Данные об авторе. Роженко Татьяна Сергеевна, студентка 4 курса факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Научные интересы: история международных отношений.
Аннотация. Интеграция мигрантов в принимающее общество может проводиться разными путями. Один из наиболее важных – это включение вновь прибывших людей в систему образования. Данная статья посвящена проблемам, с которыми сталкиваются турецкие мигранты в процессе получения образования и с путями их решения немецким правительством.
Интеграция турецких мигрантов в немецкое общество через систему образования Германии
В условиях процесса глобализации мир находится в постоянном межкультурном взаимодействии. Современный человек является свидетелем и субъектом непрерывного диалога культур. Особенно ярко этот процесс проявляется в европейских странах, где взаимодействуют культуры многих народов по всему миру.
Уже более полувека современная Германия знакома с проблемой привлечения иностранной рабочей силы. Каждый день в стране происходит взаимодействие турецкой диаспоры с коренным населением. И не всегда это взаимодействие дает положительный результат. Поэтому проблема интеграции очень актуальна в ФРГ.
Сегодня на территории Германии проживают свыше 4 миллионов лиц турецкого происхождения, из них более полутора миллионов являются подданными Турции [1].
Одним из важнейших факторов, влияющих на интеграцию мигрантов, является система образования, благодаря которой можно повысить уровень жизни и степень взаимодействия с коренным населением.
Турецкая диаспора преодолела множество препятствий на пути к получению образования: непризнание принимающим обществом, языковой барьер, отказ в помощи иностранцам со стороны государственных органов и др.
Безусловно, одной из главных целей системы образования является обучение турецких мигрантов немецкому языку. «Образование – это ключ к успешной интеграции, – убеждена правительственная уполномоченная по делам мигрантов Мария Бёмер (Maria B?hmer). — А ведь первоклассник, не владеющий в достаточной степени немецким языком, не понимает, что говорит учительница»[2].
Для решения проблемы еще прежнее правительство Германии разработало общенациональный интеграционный план, поставив во главу угла именно образование.
Стоит отметить, что посещение школы в Германии обязательно, а детского сада – по желанию родителей. А такое желание в семьях с мигрантским фоном выражено вдвое слабее, чем в коренных немецких. Только шесть процентов малышей из мигрантских семей в возрасте от года до трех ходят в детский сад. Чуть больше их доля в возрасте от трех до шести, но все равно это намного меньше, чем настоящих немецких малышей. На это обращает внимание и Мария Бёмер. Ее беспокоит, что когда речь идет о дошкольных учреждениях, то «наблюдается такой существенный разрыв в их посещении детьми немецких родителей и из семей мигрантов»[2]. Учитывая это обстоятельство, в Берлине, например, были введены обязательные «вступительные» языковые экзамены не только для детсадовских, но и вообще для всех детей.
На наш взгляд, эта проблема существует из-за жизненного уклада и религии турецких мигрантов. Для Турции характерен традиционный уклад семьи, основанный на вероисповедании. Так, старшие следят за младшими, и дошкольное образование ребенок может получить в семье, где ему также объяснят основы ислама. А так как чаше всего жены, сестры и матери турецких мигрантов были привезены в Германию из Турции, и сами не знают ни слова по-немецки, то навряд ли они смогут научить языку младшее поколение.
Не все дети иммигрантов получили и школьное образование, хотя национальное законодательство ФРГ дает такую возможность. К примеру, в середине 1980-х гг. в ФРГ 20% детей школьного возраста не посещали школу [3, с. 36].
По словам Марии Бёмер, подростки-выходцы из семей мигрантов оказываются в менее выгодном положении в системе среднего образования. Они гораздо чаще, чем дети из немецких семей оказываются в основной школе (Hauptschule), лишаясь тем самым возможности получить высшее образование. Кроме того, дети мигрантов в два раза чаще покидают школу, не получив аттестата, чем их сверстники-немцы [4].
Шансы турецких детей добиться успеха в жизни, карьерного роста значительно ниже, чем у коренного населения. Сегодня в Германии активно развивается турецкая элита, но путь ее представителей к тем высотам, которых многие достигли, был тернист. Биография Сефика Альпа Бахадира служит тому ярким примером.
Положительным примером может служить Кенан Онен. Выходец из малообразованной турецкой семьи, ныне 44-летний кандидат наук и политолог Кенан Онен, возглавляет начатый во Франкфурте-на Майне при одном из крупных немецких частных фондов Hertie проект «Старт» по поддержке молодых иммигрантов. Его школьная жизнь типична для многих детей иностранцев: помощи ждать не от кого, предметы даются труднее, чем одноклассникам-немцам. Даже в гимназию Кенан записался без ведома родителей, которые понятия не имели о том, как устроена немецкая школьная система. Сегодняшние подопечные Онена – стипендиаты программы «Старт» – метят выше: они хотят стать известными врачами, менеджерами, учеными. Проект «Старт» открывает иностранным школьникам дорогу в мир высшего образования, академической карьеры и руководящих должностей. Поощряются талантливые и трудолюбивые, с хорошими оценками и активные в общественной жизни учащиеся: 100 евро в месяц, компьютер с выходом в Интернет и различные семинары [5].
