Дерендяева А.Д. От Колывано-Воскресенского округа до Алтайского края: эволюция имиджа территории (часть 1-я)

Препринт

Derendyaeva A.D. From the Kolyvano-Voskresensky District to the Altai Territory: the Evolution of the Image of the Territory (Part 1).

Сведения об авторе. Дерендяева Анна Дмитриевна, к.и.н., ассистент кафедры всеобщей истории и международных отношений ИИМО, Алтайский государственный университет.

Аннотация. В данной статье анализируется научная литература, посвященная имиджу Алтайского края. На основе данного обзора были выделены характерные представления, ассоциации, которые закреплялись за Алтаем в разные периоды времени. Так, образованный в 1747 г. Колывано-Воскресенский округ во многих работах был представлен через такие категории, как «добыча металлов», «кузница», «горная страна». Кроме того, территория ассоциировалась с такой «знаковой фигурой», как А.Н. Демидов. Вместе с тем, образ Алтайского горного округа (с 1834 г.) претерпел существенные изменения. Изначально территория была описана в трудах исследователей как «первая по выплавке серебра» и «самая крупная по добыче металлов». Но уже вскоре округ был представлен в образах негативной коннотации – «дурная бюрократия», «плохое горное ведомство», «кризисное положение». Затем территория рассматривалась во многих трудах достаточно противоречиво, чему способствовали происходившие исторические процессы – гражданская война, приход советской власти, коллективизация, индустриализация. В описаниях присутствовали и «уникальная природная зона», и «исторически не сложившееся место». Наконец, Алтайский край (образованный в 1937 г.) стал выступать в работах исследователей как «хлебная житница СССР», «источник продовольствия для войны» и даже как «аграрно-промышленный комплекс». В целом выделенные и проанализированные образы Алтая позволили проследить эволюцию имиджа территории, обозначить характерные особенности для каждого периода.
Ключевые слова: Колывано-Воскресенский округ, Алтайская губерния, Алтайский край, история Алтая, образ Алтая, имидж Алтайского края, имидж региона, «знаковые фигуры».

Abstract. This article analyzes the scientific literature on the image of such a region as the Altai Territory. On the basis of this review, characteristic representations and associations were identified that were assigned to Altai in different periods of time. Thus, the Kolyvano-Voskresensky district, formed in 1747, was presented in many works through such categories as «metal mining», «forge», «mountain country». In addition, the territory was associated with such an «iconic figure» as A.N. Demidov. At the same time, the image of the Altai mining district (formed since 1834) has undergone significant changes. Initially, the territory was described in the works of researchers as «the first in silver smelting» and «he largest in metal mining». But soon, the district was presented in images of negative connotations – «bad bureaucracy», «bad mining department», «crisis situation». Then the territory was considered in many works rather contradictory, which was facilitated by the ongoing historical processes — the civil war, the advent of Soviet power, collectivization, industrialization. The descriptions included both “a unique natural area” and “a historically undeveloped place”.Finally, the Altai Territory (formed in 1937) began to appear in the works of researchers as «the grain granary of the USSR», «a source of food for the war» and even as an «agricultural-industrial complex». In general, the selected and analyzed images of Altai made it possible to trace the evolution of the image of the territory, to identify the characteristic features for each period.
Key words: Kolyvano-Voskresensky district, Altai province, Altai Territory, history of Altai, image of Altai, image of Altai Territory, image of the region, «iconic figures».

От Колывано-Воскресенского округа до Алтайского края: эволюция имиджа территории (часть 1-я)

В условиях межрегиональной конкуренции особую роль играет позиционирование территорий. Так, от имиджа региона во многом зависят процессы, связанные с привлечением инвестиций, повышением информационного и туристического потоков и, как следствие, с увеличением экономического потенциала территории. Стоит отметить, что региональный имидж не всегда воспринимается «положительно» (positive image). Иногда он носит «слабый» (weak image), «противоречивый» (contradictory image) и даже «отрицательный» (negative image) характеры [1, p. 33].
На сегодняшний день существует достаточно много трудов, посвященных как теоретическому, так и практическому исследованию проблем, касающихся регионального имиджа (В. Кирдин, Ю.А. Дроздова, А.Е. Кирюнин, А.П. Панкрухин и др. [2-5]). Вместе с тем, далеко не все субъекты Российской Федерации хорошо изучены. Одним из таких регионов является Алтайский край, который находится в юго-восточной части Западной Сибири. В настоящее время данная территория представляет уникальную природную зону, богатую различными ресурсами. Кроме того, Алтайский край является рекреационным местом. При этом считается, что такие объективные факторы, как «нетронутая природа», «географическое положение», «трансграничность», «богатое историческое прошлое», «культурное наследие» должны были бы способствовать формированию исключительно положительного имиджа региона. Вместе с тем, для многих край остается «депрессивным», «отсталым», «слаборазвитым» субъектом страны. Непростая социально-экономическая ситуация, существующие проблемы в функционировании различных предприятий, в агропромышленном комплексе и иных отраслях – все это лишь приводит к постоянному оттоку довольно больших групп населения [6] и, как следствие, к формированию (пусть и «снизу») негативного, отрицательного имиджа региона. Именно поэтому изучение данной проблемы все больше и больше становится актуальной темой, причем в междисциплинарных исследованиях.
Стоит отметить, что существует достаточно много трудов, в которых изучалась данная территория. При этом многие работы были написаны как учёными и общественными деятелями (например, П.С. Паллас, И.П. Фальк, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др. [7-10]), так и литераторами (Г.Д. Гребенщиков, В.Я. Шишков и др. [11-12]) и даже путешественниками (Дж. Кокрен, Ч.Г. Котрел и др. [13]). В целом данные труды позволяют сформировать целостный образ Алтая, понять, как менялось восприятие края в разные периоды [14, 15].
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что научной литературы, посвященной имиджу Алтайского края, немного. К тому же существует проблемы, касающиеся категориальных аспектов данной темы. Так, авторы многих работ не разграничивают такие термины, как «имидж» и «образ» (даже в силу того, что такой науки, как «имиджелогия» долгое время не было), что делает исследование более затрудненным1. Кроме того, большинство трудов не носит системного характера, поскольку имидж Алтайского края изучается в разных измерениях – историческом, географическом, политическом, социально-экономическом, культурном и т.д. Все это ставит перед автором в качестве ключевой цели исследования выявление характерных особенностей эволюции имиджа Алтая в контексте обзора научной литературы, посвященной данной территории. При этом хронологические рамки работы охватывают период с 1747 по 2023 гг. Так, нижняя граница работы обусловлена моментом образования Колывано-Воскресенского округа – 1747 г. Верхняя граница связана с тем, что данная тема стала актуальной в последнее время, и исследование проблем, касающихся имиджа Алтайского края, становится не только теоретической, но и практической проблемой.

«Горный округ», «аграрный регион», «промышленный центр»: ключевые образы Алтая в разные периоды времени

«Грани земли Алтайской» достаточно часто подвергались административно-территориальным изменениям. В рамках различных реформ территория обозначалась как Колывано-Воскресенский округ (с 1747 г.), Алтайский горный округ (с 1834 г.), Алтайская губерния (с 1917 г.), территория бывшей Алтайской губернии в составе Сибирского края (с 1925 г.), затем Западно-Сибирского края (с 1930 г.), и наконец, в 1937 г. был образован Алтайский край [18, Таб. 1].

Поэтому образ Алтая складывался на протяжении долгих лет и порой существенно изменялся. Так, поэт и краевед М.И. Юдалевич отмечал, что данное место (задолго до образования каких-либо административно-территориальных единиц) «манило» к себе свободолюбивых, «плохо ладивших» с царским самодержавием людей. Причиной этому прежде всего была легенда о том, что именно на Алтае находится святая земля – Беловодье [19, с. 147-148]. При этом писатель Г.Д. Гребенщиков подчеркивал, что данное место считалось «потаенным», предназначенным для «религиозного благочестия». Таким образом, изначально территория была связана с образами «святого», «тайного» и, что важно, даже «свободолюбивого» места [11].

