Вервекина Е.А. Французский регион в рамках ЕС

Данные об авторе. Вервекина Елена Андреевна, выпускница АлтГУ, бакалавр международных отношений. Научные интересы: имидж Алтайского края, сотрудничество с Францией; международные отношения на Ближнем Востоке; проблемы европейской идентичности.

Аннотация. Проанализировав международную деятельность французского региона Франш-Конте, автор приходит к выводу, что активность региона на международной арене никоим образом не противоречит идее европейской идентичности. Скорее наоборот, регион, налаживая свои международные связи, позиционирует себя как член ЕС. Это придает ему дополнительный вес, улучшает имидж, а также не мешает существовать в рамках ЕС.

Французский регион в рамках ЕС

Европейский союз как политическое и территориальное образование сегодня испытывает некоторые трудности. Многие проблемы не только влекут за собой негативные последствия, но и дают мощный импульс к развитию новых явлений. Кризис внутри союза, экономический и политический, создает все условия для проявления тенденций к большему обособлению стран-участников. Это обособление принимает новые формы, а зачастую является простым стремлением к самостоятельности. Особенно сильно проявляется желание более независимо осуществлять международную политику. В связи с этим возникает некое противоречие между основополагающей идеей европейской идентичности и желанием быть более самостоятельным участником ЕС. В целом, политика Евросоюза направлена на то, чтобы разноуровневые идентичности были совместимыми, а европейская политическая интеграция не угрожала растворением национальных идентичностей. В ней речь идет о Европе в ее разнообразии (этнокультурном, лингвоконфессиональном, политико-экономическом) [1]. На примере одного французского региона мы рассмотрим его место в ЕС, степень его правосубъектности, а также современное значение идеи европейской идентичности для региона.
Страны-члены ЕС, являясь в большинстве сторонниками глубокой интеграции, налаживают и международные связи. Будучи субъектом международного публичного права, Европейский союз, в целом, имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров [2]. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмерке и Группе двадцати. Также и страны-члены ЕС активно развивают свою международную деятельность, представители местных и региональных образований стремятся пополнить число новых акторов дипломатии и добиться статуса субъекта международных отношений. Сейчас данное явление вызывает множество дискуссий, так как долгое время функция обеспечения международных связей принадлежала центральным правительствам. Инициатива отдельных регионов ставит вопрос о правомочности их деятельности. Более того, важно проанализировать, будет ли эта инициатива противопоставляться идее европейской идентичности? Могут ли гармонично сосуществовать общность культуры, исторического прошлого, экономическая взаимосвязь, как элементы европейской идентичности, с идеей большей самостоятельности?
Рассмотрим общие положения, а также французский регион Франш-Конте, как субъект международного права и международной деятельности. В 2007 г. Европейская комиссия подготовила Белую книгу [3]о надлежащем управлении. Ее положения предусматривают проведение консультаций с регионами по поводу ряда инициатив, подразумевающих заключение трехсторонних соглашений (государство – ЕС – регионы), когда регионы участвуют в этих соглашениях на равных правах с государством. Законодательно оформлена возможность для региональных и местных властей самостоятельно или путем уведомления входить в прямой контакт с регионами других стран для установления межрегиональных отношений (и не только трансграничных).
Деятельности территориальных общин во Франции посвящена глава 12 Конституции, в которой отмечается, что к территориальным общинам Франции относятся такие территориальные образования, как коммуны, департаменты и регионы, а также общины с особым статусом и общины « d’outre-mer », т.е. такие, которые находятся за пределами страны [4]. Полномочия региона во Франции, как территориального образования, были определены в 1980 г. в законе о децентрализации территориального управления. В целом же, сфера деятельности региона широка, но в то же время она четко очерчена и определена рядом нормативных актов, в частности, законами от 1982 и 1995 гг. Так, в статье 59 закона от 1982 г. отмечается, что «региональный совет имеет полномочия относительно экономического, социального, медицинского, научного и культурного развития региона и планирования территорий» [5].
Французский регион Франш-Конте, в рамках данных полномочий, осуществляет международную и межрегиональную деятельность. Франш-Конте – историческая область Франции. Территория охватывает департаменты Ду, Юра, Верхнюю Сона, территорию Бельфор. Главный город – Безансон [6]. Активно развиваются отношения с Россией, а особенно с одним из его территориальных образований – Алтайским краем. Экономическое и природное сходство двух регионов, значительные совместные вложения в сотрудничество, активное участие делегаций в крупных мероприятиях создает прочный фундамент для реализации взаимовыгодных проектов. Проявление международной правосубъектности проявляется в подписании ряда соглашений: в 2005 г. состоялось подписание первого Протокола намерений о сотрудничестве в молочной отрасли. В 2007 г. между Администрацией Алтайского края и Региональным советом Франш-Конте было пописано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Традиционным стало участие региона Франш-Конте в Международном фестивале «Праздник сыра», специализированном конгрессе «Молочная промышленность Сибири» и крупнейшей агропромышленной выставке «Алтайская Нива» [7].
Мы можем заметить, что наличие прочных связей французского региона с Алтайским краем, характеризует его как активного субъекта международной деятельности. По факту заключения договоров, соглашений мы можем констатировать, что французский регион в рамках ЕС имеет достаточные полномочия для осуществления своей международной деятельности. Также можно отметить, что сотрудничество не затрагивает вопросов безопасности или территорий, требующих больших полномочий, принадлежащих главам правительств. Диалог идет преимущественно по вопросам взаимодействия культур, обмена опытом, экономических инноваций. Таким образом, французский регион в рамках своих полномочий вправе осуществлять свою международную деятельность, развивать ее, действуя гармонично и с пользой для всего Европейского союза в целом и для внутреннего развития.
Активность региона на международной арене никаким образом не противоречит идее европейской идентичности. Скорее наоборот, регион, налаживая свои международные связи, позиционирует себя как член ЕС. Это придает ему дополнительный вес, улучшает имидж, а также не мешает существовать в рамках ЕС.

Литература

1. Полтораков А.Ю. «Европейская идентичность» как фактор региональной безопасности. URL: http://image of-russia.livejournal.com/69697.html
2. Sari A. The Conclusion of International Agreements by the European Union in the Context of the ESDP // International and Comparative Law Quarterly. Social Science Electronic Publishing, 2008. Vol. 57. P. 53–86.
3. Глоссарий терминов Европейского союза. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/belarus/documents/more_info/glossary.pdf
4. Constitution de la France du 4 octobre 1958. Memento des institutitons politiques fran?aises. Emmanuel Vital-Durand; 5e ?dition, Hachette Livre, 2007. P. 134–156.
5. Сode g?n?ral des collectivit?s territoriales (Общий Кодекс территориальных общин). URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070633&dateTexte=20100318
6. Франш-Конте // Электронный словарь АКАДЕМИК. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/145878/Франш-Конте
7. Сотрудничество Алтайского края с Французской Республикой. URL: http://www.altairegion22.ru/territory/foreign_ec/franc.php