Крицкий Н.А. Роль Великой Китайской стены в формировании имиджа Китая

Препринт

Kritsky N.A. The Role of the Great Wall of China in Shaping the Image of China

Сведения об авторе. Крицкий Никита Андреевич, студент направления «Международные отношения» Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета

Аннотация. В статье проанализировано развитие и изменение имиджевой функции Великой Китайской стены на протяжении её истории. Анализ в статье затрагивает период от начала её возведения в древности до наших дней. Также были рассмотрены процессы выстраивания имиджа Великой Китайской стены в современности, как одного из главных объектов международного туризма в Азиатском регионе. В свою очередь, для наглядности исследования также были проведены аналогии с другими историческими памятниками Китая в современности и историческими памятниками, выполнявшими схожую историческую функцию, которые сегодня также являются центрами туристического интереса. Как результат, в итоге проведено сравнение данных исторических памятников и на его основе были сделаны определенные выводы о современной имиджевой функции Великой Китайской стены как одного из главных символов Китайской Народной Республики и китайской культуры в целом.
Ключевые слова: Великая Китайская стена, Китай, имидж, исторические памятники Китая, культура Китая, международный туризм, мягкая сила, объект культурного наследия, привлекательность, туризм.

Abstract. The theme of the article is dedicated to the analysis of the development and process of changement of the image function of the Great Wall of China throughout its history. The analysis in the article touches on the period from the beginning of its construction in antiquity to the present day. The processes of building of the image of the Great Wall of China in modern times as one of the main objects of international tourism in the Asian region were also considered. In turn, for the sake of clarity of the study, analogies were also made with other historical monuments of China in modern time and historical monuments that performed a similar historical function, which today are also being centers of tourist interest and attraction. As a result, a comparison of these historical monuments was carried out and, on its basis, certain results were put forward evaluating the modern image function of the Great Wall of China as one of the main symbols of the People’s Republic of China and Chinese culture as well.
Keywords: Great Wall of China, China, image, historical monuments of China, Chinese culture, international tourism, soft power, cultural heritage site, attractiveness, tourism.

