Вервекина Е.А. Миграция русских в СУАР (КНР): исторические аспекты и современное состояние

Данные об авторе. Вервекина Елена Андреевна, магистрант исторического факультета Алтайского государственного университета по направлению «Международные отношения». Сфера интересов – имидж региона, международное и межрегиональное сотрудничество, сотрудничество Алтайского края и СУАР (КНР).

Аннотация. В данной статье рассматривается история миграции русских в Синьцзян, ее основные этапы. Также уделяется внимание современному положению русских в СУАР, их численности и некоторым особенностям развития. По мнению автора, улучшению положения русских в Синьцзяне может способствовать развитие сотрудничества СУАР с регионами России.

Миграция русских в СУАР (КНР): исторические аспекты и современное состояние

Одной из первостепенных задач китайское правительство считает китаизацию регионов, в которых ханьцы не являются преобладающим населением. В Синьцзяне ханьцы значительно уступают другим национальностям, их доля составляет 8 млн. чел., или 39,6% от общей численности населения [1, с. 206]. Пусть и весьма малочисленно, но русские тоже представлены в этой пестрой национальной картине СУАР, их доля составляет 0,05 населения региона.
СУАР – крупнейшая административная единица КНР. Район расположен на северо-западе страны и более известен в истории под названием Восточный Туркестан. Она занимает площадь 1,3 млн кв. км, что составляет почти шестую часть всей территории КНР, и граничит с семью странами – РФ, Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Монголией, Пакистаном и Таджикистаном [2, с. 94].
Этническая структура Синьцзяна складывалась на протяжении веков. На его территории уже с V века нашей эры преобладали тюрки. В настоящее время национальный состав населения, проживающего в этом регионе, представляют, помимо ханьцев, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, монголы, сибо, маньчжуры, солоны, дунгане, русские. Согласно официальным данным, в Синьцзяне сегодня проживают 47 национальностей, общая численность населения – 16 млн. 892 тыс. чел. Некитайские народности составляют более 60 % [3, с.126].
Для руководства Китая миграционные вопросы в СУАР представляются достаточно сложными. Уйгурские эмигранты уверены, что в КНР сознательно проводится политика, направленная на увеличение количества ханьцев в СУАР. Если в 1941 году уйгуры составляли 80% населения Синьцзяна, а ханьцы – 5%, то в 1990 году на долю первых приходилось 47%, на долю вторых – 38% [4, с. 65].
Помимо народов, перечисленных выше, определенную роль в жизни Синьцзяна играет русская диаспора, которая занимает свое положение в этом регионе и имеет свою историю и перспективы. Миграция русских в Синьцзян происходила по объективным причинам, на фоне важных исторических событий.
Первые русские появились в Китае еще в период династии Юань (1271–1368 гг.). Тогда русские уже проживали в столице государства – Таду (ныне Пекин). В книге по истории династии Юань об этом есть две записи. Тем не менее, эти русские, переселившиеся в Китай, ассимилировались в составе многонациональной Монголии [5, с. 71]. До и после лет Шуньчжи в династии Цин (1638–1661 гг.) небольшое число российских дипломатов и миссионеров, хотя и проживали в пределах Китая, не образовали национальную колонию, признанную маньчжурским правительством.
Первые документальные известия о русских в Синьцзяне относятся к 1850 г.: томские купцы сообщали о китайских христианах в Кульдже, которые утверждали, что они являются потомками русских казаков, плененных в 1685 г. Во второй половине XIX в. в Синьцзяне появились русские консульства, торговые представительства. В 1877 г. открылась первая русская каменная церковь в Кульдже. К концу XIX в. русская колония в СУАР насчитывала около 2000 человек. Основными центрами расселения русских были Кульджа, Чугучак, Суйдун и Урумчи [6, с.197].
Русские СУАР – потомки нескольких волн русской эмиграции. Первая волна переселенцев (в основном военных) прибыла в СУАР в 1871 году, когда верхнее течение Или вошло в состав Российской империи вместе с главной крепостью – городом Кульджа, населенном в большей степени уйгурами. Десять лет прямой русской власти создали некую платформу для переселения сюда в будущем нескольких групп русских эмигрантов. В 1879 году, однако, весь Илийский край по Ливадийскому договору был передан Китаю, после чего многие илийские кочевые казахи, оседлые уйгуры (около 45 тыс. чел) и дунгане (около 4,6 тыс.) переселились в русские владения (нынешний юго-восточный Казахстан и северная Киргизия), уйдя вслед за русскими войсками.
Вторая, более многочисленная волна миграции русских поселенцев была в 1917–1922 гг. и состояла из противников советской власти и их семей на территории Средней Азии. В 1917 г. в России вспыхнула Октябрьская революция, и в Китай хлынула волна массовой русской эмиграции не только в города на северо-востоке Китая и в Синьцзян, но и в другие провинции Китая. Немало жителей Алтая оказалось в годы гражданской войны и коллективизации в провинции Синьцзян Китая. Данные о численности русских эмигрантов, оказавшихся в ту пору в Китае, противоречивы. По различным сведениям, там тогда их находилось от 100 до 500 тысяч. В Синьцзяне их было от 25 до 50 тысяч. Сюда отступили довольно крупные белогвардейские, преимущественно казачьи, подразделения, которые в период Гражданской войны сражались на территории Южного Урала, Семиречья, Западной Сибири, в том числе и Алтая. Прежде всего, это – Оренбургская армия атамана Дутова, Семиреченская армия атамана Анненкова, корпус генерала Бакича, воевавшие на территории Алтая повстанческие отряды Кайгородова, Шишкина, Карманова и другие, более мелкие воинские формирования [7]. Большинство русских эмигрантов жили крайне бедно, некоторые женщины выходили замуж за китайцев, и в результате этих браков рождались метисы китайцев и русских «второй волны». После Октябрьской революции некоторые из русских предыдущих волн эмиграции, проживавших в Синьцзяне, также начали вступать в браки с китайцами.
В эти годы старообрядческие общины обосновались в Синьцзяне, где поселились те, кто бежал из России через Алтайские горы. Здесь старообрядцы обосновались, главным образом, неподалеку от городов Кульджа и Урумчи, где нашли плодородные земли. Их жизнь не отличалась от жизни соотечественников в Маньчжурии. [8].
Третья волна миграции была в 1930–1940 гг. В тридцатых годах огромное количество крестьян, в том числе семиреченские казаки, а также большое количество гражданских лиц оказалось в Синьцзяне (как и в Харбине); к концу тридцатых в регионе находилось свыше 50 000 русских эмигрантов.
Белая эмиграция активизировалась в конце 1920-х – начале 1930-х годов, что связано как с проведением насильственной коллективизации в СССР, так и ростом напряжения в самом Синьцзяне, где мусульмане добивались отделения от Китая и создания самостоятельного государства. В провинции произошли крупные выступления. В апреле 1931 года в подавлении восстания в Хамийском уезде впервые приняли участие бывшие белогвардейцы. Эти части, одновременно отличавшиеся высокой боеспособностью и склонностью к грабежам, были единственной серьезной опорой правительства Синьцзяна в борьбе с мусульманскими повстанцами.
Положение русских в СУАР заметно ухудшилось после ссоры Мао Цзэдуна с советским руководством и обострения отношений между СССР и КНР, особенно в период «культурной революции». Русские школы были закрыты, православные церкви подверглись уничтожению, а те, кто были рождены в смешанных браках, отправлены в трудовые лагеря. Семьям, состоявшим только из русских, позволили эмигрировать, чем большинство и воспользовалось. Только после смерти Мао Цзэдуна русские Синьцзяна успешно интегрировались в китайское общество: они открывали русские пекарни, магазины музыкальных инструментов, мастерские по мелкому ремонту.
Сейчас русских в СУАР осталось мало, их численность – 8700 человек. Наиболее многочисленная русская община, насчитывающая несколько сот человек, живет в Инине. Город имеет даже небольшой русский квартал: несколько семей живут за массивным забором православного кладбища.
Русские в Китае имеют 200-летнюю историю, и все они являются выходцами из России и Советского Союза. Понятие «русские» появилось в качестве обозначения одного из национальных меньшинств Китая в 1953 г., и распространялось только на Синьцзян, в других провинциях Китая такого понятия не было.
Таким образом, можно отметить, что миграция русских в Синьцзян имеет обширную историю. Поскольку миграция становилось иногда единственным выходом в условиях тяжелых исторических потрясений, приграничный Синьцзян не мог остаться незамеченным для русских переселенцев.
Современное положение русских в Синьцзяне характеризуется тем, что их численность крайне мала, перспектива для ее увеличения не предвидится. Этому есть ряд причин, в числе которых, например, отсутствие среды для развития национальных культуры и языка. Например, что касается высшего образования, то оно во всех вузах страны осуществляется с определенного времени только на китайском языке [9, с.141]. Тем не менее, улучшению положения русских в Синьцзяне может способствовать развитие сотрудничества СУАР с регионами России. Например, уже функционирует соглашение с Алтайским краем о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, которое было подписано 25 февраля 1999 года между Администрацией Алтайского края Российской Федерации и Народным Правительством СУАР КНР [10]. Для Алтайского края сотрудничество с СУАР – большой шаг на пути реализации своего международного потенциала. Между регионами на регулярной основе осуществляется обмен делегациями разного уровня. Алтайские предприниматели ежегодно, начиная с 1998 года, принимают участие в Урумчийской ярмарке.
Русские в СУАР, как устойчиво сложившаяся часть его населения, будут проживать в этом регионе в дальнейшем, а при благоприятных условиях, например при развитии сотрудничества с российскими регионами, возможно, их положение улучшится, а численность увеличится.

