Дериглазова Л.В. Деятельность Европейского союза по формированию европейской идентичности

Данные об авторе. Дериглазова Лариса Валериевна, д.и.н., профессор, профессор им. Жана Монне, профессор кафедры мировой политики, Томский государственный университет. Сфера научных интересов: европейская интеграция, проблемы войны и мира.

Аннотация. В статье рассматривается соотношение европейской идентичности и идентичности ЕС; анализируются цели и содержание действий институтов ЕС по формированию европейской идентичности, а также причины осмысленной и активной политики в данном направлении.

Деятельность Европейского союза по формированию европейской идентичности

Прежде чем обратиться к заявленной теме, необходимо сказать о том, что сама постановка проблемы основана на конструктивистском подходе в понимании европейской идентичности. Этот тезис отражает тот факт, что институты ЕС рассматривают процесс формирования европейской идентичности как важное направление современной политики ЕС для успешного решения вопросов интеграции. Осознанное отношение к созданию европейского единства отражено в одном из наиболее часто цитируемых документов, речи Роберта Шумана 9 мая 1950 г., в которой было сказано, что «единая Европа не может быть создана внезапно, в один момент, или согласно какому-либо единственному плану. Она будет построена благодаря конкретным достижениям, которые впервые создадут фактическое единство».
Европейская идентичность носит по определению наднациональный характер и включает в себя самые разнообразные проявления принадлежности к Европе. Понятие европейской идентичности лежит в основе целого ряда региональных объединений – Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейского союза, которые образуют политическую архитектуру Европы. Европейская идентичность в контексте европейских региональных организаций – это не только то, кем осознают себя жители стран, входящих географически в Европу, а также и то, кем бы они хотели себя ощущать и к какому сообществу хотели бы принадлежать. Чувство принадлежности к Европе не только отражает реально существующее соответствие внутреннего пространства разных стран некому общему «европейскому образцу», но и является стремлением различных стран к сближению с «идеальной Европой» в результате вхождения в организационные европейские структуры. Эта закономерность особенно ясно проявилась в период расширения этих организаций после окончания холодной войны.
Европейская идентичность, как и другие виды идентичностей, включает в себя представления о своеобразии собственного внутреннего пространства, а также о тех существенных различиях, которые отличают Европу от остального мира. Рассматривая проблему европейской идентичности, неизбежно возникает вопрос: «Можно ли выделить какое-либо отличие идентичности Европейского союза по сравнению с просто «европейской идентичностью»?
Как отмечают многие исследователи, европейская идентичность является сплавом двух противоречивым подходов – культурно-социального и политического и, следовательно, отличие европейской идентичности от идентичности ЕС сопоставимо с отличием культурной и гражданской идентичностей и заключается в различии культурно-социологического и политико-правового понимания принадлежности и проистекающей из нее идентичности. Эта противоречивость проявляется в деятельности институтов ЕС по формированию чувства европейской идентичности, во взглядах граждан ЕС и населения стран-кандидатов в ЕС на то, что значит «быть европейцем».
Концептуально трудно найти различия между декларируемыми ценностями, которые провозглашает Европейский союз и другие европейские организации. Важными составляющими европейской идентичности и ЕС-идентичности являются определенные представления о политическом устройстве (демократия и защита прав человека); экономическом (рыночная экономика и свобода предпринимательства); в области социальных отношений (принципы социальной солидарности и сплоченности), во внешней политике (отсутствие вооруженных конфликтов между европейскими странами).
Главное различие между принадлежностью к Европе и принадлежностью к ЕС заключается в возможности формализовать последнюю. Принадлежность к ЕС является более узким признаком, который определяется не посредством чувствования, а посредством вхождения конкретных стран в эту организацию и теми правовыми и практическими последствиями, которые вытекают из этой принадлежности.
Развитие Европейского союза довольно долго строилось в соответствии с логикой экономического и политического целеполагания, и европейская идентичность воспринималась как некая данность, которая существует и способствует достижению поставленных политических и экономических задач. Существование такого представления облегчалось наличием «железного занавеса» и возможностью формировать идентичность на противопоставлении. Однако политические изменения в Европе заставили по-новому взглянуть на содержание общеевропейского проекта, его цели, задачи и принципы объединения.
Именно после подписания Маастрихтского договора в 1992 г. и принятия принципиального решения о возможности вхождения стран Центральной и Восточной Европы в Европейский союз на Копенгагенском саммите в июне 1993 г. намечается изменение в сторону более осмысленной и целенаправленной деятельности ЕС по формированию европейской идентичности, как важного элемента единого политического и ценностного пространства. Главным мотивом такой деятельности явилось изменение внешней среды ЕС и растущая гетерогенность внутреннего пространства.
Целью деятельности институтов ЕС в данном направлении является стремление создать единую политическую общность и, таким образом, легитимировать существование такой политической сущности, как ЕС. Это также стремление получить одобрение действий высших органов власти со стороны жителей стран ЕС и решить таким образом проблему демократического дефицита.