С турецкой стороны по этой проблеме активно дискутирует Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции. В 2011 году он выступил с предвыборной речью перед гражданами Турции, проживающими в Германии, в которой заявил: «Я хочу, чтобы каждый из вас знал немецкий язык, получал хорошее образование, был представлен на всех уровнях в Германии — в администрации, политике, гражданском обществе». Ранее, в 2008 году, выступая в Кёльне перед двумя десятками тысяч этнических турок, на встрече с немецкими политиками заявил о необходимости открывать в Германии турецкие школы и университеты, преподавательский состав которых был бы из Турции. Немецкие политики расценили высказывания Р.Т. Эрдогана как прямое вмешательство во внутренние дела ФРГ [6].
Важным аспектом в системе образования турецкой диаспоры в Германии является влияние конфессионального фактора на обучение. Безусловно, религиозные ценности в жизни переселенцев из Турции играют значительную роль. В противовес существовавшей в странах Западной Европы системе школьного образования с середины 1970-х гг. стали создаваться так называемые школы (или курсы) Корана для турецких детей. В ФРГ они получили наибольшее распространение. Финансовая поддержка школ осуществлялась, в частности, некоторыми нефтедобывающими странами, в первую очередь Саудовской Аравией. Курсы были в полном ведении имамов, которые выступали скорее духовными наставниками, чем педагогами. Дети изучали исламские традиции, заучивали наизусть отрывки из Корана. Часто представления о мире, система культурных и духовных ценностей, приобретенных в этих школах, противоречили не только знаниям, полученным в европейской школе, но и имели реакционную направленность [7, с. 36].
Школы Корана существуют в Германии и сегодня. И дети родителей, не добившихся высокого положения в немецком обществе, часто идут в эти заведения искать там взаимопонимания. Представители третьего поколения мигрантов особо яро исповедуют ислам, часто попадая под влияние консервативных сил. Немецкие учителя жалуются, что даже ученики начальных школ стали поститься в рамадан. 97% мусульманских родителей изъявляют желание введения предмета «религия» и преподавания основ ислама в учебный план, причем 86% из них предпочитают, чтобы в разработке планов участвовали представители мечетей и исламских культурных объединений [8].
Касаясь данной проблемы, следует отметить, что есть и другая сторона медали. В последние годы в некоторых немецких школах появился моббинг – форма психологического насилия, которой подвергаются дети из коренных немецких семей своими сверстниками мусульманского происхождения. Особенно часто это происходит в классах, в которых немцы остались в меньшинстве.
Средства массовой информации цитируют и высказывание министра по делам семьи ФРГ Кристины Шрёдер (Kristina Schr?der) о том, что школьники подвергаются оскорбительным словесным атакам за свое немецкое происхождение, а это, по словам министра, – проявление одной из форм расизма. Шрёдер добавила, что такие сцены нередко можно наблюдать не только в школах, но и в общественном транспорте. Газета «Bild» и телеканал ARD сообщили о фактах издевательств над немецкими детьми и их избиениях в некоторых школах Германии, где коренные немцы оказались в меньшинстве [4].
Подводя итог, следует отметить, что определенные успехи все же были достигнуты. Те турки, которые достигли высокого положения в немецком обществе, смогли ассимилироваться и интегрироваться в новую культуру. Но все же сегодня многие турки стремятся воспитывать своих детей в религиозных традициях, оберегать их от неприемлемых с точки зрения религии особенностей учебного процесса в местных школах или от несогласуемых с культурно-религиозной идентичностью ребенка моментов местной светской культуры. Это, безусловно, влияет на систему образования, ведь при работе с иностранцами необходимо учитывать их национальные особенности и не забывать о культурных традициях страны пребывания.
С другой стороны, те турки, которые смогли добиться успехов и получить высшее образование, в последнее время остаются невостребованными на рынке труда в Германии, и некоторые из них возвращаются на родину.
Литература
1. Статистические данные по миграции. URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesellschaftStaat/Bevoelkerung/MigrationIntegration/MigrationIntegration.html
2. Жолквер Н. Выучить немецкий, не забыв родной язык. URL: http://www.dw.de/выучить-немецкий-не-забыв-родной-язык/a-4852194-1
3. The social situation of migrant workers and their families // Migrant Workers. New York, 1986. № 2.
4. Ровольт А. Моббинг в школах Германии: повод — отсутствие акцента. URL: http://www.dw.de/моббинг-в-школах-германии-повод-отсутствие-акцента/a-6126009-1
5. Германии нужна иностранная элита // Deutsche welle. 24.10.2004. URL: http://www.dw.de/германии-нужна-иностранная-элита/a-1374271
6. Жолквер Н. Турецкий премьер вел в Германии предвыборную агитацию. URL: http://www.dw.de/турецкий-премьер-вел-в-германии-предвыборную-агитацию/a-14879481-1
7. Ксендзык Н. Н. Турецкая трудовая иммиграция в странах Западной Европы (70–80-е гг.) // АН УССР. Ин-т социальных и экономических проблем зарубежных стран. Киев, 1991.
8. Aus dem Islamarchiv. URL: http://www.islamarchiw.de