Данные об авторе. Гаджимурадов Мурад Тагирович, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Дагестанского государственного университета. Научные интересы: история России, история народов Кавказа, этнология, межнациональные и межконфессиональные отношения, политология, конфликтология, культурология.
Аннотация. В статье освещаются основные этапы истории миграции русского населения из внутренних районов России на Северный Кавказ на примере одной из его республик – Дагестана; выявляются причины и механизмы миграционных процессов в прошлом и в настоящее время.
История формирования русского населения Дагестана и современные миграционные процессы
История формирования русского населения Дагестана насчитывает почти пять столетий, а начало ее восходит к XVI в., периоду царствования Ивана Грозного.
В 1556 г. правительство России обратило свой взор на Западный Прикаспий, где в устье Терека была заложена пограничная крепость Терки (Терский городок) [1, с. XVII]. Терки стал быстро разрастаться благодаря постоянному притоку беглых крестьян из внутренних районов Российского государства и представителей местных народов, принимавших христианство [2, с. 38–87, 291–323].
Следующая волна миграции русского населения из Российского государства на Северный Кавказ началась в середине XVII в. Терский городок превращается в крупный населенный пункт, южный форпост России. Здесь постоянно находилось десятитысячное русское войско [3, с. 116].
Во второй половине XVII в. церковная реформа Никона и последовавшие гонения против старообрядцев вызвали стихийную миграцию на юг раскольников. Миграция усилилась и вследствие жестких мер закрепощения. Старообрядцы и беглые крепостные начинают оседать в казачьих городках, увеличивая численность военно-служилой знати.
В первой четверти XVIII в. Петр I приступил к реализации проекта по утверждению российской власти в Западном Прикаспии. Во время военного похода в регион в 1722 г. вдоль Каспия были заложены опорные пункты и укрепления, а на берегу реки Сулак построена крепость Святой Крест. Все они заселялись донскими казаками [4, с. 118].
Со второй четверти XVIII в. (1735 г.) основной русской крепостью на Северном Кавказе стал Кизляр. В целях усиления своего присутствия в регионе правительство России стало способствовать миграции на Терек русского населения из центральных районов, а также христианского населения Южного Кавказа – армян и грузин. Колонисты по левому берегу Терека образовали станицы Бороздиновская, Дубовская и Каргалинская и др. [5, с. 156].
В конце XVIII в. миграция русского населения в Северный Прикаспий усилился, что было связано с образованием Кавказской губернии (1775 г.) и всесторонней поддержкой колонистов со стороны правительства Екатерины II. Руководство Российской империи было крайне заинтересовано в колонистах в связи с начавшимся строительством Кавказской укрепленной линии, протянувшейся от Черного до Каспийского моря [6, с. 45–46].
В начале XIX в. начался новый еще более интенсивный этап формирования русского населения в Дагестане. Назначенный в 1816 г. главноуправляющим Кавказским краем генерал Ермолов приступил к строительству крепостей на стратегически важных участках между Каспийским морем и горами. На месте некоторых укреплений выросли русские поселения, основное население которых составляли отставные военные и гражданские чиновники. Русскими поселенцами были образованы дагестанские города Кизляр, Порт-Петровск (ныне Махачкала), Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск).
В конце XIX в. миграция русского крестьянского из центральных районов империи на Северный Кавказ усилилась. Причиной тому явилась целенаправленная переселенческая политика правительства, которая была заинтересована в экономическом освоении региона. Переселенцам оказывалась разносторонняя помощь – ссудная, агрономическая, ветеринарная, медицинская и т.д. [7, д. 103]. Вместе с русскими колонистами из Таврической губернии в Прикаспийские степи охотно переселялись также немцы и украинцы [8, л. 150].
Строительство Петровской ветки Владикавказской железной дороги на рубеже веков также способствовало притоку русского населения на территорию Дагестана. Колонисты оседали на многочисленных станциях и разъездах: Порт-Петровск, Хасавюрт, Шамхал, Манас, Каякент, Дербент, Белиджи и другие. Администрации предписывалось благосклонно относиться к переселенцам [9, с. 18–19].
Одним из источников увеличения русского населения Дагестана стала Столыпинская аграрная реформа, начавшаяся в 1906 г. Правительство России стало всячески способствовать выходу крестьян из общины и переселению их на окраины империи, в том числе на Северный Кавказ. Переселенцы принесли в край навыки гидромелиорации и полеводства, которые перенимались у них местным населением [10, с. 31].
Русские мигранты на рубеже XIX–XX вв. заложили основы виноградарства и садоводства Дагестанской области, а также консервной промышленности, построили бумагопрядильные и ткацкие фабрики, рыбоконсервные, винокуренные, маслобойные и другие заводы. Благодаря этому край стал втягиваться в общероссийский рынок [11, с. 17]. Для работы на этих предприятиях квалифицированную рабочую силу, за отсутствием таковой на месте, набирали во внутренних губерниях России. Так, на Порт-Петровской ветке железной дороге в начале XX в. работало 1575 этнических русских, а представителей коренных народностей Дагестана – лишь 25 рабочих [10, с. 77].
