Серов В.В. «Миграционная политика» в Византии

Данные об авторе. Серов Вадим Валентинович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Научные интересы. История Византии, финансовая политика византийских императоров.

Аннотация. Переселение народов или небольших этнических групп на чужую территорию всегда в истории цивилизаций становилось предметом особой политики. Государственная власть стремилась использовать миграции в своих интересах. В Византийской империи (364–1453 гг.) такого рода «миграционная политика» преследовала следующие цели: увеличение количества налогоплательщиков и военнообязанных, возрождение производства и (или) обмена, решение религиозных проблем; в целом – укрепление государства.

«Миграционная политика» в Византии

На протяжении своей длительной истории Византийская империя никогда не была национальным государством с этнически однородным населением. Она, как и ее предшественница, Римская империя, состояла из земель, населяемых народами различных культурных традиций и расовой принадлежности. Даже официальный язык Империи – вначале латинский, потом греческий – не был в состоянии создать прочную основу для этнической унификации. В связи с этим, возможно, византийское правительство прибегало к более сложным способам воздействия на этно-демографическую ситуацию. К таковым следует отнести и так называемую миграционную политику, точнее – целенаправленное перемещение различных этнических групп из одних областей государства в другие.
Появление такого подхода при урегулировании внутриполитических проблем относится к глубокой древности. В ранней Византии переселение варварских народов практиковал, например, Юстиниан I (527–565 гг.). После победы над вандалами он переместил часть их из Африки в Малую Азию; для успешного противодействия натиску гуннских народов этот император расселял некоторых из них на федератском праве в балканских провинциях. Несколько позже, после Готских войн, в Вифинии были размещены плененные готы, остававшиеся там, судя по сообщению Феофана, вплоть до VIII в. Наконец, император Юстиниан практиковал переселение армян с их родины в разные части империи.
К практике переселения народов обращались и преемники Юстиниана. Так, в 578 г., в правление Тиберия Константина, 10000 армян были отправлены из мест своего обитания на остров Кипр. Еще более масштабные мероприятия были проведены при императоре Маврикии (582–602 гг.), который, вероятно, имел планы коренных этнических изменений в Армении.
Наибольшие этнические перемены в раннесредневековой Византии были связаны с вторжениями и расселением на ее территории славянских племен. Поселения славян покрыли значительную часть Балканского полуострова. Избежала славянской оккупации лишь Фракия, но даже там славяне сумели создать этнические анклавы. Современная наука практически не располагает информацией относительно усилий, предпринимавшихся Византией по приведению славян под свою юрисдикцию [1, с. 5–13].
Массовое переселение славян с Балканского полуострова в Малую Азию осуществлял и Юстиниан II (685–695, 698–705 гг.). Он совершал и другие мероприятия по переселению народов [2, p. 25–27]. В 688 г. он удалил мардаитов – христиан неизвестного этнического происхождения – из горной страны Аман и поселил их в другом месте империи. Мы обнаруживаем их в X в. в Памфилии, на Пелопоннесе, на острове Кефалиния и в Эпире служащими государству в качестве моряков. В 691 г. Юстиниан переселил в область Кизика киприотов вместе с их архиепископом и другими священнослужителями; новое поселение получило название Юстинианополиса. Вскоре, однако, те киприоты возвратились на родину, а император озаботился размещением в восточной Македонии каких-то «скифов». Термин «скифы» использовался тогда византийцами для обозначения различных народов тюркского происхождения, но иногда этим словом именовались и славяне – союзники тюрок. Упомянутые здесь Феофаном скифы должны были быть скорее тюркским народом, поскольку внешняя политика Юстиниана II была направлена не на усиление, а на ослабление славян в Македонии.
В VIII столетии количество акций по переселению этнических групп заметно увеличилось. В правление Константина V (741–775 гг.) тысячи армян и сирийцев-монофизитов были захвачены византийской армией во время рейдов по областям, некогда принадлежавшим Византии, но потом оккупированным арабами, и переселены во Фракию. Этот же император в 775 г. переселил немалое количество обитателей материковой и островной Греции в обезлюдевший из-за чумных поветрий Константинополь. Наиболее же значительным его мероприятием был перевод славян с Балканского полуострова в Малую Азию. Количество переселенных славян, согласно хронике Никифора Константинопольского, составило 208000 человек. Они были размещены в долине Артана – притока Сангариса, который впадает в Черное море недалеко от Босфора. В эти места миграции совершались и при Льве IV (775–780 гг.), но вместо славян насильственному перемещению тогда подверглись сирийские яковиты, плененные византийцами в ходе военных операций в Киликии и Сирии [3, S. 128–130]. Согласно Феофану Исповеднику, почерпнувшему данные у какого-то восточного автора, число переселенных достигало 150000; часть их попала во Фракию. Несколько лет спустя, в 792 г., около тысячи воинов, вероятно, армяне, участвовавшие в мятеже, были удалены из фемы Армениак и направлены на Сицилию и другие острова.
