Кирилина А.С. Европейская идентичность немцев

Данные об авторе. Кирилина Анна Сергеевна, студентка 2 курса факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Научные интересы: иммиграция в Европейский Союз и в Германию.

Аннотация. По мнению автора, европейская идентичность становится все более и более характерной для немцев. Они чувствуют себя европейцами, которые имеют историческую связь со всеми странами ЕС и не имеют желания национально отделяться от остального европейского мира, так как они не все признают национальную идентичность в масштабах всей страны, а только в рамках своей земли. Хотя правительство и предпринимает шаги для сохранения национальной идентичности, ссылаясь на то, что национальная идентичность – ядро имиджа государства, и что она позволяет стране приобрести конкурентные преимущества, а значит, занять более выгодные позиции на мировой арене, все понимают, что объединенная Европа – гораздо сильнее, а эти меры всего лишь условны.

Европейская идентичность немцев

В 1973 г. тогда еще девять стран-членов Европейского сообщества впервые заговорили о «европейской идентичности». Европейской идентичностью можно считать коллективное сознание Европы, состоящее из многих народов, переплетенных между собой культурно и исторически. Общая цель в момент создания ЕС – не допустить повторения ужасов Второй мировой войны – очень сильно повлияла на признание многими странами европейской идентичности в той или иной степени. Структура нации, которая очень сильно укоренилась в подсознании, на самом деле почти устарела. Многие считают, что необходимо развивать, наряду или вместо национальной идентичности, также европейскую идентичность. Все европейские страны имеют тесные связи с Европой. Вместе они строят сильное европейское общество с общими ценностями. Мирное совместное сосуществование европейских стран также является важнейшим экспортным продуктом, который Европа предлагает в глобальном мире [1].
За пределами Европы, особенно в Америке, жителей любой страны Европы называют европейцами. Но есть мнение, что в самом Европейском союзе гражданам отдельных стран гораздо важнее их национальная идентичность. Даже сегодня многие немцы, итальянцы или французы не осознают, что они одно целое – европейцы [2]. Я бы хотела остановиться на немцах и разобраться, считают ли они себя уже европейцами или же национальная идентичность для них главнее?
Немцы легко могут ответить на вопрос о своей национальной идентичности, но при этом долго раздумывают, когда их спрашивают о том, осознают ли они себя европейцами. В Германии, в отличие от Великобритании, готовы принять европейскую идентичность, но считают при этом, что континентальная Европа должна быть максимально германской. За последние десятилетия после объединения Германии произошло смещение акцентов в национальном самосознании. С одной стороны, правительство культивирует чувства национальной идентичности. Так, например, суть знаменитой кампании «Ты – Германия», реализованной на федеральном уровне, заключалась в том, чтобы донести до немцев следующую мысль: каждый житель страны – есть представитель ценностей западной демократии. Каждый немец – это не только часть Германии, это и есть Германия. С другой стороны, происходит усиление регионализма. Регионализм можно считать неотъемлемой частью политической культуры Германии, долгое время существовавшей в виде множества отдельных княжеств. Сегодня федеральные земли являются важнейшими факторами немецкой внутренней политики. Национальная идентичность зачастую ограничивается региональной идентичностью. Немцы любят свое отечество, уважают традиции, чтут культуру и историю, но многие немцы не считают себя немцами, а скорее европейцами. Подобный кризис национального единства можно объяснять на основании исторических факторов: позднее объединение немецких княжеств в единое государство, послевоенная денацификация, а также существование одной нации в рамках двух государств.
Современная Германия до сих пор борется с устранением последствий разделения на два государства. Несмотря на политическое объединение страны, за период раздельного существования у ФРГ и ГДР появились свои культурные особенности: так, можно говорить о различной политической культуре, о различиях духовных ценностей. Различия в понимании сущности культуры и восприятии германской истории между объединившимися в 1990 г. частями Германии являются одним из наиболее значимых факторов, препятствующих созданию однородной культурно-цивилизационной среды на всей территории современной ФРГ. Формально-юридическое единство не означает автоматически культурного и цивилизационного единства даже среди тех, кто одинаково называет себя немцами [1].