Накануне революционного 1917 г. в пределах границ современного Дагестана русских насчитывалось до 100 тыс. человек (в это число входят и военные). Население городов Порт-Петровск, Кизляр и Темир-Хан-Шура составляли преимущественно русские [12, с. 39-40]. Однако в годы Гражданской войны и иностранной интервенции 1918–1922 гг. произошел отток русского населения из пострадавших во время боев городов[13, с. 63–64]. К тому же вследствие войны и засухи в 1921 г. в Дагестане разразился голод [14, л. 17].
Очередная миграция русского населения на Северный Кавказ началась в период Новой экономической политики и в годы индустриализации 30-х гг. Москва стала оказывать целенаправленную помощь Дагестану, испытывающему острый дефицит в квалифицированных кадрах. В регион направлялись преимущественно инженеры, врачи, учителя. С 1928 по 1933 гг. в Дагестан было направлено почти 40 тыс. специалистов, в результате численность русского населения в городах Дагестана составила 69, 4 тыс. человек [15, с. 2–26]. К 1939 г. численность русского населения Дагестана достигло 195,3 тыс. человек или 19,1% от общей численности населения республики [16, л. 11]. По сравнению 1926 г. оно увеличилось в 2 раза. Доля русских в городском населении Дагестана составляла около 70% [17, с. 172].
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период наблюдались высокие темпы притока русского населения в Дагестан, что было связано с быстрым развитием в республике предприятий военно-промышленного комплекса, а также начавшимися масштабными работами по развитию системы образования в горных районах. К концу 1950-х годов численность русского населения Дагестана достигло 213,8 тыс. человек или 20,1 % всего населения республики [18].
С середины 1960-х гг. начался отток русского населения из Дагестана. В 1970 году численность русского населения в Дагестане составила 209,6 тыс. человек, что на 4184 чел. меньше, чем пятью годами раньше [19]. Отток был связан с тем, что к этому времени экстенсивные формы развития военно-промышленного комплекса в республике исчерпали себя. Выполнив задачи по повышению уровня грамотности среди местного населения, из Дагестана стали уезжать и учителя.
На протяжении 70-х годов наблюдался значительный отток русского населения из Дагестана. К 1980 г. их численность в республике составила 189,5 тыс. человек [20] (11,7% населения), что на 24 тыс. человек меньше по сравнению с десятью годами ранее.
Такие же тенденции сохранялись и в 80-годы. Численность русского населения в Дагестане к 1990 году сократилась по сравнению с 1980 годом на 23,5 тыс. и составила 165,9 тыс. человек (9,2% населения) [21]. Причины отъезда русского населения из Дагестана были те же, что и в предыдущий период.
Наибольший отток русского населения из Дагестана наблюдался в сложные 1990-е годы. По официальным данным с 1991 по 2002 гг. республику покинуло 45 тыс. русских или 27 %, и таким образом их численность сократилось до 120,9 тыс. человек или 4,7 % населения Дагестана [22].
Причин оттока русского населения из Дагестана стало ухудшение экономического положения в республике, а также резкое ухудшение криминогенной обстановки в регионе.
В начале XXI века отток русского населения из республики продолжается достаточно высокими темпами, хотя следует отметить и тот факт, что значительный отток наблюдается и представителей коренных горских народов. Согласно последним официальным данным численность русских в Дагестане с 2002 по 2010 годы сократилась на 16,9 тыс. и составила 104 тыс. человек или 3,6% населения республики [23].
Литература
1. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889.
2. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI – 30-е годы XVII века. М., 1963.
3. Эвлея Челеби. Книга путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. М., 1979. Вып. 2.
4. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII – нач. XIX в. Книга I. Махачкала, 1999.
5. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1922 по 1803 год. СПб., 1869. Ч.I.
6. Потто В.А. Кавказская война: от древнейших времен до Ермолова. Т. I. М., 2006.
7. Рук. фонд ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 103.
8. ЦГА РД. Ф. 59. Оп. 1. Д. 274.
9. Мансуров М.Х. Русские переселенцы в Дагестане (2 половина XIX — начало XX в.). Махачкала, 1994.
10. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX–XX вв. Махачкала, 1996.
11. Гаджиев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964.
12. Милованов Г.И. Рабочий класс Дагестана. Историко-экономический очерк. Махачкала, 1991.
13. Гражданская война на Северном Кавказе. Махачкала, 1982. С. 63–64
14. ЦГА РД. Ф. 117. Оп. 6. Д. 42.
15. Материалы Всесоюзной переписи населения 1926 г. по Дагестанской АССР. Махачкала, 1927. Вып. 1.
16. ЦГА РД. Ф. 22-р. Оп. 22. Д. 56.
17. Проблемы развития экономики Дагестана. Вып. XII. Махачкала, 1972.
18. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. № 597–598. 5–18 мая 2014. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_59.php?
19. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. № 597–598. 5–18 мая 2014. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_70.php?
20 Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. № 597–598. 5–18 мая 2014. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?
21. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. № 597–598. 5–18 мая 2014. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php?
22. Всероссийская перепись населения 2002 г. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17
23. Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm