Должиков В.А., Суслова Е.А. Современные имиджи Китая и России через призму теории «мягкой силы»

Препринт

Dolzhikov V.A., Suslova E.A. The Modern Images of China and Russia through the Prism of the Theory of «Soft Power»

Сведения об авторах. Должиков Вячеслав Александрович доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений АлтГУ, г. Барнаул, Россия; Суслова Екатерина Александровна магистрант 2 курса кафедры социальной психологии и педагогического образования АлтГУ, г. Барнаул, Россия.

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ имиджей Китая и России на современном этапе. Он проведен через призму теории «мягкой силы», корни которой уходят в древнюю китайскую философию. Оба государства активно и успешно используют «мягкую силу» на протяжении нескольких столетий как по отношению друг к другу, так и в отношении других стран. В ходе анализа с применением количественных данных дана характеристика достижений по усилению влияния Китая и России на международной арене. Дана их оценка в отношении влияния на формирование имиджа обеих стран за счет распространения нескольких видов «мягкой силы» на мировой арене, среди них: экономическая, гуманитарная, культурная, политическая, дипломатическая. На основе этого анализа оценивается взаимовлияние стран друг на друга. Обозначены возможные последствия влияния Китая на Россию, поскольку оно более существенно и более ярко выражено. Перечислены пробелы в работе по формированию имиджа России и сформулированы рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: концепция «мягкой силы», мировая арена, мировое сообщество, имидж страны, институты Конфуция, внешняя политика России.

Abstract. The article presents a comparative analysis of the images of China and Russia at the present stage. It is conducted through the prism of the theory of «soft power», whose roots go back to ancient Chinese philosophy. Both states have been actively and successfully using «soft power» for several centuries both in relation to each other and in relation to other countries. The analysis describes the achievements in increasing the influence of China and Russia in the international arena using quantitative data. And their assessment of the impact on the formation of the image of both countries due to the spread of several types of «soft power» on the world stage among them: economic, humanitarian, cultural, political, diplomatic. On the basis of this analysis, the mutual influence of countries on each other is assessed. The possible consequences of China’s influence on Russia are outlined, since it is more significant and more pronounced. The gaps in the work on the formation of the image of Russia are listed and recommendations for their elimination are formulated.
Keywords: the concept of «soft power», the world arena, the world community, the image of the country, Confucius institutes, Russian foreign policy.

Современные имиджи Китая и России через призму теории «мягкой силы»

