Горбелева Е.А. Между Европой и Россией: дискуссии о белорусской идентичности

Данные об авторе. Горбелева Екатерина Андреевна, магистрант Алтайского госуниверситета, направление «Международные отношения», г. Барнаул. Научные интересы: имиджи, российско-белорусские отношения, политические процессы на постсоветском пространстве.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных факторов, влияющих на формирование белорусской идентичности. Анализируется современное состояние этнического сознания белорусов.
Ключевые слова: этническая идентичность, национальное самосознание, история Белоруссии, белорусская идентичность.

Между Европой и Россией: дискуссии о белорусской идентичности

В последнее время в информационном поле Белоруссии можно наблюдать столкновение двух противоположных проектов, направленных на формирование белорусской идентичности. С одной стороны, существует официальная идеология построения белорусской идентичности, акцент в которой делается на славянское происхождение белорусов, общность истории и культуры русских и белорусов. С другой стороны, все большую популярность в среде оппозиции приобретает национально-демократический проект с определением белорусов как части общеевропейской нации.
В то же время, вопрос о белорусской идентичности является особенно актуальным для государства в настоящее время, поскольку именно от формирования национальных интересов Белоруссии зависит ее внешнеполитический курс, ее ориентация в мире. Геополитический выбор в пользу Европы или России предопределит дальнейшее развитие государства как в экономическом, так и в политическом плане.
Попытки отыскать истоки современной белорусской идентичности в истории Белоруссии представляются малорезультативными ввиду своей противоречивости и неоднозначности. В современной исторической науке выделяются два направления, трактующие происхождение белорусов как этнической общности. Последователи советской школы (например, В. Носевич, М. Пилипенко) определяют происхождение белорусов исходя из принадлежности их к ветви восточного славянства, полагая, что основными протогосударствообразующими племенами явились кривичи, радимичи и дреговичи. В то же время А. Крацевич, Г. Саганович, Н. Ермолович и другие сторонники балтского происхождения белорусов указывают на значительную роль инокультурного, пришлого элемента в формировании белорусского народа и его государственности, а именно, балтского субстрата [1]. Тем не менее, в последнее время появляется ряд работ, авторы которых подходят к вопросу этнического происхождения белорусов с компромиссных позиций. Отмечается, что присутствие балтского компонента в формировании белорусского народа имело место, однако не являлось принципиально значимым фактором: развитие белорусского этноса шло в контексте развития древнерусских земель и носило общерусские черты, обеспечивавшие культурную монолитность восточнославянского, «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря [1,с. 224; 2, с.46].
Однако проблема конструирования белорусской идентичности не ограничивается обращением к собственной истории. Немаловажным компонентом в формировании национального самосознания у народа является государственная идеология. С приходом к власти в 1994 г. А.Г. Лукашенко наметилась тенденция к национализации истории, разработке уникального национального белорусского компонента в социо-культурной жизни. «Белорусскость», «тутэйшасць» становятся ключевыми моментами формирования белорусской национальной идеи и белорусской идентичности. Попытка героизации собственной истории, установление новых национальных праздников, запуск государственного социального проекта «Мы – беларусы» в 2008 г., – все эти события наглядно свидетельствуют об участии государства в процессе самоопределения народа. В то же время, данные усилия можно охарактеризовать как стремление выработать региональную идентичность Белоруссии, поскольку государственный проект «Программа комплексной модернизации Белоруссии до 2030 года» все же предполагает движение в русле общеевропейского развития: «достигнуть национальной самоидентификации белорусского народа как полноправной европейской нации, преодолеть «местечковость» и провинциализм» [3]. Кроме того, можно говорить об эволюции государственной политики в отношении разработки белорусской идентичности: долгое время сама Белоруссия позиционировалась как бывшая советская республика, частично сохранившая социалистический уклад и советские традиции. В настоящее время, несмотря на значительный сегмент советского прошлого в историческом сознании белорусов (около 50% материала в белорусских учебниках по истории для высших учебных заведений отводится на советский период) [4], официальные власти Белоруссии выстраивают образ Белоруссии как европейской страны, а сами белорусы относят себя к европейцам [5].
