Решетникова Ю.В. Политические мифы в государственных СМИ Беларуси

Препринт

Reshetnikova Yu.V. Political Myths in the State Media of Belarus

Сведения об авторе. Решетникова Юлия Владимировна, студентка направлений «Медиажурналистика» (major) и «Политическая теория и мировая политика» (minor) Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва.

Аннотация. В статье проанализирована политическая мифология в государственных белорусских медиа. Исследование базируется на материалах авторских телевизионных рубрик «Политика без галстуков и купюр» и «Азарёнок. Тайные пружины политики», транслируемых на государственном телеканале Столичное телевидение (СТВ) и выпущенных в апреле 2023 года. Рассмотрены уникальные политические мифы по классификации Р. Жирарде (миф о герое-спасителе, миф о заговоре (враге), миф о золотом веке, миф о единстве), выявлена специфика их реализации в телевизионных программах Беларуси, приведены цитаты и комментарии из конкретных фрагментов обзоров белорусских журналистов, иллюстрирующие политические мифологические сюжеты. Автор использует метод подсчета, чтобы выявить частоту повторений универсальных политических мифов в материалах СМИ. В ходе работы сформулированы, описаны и проанализированы четыре уникальных политических мифа, существующих и распространяющихся в медиапространстве Республики Беларусь. Определены особенные черты белорусской мифологии и показано, как мифы соотносятся с реальным имиджем страны за рубежом.
Ключевые слова: политический миф, политическая мифология, мифологизация сознания, СМИ, медиа, Беларусь.

Abstract. The article analyzes the political mythology in the Belarusian state media. The research is based on the materials of the author’s television headings «Politics without ties and bills» and «Azarenok. The Secret Springs of Politics», broadcast on the state TV channel Capital Television (CTV) and released in the period from the first to the thirtieth of April two thousand twenty-three years. The unique political myths according to the classification of R. Girardet (the myth of the hero, the myth of the enemy, the myth of the social ideal, the myth of identity), revealed the specifics of their implementation in the television programs of Belarus, quotes and comments from specific fragments of reviews of Belarusian journalists illustrating political mythological plots. The author uses the counting method to identify the frequency of repetition of universal political myths in media materials. In the course of the work, four unique political myths existing and spreading in the media space of the Republic of Belarus are formulated, described and analyzed. The special features of Belarusian mythology are determined and it shows how myths relate to the real brand of the country abroad.
Keywords: political myth, political mythology, mythologization of consciousness, mass media, media, Belarus.

Политические мифы в государственных СМИ Беларуси

Актуальность исследования обусловлена проблемой ограничения свободы средств массовой информации в Беларуси. Согласно индексу свободы прессы за 2023 год1, среди 180 государств Беларусь находится на 157 позиции, ситуация в стране характеризуется как «очень сложная» [1]. Подавляющее большинство белорусских независимых СМИ в настоящее время либо работают за пределами страны, либо прекратили вещание. В подобных условиях возрастает риск того, что средства массовой информации будут выполнять не столько информационную функцию, сколько функцию воздействия, когда все новостные сообщения начинают подчиняться политическим целям [2, c. 238], для достижения которых, в свою очередь, используют политическую мифологию [3, c.141]. В этом контексте важно уметь распознавать мифы, чтобы оставаться критичным к информации.
Объектом исследования выступили средства массовой информации Беларуси, а предметом – политические мифы. Соответственно, ключевой целью исследования является анализ политических мифов в СМИ Беларуси. К задачам данной работы можно отнести: 1) дать определение «политическому мифу»; 2) изучить классификации политических мифов; 3) проанализировать универсальные политические мифы и выявить частоту повторений; 4) найти уникальные политические мифы; 5) сделать выводы. При решении данных задач использованы следующие методы: подсчет, описание, анализ.
В качестве практических источников использованы материалы программ «Политика без галстуков и купюр» Евгения Пустового и «Азарёнок. Тайные пружины политики» Григория Азарёнка. Обе передачи транслируются на белорусском государственном телеканале CТВ (Столичное телевидение). Проанализированы эфиры, которые выходили в апреле.
Прежде чем рассматривать политические мифы, важно концептуализировать понятие: политический миф представляет собой идеологически маркированный нарратив, который стремится дать правдивый отчет о ряде прошлых, настоящих или прогнозируемых политических событий и который принимается социальной группой как действительный по своей сути [4, c. 44]. Мифы могут быть универсальными и национальными. Первые связаны с архетипами Юнга, за их понимание и интерпретацию отвечает коллективное бессознательное [5, c. 5]. Вторые же, уникальные, существуют в определенном контексте и обществе, их могут беспрепятственно считывать только носители конкретного культурного кода.
Философ Рауль Жирарде считает, что все политические мифы строятся вокруг четырех тем: о заговоре, золотом веке, герое-спасителе и единстве [6, с. 6]. Миф о заговоре (враге) объясняет политические явления наличием внешней угрозы, врага, который является препятствием для достижения цели. Миф о золотом веке связан с утопическим обществом, которое когда-то существовало или будет существовать. Миф о герое-спасителе базируется на отсылках к персонажу, который ассоциируется с важным историческим явлением. Миф о единстве основан на дихотомии «они» и «мы».
В этой части исследования представлен анализ мифов в программе «Азарёнок. Тайные пружины политики». В апреле 2023 вышло 12 выпусков программы [Таб. 1].

