Мошев Е.Д. Религия Запада и государство Востока: христианство в Египте

Данные об авторе. Мошев Евгений Дмитриевич, студент исторического факультета Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

Аннотация. Автор в рамках данной работы анализирует особенности христианства в Египте. В основе анализа – поиск сходств и различий христианства и традиционных египетских культов. Также автор выделяет ключевые этапы в истории египетского христианства. Конечной целью автор ставит определение христианства как связующего элемента в системе «Запад – Восток».

Религия Запада и государство Востока: христианство в Египте

Уже давно для многих профессионалов и любителей, которые освещают проблемы, связанные с историей Древнего Египта, не является неожиданным мнение об удивительной схожести двух религиозных культур: христианства и религии Древнего Египта. Не секрет и то, что цивилизации, в которых зародились эти культуры, находились на достаточно близком в географическом отношении расстоянии. Египет находится на северо-востоке Африки, а Израиль на западе Азии, северо-восток Египта граничит с Израилем в районе, расположенном рядом с Синайским полуостровом. Но одно из них к моменту начала формирования другого уже было полноценным государством со сложившейся и устоявшейся культурой, проверенной не одним тысячелетием. Это цивилизация Древнего Египта. В соответствии с этим имеет место проблема взаимосвязи Египта и христианской религии. Как христианство, проникнув в Египет, смогло вытеснить традиционные верования? Было ли это результатом борьбы между новым и старым, или же христианство гармонично влилось в древнеегипетские культы, чтобы со временем занять ведущее место в духовной жизни египтян? Почему на определенном этапе своего развития христианство стало сдавать позиции? Ответы на эти и другие вопросы станут целью данной работы.
Прежде чем подходить к рассмотрению проблемы, озвученной выше, зададимся вопросом: на основании чего мы можем утверждать о близости христианства и тех культов, которые существовали в Древнем Египте? Ведь одной географической близости явно недостаточно, нужны более существенные факторы, которые влияли на проникновение христианских идей в умы египетского общества. Во-первых, это переселение еврейских общин, которые принесли христианство в готовом виде из Палестины. Расселение в Египте этих общин способствовало распространению там Ветхого Завета, подготовив тем самым почву для восприятия Нового Завета. Александр Македонский, основатель Александрии, а затем и первые Птолемеи, способствуя переселению евреев в долину Нила, создали условия для возникновения колонии, которая быстро стала самой значительной во всей еврейской диаспоре. Во-вторых, это, конечно, египетский политеизм, благодаря которому христианство не было воспринято египтянами как угроза их традиционным верованиям. Не секрет, что политеистические общества более лояльно относятся к чужим культам, в отличие от монотеистических, которые всякое отступление от «правильной» веры объявляют ересью. Однако кроме внешних факторов можно выделить также и внутренние, которые прослеживаются при детальном сравнении христианства и египетских верований. Такими факторами могут быть «фаюмские портреты», представляющие собой аналогию христианских икон; место богини Исиды (Изиды) в египетском пантеоне и ее близость с образом Богоматери; равенство в сознании людей еврейского бога Яхве и египетского бога Хнума, что находит свое отражение в обращениях к ним: «Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума» [3]; заимствование древнеегипетских традиций, что отмечено в Библии: «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет» [3]. Особое место занимает сравнение десяти заповедей Моисея и 125-ой главы Книги Мертвых, которая, по мнению исследователей, послужила основой для заповедей. В обоих текстах мы можем выделить одни и те же идеи, пусть и выраженные в разной форме: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого и т. д. Аналогии подобного рода можно встретить и в других источниках: так, содержание сказки о пребывании Сатни-Хемуаса со своим сыном Са-Осирисом в преисподней практически полностью повторяет сюжет евангельской легенды о бедном Лазаре. Связь христианства и египетских традиций прослеживается и в обычаях, главным образом, похоронных. Принесение на могилу покойного пищи напоминает древнеегипетский обычай оставлять в гробнице канопы с едой и вином, а также посещать своих умерших предков во время праздника Амона-Ра в Фивах. Традиция читать молитвы за усопших тоже берет свое начало из Древнего Египта. Жрецы читали заклинания, проводя обряды отверзения уст, глаз, сердца и т. д. Кроме этого на стенах гробниц обнаружены такие надписи, как: «У меня не было наследника, чтобы произнести у врат гробницы заупокойную формулу… Посему прошу вас произнести за меня заупокойную формулу, как живущих теперь, так и тех, кто будет жить впоследствии. Сердце ваше не будет этим утомлено, гортань не сузится, язык не устанет, достояние не израсходуется, житница не опустеет, ибо это лишь дуновение уст, полезное для усопшего» [3]. Наконец, один из символов христианства – крест – является аналогией символа Анкх, который означал в Древнем Египте вечную жизнь. Так же, как и в христианстве его давали ребёнку при рождении в качестве талисмана от всего зла, для укрепления здоровья и жизненных сил ребёнка.
Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем с полной уверенностью утверждать, что христианство и традиционные культы Древнего Египта имели много общего. Эти сходства становились все более явными по мере того, как христианство играло все более заметную роль в жизни египтян. Однако нельзя утверждать, что оно стало единственной религией на территории Египта. Во-первых, политеизм еще долгое время сохранялся на территории страны. Во-вторых, в самом христианстве происходили сложные процессы, которые не способствовали его всеобщему становлению. Таковыми можно назвать гонения на христиан в Римской империи, в том числе и в эллинистическом Египте, борьба с различного рода ересями, монофизитский и монофелитский расколы и т. д. В более позднее время, а именно во 2-ой трети VII века христианство было подвергнуто еще одному испытанию – нашествию арабов-мусульман. Начиная с этого времени, египетские христиане находились в весьма непростом положении: с одной стороны, веротерпимость арабов позволяла христианам сохранять свои религиозные взгляды и даже занимать посты в государственном аппарате; с другой – арабы часто устраивали гонения на христиан, применяя такие методы, как обращение египтян в ислам, экономический гнет, запреты и ограничения на отправление культа и т. д. Сложное положение христианства сохранилось и в последующие периоды истории – эпоху крестовых походов (1099-1250), правление мамлюков (1250-1517) и османский период (1517-1798). На протяжении всего этого времени христианство переживало внутренние противоречия, которые усиливались столкновением христианства и ислама. Начиная с XIX века, египетское христианство, центром которого была Александрийская православная церковь (АПЦ), начинает активно взаимодействовать с Российской церковью. Между ними устанавливаются тесные контакты, благодаря которым христианство в Египте не утратило своей значимости и по сей день. Связь двух церквей продолжалась вплоть до 1917 г., после чего оказалась прерванной из-за событий в России. Восстановление контактов произошло во время Второй мировой войны. Это обозначило новый этап не только во взаимодействии двух церквей, но и в развитии христианства в самом Египте.
В современный период истории христианство продолжает играть большую роль в жизни египетского общества. Помимо сохранения религиозных ценностей, ведется образовательная, культурная и благотворительная деятельность. Создаются различные учреждения – храмы, больницы, приюты и сиротские дома, библиотеки и т. д. Все это позволяет говорить о том, что христианство смогло не только закрепиться в Египте, но и сохранить свою суть, обогатив ее в соответствии с современными реалиями.
Мы рассмотрели особенности христианства в Египте, выявили его близость по отношению к традиционным религиозным культам, а также обозначили основные этапы в истории становления и развития египетского христианства. Теперь же вернемся к вопросу, который вынесен в заглавие данной работы. Религия Запада и государство Востока. Почему христианство было воспринято обществом, живущим испокон веков в рамках восточной деспотии? Одна из причин этого – близость идей христианства той картине мира, которая сложилась в обществе. Миф об умирающем и воскресающем боге, рождение Божьего сына, воздаяние за совершенные при жизни действия в загробном мире – все эти сюжеты присутствовали в христианстве и без труда находили отклик у людей. Другая причина – быстрое распространение христианства в обществе за счет института монашества. Своим примером монахи-отшельники доказывали простым людям, что можно быть бедным, но при этом богатым и счастливым. Ведение отшельнического образа жизни выступало, как стремление найти смысл жизни вне земного устройства. Тысячи египетских крестьян оставляли свои хозяйства и уходили в пустыню, стремясь походить на первых отшельников – Антония Великого, Пахомия и других. Следует также отметить тот факт, что христианство, проникнув с Востока (в частности, из Египта) в Европу, долгое время сохраняло египетские элементы. Примером этого может служить трактовка богини Исиды как Богоматери, о чем мы уже говорили. Например, в одной из церквей Кёльна имеется статуэтка Исиды, в другой – алтарь этой богини. В древности богиня Исида стала покровительницей Лютеции, современного Парижа. Здесь сохранились развалины храма Исиды, находившегося в том месте, где теперь разбит сад музея Клюни. Новая христианская религия во Франции долго хранила образ египетской богини как своей святой: ее статуя стояла на южной стене аббатства Сен-Жермен де Пре вплоть до 1514 г.
Христианство имеет своих последователей практически по всему миру. Наибольшее их число в Европе. Это позволяет нам говорить о христианстве как о религии Запада. Но когда мы утверждаем это, мы не должны забывать, что христианство зародилось на Востоке, впитав в себя традиции живущих там людей, в том числе и традиции Египта.

Литература

1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.
2. Православная Энциклопедия. Александрийская православная церковь (Александрийский патриархат). URL. http://www.pravenc.ru/text/82070.html
3. Хвощева Е.С. Истоки христианства в древнеегипетских мифах. URL. http://monefon.narod.ru/Xristianstvo_Elena.htm