Ромашова А.Г. Миграционная политика Франции как следствие социальных противоречий

Данные об авторе. Ромашова Анастасия Георгиевна, Томский государственный университет. Научные интересы: миграционные процессы во Франции.

Аннотация. С ростом количества мигрантов Франция столкнулась с обострением внутренних проблем, таких как рост безработицы, повышение уровня преступности, столкновения на почве конфессиональных споров, утечка государственных средств на помощь мигрантам, что губительно сказывается на экономике страны. Власти Франции предпринимали множество попыток изменения миграционной ситуации без применения радикальных средств, но по истечении времени их эффективность значительно уменьшалась.

Миграционная политика Франции как следствие социальных противоречий

Международные миграции стали сегодня вызовом для идентичности многих национальных государств. Они превратились в настоящее время в важный фактор современного мирового процесса, миграции оказывают огромное влияние на состояние не только международных отношений, но и на внутренний климат самих государств.

Трудовая миграция является сейчас одной из самых распространенных форм миграции. Развитые страны привлекают рабочую силу возможностью повысить свой уровень жизни и накопить капиталы, другие же, от избытка этой силы на внутреннем рынке, поставляют ее на внешний рынок. В настоящее время наиболее крупными потребителями дешевой иностранной рабочей силы являются Канада, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Федеративная республика Германия и страны Скандинавии; ее поставщиками – страны Азии, Латинской Америки и Северной Африки [1].

Несомненно, благодаря возможности хорошего заработка в другом государстве люди готовы покидать свои страны. Но рады ли жители принимающих стран новым соседям? В первую очередь необходимо разобраться с историей иммиграции: когда и откуда начал поступать поток рабочей силы. Рассмотрим данный вопрос на примере Франции.

Начало миграционного потока во Францию приходится на рубеж XIX – XX вв. Причиной этого явления стали демографические и экономические обстоятельства, с которыми столкнулась страна [2, с. 17]. В начале XX в. политические иммигранты стали сменяться трудовыми. Особенно велик их приток был в 1920-е годы, когда Франции потребовалось большое количество рабочей силы для восстановления экономики после Первой мировой войны. Вторая волна трудовой иммиграции, продолжающаяся до сих пор, началась в 1950-е годы, доля европейцев была гораздо меньше, чем в прошлый раз, преобладали иммигранты с других континентов, в основном из бывших французских колоний, прежде всего, стран Северной Африки [3]. Это объясняется кризисом колониальной системы в середине XX в. Народы взяли курс на самоопределение, но не все страны сразу же смогли из колоний превратиться в успешные самостоятельные государства. Так, из Алжира после длительной кровопролитной войны с Францией 1954–1962 гг. эмигрировали харки (алжирцы, принимавшие участие в боевых действиях на стороне Франции) и другие недовольные новой политикой и идеологией граждане.

С середины 1970-х гг. французские власти взяли курс на сокращение числа иностранцев в стране. Возобновление «вида на жительство» было поставлено в зависимость от состояния занятости иммигранта. Был введен запрет на въезд во Францию членам семей рабочих, нанимающихся сроком до 3-х лет [4, с. 47]. Усложнились условия поступления выходцев из бывших колоний Франции в ВУЗы бывшей метрополии. Франция, у которой на Африку тогда было ориентировано свыше 20% внешней торговли, и которая имела на континенте как минимум 12 млрд. долл. прямых капиталовложений и более 1400 филиалов национальных компаний, стремилась не допустить ослабления своих позиций в Африке, но уменьшить количество иммигрантов из этого региона. Распределение иммигрантов по стране рождения по данным 2009 г. представлено в табл. 1.

Таблица 1 – Распределение иммигрантов по стране рождения, 2009 г. [5]

Место рождения

Количество иммигрантов

в %

тыс. чел.

