В одном из ведущих московских журналов только что вышла статья об имиджах «двух Алтаев»: Алтайского края и Республики Алтай.
В статье рассматривается вопрос о формировании имиджей в тех российских регионах, которые были реорганизованы в начале 1990-х годов, когда некоторые «национальные» автономные области получили статус субъектов Федерации.
Авторы исследуют данные процессы на примере Алтайского края и Республики Алтай, используя результаты проведенных в мае 2023 г. опросов экспертов из двух регионов. В качестве респондентов были привлечены не только ученые, но и государственные служащие, депутаты, деятели культуры, журналисты, музейные работники, общественники, представители турфирм и т.д. Более половины экспертов имеют ученые степени. Исследование было выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 23-28-00822.
Приведенные материалы позволяют увидеть сходства и различия в имиджевых стратегиях регионов, в использовании ими различных историко-культурных символов. Различия проявляются, например, в отношении к официальной символике, в оценках исторических периодов, в «этнических» акцентах имиджа.
В статье рассматривается вопрос о формировании имиджей в тех российских регионах, которые были реорганизованы в начале 1990-х годов, когда некоторые «национальные» автономные области получили статус субъектов Федерации.
Авторы исследуют данные процессы на примере Алтайского края и Республики Алтай, используя результаты проведенных в мае 2023 г. опросов экспертов из двух регионов. В качестве респондентов были привлечены не только ученые, но и государственные служащие, депутаты, деятели культуры, журналисты, музейные работники, общественники, представители турфирм и т.д. Более половины экспертов имеют ученые степени. Исследование было выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 23-28-00822.
Приведенные материалы позволяют увидеть сходства и различия в имиджевых стратегиях регионов, в использовании ими различных историко-культурных символов. Различия проявляются, например, в отношении к официальной символике, в оценках исторических периодов, в «этнических» акцентах имиджа.
Вместе с тем в «культурном коде» населения регионов сохранилось и определенное «родство»: это, например, душевность и искренность, близость к природе, к естественной жизни. Характерно то, что среди знаковых фигур регионов на первые места вышли В.М. Шукшин и Г.И. Чорос-Гуркин.
По мнению авторов, оба региона вполне состоялись как субъекты федерации, хотя, конечно, это не снимает сохраняющихся проблем – «дотационности», слабого развития промышленности и сервиса, относительно низкого уровня жизни и т.д. «Два Алтая» могут удачно дополнять друг друга и развивать сотрудничество. Остающийся единым имидж «Алтая» как уникального «хорошего места» на юге Западной Сибири мог бы способствовать успешному развитию этих регионов.
По мнению авторов, оба региона вполне состоялись как субъекты федерации, хотя, конечно, это не снимает сохраняющихся проблем – «дотационности», слабого развития промышленности и сервиса, относительно низкого уровня жизни и т.д. «Два Алтая» могут удачно дополнять друг друга и развивать сотрудничество. Остающийся единым имидж «Алтая» как уникального «хорошего места» на юге Западной Сибири мог бы способствовать успешному развитию этих регионов.
Чернышов Ю.Г., Дерендяева А.Д. Формирование имиджей «реорганизованных регионов» в Российской Федерации (по материалам опросов экспертов в Алтайском крае и Республике Алтай) // Политическая наука. 2024. №1. С. 155-177. https://www.politnauka.ru/jour/article/view/1034
ЦИТАТА: «Властям Алтайского края стоит поучиться у ближайших соседей – Республики Алтай – работе над имиджем и брендом региона. В частности, тому, как использовать историческое наследие в продвижении края в настоящем и будущем. Это одна из рекомендаций, которую дают учёные кафедры всеобщей истории и международных отношений АлтГУ – авторы исследования о формировании имиджа двух Алтаев. Статья историков Анны Дерендяевой и Юрия Чернышова опубликована в свежем номере журнала «Политическая наука», издаёт который Российская академия наук».
Это часть аннотации радиопередачи, посвященной имиджам и брендам Алтайского края, Республики Алтай, Хакасии и Томской области. Вела передачу Мария Рудакова, а про исследование о «двух Алтаях», проводимое по гранту РНФ, рассказала к.и.н. Анна Дерендяева. Полную запись можно послушать здесь:
https://vesti22.tv/news/imidzh-regiona-obsudili-sibirskie-zhurnalisty/