [10, p. 63]. Несмотря на грандиозность проекта и разнообразие вариантов поддержки и развития историко-культурной составляющей имиджа Макао, большинство содержащихся в плане инициатив подразумевают поэтапную реализацию или же носят долгосрочный характер. Однако уже сейчас пандемия COVID-19, длящаяся более 3 лет на момент написания статьи, существенным образом повлияла на состояние туриндустрии Макао. Число туристов начало снижаться с января 2020 г., когда коронавирус добрался до бывшей португальской колонии, в то же время сократился вклад игорного сектора в экономику региона, что положило начало периоду экономической нестабильности, негативно отразившейся на сфере туризма. В Гонконге развитие туристической отрасли происходило несколько иначе.
Часть островной территории Гонконга, представляющая собой комплекс древних скалистых пород и потому обладающая международной геологической ценностью, стала единой частью сети Глобальных геопарков ЮНЕСКО в 2009 г. Однако, по данным Совета по туризму Гонконга, за много лет этот исторический памятник не приобрел большую популярность в качестве туристской достопримечательности. Кроме того, популярные туристские объекты не менялись на протяжении указанного периода. Чрезмерная зависимость Гонконга от въездного турпотока из материкового Китая, как и в Макао, заставила власти задуматься о диверсификации туристских ресурсов и способах выгодного их представления для привлечения туристов из других стран. С этой целью были внесены изменения в маркетинговую стратегию продвижения Гонконга как туристического направления. Внедрение комплекса мер по улучшению ситуации в туристической отрасли Гонконга привело к положительной динамике ее развития в краткосрочной перспективе, однако спад въездного турпотока в первой половине 2015 г., как отмечали сами власти Гонконга, стал индикатором необходимости обновления базы туристских ресурсов, многие из которых, как и в Макао, пользовались крайне низкой популярностью.
В представлении жителей Гонконга сформировался его позитивный имидж как туристического направления [11]. Предлагаемые экспертами рекомендации по развитию туристической отрасли Гонконга во многом совпадают с актуальными правительственными инициативами, в той или иной мере приводящими на практике к ожидаемым положительным результатам. В то же время жители Макао, в целом, придерживаются довольно сдержанных взглядов относительно большинства проводимых для туристов мероприятий, во многом формирующих имидж современного Макао [12, p. 125].
С началом пандемии COVID-19 в Гонконге классический въездной туризм, так же как и в соседнем Макао, в значительной степени сократился. Это, однако, не сопровождалось негативным влиянием на экономику региона (в отличие от Макао), в том числе благодаря проведению инклюзивной кампании «Праздник дома», стартовавшей в Гонконге в июне 2020 г. и направленной на стимуляцию развития местного туризма. Примечательно, что в ходе кампании активно применялись средства и инструменты привлечения внимания туристов к исторически обоснованным особенностям Гонконга как бывшей британской колонии в Азии.
Принципиальное отличие Гонконга и Макао в подходах к устранению недостатков и противоречий стратегического планирования отражает уникальную ментальность местных этносов, включая восприятие ими политической и экономической действительности в контексте исторического развития двух территорий.
Так, уже к середине 2021 г. ВВП Гонконга достиг более высокого уровня, чем накануне пандемии [13], тогда как в Макао этот показатель до сих пор не вернулся к допандемийным значениям. Справедливо отметить в этом отношении, что в настоящее время Гонконг, по основным экономическим индексам, существенно опережает Макао (например, показатель ВВП в Гонконге в 12 раз выше, чем в Макао), причем экономика последнего в течение многих лет была в значительной степени завязана на получении прибыли с игорного бизнеса, активно развивавшегося до начала пандемии COVID-19.
Необходимо также подчеркнуть, что британские власти в Гонконге на протяжении полутора веков колониального правления проводили системную политику по установлению своего этно-культурного доминирования (в отличие от португальцев в Макао), считая эту южно-китайскую территорию принципиальной геополитической ценностью. Комплексное британское влияние в Гонконге стало значимым фактором формирования уникальной «гонконгской идентичности» [14], тогда как большая часть населения Макао на протяжении десятилетий скорее ощущала себя частью китайской общины на материке, чем неким автономным этническим образованием в политико-административной структуре КНР. Это, главным образом, позволяет говорить о более высокой степени политической и культурной самобытности Гонконга в сравнении с Макао, что стало одним из ключевых факторов, определяющих потенциал развития изучаемых регионов.