Европа 37,7

2050

Европейский союз 33,5

1818

Испания 4,6

252

Италия 5,7

311

Португалия 10,8

585

Великобритания 2,8

151

Другие страны Европейского союза 9,5

518

Другие страны Европы 4,3

232

Африка 42,7

2317

Алжир 13,3

722

Марокко 12,2

664

Тунис 4,4

236

Другие страны Африки 12,8

695

Азия 14,2

773

Турция 4,5

242

Камбоджа, Лаос, Вьетнам 3,0

162

Другие страны Азии 6,8

369

Америка и Океания 5,4

292

Итого 100

5433

Несмотря на желание властей сократить приток иммигрантов, к настоящему времени доля мигрантов от общей численности населения Франции составляет 8,7%. При этом согласно исследованиям Национального института статистики и экономических исследований (INSEE) местом рождения преобладающего числа иммигрантов во Франции является Африка – 42,7% на 2009 г. 13,3% населения Франции – выходцы из Алжира, 12,2% – из Марокко.
Наличие столь значительного количества иммигрантов оказало серьезное влияние на французское общество. Рост расистских настроений, проявление ксенофобии вошли в обыденную жизнь еще в период экономического кризиса 1960–70-х гг. [2, с. 35; 6, с. 56]. Антииммигрантские настроения во французском обществе заметно усилились в 1990–2000-е гг. В первую очередь это связано со снижением уровня жизни в стране в связи с уменьшением фонда социальной защиты для самих французов за счет выдачи пособий безработным иммигрантам. Также у французов вызывает беспокойство рост преступности среди мигрантов из стран Африки – рэкет, грабежи и другие криминальные действия, переросшие в массовые поджоги в 2005–2007 гг., определяют этнический состав тюремных заключенных, среди которых 70% – арабы [7, с. 13]. Контроль над мигрантами осложняется их проживанием в пригородных гетто, где преобладает молодежная безработица среди общей, уровень которой достигает 20–30% [8, с. 3]. У жителей Франции с каждым годом растет этническое недовольство распространением ислама, который вышел на позиции второй религии по числу приверженцев, хотя и не является исторически сложившимся религиозным меньшинством Франции. В то же время прослеживается тенденция увеличения количества межконфессиональных браков с мусульманами [1].
Мнение народа разделилось. По мнению Французской коммунистической партии «иммиграция является фантастической возможностью для принимающей страны, поскольку это доказательство того, что страна еще является привлекательной». А Народный фронт, напротив, утверждает, что иммиграция во Францию – это часть «глобального движения бедного Юга на Север», и ее необходимо регламентировать. Они предлагают отменить двойное гражданство, восстановить пограничный контроль в Шенгенской зоне, установить более жесткие ограничения на иммиграцию [9].
Последние годы в миграционной политике Франции происходит много изменений. Остановимся на итогах заседания национального управления по иммиграции и интеграции конца 2012 г. Глава МВД Франции Мануэль Вальс по итогам заседания заявил о существенных изменениях в миграционной политике страны. Государство значительно сокращает финансовую помощь иммигрантам. Так, с 1 марта 2013 г. пособия французским иммигрантам уменьшаются на 83%. Сокращаются суммы возмещения иммигрантам, которые добровольно хотят вернуться на родину. Если раньше государство выдавало на эти цели каждому совершеннолетнему 300 евро, а несовершеннолетнему – 100, то с марта 2013 г. эти суммы уменьшаются соответственно до 50 и 30 евро [10].
Одним из основных положений новых миграционных правил Франции является сокращение пособий по безработице. Новые правила существенно ударят по мигрантам, которые не желают приносить реальную помощь, а лишь существуют за счет налогоплательщиков Франции. В настоящее время иммигранты из стран Европейского союза получают пособие в размере 2000 евро на взрослого и 1000 евро – на ребенка. Согласно изменениям, по словам Вальс, эти выплаты сокращаются до 500 и 200 евро соответственно. В противном случае траты французской казны на содержание мигрантов будут и далее больно бить по экономике Франции [10].
Для регулирования миграционных процессов во Франции была создана многоступенчатая система государственных учреждений и органов. В настоящее время основными правительственными органами, которые занимаются вопросами международной миграции, являются [11]:
• Министерство по социальным делам, труду и солидарности включает в себя следующие организации и службы, занимающиеся проблемами мигрантов: ADRI, FASILD, OFII, SSAE, ASSFAM, DPM;
• Министерство внутренних дел, включающее в себя Управление по гражданским свободам и Центральное управление пограничной полиции, которое входит в структуру Генерального управления Национальной полиции. Управление пограничной полиции контролирует миграционные потоки и борется с нелегальной миграцией;
• Министерство иностранных дел, отстаивающее интересы французских граждан за границей и иностранных граждан во Франции. В нем разрабатывается государственная политика в сфере визового режима и передвижения иностранных граждан на территории Франции;
• Министерство юстиции включает в себя Управление по гражданским делам и печати, которое наряду с другими Министерствами разделяет ответственность по вопросам предоставления гражданства.
В ходе написания данной работы удалось выяснить, что во многом благодаря французским захватническим устремлениям XVI–XX вв., огромному желанию обладать крупной колониальной империей Франция столкнулась с переизбытком иммигрантов во второй половине XX в. Именно во Францию направился большой поток жителей приобретших независимость колоний, по причине нестабильного политического режима и слабой экономики в своих странах. С ростом количества мигрантов страна столкнулась с обострением внутренних проблем, таких как рост безработицы, повышение уровня преступности, столкновения на почве конфессиональных споров, утечка государственных средств на помощь мигрантам, что губительно сказывается на экономике страны. Власти Франции предпринимали множество попыток изменения миграционной ситуации без применения радикальных средств, но по истечении времени их эффективность значительно уменьшалась. Новые миграционные правила Франции существенно изменят ситуацию в стране, а когда и каким образом, будет ясно несколько позже.

