Монина Л.В. Веймарская республика как социальное государство

Данные об авторе. Монина Любовь Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского госуниверситета. Сфера научных интересов: политическая история Германии в XIX в., теория международных отношений.

Аннотация. В статье дана характеристика понятия «социальное государство», рассмотрены основные направления социальной политики Германии в период Второй империи и Веймарской республики. Главное внимание уделено изменениям в области трудового права.

Веймарская республика как социальное государство

Одним из наиболее важных достижений современной западной цивилизации является социальное государство, истоки которого обнаруживаются в Европе в середине XIX века. Эпоха индустриализации, начавшаяся в этот период, принесла массовое обнищание населения и, как следствие, рост социальной напряженности. Политическая элита развитых государств вынуждена была реагировать на эти новые факторы социальной жизни. Постепенно приходило понимание того, что сохранить социальную стабильность в обществе возможно при двух условиях: во-первых, создавая систему социального страхования; во-вторых, развивая систему социальной защиты уязвимых слоев населения. В последнем случае бедные, которые в предшествующие периоды были объектом благотворительного пособия со стороны зажиточных индивидов и церковных учреждений, должны были превратиться в адресатов целенаправленной политики государства. В результате государство, которое брало на себя решение этих двух новых задач, начало приобретать характер социального.
Само понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким правоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном в середине XIX века. В своих работах Штейн развивал мысль об обязанности государства создавать условия для свободного развития личности, способной обеспечить себя необходимыми жизненными благами. Но это не исключает, по мнению Штейна, помощи тем членам общества, кто испытывает нужду. Следовательно, государство должно обеспечивать достойный человека уровень жизни, а также осуществлять экономический и социальный прогресс всех членов общества. В этом смысле, полагал Штейн, можно говорить о социальном государстве. Взгляды Л. Фон Штейна получили развитие в работах европейских, в первую очередь германских, ученых-экономистов и социологов.
Понятие «социальное государство» в настоящее время не имеет однозначного толкования в специальной литературе. Признавая факт существования серьезных расхождений в определении этого понятия, автор исходит из следующих характеристик. Социальное государство относится к государствам с рыночной экономикой, правовым, со сформированным (или формирующимся) гражданским обществом. Социальному государству присуща политика поддержания социальной стабильности путем ликвидации чрезмерной социальной дифференциации. Важнейшим его признаком является нацеленность на учет интересов разных социальных групп и обеспечение их права на достойное существование, а механизмом достижения этих целей – политика социального компромисса (Ausgleich).
Немецкое социальное государство начинается с периода канцлерства Бисмарка. Не вдаваясь в причины того, почему именно О. фон Бисмарк создал первую в мире современную систему социального обеспечения, следует отметить ее основные достижения – это целая серия принятых в 1880-е годы законов о социальном страховании по болезни, при несчастных случаях на производстве, по старости и инвалидности. Страховые фонды формировались или из двух источников (взносов рабочих и предпринимателей), или из трех (взносов рабочих, предпринимателей и субсидий государства). Таким образом, в виде системы обязательного социального страхования государством создавался механизм перераспределения доходов с целью социальной защиты низших слоев населения. Кроме того, социальное страхование представляло собой реализацию контракта, в котором участвовали государство и граждане. Наконец, законы 1880-х годов о социальном страховании придавали правовой статус отношениям между работодателями и наемными работниками.
