Бетмакаев А.М. Конфликт Запад–Восток и международный статус ГДР в 1949–1961 гг.

Данные об авторе. Бетмакаев Алексей Михайлович, к.и.н., доцент, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера интересов – история международных отношений, история Германии после 1945 г., европейская интеграция.

Аннотация. В данной статье на основе изучения российской, американской, британской и немецкой историографии рассмотрена эволюция международного статуса Германской Демократической Республики в условиях «холодной войны» – глобального противостояния Запада и Востока – с момента германского раскола до установления Берлинской стены в августе 1961 г.

Конфликт Запад–Восток и международный статус ГДР в 1949–1961 гг.

Холодная война между Западом (коалиция стран во главе с США) и Востоком (коалиция стран во главе с СССР) в значительной степени обусловила раскол Германии на два сепаратных государства – ФРГ и ГДР в конце 1940-х гг., хотя это положение остается предметом споров как в отечественной, так и зарубежной литературе [1, p. 6–8]. В данном докладе преследуется цель показать, какое значение имел глобальный конфликт Запад–Восток для эволюции международного статуса Германской Демократической Республики с момента ее провозглашения 7 октября 1949 г. и до установления властями ГДР стены между Западным и Восточным Берлином 13 августа 1961 г.
С самых первых дней существования ГДР ее правительство провозглашало себя единственным законным немецким государством. Своей конечной целью руководство ГДР объявляло ликвидацию сепаратного западногерманского государства, находящегося под управлением западных союзников, и восстановление немецкого единства [2, p. 194–204].
Западногерманское государство, созданное на месяц ранее ГДР, не признало государство Восточной Германии. ФРГ позиционировалась правительством К. Аденауэра как единственный законный представитель немецкого народа, а ее гражданами признавались все немцы.
Оба немецких государства имели в этот момент ограниченный суверенитет. Международные права ФРГ были ограничены Оккупационным статутом, подписанным Бонном и западными державами, а международный статус восточногерманского государства был понижен сохранением жесткого контроля СССР над ГДР. К тому же, между ГДР и СССР отсутствовали дипломатические отношения на уровне послов.
Признанная странами Запада ФРГ летом 1950 г. приняла решение участвовать в создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а осенью того же года – в создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). В последнем случае формирование «европейской армии» с участием западногерманских частей напрямую затрагивало интересы безопасности СССР.
Принято считать, что Сталин пытался остановить процесс вовлечения Западной Германии в военные структуры Запада. Вместе с тем, замечает немецкий историк Й. Лауфер, официально декларируемая цель Сталина – единство Германии – оставалась всегда безусловно подчиненной задаче сохранения советских позиций в центре Европы [3, с. 102]. В советском плане срыва ремилитаризации ФРГ определенное значение придавалось росту немецкого национализма, который мог достичь своей цели – объединения Германии при условии нейтральной позиции по отношению к Востоку и Западу.
Западные оккупационные державы решили подписать с правительством Аденауэра Общий (генеральный) договор, регулирующий их отношения с Западной Германией. Согласно замыслу договора, оккупационный режим ликвидировался, правительство ФРГ получало большие права во внешней и внутренней политике, многие ограничения в развитии военной промышленности упразднялись, разрешалось создание армии.
Планируемые изменения статуса ФРГ не могли ускользнуть от восточных немцев, которые рассчитывали на подобное отношение к ГДР со стороны СССР. Многие историки считают, что руководители ГДР не были простыми пешками и исполнителями желаний Москвы [4, p. 470; 5, p.4; 6, p. 82 ]. Их цель заключалась в том, чтобы строить ГДР как страну «социализма», подобную странам Восточной Европы. И план создания ЕОС с участием ФРГ дал руководителям ГДР новые аргументы, чтобы потребовать полной интеграции ГДР в советский политический и военный блок. В начале 1952 г. они пытались использовать предстоящее подписание Общего договора и договора об учреждении ЕОС, увеличивающими суверенитет Западной Германии, как отправную точку своих действий, чтобы побудить Москву повысить статус ГДР в ее отношениях с СССР.
10 марта 1952 г. Советский Союз выдвинул новую инициативу по решению германского вопроса. Представителям западных держав была передана так называемая «мирная нота» Сталина, в которой всем оккупационным державам предлагалось незамедлительно и при участии общегерманского правительства начать разработку мирного договора с Германией. Еще не получив ответа, Сталин 7 апреля 1952 г. указал руководителям ГДР на встрече в Кремле, что необходимо «без шума и стремительно» создать с помощью СССР народную армию, поскольку «пацифистский период закончен» [7, p. 48].
Отвергнув «мирную ноту», три западные державы подписали с ФРГ в Бонне Общий договор 26 мая 1952 г., а 27 мая ФРГ и 5 других участника ЕОУС подписали в Париже договор о создании ЕОС. В ответ правительство ГДР объявило о решении создать «запретную зону» на всем протяжении границы с ФРГ. Это решение, как и объявление о начале «строительства социализма» в ГДР в июле 1952 г., были продиктованы Москвой, перечеркнув всякую перспективу объединения Германии на компромиссной основе [8, с. 164].
Однако смерть Сталина 5 марта 1953 г. поставила под удар восточногерманские надежды. Новое советское руководство пришло к выводу об ошибочности прежнего курса на «строительства социализма» в ГДР. Объявление под советским нажимом «нового курса» руководством ГДР спровоцировало выступления рабочих 16–17 июня 1953 г.
Июньские события имели важные последствия для международного статуса ГДР. Советское руководство перешло к косвенному контролю над ГДР. Взамен Советской Контрольной комиссии, которая действовала с 1945 г. как военный орган оккупационной власти, был введен гражданский институт Верховного комиссара СССР. Советский Союз отказался от неуплаченной части репараций, снизил расходы ГДР на содержание советских войск, передал в собственность ГДР советские акционерные предприятия, а дипломатические миссии двух стран были преобразованы в посольства, и Советский Союз заявил о признании полного суверенитета ГДР.
Новый советский руководитель Н.С. Хрущев стал добиваться международного признания ГДР, взяв курс на ее включение в военно-политический блок. Этому способствовало и вступление ФРГ в НАТО. Советским ответом на расширение НАТО стало создание 14 мая 1955 г. Организации Варшавского Договора (ОВД). Хотя ГДР присоединилась к советскому блоку, она, по сравнению с другими восточноевропейскими странами, не получила формальных гарантий своей безопасности со стороны СССР. Подписанный 20 сентября 1955 г. договор о взаимных отношениях между СССР и ГДР, который предоставил Восточной Германии формально полный государственный суверенитет, не являлся союзным договором. Ликвидировав пост Верховного комиссара, Советский Союз сохранил контроль над безопасностью ГДР, на территории которой оставались советские войска [9, S. 125–126].
В сентябре 1955 г. советское руководство заметно продвинулось к решению своей главной цели – достижению международно признанного «паритета» двух германских государств, когда в ходе московского визита канцлера Аденауэра была достигнута договоренность о дипломатических отношениях между ФРГ и СССР [8, с. 224]. Бонн пытался не допустить повышения международного статуса ГДР, выдвинув в 1957 г. «доктрину Хальштейна» (автоматический разрыв дипломатических отношений ФРГ со странами, признавшими ГДР), но эта тактика повлекла материальные и репутационные издержки [10, p. 224–225]. Доктрина, отмечает британский историк Р. Хьюз, была пропагандистским подарком, т.к. ГДР заявила о «шантаже» ФРГ стран «третьего мира» [11, p. 53].
Попытки международной изоляции ГДР помогли конфронтационной дипломатии Ульбрихта, который добивался международного признания ГДР путем ужесточения политики СССР в германском вопросе. По мнению многих исследователей, влияние Ульбрихта на Хрущева было значительным во многих моментах второго Берлинского кризиса [12, p. 24–26; 13, S. 234; 14, p. 122–132; 15, p. 108–116].
Берлинский кризис привел к возведению 13 августа 1961 г. стены между восточным и западным секторами Берлина, а также вокруг Западного Берлина. Стена, «самостоятельно» установленная руководством ГДР, не только проводила четкую границу между западной и восточной частями немецкой нации, но и повысила международный статус Восточной Германии. Ульбрихт способствовал тому, что Берлинская стена стала гарантией отказа Москвы от планов объединения Германии и, тем самым, признанием международного статуса ГДР.