Литература

1. Морозов Д.Ю. Североафриканская иммиграция во Франции. URL: http://www.etnograf.ru/node/168 (дата обращения: 3.03.2013 г.).
2. Синяткин И.В. Североафриканская иммиграция во Франции: Социокультурный и конфессиональный аспекты: дис… канд. ист. наук. М., 2002.
3. Боргулев М. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России // Русский архипелаг. URL: http://www.archipelag.ru/geoculture/new_ident/geocultwold/resume1 (дата обращения: 28.03.2013).
4. Кукушкин П.В. Положение эмигрантов из стран Магриба во Франции: социально-политические проблемы в человеческом измерении // Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки. М., 1992.
5. R?partition des immigr?s par pays de naissance / Institut national de la statistique et des ?tudes ?conomiques. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=immigrespaysnais (дата обращения: 5.03.2013).
6. Павлуцкая Э.Ф. Формирование североафриканской трудовой миграции // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. 1997. Вып. 4. С. 51–59.
7. Зотов Г. Увидеть Париж и сгореть // Аргументы и факты. 2006. № 44. С. 13.
8. Савицкий Д. Население, вынесенное за скобки городов // Новая газета. 2005. №83. С. 3.
9. Immigration en France / Wikip?dia, l’encyclop?die libre. URL: http://fr.wikipedia.org/wiki/Immigration_en_France#Avant_la_Seconde_Guerre_mondiale (дата обращения: 15.04.2013).
10. Василенков С. Франция снимет со своей шеи мигрантов / Правда.Ру: Аналитика и новости. URL: http://www.pravda.ru/world/europe/european/27-12-2012/1140302-france-1 (дата обращения: 12.05.2013).
11. Денисенко М. Франция. Организационное устройство миграционной политики / М. Денисенко, О. Хараева, О. Чудиновских / Русский архипелаг. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/org_ustroistvo/France (дата обращения: 18.05.2013).