Царевская Д.П. Европейская идентичность сквозь призму помощи Европейского Союза региону Африканского рога

Данные об авторе. Царевская Диана Павловна, студентка 3 курса Тюменского государственного университета. Научные интересы: политика Европейского Союза в отношении стран Африканского рога, международные отношения.

Аннотация. В данной статье делается попытка определить европейскую идентичность посредством реализуемой Европейским Союзом политики в целях развития стран Африканского рога. Прослеживая принципы взаимодействия сторон и реализуемые в его процессе меры, представляется возможным выявить черты, которые могли бы охарактеризовать Европу, как единого актора, имеющего свой набор ценностей и методов.

Европейская идентичность сквозь призму помощи Европейского Союза региону Африканского рога

Понятие европейской идентичности крайне широкое, и даже после его воплощения в образе Европейского Союза до сих пор сложно точно определить, что оно обозначает на практике. Но позиционирование Европейским Союзом самого себя, как единого актора ярко проявляется на примере оказания помощи отсталым регионам, таким как Африканский рог (Бурунди, Джибути, Кения, Руанда, Сомали, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан), и позволяет выявить наиболее характерные черты, скрывающиеся за обозначением «европейский», что и является целью данной статьи.
Африканский рог по многим параметрам является одним из самых неблагополучных регионов в мире: постоянная угроза засухи, очаги опасных тропических заболеваний, дефицит чистой питьевой воды, а в Сомали и острая нестабильность политической ситуации. Улучшение положения в данном регионе непосредственно связано с интересами безопасности ЕС, поэтому ни у кого не возникает вопроса о том, почему Африканскому рогу нужно помогать. И, таким образом, реализуемая здесь политика помощи способна продемонстрировать нам целостность европейской идентичности в действии, ведь Европейский Союз является одним из крупнейших доноров в данном регионе. Аксиоматично то, что тот, кто помогает, всегда, так или иначе, старается продвинуть свои собственные ценности, которые по его убеждению, и являются залогом его лидирующего положения. Проводя в Африканском роге политику, ключевым понятием которой является устойчивое развитие, Европейский Союз показывает нам, прежде всего, свое видение проблемы, что и является отражением его сущности. Под устойчивым развитием Европейский Союз понимает способность страны или региона с минимальными потерями переносить различные потрясения и быстро восстанавливаться после них [1]. Примечательно то, что наиболее активная фаза развития европейской интеграции совпадает с новым этапом взаимодействия между Европой и странами Африки и все подписанные документы, начиная с 2000 г. содержат в себе все главные элементы европейской идентичности.
Помощь в целях развития заключается в укреплении мира, стабильности и процветания в регионе посредством строительства надежной и подотчетной политической структуры, через содействие разрешению конфликтов, превентивные меры, смягчающие угрозу безопасности, содействие экономическому росту и поддержку регионального экономического сотрудничества. Еще в начале 1990-х гг. Европейский Союз взял на себя обязательства по оказанию помощи неблагополучным странам, которая на данный момент по объему может быть сравнима только с помощью Организации Объединенных Наций. А в декабре 2005 г. Европейским советом была принята новая стратегия ЕС в отношении стран Африки [2], в которой Европейский Союз заявил даже о своей готовности взять на себя ведущую роль в реализации устойчивого социального, экономического и политического развития данного региона, что является «общей задачей и общим долгом» [3]. Так, летом 2011 г. ЕС незамедлительно отреагировал на гуманитарный кризис Африканского рога, выделив на его разрешение более 720 млн. евро, что составило примерно треть от общей международной помощи в этом регионе. При этом Организацией Объединенных Наций было выделено около 2,5 млрд. евро [4].
Прочная база для политического диалога была заложена еще на первом саммите ЕС и Африки, прошедшем в апреле 2000 г. в Каире, когда был разработан план действий в таких важных областях, как региональная интеграция в Африке, вовлечение Африки в мировую экономику, соблюдение прав человека и демократических принципов, миростроительство и устойчивое развитие [5]. Уже 23 июня 2000 г. в Котону между членами Европейского сообщества и странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ) было подписан договор, пришедший на смену устаревшей Четвертой Ломейской конвенции [6] и обозначивший новые цели и принципы сотрудничества. Главными принципами, на основе которых должно осуществляться сотрудничество между сторонами, согласно Соглашению Котону, стали равенство, основанное на взаимном уважении интересов, партнерство, заключающееся в развитии политического и экономического сотрудничества и уважение суверенности государств, не позволяющее навязывать решения извне. Принципиально важно то, что Соглашение было сосредоточено не столько на экономических отношениях, как это было ранее, сколько на устойчивом развитии региона в целом [7].
Обеспечение независимости внутриполитической деятельности государств лежит в основе всех аспектов взаимоотношений между ЕС и странами Африки. Это означает поддержку существующих институтов и государственных инициатив, а не создание и финансирование Европейским сообществом собственных, независимых программ, осуществляемых вопреки местному правительству. Революционным можно считать изменение, касающееся статуса неправительственных акторов: впервые было признано, что гражданское общество тоже может играть существенную роль в развитии государств, в связи с чем его права и возможности в рамках сотрудничества были существенно расширены. Отступление от традиции взаимодействия исключительно между центральными органами власти полностью соответствует политике помощи в целях развития: соглашение Котону подразумевает всеобщее участие в построении лучшего будущего. Показательно то, что в рамках Европейской комиссии существуют программы финансирования, созданные именно для неправительственных организаций [8].
В Соглашении Котону делается значительный акцент на политической составляющей, в рамках которой должны обсуждаться вопросы торговли оружием, военных расходов, борьбы с торговлей наркотиками, противодействие различным формам дискриминации. Однако несмотря на это, Союз говорит о намерении не вмешиваться непосредственно в социальную сферу, предполагая, что лучше помогать стране решать проблемы с бюджетом, что косвенно должно повлиять на улучшение и здравоохранения, и образования [9]. При этом регулярной оценке подлежит ситуация в сфере соблюдения прав человека, демократических принципов и качественного управления. Действует даже возможность санкций в случае нарушения ключевых положений, лежащих в основе Соглашения, например, прав человека, которые допускают возможность полностью приостановить действие Соглашения в отношении страны-нарушителя. Такие критерии, как разумность экономической политики, качество государственного управления и поддержка неправительственных организаций лежат в основе дифференцированного подхода в распределении помощи [10].
Подписание Соглашения Котону нашло свое отражение и в стратегических документах Европейского Союза в отношении стран Африканского рога. Так, что касается Эфиопии, в числе основных задач появилась необходимость повышения уровня финансовой транспарентности и ответственности правительства страны, хотя ранее Европейским Союзом по большей части обращалось внимание только на инфраструктуру Эфиопии и продовольственные проблемы [11].
Сотрудничество с Кенией, ранее сводившееся исключительно к продуктам сельского хозяйства, было переориентировано на помощь в проведении институциональных реформ, а также в развитии и более эффективном использовании человеческих, экономических и природных ресурсов [12].
Стоит отметить, что Сомали, не являющееся государством, подписавшим и ратифицировавшим Соглашение Котону, также получает помощь от Европейского Союза на основании этого же документа. Дело в том, что в соответствии со статьей 93.6 настоящего Соглашения помощь может быть гарантирована государствам в условиях политической нестабильности и может касаться построения государственных институтов, а также экономической и социальной поддержки особо нуждающихся слоев населения. С начала 2000-х годов особое значение было решено придать роли гражданского общества, как основному фактору устойчивого институционального строительства и эффективного государственного управления в данной стране [13].
Таким образом, с точки зрения политической стратегии европейская идентичность подразумевает:
– поощрение интеграционных процессов, но при этом строгое уважение принципов суверенности даже в условиях единых действий и целей;
– ориентирование на безопасность, компонентом которой является минимизация опасности посредством мирного воздействия на ее источники посредством сотрудничества, в результате которого выгоду получают обе стороны;
– главенствующее положение демократических принципов и прав человека;
– стремление к равному партнерству вне зависимости от того, действительно ли равны партнеры в экономическом и политическом планах;
– активное вовлечение элементов гражданского общества в политические процессы;
– всеобъемлющее сотрудничество во всех сферах, даже если целевой является только одна, что объясняется ориентацией на долгосрочные результаты.