Таблица 1. Подсчет политических мифов в программе «Азарёнок. Тайные пружины политики»

Миф о заговоре (враге) Миф о золотом веке Миф о герое-спасителе Миф о единстве
22 11 19 36

Особенность реализации мифа о золотом веке в авторской программе Азарёнка в том, что идеал — не то, что было в прошлом или будет в будущем, он — сейчас. Белорусское общество глазами журналиста почти идеально, люди в нем счастливы, живут гораздо лучше, чем в других государствах. Это прослеживается в словах телеведущего: «Их оттуда, из-под этих обстрелов, из-под свиста «Градов» и «Ураганов», привозят сюда. На две недели. На две недели чуда. На две недели счастья. На две недели Беларуси». Также это есть в интервью Азарёнку белорусской расследовательницы Людмилы Гладкой, которая передает слова военных, с которыми встретилась на Донбассе: «для нас белорусы, ваша страна – образец для подражания».
За рубежом, особенно в англоязычных странах, Беларусь воспринимают как несвободное государство, в котором подавляются протесты, нарушаются права, а свобода СМИ ограничена. BBC, Медуза2, Washington Post и другие СМИ выпускали материалы об этом. В целом в миф о золотом веке не верят. Российские власти не критикуют Беларусь, однако тему несвободного белорусского общества поднимают белорусы, проживающие на территории России: например, комики Слава Комиссаренко и Иван Усович.
Главный герой-спаситель белорусской мифологии — Александр Лукашенко. В «Тайных пружинах политики» его обычно называют «Президентом» или «Батькой», что отсылает к юнгианскому архетипу отца. Отец — Бог, глава семейства и правитель, то есть символ власти. Иллюстрации к мифу: «И, как всегда, Президент – со своим народом»; «Батька ваш мужик, молодец», «Не на словах, а на деле. Уже много-много лет он (Лукашенко) держит над Беларусью огненное небо, он заслоняет нас от зла и горя». Так как «отец» имеет и религиозное воплощение — Бог Отец в Святой Троице, образ Лукашенко теократичен. В белорусских СМИ заметна имплицитная связь между Богом и Президентом: «Блаженны миротворцы, ибо сынами Божьими нарекутся. Наш Президент таков».
В большинстве иностранных государств Лукашенко считают «последним диктатором Европы» и «самым долгоправящим диктатором», такие формулировки фигурируют в Time, CNN, Bloomberg и других СМИ. При этом российские медиа не высказываются подобным образом о Беларуси, так как это государство является экономическим и политическим партнером.
Помимо Лукашенко, Азарёнок часто обращается к другим мифологическим персонажам. В анализируемых материалах встретились: Жуков, Берия, Сталин как «товарищи» и победители. Также Абакумов, Симонов, Тертель, Кубраков, Карпенков, Хренин и Лаппо как отважные бойцы Беларуси. Также Акип Апачев как народный музыкант и Владлен Татарский как убитый и замученный герой.
Чаще всего в качестве врага в рассматриваемых выпусках программы выступает «Запад», иногда — «украинские неонацисты» («Эти все неонацисты»). Встречаются формулировки: «вражеского берега», «вражеского стана», «враги народа» и «враги Беларуси», «террористы». При этом враг — слабый («сдыхающая Европка»), не следующий морали («В Канаде ввели штраф за критику ЛГБТ или препятствование распространению их пропаганды <…> Не хочешь, чтобы твоего сына учили в школе целоваться с мальчиками? Раскошелься»), жестокий.
В иностранных медиа имеет место обратная ситуация: враг — Беларусь, часто можно заметить подобные формулировки: «агрессия Лукашенко», «авторитарный режим», «цензура». Восприятие государства Беларусь и белорусской власти негативное, считается, что страна недостаточно развита и не разделяет демократические ценности.
Миф о единстве — наиболее популярный в сюжетах Азарёнка. Через антитезу ведущий говорит о двух мирах, всегда есть «мы» и «они», «черное» и «белое». Мифологический сюжет выражается в подобных комментариях: «Электорат – это вы, жалкие 3 % отщепенцев. А мы – народ»; «У них был шлюх. Чарнобыльскі шлюх. А в Беларуси его не было»; «По этой стороне ребята, которые защищают свой дом, и те россияне, которые приехали им помочь. А по ту сторону – НАТО, Штаты. Весь этот коллективный сброд».
Важное наблюдения о мнении Азарёнка по поводу сторонников «Запада»: они всегда неискренние в своих действиях: «прогибаются», «выслуживаются», «танцуют перед западными буржуйками». Также о западных странах сформировано мнение как о сообществе, лишенном нравственных ценностей. Григорий Азарёнок говорит или намекает об извращенности и нетрадиционности Запада, используя вышеупомянутый миф об идентичности: «Тополь — это мальчик. У нас все традиционно»; «Слышали? Мужчина не должен быть защитником. Он должен быть женоподобной клячей, трепетной, пуганой, ленивой, слабой змагарской человечкой, баристой, урбанистой, коучеркой, гендеркой, флаверкой, педерасткой, длинноволосой девочкой, татуированой, смузилакающей неженкой. Будьте такими. А наши мужики будут солдатами. Защитниками».
Речь Азарёнка изобилует тропами: метафорами, сравнениями, иронией, гиперболами, олицетворениями. Также часто встречаются синтаксические средства: риторические вопросы и восклицания, обращения; и приемы: антитеза, парцелляция и т.д. Кроме того, в каждом материале есть жаргонизмы и уничижительные высказывания: «наркотическая задница», «блоха», «мерзавцы», «кобылица», «гнида», лузеры», «ходячая «блевотина», «свиномразь конченая», «муравьишка». Также журналист искажает фамилии — например, называет Байдена «Бидоном», Борзунову Марию3 «Борзой».
Азарёнок строит некоторые суждения, опираясь на теорию о теневом правительстве. Он полагает, что многие решения принимает Запад, в то время как отдельные государства (например, Украина) зависимы от него и ограничены в своих действиях.
Обнаружен национальный миф: ядерное оружие в Беларуси — символ спокойствия. Согласно мифу, Беларуси угрожает опасность, поэтому размещение ядерного оружия обеспечит защиту государства. Азарёнок: «Ядерное оружие — это мир и наша сила. Народ за!». Миф базируется на другом, упомянутом ранее мифе о враге. Отмечу, что западное сообщество воспринимает возможность размещения ядерного оружия на территории Беларуси как угрозу безопасности и ядерной войны.
В этой части работы дан анализ программы «Политика без галстуков и купюр». В апреле было опубликовано 4 выпуска на телеканале CTV [Таб. 2].