Однако в Кайзеровской империи, несмотря на попытки рассмотреть вопрос о страховании по безработице, он так и остался нерешенным. К тому же профсоюзы в тот период не воспринимались как равноправные партнеры. Хотя право на стачку и право коалиций было признано в принципе, на практике реализация этих прав встречала много препятствий. Некоторые группы лиц наемного труда – сельскохозяйственные рабочие, городская прислуга – вообще не имели права на создание своих профессиональных организаций. Отсутствовали правовые гарантии при заключении тарифных договоров. Это позволяло предпринимателям в тех отраслях, в которых профсоюзам удавалось заключить коллективные соглашения о заработной плате и условиях труда, сохранять полную свободу в том, выполнять эти соглашения или нет [1, S. 66–67]. Все эти «недостатки» патерналистской по своему характеру социальной политики Кайзеровской империи попыталась исправить демократически ориентированная социальная политика Веймарской республики.
На формирование социального государства в период Веймарской республики оказали влияние особенности социально-экономического и политического развития Кайзеровской империи, революционной и послевоенной эпохи. Так, немецкое рабочее движение в лице социал-демократов и свободных профсоюзов накануне Первой мировой войны было самым сильным и хорошо организованным в мире. В то же время немецкие предприниматели, особенно представители тяжелой индустрии Рура, относились к наиболее влиятельной группе деловой буржуазии в Европе. Тяготы войны и послевоенного времени, инфляция, обнищание населения, накал классовой борьбы делали особенно необходимой для германского государства функцию вмешательства в экономические отношения.
Ноябрьская революция 1918 г. превратила социалистов (социал-демократов и независимых социалистов) в ведущую политическую силу страны. Первым президентом Веймарской республики стал лидер СДПГ Фридрих Эберт. Эберт, с одной стороны, заявлял о своем намерении действовать на новом посту «как уполномоченный всего немецкого народа», с другой, как социал-демократ, он был готов защищать интересы рабочего класса. Поэтому основная идея Веймарской республики для Ф. Эберта состояла в обеспечении рабочему классу равноправного положения в государстве. Веймарская республика, по его мнению, должна была быть основана на союзе рабочего класса и буржуазии [2, с. 79]. Таким образом, в Германии существовали дополнительные – политические – условия достижения социального компромисса.
Первым значительным шагом на этом пути стало «соглашение Стиннеса – Легина», заключенное 15 ноября 1918 г. Сам факт заключения Соглашения означал, что профсоюзы были признаны авторитетными представителями рабочего класса. Отныне были недопустимы всякие ограничения свободы союзов и права на забастовку. Индивидуальные условия труда должны были регулироваться коллективными соглашениями с профсоюзами. Это Соглашение, как отмечает в своей статье Клаус Шенхофен, сформировало партнерскую структуру веймарского социального порядка и перевело трудовые отношения из государственной сферы в общественную [3, S. 27].
Соглашение Стиннеса – Легина было заключено без участия государства, однако уже 23 декабря 1918 г. временное правительство германской республики – Совет народных уполномоченных – издает Постановление, которое повторяло условия Соглашения Стиннеса – Легина, но переводило вопрос о тарифных договорах в область трудового права и тем самым защищало экономические интересы рабочих и служащих. Таким образом, первые решения в области трудовых отношений означали, что изменялось понимание места наемных работников в социальном и экономическом порядке республики и признавалось право наемного труда в лице профсоюзов участвовать в организации экономики и нести свою долю ответственности.
Инновации в социальной политике Германии революционного периода были закреплены в пятом разделе Веймарской конституции, посвященном основным социальным правам. В статьях этого раздела были сформулированы положения об особой защите государством наемного труда (ст. 157), об обязательстве государства развивать систему социального страхования; подтверждалось право участников трудовых отношений на заключение соглашений, т.е. тарифная автономия (ст. 152). Однако социальная природа Веймарской республики наиболее ясно, на наш взгляд, раскрывается в двух статьях этого раздела – 151 и 165. В первой из них речь идет об устройстве экономической жизни в соответствии с принципом справедливости. Под социальной справедливостью понимается «обеспечение для всех достойного человека существования» [4]. Этот принцип, как следует из текста статьи, имеет преимущество перед правом индивидуума на свободную экономическую деятельность.