Литература

1. Анисимова И.В., Бармин, В.А., Лысенко Ю.А., Старцев А.В. История Синьцзяна: учебное пособие. Барнаул, 2012.
2. Желобцов Ф.Ф. События в Синьцзяне – угроза международной безопасности
в Центральной Азии // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 2. с. 94–99.
3. Афанасьева Е.А. Современный Синьцзян. Томск, 2007.
4. Миллуорд Д. Современный Синьцзян в исторической перспективе // Вестник Евразии. 2001. №4. С. 63–82.
5. Мэн Го. Миграция населения из России в Китай: исторический опыт натурализации и сохранения самобытности (конец XVII – XX веков) // Вестник «Зарубежная история». 2012. № 2. С. 71–77.
6. Попов А.В. Русская диаспора в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX–XX вв. М., 2001.
7. Комиссарова Е. Русские эмигранты в Синьцзяне // Алтайские новости. URL: http://www.ap.altairegion.ru/274-05/3.html
8. Хисамутдинов А.А. Старообрядцы: из России в Америку через Китай // Проект «Семейские – староверы Забайкалья». URL: http://www.semeyskie.ru/history_america.html
9. Клиновский В.А. Языковая политика КНР в Синьцзяне и ее роль в китайско-уйгурском конфликте // Вестник Томского государственного университета. 2012. №2 (18).
10. Информация о сотрудничестве Алтайского края и КНР // Официальный сайт управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей. URL: http://ved22.ru/cooperation/dalnoezarubej/China.php