Колывано-Воскресенский округ: образ «горной страны» в трудах ученых и путешественников (1747-1834 гг.)

Образованный чуть позже Колывано-Воскресенский округ представлял собой обширный промышленный комплекс на территории Западной Сибири2. Одни из первых работ, посвященные описаниям данного места, принадлежали ученым и путешественникам – П.С. Палласу и И.П. Фальку. Несмотря на то, что труды исследователей напрямую не касались темы «имиджа территории», именно в этих работах были заложены первичные образы Алтая с научной точки зрения3. Так, П.С. Палласу удалось во время своей поездки ознакомиться с работой Барнаульского плавильного завода, дать точное описание всем рабочим процессам. В то же время, исследователь отмечал, что Барнаул – обладает «…приятнейшим воздухом… жарчайшим летом наслаждается…» [7, с. 394]. Кроме того, И.П. Фальк подчеркивал, что «…Алтай стал территорией, где столкнулись волны русской и джунгарской экспансии…». Несмотря на это, на данной территории появились Колыванские заводы, хотя не прошло и половины века с момента столкновений. Таким образом, образ Алтая трансформировался от «пустыни» к одному из «европейских центров производства серебра» [8, с. 83].
Другой исследователь, инженер и минералог И.М. Ренованц писал, что «…нигде не видал лучшего… как в стране при Колыванском озере… не можно найти прелестнейшей страны для взора в рассуждении природы, естественными приключениями переменной, как здесь…» [21, с. 401-504]. Таким образом, в работах исследователей была подчеркнута и природная составляющая, безусловно положительно влияющая на имидж территории.
В целом в трудах того времени преобладал образ горнозаводского Алтая как «…экономически изолированной территории… удивительным было и то, что царившие здесь порядки были беспрецедентными в российской истории…» [22, с. 43]. Позднее Ю. Юдин, рассматривая территорию сквозь призму сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», написал, что «…Страна искусных Мигунов — аллегория Колывано-Воскресенского горного округа…» (здесь можно увидеть и обращение к механику-самоучке И.И. Ползунову, который в этот период трудился над разработкой паровой машины) [23, с. 152-154].
Таким образом, в трудах исследователей (ученых, путешественников и т.д.) первоначальный образ Колывано-Воскресенского округа был описан положительно и ассоциировался в первую очередь с такими категориями как «горная страна», «кузница», «добыча металлов», «горно-металлургические заводы», а также с такой «знаковой фигурой», как А.Н. Демидов.