165 статья уравнивала лиц наемного труда с работодателями в праве участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда. Для защиты социальных и экономических интересов наемных работников предусматривалось создание рабочих советов разного уровня. Кроме рабочих, должны были создаваться производственные советы, в которых будут представлены рабочие советы и предпринимательские организации. Эти структуры конституция наделяла правом предварительного обсуждения важнейших законопроектов социально-экономического характера, а также правом законодательной инициативы по вопросам хозяйственной и социальной жизни [4]. В Конституции, таким образом, высказывалось намерение создать в лице советов контролирующие и административные органы, позволяющие различным социальным группам соучаствовать в деле управления экономической жизнью страны. Все это позволяет сделать вывод о том, что 165 статья Веймарской конституции наиболее полно выражает идею социального контракта.
Реальная социально-экономическая и политическая ситуация в Германии в 20-х – начале 30-х годов XX века вносила существенные коррективы в принципы организации социальной сферы, провозглашенные в Конституции. Так, в условиях стремительной инфляции начала 1920-х годов фактически исчезла способность участников трудовых отношений находить компромиссные решения при заключении тарифных договоров. В связи с этим правительство Германии в 1923 г. приняло закон о принудительном разрешении трудовых споров. Назначаемый правительством третейский судья получил право принимать обязательное для конфликтующих сторон решение. И хотя экономическая ситуация в Германии с середины 1920-х гг. стала улучшаться, закон не был пересмотрен. Таким образом, государство превращается не просто в полноправного партнера социального контракта наряду с предпринимателями и профсоюзами. Оно усиливает свою интервенционистскую природу, присущую в разной степени любому социальному государству.
Социальная политика Веймарской республики была направлена на развитие системы социального страхования (Versicherung) и социального обеспечения, понимаемого как система попечительства (Fuersorge). В 1927 г. парламентским большинством после долгих дебатов был принят закон о страховании по безработице.
В систему социального обеспечения в 1920-е гг. были включены в первую очередь инвалиды войны и родственники погибших солдат. Кроме этих категорий материальная помощь должна была оказываться так называемым социальным пенсионерам (старикам и инвалидам), а также представителям бывших средних слоев, массовое обнищание которых стало результатом инфляции и гиперинфляции. В результате, в 1924 г. в Германии насчитывалось 4 миллиона 910 тысяч нуждающихся в социальной поддержке, не считая безработных [5, S. 104]. Обеспечить существование столь многочисленных групп населения Республика могла лишь на минимальном уровне, поскольку имела в распоряжении очень ограниченные средства.
Не вызывает сомнения доминирующий в литературе вывод о том, что Веймарская республика оказалась слишком обременена социальными обязательствами, которые в условиях начавшегося экономического кризиса не смогла выполнять. Поэтому уже с конца 1928 г. наблюдалось значительное сокращение размеров пособий, исключение из системы социального обеспечения под разными предлогами различных групп населения, наконец, разрушение системы страхования по безработице. Как отмечает Г. Риттер, пример Веймарской республики учит, что действие социального государства для стабилизации политической системы является амбивалентным. В то время как оно, с одной стороны, пытается уменьшить социальную нищету и тем самым стабилизировать государство, с другой, это может «перегрузить» государство и привести к развалу политической системы [5, S. 129].
Краткий период существования Веймарской республики, многочисленные препятствия и трудности на пути реализации социального законодательства не позволили в полной мере проявиться заложенным в ряде законов и статей Конституции принципам социального государства. Однако несомненным является дрейф Республики в этом направлении.

Литература

1. F?hrer K.Ch. Arbeitsbeziehungen – Achtstundentag – Arbeitslosenversicherung. Ausbau und Rueckbau von Fundamenten der Sozialendemokratie in den 1920er Jahren // Deutsche Sozialstaat im 20. Jahrhundert. Bonn, 2012.
2. Артемов В.А., Кардашова Е.В. Фридрих Эберт – первый президент Германии. Воронеж, 2001.
3. Sch?nhoven K. Die Weimarer Republik als soziale Demokratie; Durchbruch einer Ordnungsprinzip// Deutsche Sozialstaat …
4. Веймарская конституция. URL.: http://www.dhm.de/lemo/html/dokumente/verfassung/index.html
5. Ritter G.A. Die Sozialstaat; Entstehung und Entwicklung im internationale Vergleich. Muenchen, 1989.