Сдельников В.А. Роль ультраправых сил в формировании европейской идентичности

Данные об авторе. Сдельников Виталий Андреевич, студент 4 курса Алтайского государственного университета, исторического факультета, специальности «международные отношения». Сфера интересов: пропагандистские войны периода холодной войны, идеологическое противостояние, роль пропаганды в жизни общества.

Аннотация. Данная статья раскрывает причины роста влияния праворадикальных сил на национальном уровне, а также показывает взгляд праворадикальных сил на проблему формирования общеевропейской идентичности. Она освещает роль, которую играют праворадикальные силы в формировании общеевропейской идентичности.

Роль ультраправых сил в формировании европейской идентичности

«Крайне правые» или «ультраправые» – термин, который используется для обозначения политической группы, разделяющей крайне правые взгляды. Крайне правые политики обычно поддерживают принцип супремасизма – убеждения, что превосходство одних индивидов и групп и неполноценность других являются врождённой и объективной реальностью, что ведёт за собой полный отказ от концепции социального равенства как нормы. Также ультраправые движения характеризуются отрицанием Холокоста, оправданием фашистского режима в Германии [1, с. 29–43]. Причина, по которой нами было решено рассмотреть проблему роли ультраправых сил в формировании европейской идентичности, заключается в том, что на данный момент ультраправые партии стали во многих ведущих европейских государствах той силой, с которой стоит считаться и в долгосрочной перспективе могут начать играть более важную роль в европейском политическом дискурсе.
После Второй мировой войны различные попытки возрождения праворадикальных партий пресекались на корню, но уже в начале 50-х – первой половине 60-х гг. стали формироваться зачатки ныне существующих европейских праворадикальных сил. 1970-е – начало 90-х гг. были периодом политических партий националистического толка в привычном нам виде [2, с. 7–8]. Последний период, с конца 1990-х по наше время, ознаменовался полной легализацией праворадикальных партий в таких влиятельных европейских державах, как Австрия, Италия, Голландия, где радикалы смогли посредством честных выборов войти в состав правительства и имеют устойчивый электорат. «Триумф» европейских праворадикальных движений пришелся на 1999 год, когда Австрийская Партия Свободы (АПС) победила на парламентских выборах 1999 г. – она смогла достичь результата в 27,22 % (52 места), тем самым заняв второе место и опередив одного из фаворитов политической арены Австрии – АНП [3]. Главы правительств остальных 14 стран ЕС приняли решение прекратить сотрудничество с правительством Австрии – впервые после 1945 г. в Западной Европе был нарушен негласный запрет на вступление в правительственные коалиции с партиями, имеющими имидж правоэкстремистских [4]. Через несколько месяцев главы европейских стран решили, что дальнейший бойкот непродуктивен и не выгоден для них. И де-факто согласились с тем, что праворадикальные партии могут напрямую участвовать во внешней и внутриполитической жизни страны.
Важным является и то, что после данной победы праворадикалы смогли выйти на наднациональный уровень, для них стало возможным отстаивание своих взглядов в Европарламенте, особенно – на проблему европейской идентичности. Для ЕС вопрос «европейской идентичности» в данный момент является стержневым. «Европейская идентичность важна для Европейского союза, чтобы избежать фрагментации, хаоса, военных, экономических, социальных и политических конфликтов, содействовать достижению единства, солидарности, субсидиарности, согласия и сотрудничества» [5, c. 71].
Социально-политические и экономические преобразования и интеграционные процессы, которые имели место во второй половине ХХ в., создали ту Европу, которую мы сейчас можем видеть. Но помимо положительных «моментов» национальный интеграционный процесс объективно привел к таким проблемам, как нелегальная иммиграция, внутренняя интеграция и, главное, привел к размыванию политических границ и изменению статуса, соответствующего этнокультурному социуму. В условиях наднациональной интеграции и перехода к постиндустриальному информационному обществу происходит массовая потеря ориентиров и ставится под вопрос национальная идентичность, привязанная к традиционному государственному суверенитету, в свою очередь данная интеграция не предлагает что-либо четкого взамен [6, c. 64].
Ультраправые в данной ситуации начали предлагать свою идею европейской идентичности. Они видели определение будущей европейской идентичности как идентичности этнокультурной, цивилизационной и отчасти религиозной. Фактически это ведет к воспроизведению традиционной структуры националистической мотивации, только на более высоком, наднациональном уровне. Фактором успеха также является и то, что ультраправые заимствовали ряд понятий из либерально-демократического дискурса, которые в сочетании с использованием рафинированных тезисов «новых правых» (таких как рыночная экономика, уважение наследия западной цивилизации и человеческой личности; свобода слова; самоопределение; социальная справедливость) позволили им освободиться от маргинального клейма. Они создали образ силы, которая была готова вести дискуссию на болезненные и часто неполиткорректные темы и предлагала кардинальные и «простые» решения сложных задач. Брюссель, по их представлениям, предлагает только размытое понятие идентичности, базируемой на политико-культурной и гражданской общности. Ультраправые четко указывают на действия, которые должны быть предприняты для достижения европейского единства. Фракция «Самобытность, традиция, суверенитет», которая существовала в 2007 г., была создана (по словам участников) для того, чтобы встать на защиту «христианских ценностей», «сохранять европейскую идентичность» и «национальные особенности» государств, состоящих в ЕС [2]. Но дело в том, что программные положения и политические принципы этой фракции далеко не способствуют утверждению толерантности и демократии в Европе. К счастью, фракция просуществовала всего 10 месяцев.
Также важно указать на успехи, которых добились ультраправые на национальном уровне. В Восточной Европе наиболее показательными примерами стали Венгрия и Греция. Занявшие третье место на венгерских парламентских выборах неонацисты из партии «Йоббик» (лидер – Габор Вона) пропагандируют ненависть к евреям, цыганам и вообще ко всем иностранцам и считают невозможным создать единую Европу с данными социальными группами [7; 8]. В Греции на прошедших недавно выборах неонацистская партия «Золотая заря» получила 21 мандат и впервые прошла в парламент. Партия выступает за тотальное изгнание из страны всех мигрантов, аргументируя это тем, что мигранты уничтожают греческую и общеевропейскую культуру и крадут рабочие места. Лидер этой партии Никос Михалолиакос не стесняется демонстрировать нацистские приветствия [9].
На последних выборах в Швеции антииммиграционное, правоконсервативное движение «Шведские демократы» получило 5,7 % голосов и прошло в парламент. В Финляндии на выборах весной 2010 г. ультраправые «Истинные финны» получили 19% голосов, в четыре раза увеличив размер своей фракции. Депутат парламента от данной националистической партии Хелена Эронен даже предложила ввести для иностранцев и представителей сексуальных меньшинств нарукавные повязки с опознавательными знаками [10]. В Дании ультраправые не только вошли в правительство, но и стали проводить свои законопроекты. С их подачи Дания ввела таможенный контроль на границе с Германией и приняла одно из наиболее жестких в Европе законодательств по приему мигрантов [9].
Однако наиболее опасным аналитики считают укрепление правых радикалов в странах Западной Европы. В начале мая «Партия независимости» Соединенного Королевства набрала на местных выборах в среднем 14%. В Нидерландах ультраправую нишу занимает «Партия свободы» Гирта Вилдерса [10], данная партия пропагандирует крайнюю степень исламофобии [11]. Самой же громкой победы радикалы добились во Франции. В первом туре парламентских выборов 2012 г. за радикальных кандидатов отдало голоса почти 15% проголосовавших (в 2007 г. – всего 4,5).
Сейчас ни у кого не вызывает сомнения закономерность того, что в ряде ведущих стран Европы праворадикалы стали неотъемлемым элементом политической жизни, а общая политическая дискуссия по таким злободневным вопросам, как контроль иммиграции, сместилась вправо. Праворадикальные силы смогли переродиться из подпольных, маргинальных обществ в новые респектабельные партии со стабильным электоратом. На данный момент они разобщены и представлены в Европейской партии лишь малой группой, но нельзя не заметить тенденции к их усилению, ведь экономические и социальные потрясения, с которыми сейчас столкнулась Европа, являются для данных сил катализатором роста. При сохранении данной тенденции в будущем ультраправые могут стать силой, которая, если не затормозит формирование европейской идентичности, то предложит свою конструкцию пути ее реализации на деле. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что ультраправые силы играют важную роль в формировании общеевропейской идентичности, вне зависимости от того согласны ли другие силы с этим или нет. Теперь Европа должна решить, является ли ЕС союзом идентичностей или идентичным союзом.

