Малышева Н.С. «Чувство места»: к вопросу о теории биорегионализма

Препринт

Malysheva N.S. “A Sense of Place”: Some Aspects of Bioregionalism

Сведения об авторе. Малышева Нина Сергеевна, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история европейской интеграции, внешняя политика США, трансатлантические отношения.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена биорегионализма, зародившегося в конце 1960-х – начале 1970-х г. в Северной Америке как общественное экологическое движение, и ставшего со временем философским и интеллектуальным течением. Представлены подходы к определению понятия «биорегион», которое, помимо географических и природных параметров, включает в себя социокультурный компонент. Указывается, что биорегионализм направлен на формирование региональных сообществ особого типа, в которых поддерживаются культурные традиции местного населения и обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие, формируется чувство идентичности с регионом. Автор статьи отмечает сложность в определении границ биорегиона, которые должны учитывать не только природные, но и культурные факторы. Указывается, что биорегионализмобращен не только к экологической повестке, но и к проблеме перераспределения властных полномочий между центральной властью и регионами. Отмечается, что некоторые идеи биорегионализма, в частности, идеи децентрализации власти и экономической самодостаточности региона, носят утопический характер.
Ключевые слова: биорегионализм, биорегион, «перезаселение», децентрализация, местное самоуправление.

Abstract. The article is devoted to the phenomenon of bioregionalism. Bioregionalism originated in the late 1960s — early 1970s in North America as a social ecological movement, and has become a philosophical and intellectual trend. The article analyzes approaches to the definition of the concept of «bioregion», which includes not geographical and natural parameters only, but a socio-cultural component. It is pointed out that bioregionalism is aimed at the formation of regional communities of a special type. These communities maintain cultural traditions of the local population, ensure sustainable socio-economic developmentand form a sense of identity with the region. The author of the article notes that there is a difficulty in determining the boundaries of a bioregion, which should take into account not only natural, but also cultural factors. It is pointed out that bioregionalism addresses not only the environmental agenda, but also the problem of redistribution of power between the central government and the regions. It is noted that some ideas of bioregionalism, in particular, the ideas of decentralization of power and economic self-sufficiency of the region, are utopian in nature.
Keywords: bioregionalism, bioregion, “reinhabitation”, decentralization, self-government