Стоит также отметить, что слово «национализм» имеет негативный оттенок в Германии, с трудом можно найти какого-либо политика на федеральном уровне в Германии, который боролся бы за национальную идентичность или в целом за немецкую культуру. Из-за мрачного прошлого Третьего рейха, Второй мировой войны и холокоста, ориентация на национализм – как бы под табу. Поэтому в Германии нет министра культуры, как в России, в Германии существует только государственный министр, который рассматривает вопросы культуры. На федеральном уровне нет настолько «патриотичной» защиты культуры, как, например, во Франции, США. Немецкие консерваторы часто призывают к более национальному подходу, но на федеральном уровне нет четкой позиции по этому вопросу. Конечно, есть немецкие песни, стихи, книги и другие ценные для культуры вещи, но нет абсолютно никакой официальной политики по поддержанию и сохранению культуры. Скорее гражданское общество, газеты, отдельные люди хотят самостоятельно сохранить так называемую «немецкую идентичность», но различными способами [2].
Также на идентичность людей влияет иммиграция. В Германии проблема иммиграции особенно острая: поколения турок и вьетнамцев, бывших гастарбайтеров, формируют общество в Германии. Таким образом, Германия превращается в открытое общество во всем, во многих вопросах немцы, конечно, все еще консервативны (экономически и политически), но их консервативность исчезла в культурных и общественных вопросах за последние два десятилетия. Конечно, мнения различаются, но даже политики недавно признали, что ислам – это часть Германии.
Есть ситуации, в которых немцы думают и чувствуют себя больше немцами, чем европейцами, но такие ситуации связаны, например, со спортом, скажем, с футболом, национальными катастрофами, как допустим, затопление некоторых районов Германии. Идею однородной культуры «немцев» широко распространяют в школах и в университетах. Однако во многих политических вопросах немцы предпочитают думать как европейцы, по крайней мере, по трем причинам: первая – глобальное культурное направление идет на Запад, и среди молодежи такие моральные и культурные ценности, как глобальная дружба и путешествия, являются «обычными вещами». Таким образом, национальная точка зрения слишком узка, ограничена и провинциальна. Во-вторых, сейчас очень популярно глобальное распространение демократии и нового способа легитимности парламента. Одна из основных проблем внутри ЕС это то, что у Европейского парламента нет легитимной репутации, как у национального парламента, но получив более общее европейское гражданство, сильный европейский парламент необходим и неизбежен в будущем. Поэтому немцы все еще верят немецкому Бундестагу, так как голосуют прямо за него, но они также и за европейский парламент. То есть в политике немцы думают по-европейски. В- третьих, немцы считают себя европейцами на 99%, с точки зрения геополитики и международных отношений, так как они считают, что только объединенная, сильная Европа займет важную позицию среди глобальных сил США и Китая и других появляющихся сил, таких как Бразилия, Индия, Россия. Для успешной реализации политики по энергоресурсам, политики безопасности и экономики только у европейского игрока есть возможности и ресурсы для того, чтобы стать конкурентом мировым силам [3].
Вопрос формирования немецкой национальной идентичности является острой внутриполитической проблемой для современного немецкого общества. Немцы гордятся тем, что они европейцы, демократы, что они принадлежат к тому или иному кружку, союзу и т.д. Но принадлежность к немецкой нации вызывает смятение, они чувствуют привязанность к Родине, но речь идет о патриотизме не в национальном масштабе, а в масштабах конкретной федеративной земли, в масштабе всей страны; они считают себя немцами только когда болеют за сборную по футболу. Надо отметить, что сегодня принимаются осторожные усилия по культивированию немецкой идентичности [1].
Очень важно, рассматривая вопрос об идентичности, понять, к какой идентичности относит себя молодежь, поскольку молодые люди – это будущее страны, и от их мнения оно зависит. Было проведено исследование «Молодежь и европейская идентичность» среди Германии, Великобритании, Австрии, Испании и Словакии. По результатам этого опроса немецкая молодежь считает:
1. В Германии существует тесная связь с Европой.
В отличие от молодежи в Великобритании, Австрии, Испании и Словакии молодежь Германии ассоциирует себя с Европой больше всего. Примерно две трети немцев чувствуют, что сильно связаны с Европой.
2. Национальная и европейская идентичность в Германии сосуществуют. Национальное сознание молодых немцев выражено лишь немного больше, чем европейская идентичность.
3. Европа = ЕС.