Таблица 2. Подсчет политических мифов в программе «Политика без галстуков и купюр»

Миф о заговоре (враге) Миф о золотом веке Миф о герое-спасителе Миф о единстве
7 7 4

 

11

Миф о золотом веке здесь реализовывается так же, как у Азарёнка. Беларусь, по мнению Пустового, процветающее государство: «А теперь бросьте в меня камень, если найдете мира в Беларуси менее, чем где-то в землях ваших грез». Приведены цитаты Лукашенко: «Здесь комфортно жить представителям всех национальных диаспор»; «Мы <…> идем своей дорогой, вот этой дорогой, где пытаемся поддержать свой народ, своих людей».
Миф о герое-спасителе связан с образом Лукашенко: «Никто, еще раз, никто не пошел навстречу Югославии. Наш Президент полетел. Туда, под бомбежками ради поиска мира»; «Так слушают только мировых политиков. Так слушали Лукашенко»; «Знаете, откуда эта расслабленность? От благополучия и спокойствия. А благодаря кому это благополучие – Президенту и его команде». Снова можно заметить мифологическую и мистическую связь Бога и Президента: «Уже всем давно понятно и известно: Лукашенко – политический пророк. Скажет – так и произойдет».
Еще об одном герое говорит Президент в одном из выступлений. Он упоминает рядового Егорова, установившего над Рейхстагом знамя Победы. Отсылки к историческим личностям в мифологии необходимы, когда важно найти персонажей, которые боролись за идеалы, ставшие актуальными в настоящем.
Образ западного врага предстает также антирелигиозным, уничижающим и уничтожающим церковь. Пустовой говорит: «Тянут в новый пятый экономический уклад. И религию под это поменяют. Вернее, отменят. А знаете почему – потому что невозможно с ней договориться. Там законы морали…». Для Пустового упадок церкви ведет к нарушению нравственных законов: «постхристианство» связано с «постчеловечеством».
В речи Пустового упомянута теория о теневом правительстве: «сговор жрецов мирового золотого тельца»4. Кроме того, журналист берет интервью у польского публициста Томаша Грыгуча, который говорит, что «власти делают все, чтобы Вашингтон позволил им еще четыре года побыть у власти», что опять отсылает к теории. Также Пустовой вспоминает Хатынь5, Волынскую резню6, бандеровцев7 — в этом материале Украине создают образ страны-агрессора, и ее возглавляет Президент-националист. Грыгуч: «Зеленский свой визит в Польшу начал и закончил бандеровским приветствием: «Слава Украине! Героям слава!». Важно, что во время протестов на Майдане в 2013-2014 годах этот лозунг впервые за годы украинской независимости перестал быть атрибутом преимущественно националистических партий и стал одним из главных лозунгов всех протестующих. Эти слова символизируют борьбу и не являются идеологически окрашенными.
Миф о единстве выражен так же, как у Азарёнка, через дихотомию «они» и «мы»: «Подстава — это вы.
Здесь обнаружены национальные мифы, которые фигурируют в речи Президента:
1. Миф о Беларуси как преемнике исторического наследия древней Руси. Беларусь провозглашается самодостаточным наследником русской цивилизации, несмотря на долгое нахождение в составе Великого княжества Литовского, а затем — Речи Посполитой. За рубежом Беларусь так же ассоциируется скорее с Россией, чем с Польшей. Сейчас страны отдалились друг от друга из-за различий в политических взглядах: например, в конфликте, начавшемся в 2022 году, польские власти поддерживают Украину, в то время как белорусские лидеры помогают России.