Основной источник по истории Византии во второй половине VII – начале VIII в., Феофан, описывая правление Никифора I (802–811 гг.), говорит о десяти репрессивных мероприятиях этого императора. Первым из них был приказ переселить в Склавинии, в то время уже подчиненные Империи, христиан из каждой византийской области. Переселение в области, населенные преимущественно славянами, предполагало уравнивание количественного соотношения их с «коренными» византийцами. Феофан не называет местонахождение тех областей, но мы знаем из другого источника, что одной из них был Западный Пелопоннес.
Весьма разнообразен был этнический состав вовлеченных в миграционный процесс при императоре Михаиле I (811–813 гг.). Большинство переселяемых им подданных являлись представителями различных еретических сект и движений вроде павликиан, и император, объявивший о необходимости покончить с ересями, лучшим средством для этого признавал переселение еретиков на большие расстояния и обязательно в насыщенную православием культурную среду. По этой причине этническая принадлежность переселенцев не принималась во внимание. Немало жителей Фригии и Ликаонии, уличенных в принадлежности к павликианству, оказались в европейских областях империи, а некоторые из них обнаруживаются на острове Эгина. Известно также, что часть павликиан попала в Южную Италию, где продолжила свою еретическую пропаганду [4, p. 203].
Большинство павликиан были армянами; таким образом, императоры средневековой Византии своей миграционной деятельностью способствовали расселению армян по всему Средиземноморью. Подобная политика в отношении армян продолжалась и после подавления павликианского движения, – в X в. В 961 г. какие-то армяне мигрировали по императорскому указу на остров Крит после его отвоевания у арабов, в 988 г. Василий II (976–1025 гг.) вывел «многих армян»из восточных областей и расселил их в Македонии. О причинах этих переселений можно лишь догадываться, но они явно были не религиозными.
Византийская аннексия Армении, завершившаяся к середине XI столетия, привела к новым переселениям армян в старые и недавно приобретенные (неармянские) области Империи. Благодаря этому армяне заселили ряд пустынных земель вдоль восточной границы, подготовив создание новой фемы Ликандос. Армянские стратиоты успешно сражались с арабскими войсками, расширяя византийские владения. Общее количество перемещенных в X – первой половине XI в. из родных мест армян приближалось, по словам армянских источников, к полумиллиону [5, p. 19].
В этот же период и другие народы перемещались в различные области Византийского государства. Например, в 834 г. несколько тысяч (по оценкам разных источников, от семи до тридцати) персов под командованием Бабека и Насра переметнулись на сторону императора и присоединились к его армии, приняв крещение. В 838 г. император Феофил (829–842 гг.) распределил их по нескольким восточным фемам.
В начале X в. некий тюркский народ, впоследствии известный как вардариоты, был посажен возле реки Вардар где-то недалеко от Фессалоники. Другие тюрки издавна населяли местности возле озера Охрид в Родопских горах, хотя время и обстоятельства их поселения там не известны. Еще одно тюркское поселение существовало во Фракии с начала XI в.
В 941 г. целое арабское племя, недовольное политикой своего правительства, мигрировало из области Нисибиса в Месопотамии и обосновалось в Византии. Вновь прибывшие насчитывали 12000 всадников с их семьями, пожитками, рабами и прочим движимым имуществом. Оказавшись на византийской территории, они приняли христианство, получив взамен подобной верности земли, животных и даже предметы роскоши [6, с. 55].
В свою очередь, болгары также оказались в числе перемещаемых в Византию. Особенно известна история массового насильственного перевода болгар императором Василием II после разгрома им Первого Болгарского царства в 1025 г. Тогда тысячи болгар были расселены по византийским владениям на Балканах, причем впоследствии они часто перемещались с одного места на другое. Мы знаем, например, о болгарах, которые сначала были поселены в крепостях Фессалии, а позднее переведены в Западную Фракию. Других же перевели из Западной Македонии на Нижний Дунай, где население представляло собой невообразимую смесь народов, включая, например, печенегов. В том же XI в. пленных болгар размещали и в Малой Азии.