Алтайский горный округ: убытки и кризис территории

Вскоре данная территория превратилась во второй после Урала промышленный район на востоке страны и стала обозначаться как Алтайский горный округ (с 1834 г.). Образ округа продолжал закрепляться через такие концепты, как «самый крупный центр по добыче благородных металлов», «первый по выплавке серебра» и даже «горнозаводской остров в Сибири» [24, с. 153]. Кроме того, в трудах по-прежнему подчеркивалась и природная составляющая Алтая. Так, геолог Г.П. Гельмерсен писал, что «…Алтай славился бы своими красотами, и тысячи путешественников приезжали бы любоваться им так же, как Бернским Кантоном и долиною Шамуни…». Исследователь отмечал, что те, «…кто видел Алтай, у того неизгладимо напечатлеется этот прекрасный горный мир и во всю жизнь доставит самое приятное воспоминание…» [25, с. 24].
Уже тогда зоологи Ф. Отто и Б.А. Эдмунд отмечали, что «…Алтай – это место лечения первого разряда…» [26, с. 136]. В частности, Н.М. Ядринцев сравнивал Алтайский горный округ с «Сибирской Швейцарией», описывая данное пространство как «…привольную местность с прекрасным климатом…» [27, с. 47]. Кроме того, Г.Н. Потанин подчеркивал, что территория Алтая «…богата романтическими картинами…» [28].
Вместе с тем, кроме концептов «горного промысла» и «уникальной природы» в трудах исследователей встречаются многочисленные описания людей, которые работали на заводах и также отражали образ округа. Так, в 1836 г. вышла статья горного специалиста А.И. Кулибина, в которой он обратил внимание на рабочих, назвав их «искусными» [29, с. 167]. Другой исследователь, минералог и профессор Московского университета – Г.Е. Щуровский отмечал, что «…здешние люди гостеприимны, готовы делиться сведениями…» [30, с. 212]. Таким образом, имидж Алтайского горного округа был представлен положительно, что было закреплено и через характеристику местного населения.
Однако с 60-70-х годов XIX в. горная промышленность, которая, по сути, была главной отраслью в экономике данной административно-территориальной структуры, пострадала от различных, в том числе социально-экономических проблем [31, с. 462-465]. Истощение лесов возле заводов (а для плавки руд нужен был древесный уголь), издержки по перевозке руд, большой расход топлива, и, как следствие, безубыточная работа стала невозможной [32, с. 93]. При этом, в 1882 г. в Лейпциге была выпущена книга про Алтай, в которой было отмечено, что доход от горных заводов существенно упал (почти в 7 раз) [33]. И даже очередная реформа, направленная на то, чтобы вывести горно-металлургическую промышленность из кризиса, не помогла. Поэтому уже к концу XIX в. почти все заводы стали убыточными и как следствие были закрыты.
Так, многие исследователи (А. Брем [34, с. 100-125], Б. Котта [35, S. 182-183.], О. Финш [36, с. 277] и др.) отмечали, что теперь округ представлял «…плачевное состояние горнозаводской промышленности…», что здесь существует «рабство мастеровых» и т.д. Во многих работах начал доминировать образ территории, как места с «затухавшим производством» [15, с. 98-99].
Кроме того, основная роль в формировании образов Алтая перешла к прессе (например, «Сибирский вестник», «Сибирские огни» и т.д.), в которой также присутствовал образ «кризисного состояния округа», а к нему присоединялся образ и «деструктивной бюрократии» , и «дурного горного ведомства» [15, с. 99].
Вместе с тем, уже тогда многие предприниматели Алтая начали специализироваться и в хлебной торговле [37, с. 37-39]. Кроме того, Столыпинская земельная реформа и последующее затем переселенческое движение в целом способствовали развитию новых отраслей (масло, сода и т.д.). Да и процессы строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916 гг.), а затем и Алтайской железной дороги (1913-1915 гг.) также содействовали развитию сельского хозяйства на Алтае. Однако образ Алтая в данный период уже не носил столь положительных характеристик, как образ Колывано-Воскресенского округа. И если изначально территория во многих работах выступала как «горнозаводская страна», «прекрасный горный мир» и даже «Сибирская Швейцария», то к концу XIX в. Алтай стал часто ассоциироваться с негативными категориями.

Алтайская губерния, Сибирский край и Западно-Сибирский край: от беспорядков и «разгула демократии» до уникальной природной зоны и аграрной территории (1917-1937 гг.)