Тем не менее, необходимо отметить, что феномен белорусской идентичности во многом определяют глубинные исторические и геополитические причины. Геополитическое положение Белоруссии, находящейся на пересечении двух миров – западного и восточного – обусловило специфику белорусской культуры и белорусского менталитета, способного усваивать отдельные черты европейской и российской культур. Отсутствие титульной нации на территории Белоруссии, на землях которой существовало полиэтничное население, состоящее из представителей евреев, русских, поляков, литовцев, татар и других народов, а также длительное противостояние двух государств в борьбе за белорусские территории – Русского и Литовского, – все это способствовало формированию у белорусов амбивалентности этнического самосознания. Так, например, можно говорить о том, что в период с XIV в. до 90-х гг. XVIII в. по отношению к православным белорусам роль «врага» исполняло Великое княжество Литовское. В следующий период, когда белорусские земли вошли в состав Российской Империи, таковым стало царское правительство России. Политика царского правительства, проводившаяся в отношении Белоруссии в период с 90-х гг. XIX в. до 1917 г., вызывала недовольство белорусских крестьян, надеявшихся на улучшение своего положения, и воспринималась ими лишь как «перемена хозяина». Национальные волнения в Западно-Русском крае и Польше в 1830–1831 гг., в 1863 г. спровоцировали реакционную политику в отношении этих территорий, в результате чего была существенно ограничена их автономия. В российском обществе национальные волнения расценивались как сепаратистские тенденции, государственная измена.
Необходимость консолидации и общность единой исторической судьбы белорусского народа были осознаны сравнительно поздно, лишь в середине XIX в. В то же время, новый этап в развитии белорусской идентичности связан с осознанием необходимости построения собственного независимого государственного образования. Это происходило на фоне революционных событий в России, гражданской и Первой мировой войны.
Таким образом, опустошение и разорение белорусских земель в результате военных действий на территориях современной Белоруссии на протяжении длительного времени (монголо-татарское нашествие, русско-польские войны, Первая мировая война и т.д.), отсутствие территориальной целостности, необходимой для формирования и развития цивилизационной общности, процессы ассимиляции, – все эти факторы не способствовали складыванию у белорусов национального самосознания, представлений о своей цивилизационной идентичности.
Подводя итог, отметим, что белорусская идентичность в настоящее время находится на стадии формирования. В то же время, существование феномена амбивалентности этнического самосознания белорусов (ощущение причастности к процессам, происходящим в Европе, ориентирование на них с одной стороны, но восприятие себя через общую историческую память с Россией, определение себя через традиционную славянскую культуру с другой стороны), дает возможность для формирования особого варианта белорусской идентичности, отвечающего национальным интересам государства и сохранению своей самобытности и уникальности, сочетающего в себе локальную и региональную идентичности.

Литература

1. Козляков В. Основные тенденции историографии в постсоветский период // Российские и славянские исследования : науч. сб. Вып. 4 / редкол.: А.П. Сальков, О.А. Яновский (отв. редакторы) [и др.]. Минск, 2009. С. 221–232.
2. Павлючук В. Этногенез белорусов и белорусская идеология: социологический взгляд // Социальные исследования. 2008. № 4. С. 45–50.
3. Павловец Ю. Белорусская национальная идея: миф или реальность? URL: http://rusedin.ru/2012/11/09/belorusskaya-nacionalnaya-ideya-–-mif-ili-realnost
4. Горбелева Е.А. Восприятие советского периода в современном белорусском обществе // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции (18–20 апреля 2012 г.) / науч.ред. В.П. Румянцев. Томск, 2012. Вып.8. С. 187–191.
5. Багашов Е. Белорусы как этнос: национальный вопрос в свете суверенитета страны // Беларуская думка. 2013. № 3. URL: http://beldumka.belta.by/ru/issues?num_ID=70