Веревкина В.В. Об этнической идентичности российских немцев

Данные об авторе. Веревкина Валентина Владимировна, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы: история российских немцев, проблемы этнической идентичности, образ страны и региона.

Аннотация. Автор исследует такое базовое понятие как идентичность применительно к этносу российских немцев, а именно, к той его части, которая проживает на территории Российской Федерации дисперсно. Освещаются позиции ученых и общественных деятелей по вопросу идентификации этноса, выявлены различные типы идентичности, приписываемые данному этносу в современной литературе. Представлены результаты опроса, проведенного с целью выяснения механизмов самоидентификации российских немцев.

Об этнической идентичности российских немцев

По теме идентичности российских немцев проводится множество исследований. Однако при анализе публикаций и монографий, посвященных данному вопросу, выявляется неравноценная степень изученности различных сторон процесса этноидентификации. К примеру, вопросы истории и религии различных групп немецкого населения в России подробно описаны в работах Я. Дитца [1, с. 120], Л. Малиновского [2] и др. Анализу образцов традиционной национальной культуры немцев Поволжья посвящены многочисленные исследования Е.А. Арндт [3], в то время как В.Г. Диц [4], Г.Г. Вормсбехер [5] и В.Ф. Баумгертнер [6] большее внимание уделяют проблемам поиска путей внутриэтнической консолидации, объединения усилий общественных организаций российских немцев с целью национального возрождения. С другой стороны, несмотря на то что только по уже опубликованным в Германии и России работам пишутся отдельные библиографические исследования, больший интерес, как правило, вызывает положение российских немцев по приезде в Германию, в то время как проблеме идентичности российских немцев, оставшихся в России, уделяется, по нашему мнению, недостаточное внимание, а уже проведенные исследования (таких авторов, как, например, А.В. Громыко [7], В.Ф. Дизендорф [8]) носят историографический характер.
Цель исследования – выявление специфических черт процесса самоидентификации российских немцев, проживающих на территории РФ дисперсно, в контексте типов этнической идентичности, существующих в теории.
Выбор «целевой группы» практической части исследования, в свою очередь, обусловлен тем, что наиболее детально изучены идентификационные механизмы немцев в местах компактного поселения. Положение части этноса, составляющей население обычных городов и сел, изучается не так широко. В связи с этим предпримем попытку объединить современные тенденции процесса этноидентификации (как в теории, так и на практике) и отношение к этому вопросу обозначенной части общности российских немцев.
Итак, определяя этническую идентичность российских немцев, обратимся к типам идентичности, предлагаемым современными авторами:
1. Немецкая – тип мигранта, отсутствие этноса как такового – позиция В.Н. Шайдурова [9].
2. Русская и немецкая одновременно – концепция «промежуточного» этноса В.Г. Дица.
3. Российско-немецкая – концепция самостоятельного этноса В.Ф. Баумгертнера.
4. Русская, немецкая и российско-немецкая – учитывая случаи возвращения российских немцев в Германию – позиция Г.Г. Вормсбехера.
Не отрицая мнения исследователей, утверждающих, что в Российской Империи/СССР/СНГ российские немцы представляют собой не единую этническую общность, а группу из разных религиозных, территориальных, культурных групп, мы считаем, что при рассмотрении и сравнении российских немцев с другими этническими общностями – русскими, немцами и т.д., можно утверждать, что существует такая единая этническая общность, как российские немцы.
О самостоятельности этноса, во-первых, можно судить по фактам его истории: признание центральных властей, создание Республики Немцев Поволжья, национальных районов, округов, школ. И это не только реверанс в сторону Германии: это, действительно, признание их особых потребностей, и особых заслуг. Российские немцы переехали в Россию еще до того, как появилась собственно Германия как единое государство. Их предки переселялись как гессенцы, пруссаки, саксонцы, лотарингцы и баварцы, а не как немцы, и уже в России они слились в единую общность, точнее их выковала в одну общность история, и, в первую очередь, депортация.
Действительно, в течение двух с половиной веков из небольшой национальной группы, приглашенной из различных германских земель, на территории России сложился новый народ. Безусловно, этот народ бережно сохранял в себе то, что привезли его предки с собой в Россию – диалекты немецкого языка того времени, веру, обычаи и традиции, уклад жизни, – притом, что в самой Германии все это изменялось либо утрачивалось. Однако российские немцы, включенные в масштабные исторические процессы, проходившие в Российском государстве, приобрели и много нового в своей национальной идентичности, – того, что сделало их гораздо более близкими русскому народу, чем народу Германии. Поэтому вряд ли можно считать российских немцев диаспорой германского народа или же некоренным народом Российской Федерации.
Таким образом, наиболее обоснованной, на наш взгляд, является идентичность русско-немецкая, которую обосновывают В.Ф. Баумгертнер и Г.Г. Вормсбехер: они признают российских немцев отдельным молодым этносом, отличным от близкородственной старонемецкой нации и имеющим специфические особенности по сравнению с нацией русской. «Мы – немцы, мы граждане России» [10] – лозунг, на наш взгляд, как нельзя лучше подтверждающий особую этническую историю российских немцев. Таким образом, можно сделать вывод, что данная точка зрения присуща «авангардной» части русских немцев, которая и составляет население районов компактного проживания.