Формирование идентичности ЕС является попыткой совместить без противопоставления и соподчинения национальную и наднациональную идентичность граждан ЕС, выделяя важные объединяющие элементы идентичностей. Наряду с идеей минимального вмешательства институтов ЕС в деятельность национальных правительств, развивается правовая база формирования общего гражданства ЕС. Так, в 2000 г. в рамках саммита в Ницце была принята Хартия основополагающих прав граждан ЕС, которая вошла в Лиссабонский договор 2007 г. Попытки ЕС создать единую наднациональную правовую базу взаимоотношений между гражданами стран-членов ЕС и институтами ЕС можно интерпретировать как действия, направленные на формирование гражданской нации и соответствующей ей идентичности ЕС.
Как полагают специалисты, идентичность формируется как результат социального взаимодействия, которое часто отсутствует в случае ЕС. Взаимодействие европейцев происходит в большей степени в рамках национального государства, что и определяет характер их самоидентификации. Как показывают исследования, большую лояльность ЕС демонстрируют так называемые евробюрократы, то есть люди находящиеся на службе в институтах ЕС, а также более молодые европейцы, на которых направлено особое внимание институтов ЕС.
Деятельность институтов ЕС в 1990-е и 2000-е гг. была направлена на создание активного поля символического взаимодействия между гражданами европейских стран, популяризацию и распространение знаний о конкретных положительных действиях ЕС, которые оказывают влияние на жизнь европейцев. Одним из примеров является популяризация общеевропейских символов: флага, гимна, дня Европы. Объединяющим символом, которым ежедневно пользуются европейцы, стало введение в оборот единой европейской валюты – евро – в 2002 г. К конкретным формам символического взаимодействия европейцев и институтов ЕС можно относить действие Шенгенской зоны безвизового передвижения, введение единого образца медицинской карты, водительского удостоверения, Болонский процесс и специальные программы, финансируемые ЕС для сохранения объектов культурного наследия, музеев, студенческой мобильности, развития науки. Особое место занимает развитие курсов по истории и современному положению ЕС, реализуемые через программы Темпус, Жана Монне.
В 1993 г. был создан общеевропейский канал «Евроньюс», который вещает в разных форматах на 11 языках. Целью канала был ответ на «потребность упрочения новой наднациональной самоидентификации народов континента с ростом влияния Европейского союза»[1]. В рамках канала есть несколько специальных программ, которые предоставляют возможность прямого обращения европейцев для обсуждения спорных вопросов европейской интеграции: «Ты говоришь» (Utalk), «Я говорю» (Italk), «Ты вправе» (Righton) и «Поколение Y» (Generation Y).
Хотелось бы привести две цитаты из программы «Utalk», посвященных вопросу о европейской идентичности и деятельности ЕС, которые отражают позицию исследователей и официальных лиц и подтверждают тезисы, высказанные ранее в статье.
В программе от 15 августа 2012 г. молодая француженка задала следующbй вопрос: «Сейчас много говорят о европейском самосознании. Нам предлагается чувствовать себя сначала европейцем, а уже потом, к примеру, французом. Так вот, что понимается под европейским самосознанием?» Отвечая на этот вопрос, профессор Паскаль Делвит из Свободного университета Брюсселя сказал, что в ЕС «немало поклонников идеи формирования европейского самосознания, эта идея пропагандируется как на общесоюзном уровне, так и на уровне отдельных стран», однако это не означает, что «принадлежность к Большой Европе должна затмить национальный паспорт». Делвит отметил, что должно существовать параллельное восприятие себя европейцем и гражданином отдельной страны, отдельного региона, подобно США, и подчеркнул важность статуса европейского гражданина. Он также сослался на примеры общеевропейской символики, которые закрепляют идею принадлежности к ЕС, этому многокомпонентному образованию (флаг, гимн, евро, шенгенское пространство, попытка создать некую социальную модель европейского гражданина) [2].
На вопрос греческого студента: «Как можно мотивировать молодых, с тем чтобы они встали на позиции европейской солидарности, единого европейского взгляда?» – ответила Вивьен Рединг, вице-президент Европейской комиссии. По мнению В. Рединг, расширению знаний о Европе среди молодых европейцев должна помочь программа студенческого обмена «Эразмус», которая формирует эмоциональное, положительное восприятие европейского единства. Она также привела пример проекта «культурная столица Европы», которой станет город Салоники в Греции в 2014 г. По словам Рединг, это «станет прекрасным стимулом для тех, кто следит за культурной жизнью Европы, приехать в Салоники, познакомиться с этим прекрасным древним городом. Еще раз ощутить, что такое Европа во всем ее культурном, языковом многообразии» [3].
Таким образом, в основе идентичности ЕС лежит идея «размытой государственности» с опорой на гражданство ЕС, а культурные, этнические и языковые особенности народов, населяющих Европу, должны создать «этническую и культурную мозаику» или «единство в разнообразии». Деятельность ЕС по формированию идентичности ЕС направлена на сочетание элементов культурно-социальной и политической, гражданской идентичности для расширения поля символического взаимодействия европейцев и институтов ЕС и повышения его «присутствия» в повседневной жизни европейцев.

Литература

1. Euronews. URL: http://www.euronews.com
2. Европа солидарной молодежи: что может помочь? / Utalk. 31.05.2013. URL:
http://ru.euronews.com/2013/05/31/building-a-common-european-vision
3. Европейское самосознание сродни американскому / Utalk. 15.08.2012. URL: http://ru.euronews.com/2012/08/15/european-citizenship-the-death-of-nations