Литература

1. ECHO Factsheets – Horn of Africa// European Commission. URL: http://ec.europa.eu/echo/files/aid/countries/factsheets/hoa_en.pdf (дата обращения: 14.10.2012).
2. The Joint Africa–EU Strategy// European union Website. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-11-351_en.htm (дата обращения: 13.11.12).
3. EU Strategy for Africa: Towards a Euro-African Pact to accelerate African’s Development// European Union Law. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0489:FIN:EN:PDF
4. Provost C. Update: Aid for the food crisis in the Horn of Africa – get the data// The Guardian. 24.10.2011. URL: http://www.guardian.co.uk/global-development/poverty-matters/2011/aug/01/drought-food-crisis-africa-data (дата обращения: 10.10.2012).
5. From a strategy for Africa to an EU-Africa strategic partnership//EU website. URL: http://europa.eu/legislation_ summaries/ development/african_caribbean_pacific_states/r13009_en.htm (дата обращения: 15.01.2013).
6. Lome IV Convention 1990–2000. Background, innovation, improvements// Archive of European Integration. URL: http://aei.pitt.edu/7561/1/31735055261238-1.pdf (дата обращения: 02.11.2012).
7. Cotonou agreement// European Commission. Development and Cooperation – Europeaid. URL: http://ec.europa.eu/europeaid/where/acp/overview/cotonou-agreement/index_en.htm (дата обращения: 10.01.2013).
8. Cotonou agreement// European Commission. Development and Cooperation – Europeaid. URL: http://ec.europa.eu/europeaid/where/acp/overview/cotonou-agreement/index_en.htm (дата обращения: 10.01.2013).
9. Ethiopia-European Community. Country Strategy Paper and Indicative Programme for the Period 2002-2007// European Commission. URL: http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/print_et_csp_en.pdf (дата обращения: 21.10.2012).
10. Cotonou agreement// European Commission. Development and Cooperation – Europeaid. URL: http://ec.europa.eu/europeaid/where/acp/overview/cotonou-agreement/index_en.htm (дата обращения: 10.01.2013).
11. Appendum 2 to the Country Strategy Paper and National Indicative Programme. European Community and Ethiopia// European Commission. URL: http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/Add2_CSP_ET_en.pdf (дата обращения: 15.12.2012).
12. Kenya-European Community. Country Strategy Paper for the Period 2002-2007// European commission. URL: http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/scanned_ke_csp_en.pdf (дата обращения: 24.11.2012).
13. European Commission Strategy for the Implementation of Special Aid to Somalia 2002–2007// European Commission. URL: http://ec.europa.eu/development/icenter/repository/print_so_csp_en.pdf (дата обращения: 08.11.2012).