Сапрыкина Ю.С. Соотношение европейской и национальной идентичности на примере Финляндии

Данные об авторе. Сапрыкина Юлия Сергеевна, студентка 4 курса, специальность «Международные отношения» исторического факультета АлтГУ. Сфера научных интересов: имиджи и образы в российско-финляндских отношениях.

Аннонация. Для более четкого понимания трудностей соотнесения европейской и национальной идентичности на примере отдельно взятой страны кратко описана предыстория и те условия, в которых идея общеевропейского мышления стала внедряться в умы общественности Финляндии. Также затронуты основные внутренние точки зрения, касающиеся вступления Финляндии в ЕС непосредственно на момент события. В качестве результатов европейской политики мультикультурализма в Финляндии приведены результаты социологических опросов по вопросам европейской идентичности. На основании исследования были сделаны выводы о преобладании национального чувства над общеевропейским.

Соотношение европейской и национальной идентичности на примере Финляндии

Проблема формирования европейской идентичности в станах-участницах ЕС является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. При единстве экономических, политических, транспортных, валютных, культурных и других систем внутри Сообщества, на сегодняшний день попытки создать единый межнациональный социум, политика мультикультурализма не приносят ожидаемых результатов. В этом Финляндия может служить достаточно интересным примером.
В 1993 г. Финляндия подала заявку на вступление в ЕС, в 1995 г. она стала полноправным членом Сообщества. Это довольно значимое событие в жизни государства.
Финляндия по определению европейское государство. В XIV–XVIII вв. она имела возможность приобщиться к европейской культуре через свою метрополию – Швецию. В составе Российской империи Финляндия считалась если не самой европейской из провинций, то точно самой самостоятельной. А после обретения независимости стала активно налаживать контакты с Германией. На протяжении XX в. в процессе поиска своего места на мировой арене Финляндия искали поддержки у европейских государств – у Швеции, Германии, стран Прибалтики. В ряде случаев такие связи трансформировались в военно-политические союзы.
После Второй мировой войны финляндская дипломатия активно участвовала в общемировых и общеевропейских процессах. Несмотря на тесное сотрудничество с СССР, Финляндия укрепляла как экономические, так и политические связи в Европе. Так, она была участником ЕАСТ, активно участвовала в создании ОБСЕ (личная заслуга У.К. Кекконена).
Однако следует отметить, что в период XIX–XX вв. (до 1990-х гг.) финляндское общество в большей степени занималось построением собственной национальной идентичности: восстановлением и изучением истории, культуры, распространением и популяризацией родного языка, просвещением широких масс населения; а позже – поиском своего места в мировом сообществе. Наконец, во второй половине XX в. – построением современного высокоразвитого государства.
Сложился комплекс черт финской национальной идентичности на основании особого уважения к своей истории и гордости за нее, ценности национальной культуры, традиций образа жизни, национального характера.
Молодое поколение было более связано с европейским обществом в социально-политическом и культурном отношениях. Финляндское студенчество наряду с европейским и общемировым студенчеством выходило на политические акции, например, за прекращение войны во Вьетнаме.
Молодежь в Финляндии также следовала мировым и европейским тенденциям в музыке, литературе, кинематографе. Например, распространение американской массовой культуры во второй половине XX в. шло на тот момент параллельно и в странах ЕС, и в Финляндии.
К проекту вступления Финляндии в ЕС большинство (и не только молодые люди) отнеслись в основном положительно. Были также и противники этой идеи, которые заявляли, что политическая интеграция в Евросоюз приведет к потере Финляндией национального суверенитета и втягиванию страны в лагерь НАТО. Однако значительная часть финнов поддерживала идею вступления в ЕС: ожидалось, что это укрепит внешнюю безопасность страны, а также ее связи с Центральной Европой. По результатам референдума 1994 г. за вступление в ЕС проголосовали 56,9% населения, против – 43,1% [1, с. 361].
Финская дипломатия и общество стремились к сближению с Европой, старались подробнее изучить суть вопросов и быть готовыми к будущим трудностям [2, с. 5]. В принципе, население не отрицало желания и возможности стать частью единой Европы, в том числе и как культурного пространства.
В какой степени в Финляндии прижилась идея общеевропейской идентичности? Идентичность в самом общем смысле – всегда искусственно конструируемая, развивающаяся, нестабильная и восприимчивая к изменениям категория [3]. Концепт европейской идентичности, который помимо вышеназванного подразумевает систему самосознания национальных групп как часть единого социума, не всегда находил отклик в Финляндии.
В основном отрицательное отношение относительно вступления в ЕС в целом и относительно принятия европейского образа мысли в частности выражали политические силы консервативного и националистического толка, а также сельские жители [4].
На фоне экономического спада и после усиления миграционных процессов, отчасти инициированных ЕС, финляндское общество более обратилось к национальной системе идентичности – это было проявление защитной реакции на привнесение чужеродного элемента. В частности, проявился так называемый бытовой национализм, предполагающий недопущение или ограничение иммиграции каких-либо определенных или всех иностранцев, или отказ в предоставлении гражданства им или их потомкам. Так возникли предпосылки к созданию в стране всевозможных праворадикальных и националистических организаций и движений, особенно в молодежной среде. Стала прямой пропаганда национальной обособленности и исключительности финского народа [5, с.127].
Кроме того, играет не последнюю роль фактор сохранения независимости. Финляндия как независимое государство насчитывает 95 лет. Поэтому и сознательно, и подсознательно финляндское общество стремится к поддержанию своей особенности, отличий от других стран ЕС.
Сегодня внутри Финляндии можно проследить тенденцию к большему ограждению себя от втягивания в общеевропейские процессы. Вывод об этом можно сделать на основании того факта, что все более популярной становится политическая партия «Истинные финны» (на парламентских выборах 2011 г. партия набрала 19,1% голосов) [6]. Одна из основных идей партии – изменение политики в отношении Европейского Союза. Они критически относятся в ЕС, считая, что Финляндия должна в минимальной степени зависеть от влияния извне. Они отвергают членство Финляндии в НАТО и намерены сократить поток мигрантов [7].
На сегодняшний день из всех стран Европы Финляндия является одной из самых лояльных к идее европейского культурного единства. Однако, несмотря на это, финны не теряют чувства собственной национальной идентичности, даже наоборот. В связи с уже указанными выше проблемами экономики и миграционных процессов, финляндское общество более придерживается национальных особенностей.
На 2010 г. по результатам опроса финны показали свою вовлеченность и интерес к европейским делам, значительная часть считает себя европейцами, однако финнами они себя считают больше.
Очень сильно связанными (very strongly) с Европой себя сочли 29% опрошенных, с Финляндией – 71%.
О сильной связи (strongly) с Европой сказали 29% опрошенных, с Финляндией – 24%.
Для 18% финнов очень важно (very important) гражданство Европы, для 77% – гражданство Финляндии [6].
На май 2012 г. среди стран 33% населения Финляндии считают себя тесно связанными с Европой [7].
По результатам социологических опросов осени 2012 г. чувство принадлежности к Европе испытывает большинство жителей европейских стран. В процентном соотношении Финляндия находится на втором месте (78% считают себя европейцами), уступая лишь Люксембургу (87%) [8].
Как можно видеть, несмотря на достаточно сильное чувство принадлежности к Европе как к единому экономическому, политическому, социально-культурному сообществу, тем не менее, число лояльных опрошенных далеко от 100%. Это говорит о том, что категория национальной идентичности не изжила себя и занимает значительное место в жизни рядовых граждан.
На соотношение общеевропейской и национальной идентичности оказывают влияние ряд факторов, самые значимые из которых – фактор государственного суверенитета, культурно-исторической традиции и экономической и миграционной политики Европейского Союза.
Таким образом, перспективы развития общеевропейской идентичности выглядят очень туманными. Как мы видим, даже наиболее лояльные страны не теряют чувства своей национальной традиции. На наш взгляд, страны-участницы ЕС не скоро будут готовы отказаться от традиционного образа мысли.