Таким образом, Гонконг и Макао – две китайские территории, обладающие сходным туристическим потенциалом с точки зрения местоположения, наличия природных и материальных ресурсов, и по внешним признакам объединенные единой исторической судьбой, избрали собственный путь развития туристической отрасли, столкнувшись как с общими, так и с различающимися вызовами. При общем целеполагании властей двух регионов относительно туристического развития, инициативы гонконгских чиновников в этом направлении во многом совпадают с актуальными рекомендациями экспертов в сфере развития регионального туризма и сосредотачиваются на развитии в ближайшей перспективе. Власти Макао при этом выстраивают стратегию долгосрочного поступательного развития, что не позволяет достичь сиюминутных положительных результатов, что особенно актуально в условиях продолжающейся пандемии COVID-19. Необходимо подчеркнуть, что историко-политическое и культурное развитие Гонконга и Макао стали основными факторами коренных различий в способах и инструментах регулирования регионального (в т. ч. туристического) развития. Становление Гонконга в качестве мирового финансового центра к концу XX в. сопровождалось, помимо прочего, существенным ростом материального благосостояния жителей бывшей британской колонии, что создало благоприятную почву для развития ее туристического потенциала. Португальское влияние в Макао было намного менее значительным и не привело к формированию уникальной макаоской идентичности, не оказало существенного влияния на политическое и культурное развитие региона. Игорные заведения, легализованные в бывшей португальской колонии, стали основным инструментом увеличения туристской привлекательности со времени перехода Макао под юрисдикцию КНР в 1999 г., что, с одной стороны, на долгие годы ограничило потенциал развития в сфере туризма, с другой – определило линейную зависимость экономики Макао от успешности игорного бизнеса. Так, на данном этапе у Гонконга гораздо больше возможностей и вероятных вариантов развития туризма, часть которых реализуется на практике. Представляется, что для обеспечения роста туристического потенциала Макао в ближайшем будущем необходима смена парадигмы его экономического развития, ядром которой станет рациональное краткосрочное планирование (в т.ч. годовое и оперативное) с привлечением иностранных инвестиций для развития городской инфраструктуры и сохранения культурно-исторического наследия. На необходимость этого указывает и позиция жителей Макао, не слишком позитивно оценивающих развитие туризма в регионе. В целом, перспективы возрастания туристического потенциала Гонконга и Макао во многом зависят от четкости постановки и реализации их руководством целей регионального и туристического развития.
Библиографический список
1. Page S.J. Tourism Management. New York, 2019.
2. Walton J.K. Tourism // Encyclopedia Britannica. 2021. 28 Sep. URL: https://www.britannica.com/topic/tourism (accessed: 19.07.2022).
3. Panosso Netto A. O Que é Turismo. São Paulo, 2017.
4. Lohmann G., Panosso Netto A. Tourism Theory: Concepts, Models and Systems. Craydon, 2017.
5. What is Tourism Potential // IGI Global. URL: https://www.igi-global.com/dictionary/sustainable-development-of-cultural-tourism-on-example-of-botevgrad-municipality/79497 (accessed: 25.07.2022).
6. Саранча М.А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. Вып. 1.
7. Historic Centre of Macao: Protection and Management Requirements // UNESCO World Heritage Centre. URL: https://whc.unesco.org/en/list/1110/ (accessed: 27.07.2022).
8. Io M. Can the Historic Center of Macao Be a Popular Tourist Attraction? Examining the Market Appeal from Tour Marketers’ Perspective // Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism. 2011. Vol. 12. Is. 1.
9. Qi S., Chen N. Understanding Macao’s Destination Image through User-Generated Content // Journal of China Tourism Research. 2019. Vol. 15. Is. 4.
10. Cruz Vaz Pimentel M. How to Sell Macau: Learning with the Territory’s Staged Urban Reinvention: Master’s Diss. Coimbra, 2012.
11. Xu J. Hong Kong’s Destination Image in the Eyes of Residents // Journal of China Tourism Research. 2015. Vol. 11. № 4. P. 440–460.
12. Chen S.C. Residents’ Perceptions of the Impact of Major Annual Tourism Events in Macao: Cluster Analysis // Journal of Convention & Event Tourism. 2011. Vol. 12. № 2.
13. Гонконг ВВП (ежегодный) // Cbonds. URL: https://cbonds.ru/indexes/54719/ (дата обращения: 09.08.2022).
14. Папашвили Г.З., Курныкин О.Ю., Тажиева М.Н. Британское влияние как фактор формирования современной идентичности гонконгцев // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 6. С. 46–50.