Литература

1. Lewkowicz N. The German Question and the International Order, 1943–1948. Basingstoke, 2010.
2. Spilker D. The East German Leadership and the Division of Germany: Patriotism and Propaganda 1945–1953. Oxford, 2006.
3. Лауфер Й. СССР, образование государства в Восточной Германии и берлинский кризис (1948–1949 гг.) // СССР и германский вопрос, 1941–1949: Документы из российских архивов. Т. IV. М., 2012.
4. Naimark M. Russians in Germany: A History of the Soviet Zone of Occupation, 1945–1949. Cambridge, 1995.
5. Harrison H. Driving the Soviets Up the Wall: Soviet–East German Relations, 1953–1961. Princeton, 2003.
6. Zubok V.M. A Failed Empire: The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev. Chapel Hill, 2007.
7. Переговоры тов. Сталина с руководителями СЕПГ В. Ульбрихтом, В. Пиком и О. Гротеволем, 7 апреля 1952 г. (в переводе на англ. яз.) // Cold War International History Project Bulletin. Issue 4. Washington, 1994.
8. Филитов А.М. Германия в советском внешнеполитическом планировании. 1940–1990. М., 2009.
9. Umbach F. Das rote B?ndnis: Entwicklung und Zerfall des Warschauer Paktes 1955 bis 1991. B., 2005.
10. Gray W.G. Germany’s Cold War: The Global Campaign to Isolate East Germany, 1949–1969. Chapel Hill, 2003.
11. Hughes R.G. Britain, Germany and the Cold War: The Search for a European Detente, 1949–1967. L., 2007.
12. Newman K. Macmillan, Khrushchev and the Berlin Crisis 1958–1960. L., 2007.
13. Uhl M. Krieg um Berlin? Die sowjetische Milit?r- und Sicherheitspolitik in der zweiten Berlin-Krise 1958 bis 1962. M?nchen, 2008.
14. Kempe F. Berlin 1961: Kennedy, Khrushchev, and the Most Dangerous Place on Earth. N.Y., 2011.
15. Major P. Behind the Berlin Wall: East Germany and the Frontiers of Power. Oxford, 2010.