«Чувство места»: к вопросу о теории биорегионализма

Биорегионализмкак философское и общественное движение зародился в США в конце 1960-х – начале 1970-х г., – в период, когда ширилось движение за социальные перемены, гражданские права, охрану окружающей среды. Возникнув как реакция на глобализацию, биорегионализм подвергнул сомнению способностьнациональных правительств и международных организаций обеспечивать балансмежду техническим прогрессом человечества и социальным и экологическим благополучием. И хотя истоки биорегионализма прослеживаются в альтернативном образе жизни движения «назад к природе», со временем идеи и термины этого течения распространились и в научном сообществе.
Историография рассматриваемого вопроса, несмотря на относительно недавнее появление понятия биорегионализма, довольно обширна. Помимо ключевых работ американских авторов [1, 2], вклад в понимание, что такое биорегион, внесли исследователи из Канады, Австралии, стран Европы [3, 4, 5].Российскими авторамитеория биорегионализма затрагивается в работах по философии, политической регионалистике, филологии и культурологии [6, 7, 8].
Согласно одному из определений, биорегион (от греческого слова βίος (жизнь) и латинского regio (место, страна, область)) – это территория, не имеющая четких границ, но которую можно определить по множеству природных особенностей, таких как флора, фауна, почва, климат [9]. При этом от других частей экосистемы– например, такой единицы как «экорегион», биорегион отличается наличием в нем человеческой культуры, сформировавшейся под влиянием этих природных факторов.
Один из основателей этого течения, писатель и экологический активист Питер Берг определял биорегион как «географическую область, обладающую такими характеристиками, как водоразделы, рельеф, почва, местные виды растений и животных, погода и климат; и включающую человека во всем взаимодействии этих природных характеристик» [10]. Гармоничное взаимодействие всех этих элементов возможно лишь при понимании и поддержании культурных традиций местного населения; при этом границы между сообществами должны определяться не политическими соображениями, а культурными и природными факторами.Как экоактивист, в 1972 г. Берг участвовал в Конференции ООН по проблемам окружающей среды, а в 1973 г. имбыла основана некоммерческая организация «Ритм планеты» (PlanetDrum), занимавшаяся разработкой образовательных программи различными проектами в сфере экологии и способствовавшая популяризации биорегионализма.
Идеи П. Берга были подхвачены его современниками. В 1974 г. Аланом Ван Ньюкирком в Канаде был основан Институт биорегиональных исследований, было опубликовано несколько эссе и статей. Считается, что термин «биорегион» впервые был применен Ван Ньюкирком, и впоследствии подхвачен Бергом. Сам же П. Берг совместно с профессором экологии Калифорнийского университета Р. Дэсманном в 1977 г. выпустил статью «Заново заселяя Калифорнию», ставшую первой академической работой по биорегионализму. В ней авторы обозначили биорегион не только как географическую единицу, но и как способ осознания индивидуумом себя как части местного культурного сообщества, резонирования социального поведения с потребностями «родного места» [1, p. 399]. Берг и Дэсманн ввели понятие «перезаселение», означающее изучение истории и культуры региона и выбор подходящего местным условиям образа жизни.Важное значение приобретало чувство идентичности с регионом, благодаря чему человек должен был более осознанно вести себя по отношению к окружающей его среде. Таким образом, первоначальное определение сущности биорегиона должно было происходить путем изучения его природно-географических характеристик, а окончательное – путем изученияобраза жизни людей, сознательно живущих так, «чтобы обогатить жизнь этого места» и «сформировать экологически и социально устойчивую модель существования в нем» [1, p. 400].
Последовавшие за этим работы по биорегионализму подчеркивали многокомпонентность этой философии, которая не основывалась только лишь на экологической повестке. В этих работахбиорегионализм предстает как способ организации, точнее, самоорганизации местных сообществ, благодаря которому порядок поддерживается без участия государства. Переход к децентрализованному управлению будет происходить по мере нарастания понимания «ненужности»и неэффективности государства в решении региональных проблем [2, p. 23]. Идея децентрализации в теории биорегионализма варьируется от радикальной ее интерпретации, исходящей из необходимости ускорить крах эксплуатирующего природные ресурсы государства-нации, до умеренной, согласно которой необходимо сформировать альтернативные индустриальному образу жизни способы существования. В этой связи представляет интерес точка зрения ряда исследователей, которыесчитают одним из предшественников биорегионализма — еще до изобретения этого термина – русскоготеоретика анархизма Петра Кропоткина [3, p. 58]. В работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» Кропоткин подвергал сомнению теорию социал-дарвинизма, указывая, что даже в суровом климате Восточной Сибири и Северной Маньчжурии, несмотря на борьбу животного мира за выживание, отсутствует внутривидовая конкуренция. В мире людей, по его мнению, также сильно стремление к взаимопомощи, социальной справедливости, которую можно поддерживать благодаря различным местным общественным организациям, свободным от контроля государства или церкви [11, с. 213 — 214].
Исходя из этого, биорегионализм можно трактовать как экологическое и общественное движение за развитие местного самоуправления в рамках сообществ, чьи границы должны определяться природным своеобразием региона.Он включает два главных компонента –природу и человека, и не рассматривает последнего как чужеродный экосистеме элемент. Однако очевидно, что идеи и ценности, лежащие в основе биорегионализма, существовали задолго до появления этого термина. Некоторые из этих ценностей – близость к природе, взаимопомощь, социальная справедливость– и вовсе можно считать традиционными.Сторонники биорегионализма выступают за более простой, свободный и ответственный образ жизни, при котором присущая современному человеку мобильность становится скорее исключением, чем правилом. Ощущение и понимание места проживания, «почвы под нашими ногами, воды, которую мы пьем… и культуры рожденных в этой местности людей – это и есть биорегионализм», – писал К. Сэйл [12, p. 55].
Вместе с тем, биорегионализму свойственны некоторые нерешенные вопросы. Прежде всего, существует сложность в определении границ биорегиона. С одной стороны, может быть использован биогеографический подход. Так, согласно исследованию некоммерческой организации «Одна Земля» («OneEarth»), в мире насчитывается 185 биорегионов [13]. К биогеографическому подходу обращается и писатель Дж. Додж, указывая, что граница может быть определена следующим образом: если процентная составляющая видов флоры и фауны отличается от одной местности к другой на 15-25%, то это и можно считать линией перехода от одного биорегиона к другому [4, p. 10]. Однако, на наш взгляд, такой упрощенный подход игнорирует культурный компонент биорегиона.
В попытках определить эти границы П. Берг и Р. Дэсманн обращались к опыту коренных народов Северной Америки, в частности, к вопросу о том, какую территорию эти народы считают «своей». Однако выработать какие-то четкие критерии разграничениябиорегионовосновоположникам этого подхода так и не удалось; оба автора признавали наличие определенной доли субъективности при обсуждении границ биорегионов.В продолжение этой мысли некоторые исследователи пришли к выводу, что биорегионы– это социальный конструкт, так как определяются не только объективными условиями, но и человеческим выбором. Иными словами, законы природы лишь задают параметры биорегиона, в рамках которых способны развиваться разнообразные культурные формы [5, p. 57]. Природа и культура эволюционируют в диалектической взаимосвязи, преобразуя друг друга.
Идеи биорегионализма не утратили своей актуальности и в настоящее время. Представление о том, что чувство общностии общая культура возникают на основерегиональных природных особенностей, имеет немало своих сторонников. Впрочем, некоторые из идей биорегионализма – такие как децентрализация власти, переход к прямой демократии и расширение местного самоуправления –выглядят несколько утопично в политических реалиях отдельных государств. Тем не менее, концепция биорегионализма может рассматриваться как альтернативный путь развития посткапиталистического мира в будущем.