Литература

1. Юссила,О., Хентиля, С., Невакиви, Ю. Политическая история Финляндии 1809–1995. М., 1998.
2. Neumann, Iver B.European identity and its changing others. Oslo, 2006.
3. The EU and the world: new challenges and trends. Finland [Электронный ресурс] URL: http://www.unifi.it/relazioni-internazionali-studi-europei/upload/sub/Finland.pdf.
4. Ниуканнен Е. Дискуссии о Европейском союзе в Финляндии (2007–2011) [Электронный ресурс] URL: http://office.sir.edu/img/up/files/File/Niukkanen.pdf.
5. Лайдинен Эйнар. Националистическое движение в современной Финляндии // Север. 1999. №2.
6. General Elections 2011 in Finland. Result by party [Электронный ресурс] URL: http://yle.fi/vaalit/tulospalvelu/2011/parties.html.
7. Партийное собрание. Инфо-Финляндия [Электронный ресурс] URL: http://www.infofinlandia.ru/Public/default.aspx?contentid=217674&nodeid=40675&culture=ru-RU.
8. Questionnaire. Formative assessment European Identity Survey [Электронный ресурс] URL: http://www.ourcontinent-ourculture.eu/surveyfin.pdf/.
9. Standard Eurobarometer 77/Spring 2012. European citizenship. Report [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb77/eb77_citizen_en.pdf.
10. Standard Eurobarometer 78/Autumn 2012. European citizenship. Report [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb78/eb78_citizen_en.pdf .