2. Миф о Беларуси как надежном оплоте славянского мира. Беларусь выступает посредником в конфликтах. Повторяется мысль, что белорусы никогда ни на кого не нападали, только защищались. Историческая миссия Беларуси — объединять русскую нацию. Пустовой: «Символом мира может стать белорусское пространство». Сейчас Беларусь предпринимает определенные действия для того, чтобы сформировать такой имидж на международной арене: например, в июне 2023 года Лукашенко выступил медиатором между российскими властями в лице Владимира Путина и создателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, урегулировав конфликт между сторонами. Иностранные СМИ напечатали новость, упомянув о «посредничестве Лукашенко» и его «содействии примирению».
3. Миф о моральности религии. Считается, что религия — единственный источник морали и нравственности.
Так, в двенадцати материалах «Азарёнок. Тайные пружины политики» универсальные мифы упоминаются 88 раз, то есть на каждый выпуск приходится примерно 7 мифологических сюжетов. В четырех обзорах программы «Политика без галстуков и купюр» Евгения Пустового встретились 29 универсальных мифов, в среднем около 7 историй приходится на каждый видеоматериал.
Были проанализированы базовые мифы по Р. Жирарде:
1. Миф о герое-спасителе. Обычно героем выступает Президент Александр Лукашенко, также часто можно встретить отсылки к историческим и современным персонажам, среди них — Жуков, Берия, Сталин, Абакумов, Симонов, Тертель, Кубраков, Карпенков, Хренин, Лаппо, Апачев, Татарский, рядовой Егоров.
2. Миф о заговоре (враге). Врагом предстает либо западное сообщество, либо «украинские нацисты». Журналисты опираются на теорию о теневом правительстве.
3. Миф о золотом веке. Государство-пример — Беларусь, что подтверждается риторикой ведущих и политиков.
4. Миф о единстве. Реализуется через дитохомичные образы и антитезу: вы-мы, ваши-наши, они-мы.
Также описаны и сформулированы уникальные мифы страны.
1. Миф о Беларуси как преемнике исторического наследия древней Руси.
2. Миф о Беларуси как надежном оплоте славянского мира.
3. Миф о ядерном оружии в Беларуси как символе спокойствия.
4. Миф о моральности религии (православия).
В целом белорусская мифология носит религиозные черты: «Президент — батька, пророк и сын Божий. Враг — антихрист».

Библиографический список

1. Belarus // Reporters without Borders. URL: https://rsf.org/en/country/belarus (дата обращения: 09.05.2023).
2. Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю. К вопросу о манипулировании в современных СМИ // Вестник ВУиТ. 2018. № 2.
3. Хлебникова В.Б. Роль военно-политических мифов в развитии черногорской государственности в XIX — начале XX в. // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2.
4. Flood С. Political Myth: A Theoretical Introduction. London, 2002.
5. Jung C.G. Archetypes and the Collective Unconscious. New York, 1980.
6. Girardet R. Myths and Political Mythologies. Bucharest, 1997.

1. Классифицирование стран, которое публикуется международной неправительственной организацией «Репортеры без границ».
2. Признана иноагентом на территории Российской Федерации.
3. Признана иноагентом на территории России.
4. Золотой телец: 1. символ грехопадения; 2. символ богатства и власти.
5. Деревня в Беларуси, уничтоженная вместе с жителями 22 марта 1943 года карательным отрядом, в составе которого были украинцы.
6. Массовое истребление Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения.
7. Название участников фракции «Организации украинских националистов», которой с 1940 по 1959 годы руководил Степан Бандера.