Библиографический список

1. Berg P., Dasmann R. Reinhabiting California // The Ecologist. 1977. No. 7. Pp. 399 – 401.
2. Snyder G. The Practice of the Wild. San Francisco, 1990.
3. Taylor B. Bioregionalism: An Ethic of Loyalty to Place // Landscape Journal. 2000. Vol. 19, No. 2. Pp. 50 – 72.
4. Dodge J. Living by Life: Some Bioregional Theory and Practice // Coevolution Quarterly. 1981. Vol. 32. Pp. 6 – 12.
5. Evanoff R. Bioregionalism: A Short Introduction and Overview // The Aoyama Journal of International Politics, Economics and Communication. 2017. No. 99. Pp. 55 – 65.
6. Рагулина М.В. Биорегионализм – англо-американская версия синтеза науки и экологического движения // Юг России: экология, развитие. 2007. №1. С. 110 – 112.
7. Гречишкина С. В. Идейно-художественное своеобразие эссе Гэри Снайдера о природе конца ХХ века // Вестник Забайкальского госуниверситета. 2013. №3. С. 95 – 103.
8. Винокурова У. А. Экософия Земли: ответ на вызовы глобального изменения климата // Человек. Культура. Образование. 2019. №3. С. 115 – 132.
9. Traina F. What is Bioregionalism? // The Cascadia Underground. URL: https://cascadiaunderground.org/what-is-bioregionalism-4/
10. Berg P. Bioregionalism: An Introduction // Planet Drum. URL: http://www.planetdrum.org/bioregion_bioregionalism_defined.htm#Bioregionalism
11. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2007.
12. Sale K. Dwellers in the Land: The Bioregional Vision. Athens, 1985.
13. Bioregions-2020 // One Earth. URL: https://www.oneearth.org/bioregions-2020/