Европейский союз для половины немцев – это самое важное, с чем у них ассоциируется Европа. Явно меньше молодежь ассоциирует с Европой ценности и традиции или географическое положение. Только 13% немцев считают общую валюту евро более важной ассоциацией с Европой по сравнению с ЕС.
4. Европейская идентичность способствует толерантности.
Чем сильнее связь с Европой, тем больше люди разного происхождения становятся терпимы и дружелюбнее друг к другу.
5. Большинство немцев считают, что членство Германии в ЕС имеет положительное влияние, как на страну, так и на отдельные регионы, а также на жизнь людей. Лишь 10% немцев уверены в обратном.
6. Европа предлагает большой карьерный рост и развитие в профессиональном плане. 22% молодежи в Германии хотели бы жить и работать заграницей в Европе.
7. Заинтересованность в объединении Европы относительно мала. Хотя молодежь в Германии позитивно относится к Европе, однако конкретные политические интересы молодежи в Европе незначительны. Например, когда разговор идет о темах образования, работы, равноправия, бедности, терроризма и т.д., европейская интеграция – на последнем месте.
8. Согласие на участие в европейских выборах.
9. Молодые немцы участвуют как в выборах в федеральный парламент, так и европейский парламент.
10. Для европейской идентичности образование играет не последнюю роль. В школах тема ЕС в Германии является второстепенной, только 20% немцев изучают институты, законы и политику ЕС в школе в большом объеме. Образование – важный фактор в развитии европейской идентичности: те, кто знают иностранные языки, имеет высшие образование с международной направленностью, чаще общается с друзьями на политические темы, больше чувствует себя европейцем, нежели просто немцем.
11. Международный опыт способствует европейской идентичности. Немцы, которые жили долгое время за границей или имеют там хороших друзей другой национальности, ассоциируют себя больше с Европой, чем с Германией [5].
В ZEIT-ONLINE был проведен интересный опрос о том, что думают европейцы об идее объединенных штатов Европы. Идею объединенных штатов Европы 35% немцев считают хорошей, 43% – ее отрицают. Министр по вопросам труда Урсула фон дер Лейерн в интервью «Spiegel» сказала» «Моя цель – объединенные штаты Европы – по примеру федеральных земель Швейцарии, Германии или США». На эту же тему опросили жителей Великобритании и Франции. Модель объединенных штатов Европы отрицают 64% опрошенных в Великобритании. Во Франции большинство выступает за эту модель: 44% – за модель объединенных штатов в Европе, и 35% сказали нет этой модели будущего.
Однако жители трех стран согласились в вопросе о том, что вопросы финансовой, налоговой и экономической политики останутся в компетенции стран-членов. В Германии половина опрошенных считает необходимым сохранить независимость в вопросах финансов, налогов и экономики, в Великобритании так считают около 80% опрошенных. Даже во Франции больше половины опрошенных хотели бы оставить эти вопросы в национальном ведомстве [4].
Таким образом, мы считаем, что европейская идентичность становится все более и более характерной для немцев, они чувствуют себя европейцами, которые имеют историческую связь со всеми странами ЕС и не имеют желания национально отделяться от остального европейского мира, так как они не все признают национальную идентичность в масштабах всей страны, а только в рамках своей земли. Хотя правительство и предпринимает шаги для сохранения национальной идентичности, ссылаясь на то, что национальная идентичность – ядро имиджа государства, и что она позволяет стране приобрести конкурентные преимущества, а значит, занять более выгодные позиции на мировой арене, все понимают, что объединенная Европа – гораздо сильнее, а эти меры всего лишь условны [3].

Литература

1. Немецкий вопрос и проблема формирования национальной идентичности // Мир и политика.URL: http://mir-politika.ru/2594-nemeckiy-vopros-i-problema-formirovaniya-nemeckoy-nacionalnoy-identichnosti.html (дата обращения: 25. 03. 2013)
2. Die Idee der Nation ist veraltet // Zeit Online. URL: http://www.zeit.de/politik/2011-10/leserartikel-nation-identitaet (дата обращения: 28. 03. 2013)
3. Was macht die Identit?t Europas aus? // Deutsche Welle. URL: http://www.dw.de/was-macht-die-identit%C3%A4t-europas-aus/a-6487653 (дата обращения: 25. 03. 2013)
4. Vereinigte Staaten von Europa? Deutsche gespalten // Zeit Online. URL: http://www.zeit.de/politik/2011-09/umfrage-vereinigte-staaten-von-europa (дата обращения: 17. 05. 2013)
5. Junge Deutsche zwischen nationaler und europ?ischer Identit?t // idw – Informationdienst Wissenschaft. URL: http://idw-online.de/de/news67634 (дата обращения: 10. 06. 2013)