В XX в. образ Алтая существенно трансформировался. Так, с 1917 г. территория была переименована в Алтайскую губернию, а уже в 1925 г. вошла в состав Сибирского, а затем (с 1930 г.) Западно-Сибирского края. Стоит отметить, что процесс образования данной территории был затянут, поскольку не были оформлены официальные документы, касающиеся разграничения территорий. Некоторыми исследователями (в частности, П.А. Афанасьевым [38, с. 44-45], Д.К. Шелестовым [39] и др.) подчеркивалось, что Алтай стал местом «…анархизма, …жестоких самосудов…». Также в трудах историков В.А. Скубневского, А.А. Храмкова было отмечено, что регион «…оказался одним из основных в Сибири районов крестьянского движения…» [40, с. 308]. Поэтому изучаемая территория в некоторых работах (например, у В.Л. Моисеева, Н.И. Разгон) была представлена как «нестабильная», «исторически не сложившаяся» [41, с. 17]. В целом за регионом того времени закрепились образы, связанные «…с самыми крупными волнениями…» и «…социальными противоречиями…» в обществе [40, с. 308-310].
Кроме того, негативный образ Алтая того времени закреплялся и из-за последующих процессов проводимой коллективизации. Об этом, в частности, писали Т.К. Щеглова, И.П. Эдоков и др. [42, 43]. «Раскулачивание», «репрессии», «страшный голод», «различные преступления» — все это, характеризовало Алтай того времени [42, с. 187-188].
Вместе с тем, в художественной литературе образ территории раскрывался не только через негативные категории, но и через различные описания удивительных алтайских гор, лесов, озёр и других природных богатств (например, работы В.В. Бианки, Г.Д. Гребенщикова, П.Г. Низового, В.Я. Шишкова и т.д. [44, 45]). Литераторы как будто нарочно «уходили» от социально-экономических потрясений и пытались описывать Алтай лишь как «уникальную природную зону». Стоит отметить, что во многих художественных произведениях образ территории даже становился мифологическим, поскольку наделялся такими элементами, как: «Беловодье», «сибирские мудрецы» и др. [46, с. 170-172].
Вместе с тем, регион также был связан с сельским хозяйством, которое стало ведущей отраслью территории [47, с. 389]. Как отмечал М.И. Юдалевич, в 1920-е гг. Алтай стал ассоциироваться с такими концептами, как «один из крупных зерновых районов страны», «аграрный регион Сибири» и даже «гордость Сибири» и т.д. [48].
В целом, в 1920-1930-е гг. образ Алтая (с 1937 года – Алтайского края) был достаточно противоречивым. Впрочем, как и различные события, которые происходили на тот период времени. С одной стороны, территория представляла собой «анархическое», «исторически неопределенное место». Данный образ подкреплялся другими негативными концептами: «страшный голод», «массовые репрессии» и т.д. С другой стороны, регион продолжал ассоциироваться с «уникальной природной зоной», а также с «аграрной», «сельско-хозяйственной» территорией.

Алтайский край (1937 – 1990-е гг.): «источник продовольствия для войны и тыла», «хлебная житница Сибири» и «аграрно-промышленная территория»