Как неоднократно отмечали специалисты разных направлений научного знания, «мягкая сила» в сфере международных отношений применяется уже на протяжении нескольких столетий [1; 2], но саму концепцию в том виде, в котором она стала известна современным исследователям, представил американский политолог Дж. Най [2]. Хотя, по замечанию В.А. Должикова, истоки теории «мягкой силы более древние, чем принято считать. По его мнению, теорию «мягкой силы» разработали древние китайские мыслители Лао Цзы, Конфуций, Сунь Цзы. В подтверждение своей точки зрения он апеллирует к трактату Сунь Цзы «Искусство войны» и приводит в качестве примера следующие императивные установки: «Используй мягкие средства, чтобы побороть силу», «Избегай сильных сторон противника, используй его слабости» [1, с. 36].
И действительно, нужно признать, что Китай входит в число стран, которые наиболее активно и успешно используют «мягкую силу» для формирования положительного имиджа страны на мировой арене. На данный момент Китай изучил и переработал концепцию Дж. Ная, синтезировав ее со своими философскими императивами и адаптировав к современным реалиям, в итоге была создана концепция «мягкая сила культуры» [3]. На XVII съезде правящей партии были выдвинуты четыре основные задачи развития «мягкой силы» Китая: 1) способствовать увеличению уровня привлекательности социалистической идеологии; 2) формировать гармоничную культуру и воспитывать цивилизованные нравы; 3) широко распространять национальную культуру; 4) поощрять новаторство в культуре [4, с. 33]. «Мягкая сила» в китайской интерпретации базируется на принципе «гармонии», предполагающем гармонию во всех областях жизни, то есть гармонию между человеком и природой, гармонию между людьми, гармонию между государствами.
Из вышесказанного можно сделать вывод: руководство Китая не ограничивается применением «мягкой силы» только в сфере культуры, когда речь идет о создании имиджа страны на мировой арене. Нельзя не отметить, что это вполне логично, ведь политологи выделяют несколько разновидностей «мягкой силы» – экономическую, гуманитарную, культурную, политическую, дипломатическую. И развитие каждой из них в отдельности, по их мнению, имеет большое влияние на имидж страны в целом:
1. Под экономической «мягкой силой» подразумеваются показатели экономической привлекательности.
2. Под гуманитарной «мягкой силой» (гуманитарным капиталом) подразумеваются показатели привлекательности системы общего и университетского образования, научной и технологической деятельности.
3. Под культурной «мягкой силой» подразумеваются международное признание значимости и величия культурного наследия страны, политика популяризации национальной культуры, расширение межкультурных коммуникаций, туристическая привлекательность страны, распространение национального языка и национальной кухни.
4. Под политической «мягкой силой» подразумеваются показатели уровня развития институтов политической демократии и защиты прав человека.
5. Под дипломатической «мягкой силой» подразумеваются показатели эффективности дипломатических усилий в сфере переговорного процесса, степень миролюбия, способность к предотвращению агрессии и нейтрализации угроз, способность к установлению глобальной повестки дня [4, с. 34].
В рамках развития экономической «мягкой силы» Китай создал и активно развивает проект «Один пояс – один путь». Он инициирован в 2013 г., но уже признан одним из самых масштабных трансрегиональных проектов современности. Его цель – связать Китай со странами Европы через сеть морских и сухопутных логистических путей, чтобы сократить время доставки грузов. Однако, несмотря на инвестиционную привлекательность проекта для стран – участниц, реализация проекта осуществляется с трудом по ряду причин, которые указывают на то, что восприятие Китая в мире неоднозначно, и это может негативно влиять на оценку имиджа страны в целом.
Более успешно идет накопление и продвижение гуманитарного капитала Китая на мировой арене. Об этом свидетельствуют данные последних лет: в 2018 г. в Китае обучались около 500 000 иностранных студентов из 196 стран мира, таким образом, КНР стала третьей по популярности страной для иностранных студентов, отставая лишь от США и Великобритании. Однако абитуриенты Европы и США по-прежнему преимущественно выбирают западные университеты. В рейтинге Round University Ranking 2020 г. 6 университетов КНР входили в 100 лучших вузов мира.
В рамках распространения культурной «мягкой силы» в 2004 г. стали создаваться Институты Конфуция. На данный момент по всему миру работают 550 институтов Конфуция и 1172 класса Конфуция, которые содействуют не только распространению языка, но и проводят курсы китайской живописи, философии и кухни [2]. Но не все так однозначно в развитии и распространении культурной «мягкой силы» Китая. По мнению специалистов, перечисленные достижения в данной области не могут в полной мере компенсировать отсутствие должного уровня распространения китайской массовой культуры и ее относительно невысокий уровень качества. Виной тому жесткая цензура, что признают и сами китайцы [5].
В рамках распространения политической «мягкой силы» Китай представил мировому сообществу концепцию «Пекинского консенсуса». Ее суть заключается в признании свободы в выборе путей развития и их многообразии, и, как следствие, признании невмешательства Китая во внутренние дела других государств и отсутствия особых условий для предоставления им экономической помощи [2]. Тем не менее, темпы распространения политической «мягкой силы» Китая незначительны, так как демократические ценности сейчас более привлекательны для мирового сообщества, чем социалистические.
В распространении дипломатической «мягкой силы» Китай сложно назвать преуспевающей страной, поскольку за период пандемии COVID-19 пошатнулся его имидж на международной арене, так как вирус начал распространяться по миру именно из Китая. И, хотя ему удалось внедрить меры публичной дипломатии для трансляции своей позиции через различные международные СМИ с учетом мнения иностранных аналитиков и организаций, он все же был обвинен в дезинформации. В частности, из-за создания 24 000 фейковых аккаунтов в Twitter, с помощью которых было инициировано обсуждение первоначальных мер руководства страны по борьбе с COVID-19 [6].
