Закон Магнитского: мнение эксперта

ИАА Sky 24, 20 апреля 2013 г.

Мы уже подробно рассказали о «списке Магнитского». Теперь своим видением проблемы с нами поделился директор Алтайской школы политических исследований, профессор Юрий Чернышов.

Юрий Чернышов считает, что само появление «списка Магнитского» явилось результатом нарушений в работе российских правоохранительных органов, а дальнейшая эскалация конфликта обусловлена неадекватной политизированной реакцией обеих сторон — как российской, так и американской.

«Если бы виновные в смерти Магнитского сразу получили бы заслуженное наказание, конфликта бы не было. Попытки же выгородить виновных привели к тому, что данное преступление превратилось в символ нарушений прав человека. Это довольно грубая ошибка со стороны тех, кто формирует информационную «повестку дня» в России. Причем они не первый раз наступают на эти грабли. Похожий сценарий имел место в деле полковника Буданова. Если бы он был сразу наказан за совершенное им убийство, его дело не затянулось бы на несколько лет, его личность не стала бы символом межнациональной борьбы. Точно таким же политическим символом стал Сергей Магнитский, который сам по себе уже мало кому из политиков интересен.

Принятый в США Акт Магнитского – чисто демонстративная и не вполне адекватная мера. Следует заметить, что и реакция Москвы на принятие этого акта оказалась неадекватной – продолжилась политическая «символизация» конфликта. Но если американский закон имеет под собой хоть какие-то моральные и юридические основания, то единственная цель «закона Димы Яковлева» — это принятие ответных мер. Разумеется, не следовало вовлекать в международный конфликт интересы детей-сирот – этим лишь ухудшили имидж России. Самым адекватным ответом стал бы пересмотр дела и наказание виновных. Но этого не произошло.

Американские законодатели также проявили нерасторопность и непоследовательность. Закон слишком долго находился в стадии разработки, список зачем-то был разделен на открытую и закрытую части. Все это – интриги и нагнетание напряженности. У нас же в очередной раз попались на эту «удочку». В целом вся эта кампания по выгораживанию «своих виновных» оказалась неконструктивной и привела к ухудшению имиджа нашей страны за рубежом».

_______
Справка: Сергей Магнитский работал руководителем отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan, оказывавшей юридические услуги инвестиционному фонду Hermitage Capital Management. Летом 2007 года российское отделение фонда заподозрили в уклонении от уплаты налогов. Во время обысков были изъяты документация и печати фирм, с использованием которых фонд работал в России. Группа адвокатов и аудиторов, которые работали с фондом (в том числе Магнитский), провели собственное расследование, и выявили факты перерегистрации фирм и расхищения имущества Российской Федерации. В октябре 2008 года Магнитский дал показания следствию, указывая на то, что изъятые документы и печати использовались для незаконного возврата налогов на сумму 5,4 млрд рублей. По утверждению «Новой газеты» в номере от 28 апреля 2010 года, данная преступная схема использовалась неоднократно, и не только в отношении компаний фонда Hermitage. Также известно, что причастным к хищению средств из бюджета мог оказаться бывший министр обороны Анатолий Сердюков, который с 2004 по 2007 год возглавлял Федеральную налоговую службу.

Очень скоро Сергей Магнитский из свидетеля превратился в обвиняемого. 24 ноября 2010 года он был арестован по обвинению в помощи главе фонда Уильяму Браудеру в уклонении от уплаты налогов. Магнитского допрашивали около пяти раз, и неоднократно предлагали добровольно признать вину и пойти на сделку со следствием. В июле 2009 года у него были обнаружены камни в желчном пузыре. 16 ноября 2009 года Сергей Магнитский скончался в следственном изоляторе. Наиболее вероятной причиной смерти стал отказ администрации СИЗО предоставить необходимую медицинскую помощь. Дело в отношении преступной халатности так и не было возбуждено, в то же время следственный комитет продолжил посмертное уголовное преследование Магнитского.

16 апреля 2010 года американский сенатор Бенджамин Кардин предложил ввести запрет на въезд в США 60 чиновникам российских правоохранительных органов, а также членам из семей. В декабре Европейский Парламент поддержал это предложение. В том же 2010 году международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International посмертно удостоила Сергея Магнитского награды «За честь и достоинство» (Integrity Award). Таким образом, организация отдала дань памяти человеку, который до последнего вздоха отстаивал правду, честь и человеческое достоинство.

«Закон Магнитского» рассмотрели сначала Конгресс, затем Сенат США. Президент Обама подписал его 14 декабря 2012 года. Законом были введены персональные санкции в отношении должностных лиц, связанных с делом Магнитского – запрет на въезд в США и арест активов в американских банках. Открытая часть списка из 18 фамилий была опубликована 12 апреля. По мнению New York Times, список может иметь и закрытую часть – Госдепартамент не решился озвучивать имена некоторых высокопоставленных чиновников во избежание ответных санкций со стороны России.

Тем не менее, Россия ответила принятием двух собственных законов. Первый, известный как «Закон Димы Яковлева», запретил усыновление российских детей американскими гражданами. По мнению депутатов Государственной Думы, это был вынужденный шаг в ответ на неоднократные случаи насилия над приемными детьми в США. Второй список был опубликован на сайте Министерства иностранных дел на следующий день после обнародования официальной части «списка Магнитского» — 13 апреля 2013 года. В российском варианте также содержится 18 фамилий. Однако только четыре человека проходят как причастные к пыткам и незаконному заключению узников Гуантанамо. Остальные 14 – это лица, причастные к осуждению на длительные тюремные сроки торговца оружием Виктора Бута, и наркоторговца Константина Ярошенко.