В результате Постановления ЦИК СССР от 28 сентября 1937 г. Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в Барнауле [49]. Уже к тому времени была построена Туркестано-Сибирская железная дорога и этот процесс способствовал появлению первого текстильного предприятия – Барнаульского меланжевого комбината (нужна была переработка среднеазиатского хлопка). Вместе с тем, процессы, связанные с Великой Отечественной войной, окончательно изменили хозяйственный образ Алтайского края. Настоящий промышленный подъем территории был сопряжён с эвакуацией в 1941-1942 гг. свыше 100 предприятий из оккупированных территорий европейской части СССР. Особенно важным стало то, как писали историки В.Н. Ильин [50], К.М. Щеголев [51, с. 22], что регион стал «источником продовольствия для фронта и тыла».
Кроме того, край продолжал ассоциироваться с «аграрной территорией» и к этому образу также добавились и другие концепты, связанные с территорией. Так историк Н.С. Гаврилов отмечал, что появилось представление об Алтае, как о «хлебной житнице Сибири» [52]. Филолог Т.А. Богумил подчеркивала, что Алтай «…стал манифестировать себя как регион с сельскохозяйственной спецификой, точнее, — край хлеборобов…» [53, с. 27]. Кроме того, данные ассоциации были закреплены и в художественной литературе. Так, исследователь О.А. Скубач отмечала, что «…целинная тема задала особую поэтику произведениям…» [54, с. 7]. В целом, восприятие Алтайского края как «житницы» надолго предопределило и закрепило образ территории.
Кроме того, во многих научных работах (например, М.Э. Аджиев, Л.В. Леонтьева [55], С.П. Байкалов [56], Е.Н. Курсакова [57] и др.) территория продолжала рассматриваться как «аграрно-промышленный» и даже как «научно-производственный» комплексы. В частности, Н.И. Дятчин подчеркивал, что «Алтайский край стал крупнейшим индустриально-аграрным районом страны», выступал как один из основных поставщиков продовольствия… Алтай стал монополистом» [58, с. 27-28].
Кроме того, в художественной литературе (например, в работах В.М. Башунова, С.П. Залыгина, В.С. Золотухина, Р.И. Рождественского, Н.М. Рубцова, В.М. Шукшина и др.) Алтай продолжал сохранять природные образы, наполненные концептами «необыкновенных гор», «удивительных лесов», «живописных мест» и т.д. Порой в текстах литераторов край становился «избранным» и даже оказывался «сказочной страной». Но самое главное, что Алтайский край предстал для многих авторов в качестве Родины [54, 59].
Вместе с тем, распад Советского Союза в конце XX в. привел к достаточно тяжёлому экономическому кризису, закрытию большинства предприятий в регионе. Кроме того, последующие территориальные изменения в 1991 г., а именно отделение Республики Алтай в самостоятельный субъект также отразилось на состоянии края. В условиях новой социально-экономической и политической реальностей новое руководство края было вынуждено разрабатывать иные стратегии и практики, которые бы способствовали формированию устойчивого положительного имиджа Алтайского края.

Выводы

Обзор научной литературы показал, что в разные годы Алтай ассоциировался с различными образами. Так, образованный в 1747 г. Колывано-Воскресенский округ был представлен в таких категориях, как «горная страна», «кузница», «добыча металлов», «горно-металлургические заводы» и т.д. Позднее Алтайский горный округ (с 1834 г.) стал ассоциироваться с «самым крупным центром по добыче благородных металлов», «первым округом по выплавке серебра», «горнозаводской территорией» и даже «горнозаводским островом в Сибири». Однако уже с конца XIX — начала XX вв. территория претерпела существенные изменения, и Алтай стал вызывать ассоциации с негативными концептами: с «кризисом», «бюрократией», «дурным горным ведомством» и т.д. Вместе с тем, в начале XX в. регион продолжал оставаться территорией с «уникальной природной зоной», «удивительными горами и лесами».
Образованная в 1917 году Алтайская губерния стала ассоциироваться с местом, где происходили «крупные волнения», были «социальные противоречия» и т.д. Кроме того, во многих работах Алтай был описан сквозь призму процессов «коллективизации», «голода», «раскулачивания». Чуть позже, появились и положительные образы изучаемой территории: «аграрный регион», «гордость Сибири», «первый зерновой район» и т.д.
Образованный в 1937 г. Алтайский край претерпел существенные изменения, в том числе касающиеся своего имиджа (образа). Так, в научной литературе регион был представлен как «важный источник продовольствия для фронта и тыла» и как «крупный аграрно-промышленный центр», а также «хлебная житница СССР». Последние образы закрепились за территорией на долгое время.
Последующий распад СССР еще более трансформировал имидж Алтайского края. Вместе с тем, в имиджевой политике региона сохраняются «слабые стороны», касающиеся его позиционирования.