Литература

[1] Афанасьев М.Н. Типология идей. Правая идея. // Общественные науки и современность. 2011. №4.
[2] Гончаров И.И. Фактор праворадикальных партий в современной европейской политике: дисс … канд. полит. наук. Краснодар, 2009.
[3] Результаты парламентских выборов в Австрии. URL: http://www.bmi.gv.at/info.asp? aspxerrorpath=/cms/BMI_wahlen/nationalrat/1999/End_Gesamt.aspx
[4] Успех ультраправых в центре Европы грозит взорвать континент // Правда. 29.09.2008. URL: http://www.pravda.ru/world/europe/european/29-09-2008/285133-austria-0
[5] Берендеев М.В. «Европейская идентичность» сегодня: категория политической практики или дискурса? // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. №6. С.70–82.
[6] Шубина М.В. Современные праворадикальные националистические партии в Западной Европе: дис…. канд. полит. Наук. М., 2006. 191 с.
[7] Глобальный еврейский он-лайн центр. Венгрия выбрала «Йоббик». URL: http://www.jewish.ru/theme/world/2010/04/news994284274.php
[8] Сайт партии Йоббик. URL: http://www.jobbik.com/russian.html
[9] Пограничники возвращаются в «Шенген» // Газета.ru. 11.05.2011. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2011/05/11_a_3613697.shtml
[10] Мирзаян Г. Коричневая заря над Европой // журнал «Эксперт». URL: http://expert.ru/expert/2012/20/korichnevaya-zarya-nad-evropoj
[11] Люлько Л. Фашисты наступают на Евросоюз // Правда.ru. 10.05.2012. URL: http://www.pravda.ru/world/europe/european/10-05-2012/1114567-neonac-0
[12] В Финляндии предлагают ввести нарукавные знаки для иностранцев и вживлять им микрочипы // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/news.asp?id=240602