Как уже говорилось, мы попытались проанализировать механизмы самоидентификации той части общности российских немцев, которая находится за пределами территорий компактного проживания, имея при этом те же этнические корни. Как показал опыт, сложность состоит в том, что значительная часть потенциальных респондентов не задумывается ни о собственной национальной идентичности, ни о проблеме сохранения российскими немцами своей этнической индивидуальности.
Эмпирической частью исследования является ряд стандартизированных интервью, результаты которых послужили основой для выводов. Были опрошены представители в общей сложности около 70 семей потомков немецких колонистов в возрасте от 14 до 76 лет, проживающих на территории Мамонтовского района Алтайского края. Основными вопросами в беседе с респондентами были следующие:
• Задумываетесь ли Вы над определением своей национальной идентичности?
• Как Вы считаете, кто такие «российские немцы»: представители немецкой нации, представители русской нации, самостоятельный этнос?
• Собираетесь ли Вы (или собирались в прошлом) переезжать в Германию? Каково знание немецкого языка?
• Каково будущее российских немцев (Ваш прогноз)? Связано оно с Германией или с Россией/странами СНГ?
Проанализировав полученные материалы, мы пришли к ряду выводов.
Во-первых, большая часть российских немцев, проживающих дисперсно в сельской местности, относит себя либо к русской, либо к немецкой нации, причем тот или иной выбор зависит от возраста респондента. Так, молодое поколение, имеющее немецкие корни, причисляет себя к русским: аргументируется это тем, что родились они и живут на территории России, говорят по-русски и Россия – это их Родина. Объяснить это можно, в том числе, и негативными этническими стереотипами, влияния которых не избежали и российские немцы. Пожилые люди, напротив, относят себя преимущественно к немецкой нации. Аргументами являются: немецкая речь в семье, немецкие обычаи и традиции, которые живут в памяти, но, правда, не всегда соблюдаются. Именно старшие члены семьи являются обычно инициаторами «возвращения на родину». Однако, на наш взгляд, такая самоидентификация обусловлена чаще всего надеждами на более стабильную и благополучную, чем в России, жизнь в Германии, которые, как известно, оправдываются не всегда. Успешная интеграция возможна лишь при наличии ряда условий. И панацеей от проблем, связанных с этим процессом, субъективное самовосприятие переселенцев как немцев не является.
Во-вторых, несмотря на активность организаций российских немцев, значительная часть этноса, а именно сельское население за пределами немецких национальных районов, в эти процессы не вовлечена. Без сомнения, эти организации охватывают своей информационной и организационной сетью очень большую часть российских немцев и могут претендовать на формирование того или иного типа идентичности у представителей этого этноса. Таким образом, вовлечение в них способствовало бы повышению уровня и этнического самосознания российских немцев, столь необходимого для сохранения этносом своей индивидуальности, и национального самосознания российских немцев как граждан нашего многонационального государства.
Основной причиной выявленного нами «конфликта» самоидентификации разных групп российских немцев, на наш взгляд, является отсутствие целостного, единообразного видения проблемы этничности, официального определения идентичности и возможностей ее культивирования широкими массами «немецко-русского» населения. Усилия интеллектуальной элиты российских немцев в этом направлении не дали пока существенных результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что национальная идентичность российских немцев еще долго будет оставаться предметом оживленных дискуссий, и аргументированное нами мнение по данному вопросу может оспариваться на основе столь же весомых аргументов.

Литература

1. Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. М., 2000.
2. Малиновский Л.В. Немцы в России и на Алтае. Популярно-исторические очерки. Барнаул, 1995.
3. Арндт Е. А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец 19 – начало 20 вв.): пособие с методическими рекомендациями. Пермь, 1998.
4. Диц В.Г. Кто мы, российские немцы? URL.: http://www.rdinfo.ru/ soc_rd/article.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=14127
5. Доклад Баумгертнера В.Ф. на Внеочередном (объединительном) съезде ФНКА РН. URL: http://www.astrastar.ru/eiprd/articleview.aspx?id=173
6. Вормсбехер Г.Г. Поволжская республика немцев благодаря Путину? URL.: http://www.inosmi.ru/print/226182.html
7. Громыко А.В. Эволюция социально-политического движения российских немцев за сохранение этноса и национальной культуры : Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
8. Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. М., 2006.
9. Шайдуров В.Н. Российские немцы: сто лет в условиях национального конфликта. URL.: http://www.memo.ru/history/nem/Chapter2.htm
10. Манифест «Мы – немцы, мы – граждане России», опубликованный от лица Немецкого молодежного объединения и Международного союза немецкой культуры. URL.: http://www.rusdeutsch.ru