Библиографический список

1. Kotler Ph. Marketing Places. Attracting Invesments, Industry and Tourism to Cities, States and Nations. The Free Press. 2001. № 4.
2. Кирдин В. Имидж регионов: базовые определения // Publicity. 2006. № 1. С. 12-15.
3. Дроздова Ю.А. Имидж региона в стратегии развития территории. Волгоград, 2021.
4. Кирюнин А.Е. Имидж региона интериоризация культуры. М., 2000.
5. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6.
6. Миграционные процессы в Алтайском крае. Январь-декабрь 2022 года // Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай URL: https://22.rosstat.gov.ru/news/document/199826?print=1 (дата обращения: 03.06.2023).
7. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Императорской Академии наук. СПб, 1786.
8. Фальк И.П. Записки путешествия. СПб, 1824. Т.6.
9. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь ея современное состояние, и ея нужды. СПб, 1908.
10. Ядринцев Н.М. Сибирская Швейцария (Из путевых заметок об Алтае) // Русское богатство. 1880. № 8. C. 47-66.
11. Гребенщиков Г.Д. Сибирские повести и рассказы (1911-1919). Бийск, 2007.
12. Шишков В.Я. Чуйские были. Барнаул, 1986.
13. Ведерников В.В. О барнаульских впечатлениях английских путешественников Джона Кокрена и Чарльза Котрэла // Краеведческие записки. Вып. 9. Барнаул, 2011.
14. Алтай в трудах ученых и путешественников ХVIII – начала ХХ вв. Т. 1-3. Барнаул, 2005-2009.
15. Историко-географические образы Алтая в трудах ученых, путешественников и чиновников XVIII-начала XX в. Барнаул, 2016.
16. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007.
17. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М., 2006.
18. Виртуальная выставка «Грани земли Алтайской» // КГКУ Государственный архив Алтайского края. URL: http://www.archiv.ab.ru/prosvet/virt_expos/gza_main.html (дата обращения: 03.06.2023).
19. Юдалевич М.И. Город завидной судьбы. Барнаулу — 250 лет // Сибирские огни. 1980. № 8. С. 145-162.
20. Бобров Д.С. Формирование российской границы в Верхнем Обь-Иртышье в оценках ученых и путешественников XVIII в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 12-18.
21. Ренованц И.М. Минералогические, географические и другие смешанные известия о Алтайских горах, принадлежащих к Российскому владению. СПб., 1792.
22. Ведерников В.В. Особенности формирования образа горнозаводского Алтая в сочинениях современников (вторая половина XVIII — первая треть XIX в.) // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3-2 (87). С. 42-49.
23. Юдин Ю. Каменный цветок // Сибирские огни. 2006. № 6. С. 142-154.
24. Колобков М. Михайло Волков – первооткрыватель Кузбасса // Сибирские огни. 1952. № 4. С. 151-155.
25. Гельмерсен Г.П. Об Урале и Алтае // Горный журнал. 1836. Кн. 4, разд. I. С. 1-24.
26. Путешествие в Западную Сибирь доктора О. Финша и А. Брэма. М., 1882.
27. Ядринцев Н.М. Сибирская Швейцария (Из путевых заметок об Алтае). Русское богатство. 1880. № 8. С. 47-66.
28. Потанин Г.Н. Алтай // Живописная Россия. СПб, 1884. С. 193-224.
29. Кулибин А.И. Описание Колывано-Воскресенских заводов по 1833 год // Горный журнал. 1836. Часть I, кн. I. С. 158-180.
30. Щуровский Г.Е. Геологическое путешествие по Алтаю, с историческими и статистическими сведениями о Колывано-Воскресенских заводах. М., 1846.
31. Йосса Н.А. Причины упадка горнозаводского производства Алтая // Горный журнал. 1885. № 9. С. 450-482.
32. Целищева М.А. Здания толчеи на Колывано-Воскресенских заводах // Баландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина. Новосибирск, 2014. С. 86-94.
33. Алтай, будущая Калифорния России и царствовавшие на Алтае порядки. Лейпциг, 1882.
34. Брем А. Путешествие по Алтаю (Отрывки из дневника). Вып. XV. Барнаул, 1992.
35. Cotta B. von Der Altai: Sein geologischer Bau und seine Erzlagerstätten. Leipzig, 1871.
36. Фишн О., Брем А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882.
37. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX-начала XX в. Барнаул, 2001.