Теперь по аналогичному алгоритму рассмотрим и проанализируем имидж России. Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это о том, что Россия активно использует «мягкую силу» на мировой арене как минимум со второй половины XIX в. Одним из самых ярких примеров ее применения является деятельность Н.Н. Муравьёва-Амурского, во многом благодаря чему Российской империи было возвращено Приамурье и присоединено Приморье [1; 7].
Чтобы получить полноценное представление об имидже России, в первую очередь следует обратиться к концепции ее внешней политики, так как реализация данной концепции напрямую отражается на имидже нашей страны. В данном документе сказано, что на основе национальных интересов и стратегических национальных приоритетов нашего государства его внешнеполитическая деятельность направлена на достижение трех стратегических целей: 1) обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2) создание благоприятных внешних условий для развития России; 3) упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира [8].
На практике концепция внешней политики России реализуется следующим образом. В рамках развития экономической «мягкой силы» наша страна предпринимает активные действия, являясь создателем и участником ряда экономических межгосударственных и межправительственных организаций, среди них: БРИКС, ШОС, ЕЭС и др. Однако показатели инвестиционной привлекательности показывают негативную динамику: в 2019 г. было зафиксировано резкое замедление прироста инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в 2019 г. оказался лишь на 1,7% выше результата аналогичного периода предыдущего года. В первом полугодии 2020 г., на которое пришелся период максимально жестких карантинных ограничений, инвестиции в основной капитал оказались на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [9]. Нельзя не упомянуть, что в ближайшие несколько лет инвестиционная привлекательность будет снижаться из-за введения санкций, что негативно отразится и на имидже нашей страны.
В рамках распространения гуманитарного капитала можно отметить следующие достижение. Несмотря на отставание в динамике модернизации вузов, по данным ОЭСР в 2016 г. доля России на международном рынке образовательных услуг составляла около 7%. Таким образом, наша страна заняла 6-е место после США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии [10]. Но нужно учитывать, что Россия находится в технологической зависимости от других стран мира, и это может нивелировать достигнутый результат.
В рамках распространения культурной «мягкой силы» стоит выделить такие достижения как учреждение международных премий в сфере литературы, искусства и науки; продвижение спортивного имиджа страны посредством организации и проведения международных спортивных соревнований, развития спортивной инфраструктуры [4]. Ежегодное проводятся тематические фестивали «Годы России за рубежом». Распространяется преподавание русского языка в Центрах науки и культуры: по данным на 2010 г., 50 центров функционировали в 46 странах мира [11]. Слабой стороной нашей страны в стратегии распространения культурной «мягкой силы» является практически полное отсутствие продвижения за рубежом русской кухни и русских застольных традиций [4].
Самые незначительные достижения у России в области распространения политической «мягкой силы», так как руководству страны до сих пор не удалось сформулировать для мира понятный и привлекательный образ будущего, являющийся альтернативой западной или китайской моделям. Тем не менее, за последнее время сделан большой шаг вперед. В «Стратегии национальной безопасности РФ» впервые четко сформулированы 17 основных ценностей. Кроме того, в ряде документов обозначено: Россия привержена «принципам равенства, справедливости, невмешательства во внутренние дела других государств», готово к «взаимовыгодному сотрудничеству без предварительных условий», признает «национальную и культурную идентичность, традиционные духовно-нравственные ценности величайшими достижениями человечества и видит их основой для последующего благополучного развития человеческой цивилизации». Только пока остается непонятным, как это будет реализовываться на практике [12]. Нельзя не отметить: уровень развития институтов политической демократии в России оценивается мировым сообществом как низкий.
Распространение дипломатической «мягкой силы» России на современном этапе проводится не только с помощью традиционного для российских дипломатов формата деятельности – переговоры, саммиты, конференции и др., но и с помощью информационных технологий. Представители МИД России официально присутствуют в сети Интернет, в том числе в социальных сетях. Помимо вышеперечисленного важную роль в распространении дипломатической «мягкой силы» играет телевизионная компания RT, которая предназначена для отстаивания интересов России на международной арене. У компании есть каналы, вещающие на русском языке, в частности, на английском – RT America, испанском – RT en Espanol и арабском – RT Arabic [13].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод: Россия уступает Китаю в темпах распространения своего влияния на мировое сообщество и, как следствие, во всех направлениях развития «мягкой силы», хотя имидж обеих стран на международной арене можно охарактеризовать не только как положительный. Если анализировать взаимовлияние России и Китая и то, как оно отражается на взаимном восприятии стран друг друга, следует констатировать – оно двоякое. Например, с одной стороны китайские студенты очень часто выбирают учебные заведения России для получения высшего образования. Основными причинами их выбора становятся удобное географическое положение и низкая стоимость обучения. Выбор падает преимущественно на историю, филологию, философию, политологию, педагогику, международные отношения, что позволяет сделать вывод о заинтересованности китайцев в изучении русской культуры. Однако с другой стороны, как показывают опросы, китайские студенты не спешат рекомендовать обучение в российских вузах своим друзьям и знакомым [14].
В качестве рекомендаций по улучшению имиджа России хотелось бы предложить следующее:
— скорректировать работу по привлечению инвестиций с учетом новейших факторов и тенденций, виляющих на инвестиционную привлекательность; разработать комплексную программу по совершенствованию институтов демократии;
— разработать стратегию преодоления технологической зависимости от других стран;
— способствовать увеличению числа центров, занимающихся преподаванием русского языка;
— разработать перечень мероприятий, направленных на популяризацию русской кухни.