Роль Великой Китайской стены в формировании имиджа Китая

Каждое государство заботится о своем имидже и «работает» на его формирование. Во многих странах существует множество уникальных культурно-исторических памятников, которые фактически являются «лицом» региона или же области, в которой они расположены. Также данные объекты являются не только символом, но и одним из главных мест интереса туристов. Понять причины популярности данных мест легко, подобные сооружения являются уникальными, они отражают культуру народа, построившего памятное сооружение, по сути, подобные строения являются олицетворением культуры определенного народа в разные эпохи.
При проведении исследования использовались труды А.Ю. Панасюка, С.А. Нефедова, Е.Н. Грицак, а также ряда зарубежных исследователей: У Сяолинь, Дж. Ловелл, Р. Груссе и др. Труды отечественных и зарубежных исследователей, использованные в данном исследовании, можно разделить на две группы. Говоря о первой из них, важно отметить работу А.Ю. Панасюка [1], так как данное исследование позволяет нам уточнить содержание ключевого понятия «имидж», которое используется в рамках данного исследования. Во второй группе работ рассматривается история Великой Китайской стены, что позволяет нам делать выводы об изменении её функций и о её влиянии на имидж Китая на протяжении истории. Важны работы У Сяолиня [3], Грицака Е.Н. [6], Ловелл Дж. [7].
Целью данного исследования является получение ответа на вопрос о том, как эволюционировала имиджевая функция Великой Китайской стены на протяжении её истории, а также в современности, и о том, какую роль играет стена в формировании имиджа Китайской Народной Республики сегодня.
Новизна работы состоит в анализе изменений, происходивших в имиджевой функции Великой Китайской стены на протяжении ее истории.
А.Ю. Панасюк считает, что имидж – это «рациональный или эмоционально окрашенный образ объекта, возникающий в психике определенной или неопределенной группы людей на основе целенаправленно сформированных характеристик объекта, либо через восприятие уже оцененного кем-то образа» [1, с. 10]. Мы будем опираться на данное определение.
Говоря об истории Китая, нужно отметить, что некоторые части стены начали строиться уже в конце III в. до н.э., и процесс продолжался с перерывами вплоть до конца правления династии Цин в Китае, а именно до 1644 года. Это сооружение дало китайцам возможность на длительный период защищать границу своего государства от врагов. Стена была не только преградой на пути кочевников, но и символом силы и единства Древнего и Средневекового Китая, который должен был производить определенное впечатление на врагов.
Важно отметить, что сама по себе стена достаточно символична. Сегодня китайское слово, обозначавшее этот проект, в китайском обществе приобрело значение «непреодолимый барьер; несгибаемое, могучее препятствие» [2, с. 151]. Также в Китае очень популярно название «Стена длиной 10000 ли» [3, с. 202]. Сама стена олицетворяет многочисленность населения и способность Китая мобилизоваться для преодоления угрозы. Так, по некоторым подсчётам, в процессе строительства стены во время правления династии Цинь, а именно в период с 221 по 206 годы до н.э. принимало участие около 2 миллионов человек, что говорит о том, что огромная часть населения Китая приложила усилия для возведения данного объекта [4]. В целом сам факт построения стены работал на имидж страны, так как способность осуществить подобный проект уже была неким предупреждением другим народам.
Также подобные сооружения, воздвигаемые во времена главенства политического режима, определяемого как «восточная деспотия», отражали определенный политический фактор. Строители насильно привлекались со всей страны, среди них устанавливалась жёсткая дисциплина, рабочие гибли прямо во время возведения стены. Сегодня сложно привести точные данные, однако приблизительные подсчёты дают цифру от 400 тысяч до 1 миллиона погибших. Существует миф, что тела умерших строителей замуровывали прямо в стене. Однако этот миф не нашёл подтверждения, так как костей в стене не находили. Даже существует косвенное опровержение этого мифа, так как считается, что историк династии Хань – Сыма Цянь, живший в период со 135 по 86 годы до н.э., обрушивался с критикой на императора, так как был обвинен императором вместе с двумя другими военачальниками из-за поражения в походе против Хунну в 99 году до н.э. Возможно, из-за этого он распространял устрашающие слухи о сооружении. Интересен сам факт того, что историк пытался задеть императора тем, что критиковал сооружение. Это прямо говорит о том, что подобные сооружения имели довольно амбициозный характер, и в определенной степени создавались для того, чтобы император мог показать свою властность в государстве.
Однако, говоря о стратегической функции, можно сказать, что стена всё же не была непреодолимой преградой. Так, например, войска Чингисхана в 1213 году смогли преодолеть стену и дошли вплоть до Великой Китайской равнины, где нанесли сокрушительные поражения у городов Сюаньхуа, Хуалай и крепости Губейцзю [5]. Однако, части стены, возведенные при династии Мин в XIV веке, имели более продуманную и укрепленную конструкцию. Важным является то, что династия Мин, в отличие от монгольской династии Юань, правившей до неё, была представлена исконными обитателями китайских земель [6, с. 112]. Говоря об укреплении стены, можно сказать, что это не привело к ослаблению набегов монголов, но помогло при отражении набегов маньчжуров в XVII веке. Так, маньчжуры смогли преодолеть стену только примерно через 40 лет, в 1644 году [7, с. 413].
На других континентах о стене узнали намного позднее после начала строительства стены. Первым открывшим её путешественником был португалец Бенту де Гойс, который в 1605 году открыл стену для европейцев. Её масштабы вызывали восхищение, в связи с чем в обществе появлялись различные мифы. Так, английский антиквар Уильям Стьюкли в 1754 году восхищался размерами стены и предполагал, что из-за её размеров её видно даже с Луны [8, с. 142]. Такие же предположения выдвигал английский журналист и политик Генри Норман уже в 1895 году в своих записках [9, с. 215]. Однако, это предположение так и осталось мифом, причём достаточно популярным и в наше время. Стену невозможно увидеть невооруженным глазом даже с низкой орбиты Земли, о чём говорят снимки, сделанные из космоса.
Данные факты сами по себе указывают на то, что столь масштабный памятник архитектуры вызывал восхищение в сознании европейцев. Мысль о том, что данное сооружение столь велико, что его можно наблюдать из космоса, в действительности отражает степень «культурного шока» для обычного европейца.
Сегодня стена не играет практически никакой стратегической роли, но является самым знаковым памятником китайской архитектуры в мире. Она позиционируется как одна из главных туристических достопримечательностей Китая. Таким образом, имиджевая функция стены эволюционирует.
В 1987 году стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Уже ближе к концу второй половины XX века стена начинает играть всё большую культурную роль и внутри Китая. Так, например, в 1994 году был открыт музей Великой Китайской стены, где демонстрируется история её возведения, история сражений, которые проходили вблизи стены, а также культурные и исторические ценности, найденные во время раскопок вокруг стены. Само правительство Китая разрабатывает маршруты культурного туризма вокруг Великой Китайской стены.
Сегодня на отреставрированную часть стены нанесена фраза Мао Цзэдуна: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене – ты ненастоящий китаец». Эта фраза, в свою очередь, отражает одно из современных значений стены, которое отражает стойкость и способность к созиданию народа Китая.
Если говорить о впечатлениях туристов в наше время, то можно сказать, что практически каждый отмечает своеобразное непередаваемое чувство сопричастности к истории Китая, многие отмечают красивые виды со стены и, в целом, впечатления от сооружения. Однако некоторые огорчаются её однообразностью, трудностью добраться до восстановленных элементов стены, и, в целом, считают, что стена – развлечение для туриста «на один раз».
Если посмотреть статистику посещений, то сразу напрашивается вывод о том, что стена становится всё менее популярным местом для туристов. Места, куда туристы не могут добраться, были частично отреставрированы более 200 лет назад, либо не подвергались реставрации никогда, и в целом отреставрировать всю стену технически невозможно.
Если проанализировать динамику популярности этого культурного памятника Китая, можно сказать, что стена является одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей страны, но значительно теряет свою популярность в наше время. Государственная телесеть Radio Beijing приводит цифру в 10 миллионов посетителей в 2018 году, что составляет примерно 27000 посетителей в день. Статистика подсчитывалась на самой популярной секции стены Бадалин, находящейся в 80 километрах севернее Пекина. С 2019 года на этой секции работает пропускная система, позволяющая принимать максимально 65000 посетителей в год [10]. До введения пропускной системы на всех секциях стены приводилась цифра в 25-42 миллионов посетителей в период с 2000 по 2011 гг., однако данные цифры являются результатом примерного подсчёта и не могут в полной степени отражать действительность.
Ещё в Китае существуют и другие, более популярные теперь места для туристов. Первым из них является «Запретный город». Газета ChinaDaily приводит цифру, говорящую, что в 2009 году «Запретный город» посетило около 7 миллионов человек, а уже в 2018 году цифра выросла до 17 миллионов, что равно примерно 47 тысячам посетителей в день [11], и он уже является самым популярным местом у туристов в мире, согласно статистике 2020 года [12]. Сравнивая со статистикой за 2020 год по Великой Китайской стене, вместе с учетом ограничений, мы можем увидеть, как популярность стены падает, так как в обычные дни стену посещало около 30 процентов от максимума, равного 65 тысяч человек в день, что равно около 19,5 тысяч посетителей, а в празднование Золотой Недели около 70 процентов от максимума, установленного властями, что равно 45,5 тысяч посетителей [13]. Мы можем заметить, что в наше время стену посещают значительно меньше туристов, чем другие популярные туристические места в Китае, даже во время празднований.
Делая выводы, мы можем сказать, что на протяжении существования человечества возводилось большое количество стен. Некоторые из них имели достаточно схожие функции с Великой Китайской стеной. Например, Вал Адриана, оборонительное сооружение, длиной 117 километров, построенное римлянами на Британских островах в период со 122 по 128 годы для предотвращения набегов с севера. В итоге, вал не смог выполнить свою изначальную функцию, и был не раз преодолён, несмотря на попытки его укрепления. Таким образом, оборонительная функция вала была утрачена, и его функция также эволюционировала. Сегодня это одно из мест культурного наследия Великобритании.
Так случилось и с Великой Китайской стеной. Ранее грандиозное сооружение, имевшее не только стратегическую роль, но и политическую, показывавшее могущество китайских императоров и пугавшее кочевников своей масштабностью, говорившее о готовности китайцев объединиться для отражения угрозы, сегодня стало одним из мест развлечения для туристов, причём утрачивающим свою популярность.
Как итог, важно отметить, что само правительство Китая понимает, насколько велика значимость и символичность Великой Китайской стены, несмотря на снижение её популярности среди туристов. Правительство всё равно активно использует стену как туристический объект и различными способами пытается «актуализировать» ее привлекательность для эффективного использования в своей политике, которая как раз тесным образом связана с «мягкой силой» и продвижением международной привлекательности Китая.

Библиографический список

1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2005.
2. 现代汉语词典 (Современный Китайский Словарь). Пекин, 2010.
3. У Сяолинь. Изображение Великой Китайской стены (Чанчэн), как новый жанр искусства современного Китая // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. №9. С. 200-215.
4. Нефедов С.А. О демографических циклах в истории Китая // Сергей Нефедов. Всемирная история. Институт истории и археологии УрО РАН. URL: http://book.uraic.ru/elib/authors/NEFEDOV/Science/China/China1.htm
5. Груссе Р. Чингисхан: Покоритель вселенной // ВикиЧтение. URL: https://biography.wikireading.ru/68397
6. Грицак Е.Н. Пекин и Великая Китайская стена. М., 2005.
7. Ловелл Дж. Великая китайская стена. М., 2008.
8. Stukeley W. The Family Memoirs of the Rev. William Stukeley M.D. 3. М., 2012.
9. Norman H. The Peoples and Politics of the Far East. М., 2011.
10. Officials Set Visitor Cap at China`s Busiest Great Wall Section // CNN Travel. URL: https://edition.cnn.com/travel/article/badaling-great-wall-quota/index.html
11. Beijing`s Forbidden City Ranks Most Visited Museum in the World // ChinaDaily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201812/18/WS5c18883da3107d4c3a00170b.html
12. The Most Visited Monuments in The World // Statista. URL: https://www.statista.com/chart/18816/most-visited-monuments-in-the-world/
13. Tourists Swarm Great Wall of China for Golden Week – and They Aren`t Social Distancing // 7news. URL: https://7news.com.au/lifestyle/health-wellbeing/tourists-swarm-great-wall-of-china-for-golden-week-and-they-arent-social-distancing-c-1376128