38. Афанасьев П.А. Революционные события на Алтае: общественные настроения и гражданское противостояние // Актуальные вопросы истории Алтая: сборник научных статей. Барнаул, 2017. С. 40-48.
39. Шелестов Д.К. Борьба за власть Советов на Алтае. М., 1959.
40. История Алтая. Часть I. Барнаул, 1995.
41. Разгон Н.И., Моисеев В.Л. Алтайская губерния — Казахстан. 1917-1925. История административно-территориального разграничения: сборник документов и материалов. Барнаул, 2001.
42. Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Барнаул, 2008.
43. Эдоков И.П. Коллективизация в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1987.
44. Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. Т.2: 1900 – 1917 гг. Барнаул, 2012.
45. Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология. В 5 т. Т.3: 1917 – 1950 гг. Барнаул, 2012.
46. Куляпин А.И. Образ Алтая в литературе 1920-1940-х годов // Филология и человек. 2013. № 1. С. 168-178.
47. Воронин Д.В. Экономическая жизнь Алтайской губернии в 1920-е гг. (по материалам губернского экономического совещания) // Экономическая история Сибири XX – начала XXI века: сборник статей. Барнаул, 2018. С. 384-391.
48. Юдалевич М.И. Алтай в художественной литературе. Лекция // Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. URL: http://elib.altlib.ru/files_elib/axl004.pdf (дата обращения: 02.06.2023).
49. О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край: Постановление ЦИК СССР от 28 сентября 1937 г. // Собрание законов СССР. 1937. № 66. Ст. 302.
50. Ильин В.Н. Вклад Алтайского края в Победу в Великой Отечественной Войне // Алтайский филиал РАНХиГС. URL: https://alt.ranepa.ru/pressroom/news/vklad_altayskogo_kraya_pobedu_velikoy_otechestvenno_5762.html (дата обращения: 12.06.2023).
51. Щеголев К.М. Колхозное крестьянство Западной Сибири и его роль в обеспечении фронта и тыла продовольствием в период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.): автореф. дис. … к.и.н. М., 1959.
52. Гаврилов Н.С. Хронология истории Алтая // Evdokimov.RU. URL: http://evdokimov.ru/22/history.html (дата обращения: 12.06.2023).
53. Богумил Т.А. Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул. Барнаул, 2017.
54. Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. Т.4: 1950 – 1960 гг. Барнаул, 2012.
55. Аджиев М.Э., Леонтьева Л.В. Промышленные комплексы Сибири. М., 1975.
56. Байкалов С.П. Некоторые аспекты разработки промышленной политики региона // Региональные проблемы эволюции экономики и общества. Барнаул, 2006.
57. Курсакова Е.Н. Становление и развитие Алтайского края как аграрно-промышленного комплекса (1970-1985 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 111-118.
58. Дятчин Н.И. Промышленное развитие региона Алтая в эпоху научно-технических революций (1930–2000-е гг.) // Актуальные проблемы региональных исследований. Барнаул, 2007. Вып. 7. C. 18–28.
59. Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. Т.5: 1970 – 1980 гг. Барнаул, 2012.

*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00822.

1. Некоторые авторы отмечают, что под термином «имидж» понимается «…целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие на кого-либо…» [16, с. 274]. При этом подчеркивается, что «имидж» носит конструируемый, порой субъективный характер. Тогда как термин «образ» носит объективный характер, т.е. уже сформирован и фактически не может быть подкорректирован какими-либо акторами [17, с. 99-101].
2. Стоит отметить, что данная территория, входила в район междуречья двух крупных сибирских рек Оби и Иртыша, который обозначают как Верхнее Обь Иртышье (В частности, об этом писал исследователь Д.С. Бобров [20, с. 12]).
3. Стоит обратить внимание, что территория Ойратской автономной области (прим., с 1932 г. – Ойротская, ныне Республика Алтай) в тот период времени еще входила в состав Алтайской губернии, а затем в состав Алтайского края. Поэтому многие образы Алтая с точки зрения природного фактора (особенно в литературных произведениях) были обращены именно к данной области.