Вообще, Малая Азия представляется территорией наиболее масштабных миграций в раннем средневековье и включением в процесс самых экзотических народов. Примечателен факт создания в X в. на юго-западе Малоазийского полуострова колонии из представителей африканского народа мерое, враждебное отношение которых по отношению к местному населению выдавало принудительный характер их расселения. Неизвестно, что это были за мерое, но цель их поселения именно на побережье очевидна: они должны были служить в византийском флоте.
Переселение народов засвидетельствовано источниками и в более позднее время, когда Империя заметно уменьшилась в размерах, утратив важнейшие из своих владений, и потеряла значение самого важного звена международных отношений в Восточном Средиземноморье. Так, в XII в. в Македонию перемещались печенеги, сербы переселялись в Вифинию, а киликийские армяне – в Никомедию. В XIII в. правители Никейской империи приглашали для поселения неких куманов как в своих европейских, так и в азиатский владениях, – очевидно, для восполнения численности населения государства. Никейский полководец Михаил Палеолог, ставший первым императором восстановленной Византийской империи, переводил из Малой Азии в Добруджу побежденных им турок-сельджуков. Эти турки, возможно, являются прародителями современных гагаузов [7]. Примеры подобного рода можно умножить. Кроме тюркских народов, в миграциях поздневизантийского времени участвовали албанцы и «латиняне», – оставшиеся на Балканах после 1261 г. европейцы.
Таким образом, Византийское государство на всем протяжении своего существования осуществляло политику по перемещению из одного региона в другой разных народов с определенными целями. В первую очередь, миграции предназначались для поддержания или усиления боеспособности вооруженных сил империи. Переселявшиеся с этой целью племена и этносы приносили свои вооружение и тактические приемы, обогащая опыт византийцев и помогая им противостоять новому врагу. С помощью привлеченных на службу народов Империя оказалась в состоянии преодолеть тяжелейшие времена VII–VIII вв., отразить нападения на всех фронтах и переходить в наступление.
Кроме того, миграции осуществлялись по экономическим причинам. При этом экономические соображения и военные потребности государства нередко соединялись. Переселенцы не только восстанавливали слабую оборону участка имперской границы, но и способствовали процветанию прилегавшего к нему региона.
Миграции преследовали и религиозные цели. Самой непосредственной из них была цель христианизации варваров, оказавшихся по соседству с Империей или даже на территории Империи (наиболее известный пример – со славянами, колонизировавшими Балканы). Другой причиной переселения могла стать борьба с ересями, когда против еретиков, враждебных официальному православию, направлялись «чужаки» из-за рубежа или из другого региона. Так поступал, например, Никифор I, размещавший в Греции славян для борьбы с афенганами и павликианами. Не всегда такая политика приносила желаемые плоды, однако она решала проблему нехватки сил и ресурсов при проведении крупномасштабных государственных мероприятий.
Итак, Византийская империя, всегда на протяжении своей истории остававшаяся многонациональным государством, стремилась поддерживать эту свою характерную черту, делавшую ее более сильной и устойчивой на международной арене. Одним из главных обстоятельств, которые способствовали этому, были переселения народов как внутри государства, так и извне в него. При осуществлении «миграционной политики» Империя стремилась ассимилировать переселяемый народ и руководствовалась тремя объединительными факторами: православием, греческим языком и имперской традицией. Переселяемые и переселявшиеся народы должны были так или иначе принимать их и, таким образом, подчиняться византийскому правительству.

Литература

1. Денисова И.В. «Византийская Склавиния»: славяне в Греции и Малой Азии (VI–X вв.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 2012.
2. Charanis P. Ethnic Changes in the Byzantine Empire in the Seventh Century // Dumbarton Oaks Papers. №13. 1959. P. 25–44.
3. H?nigmann E. Die Ostgrenze des Byzantinischen Reiches von 363 bis 1071. Brussel, 1935.
4. Obolensky D. The Bogomiles: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Cambridge, 1948.
5. Tournebize Fr. Histoire politique et religieuse de l’Armenie. P., 1900.
6. Васильев А.А. Византия и арабы. СПб., 1900.
7. Hoppe E.M. Die tuerkischen Gagauzen-Christen // Oriens Christianus. Vol. 41. 1957. S. 125–137.