Библиографический список

1. Должиков В.А. Дипломатия Н.Н. Муравьева-Амурского как прототип «мягкой силы» в российской внешней политике по отношению к Китаю (1848 – 1860) // Русская политология. 2017. № 4 (5). С. 35-42.
2. Семедов С.А. Специфика «мягкой силы» КНР // Обозреватель. 2020. №10 (369). С. 32-42.
3. Селезнева Н.В. Новый вектор «мягкой силы» Китая: трансформация политики в отношении институтов Конфуция // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2022. №27. С. 284-297.
4. Русакова О.Ф. Мягкая сила стран Азии // Дискурс-Пи. 2013. № 1-2 (10). С. 31-37.
5. Тарасова Д.А. Экспорт массовой культуры как слабое звено мягкой силы Китая // Via in tempore. История. Политология. №1 (46). С. 162-170.
6. Кокорева А.И. Трансформация китайского подхода к публичной дипломатии в условиях пандемии COVID-19 // Русская политология. №2. (19). С. 121-126.
7. Должиков В.А. Отечественный опыт применения «мягкой силы» во внешней политике (дипломатия Н.Н. Муравьева-Амурского в 1848 – 1860 гг.) // Дневник АШПИ. 2018. № 34. С. 22-27.
8. Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/
9. VIII ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России. Аналитический отчет. Февраль 2021 г. // Национальное рейтинговое агентство. URL: https://api.bigdatamsu.ru/media /uploads/2021/06/10/ocenka_investicionnoj_privlekatelnosti_regionov_rf.pdf
10. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27 №3. С 21-26.
11. Ефанова Е.В., Глазков А.А. Образ России в системе международных отношений: содержание имиджевой стратегии // Русская политология. 2016. №1. С. 15-24.
12. Роль «мягкой силы» в международных отношениях: современный российский опыт и перспективы // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rol-myagkoy-sily-v-mezhdunarodnykh-otnosheniyakh-sovremennyy-rossiyskiy-opyt-i-perspektivy/?sphrase_id=98909660
13. Чернявская К.Ю. Цифровая дипломатия – инструмент внешней политики Российской Федерации // Русская политология. 2021. № 2 (19) С. 116-120.
14. Чжао Дань. Китайский студент в российском ВУЗе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений // Гуманитарий юга России. №9 (45). С. 162-17.