Харин А.Н. Уровни межцивилизационного взаимодействия

Данные об авторе. Харин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Кировского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Киров. Научные интересы: современная геополитическая мысль, цивилизационный фактор в геополитике, государство в условиях глобализации.

Аннотация. Автор статьи выделяет два основных уровня межцивилизационного взаимодействия. Во-первых, между двумя крупными цивилизационными блоками – мегацивилизациями (одним из наиболее значимых пространств является Индийский океан). На втором уровне взаимодействие, как правило, происходит между отдельными цивилизациями. Здесь большую роль играют пограничные регионы, а также и субцивилизации.

Уровни межцивилизационного взаимодействия

Целью статьи является анализ основных уровней межцивилизационного воздействия. Британский историк Ф. Фернандес-Арместо как-то отметил, что история цивилизаций «включает и историю установления контактов между ними». Разумеется, взаимодействие цивилизаций давно находится в поле зрения ученых. Среди наиболее значительных классических работ можно отметить фундаментальное исследование «Постижение истории» А. Дж. Тойнби, посвятившего целый том контактам цивилизаций в пространстве [1]. Появились и другие исследования в данном направлении.
Мы рассматриваем взаимодействие цивилизаций на двух уровнях. Первый – взаимоотношения между крупными цивилизационными блоками. Здесь важна роль так называемых «каналов», связей между ними, существование которых подкрепляется наличием «промежуточных территорий», играющих зачастую связующую роль. К ним относятся как большие пространства на континенте, так и океаны (в первую очередь – Индийский).
Второй уровеньвзаимодействие между отдельными цивилизациями. Здесь большую роль, помимо указанных выше феноменов, начинают играть цивилизационные границы, а также пограничные территории, в том числе и внутри отдельных цивилизаций.
Сначала обратимся к первому уровню. Говоря о взаимодействии между цивилизационными суперсистемами, мы используем категорию «мегацивилизация» [2]. В нашем понимании мегацивилизации – крупные надцивилизационные суперсистемы, основанные, в первую очередь, на общности происхождения и ценностной близости.
Существует две такие мегацивилизации: Средиземноморская и Индо-тихоокеанская, включающие в себя отдельные цивилизации [1]. С одной стороны, данные суперсистемы отчасти формировались изолировано друг от друга, однако уже с глубокой древности между ними находились разнообразные каналы коммуникации. Можно выделить несколько таких важных линий.
Ведущее место в межцивилизационной коммуникации занимает Индийский океан. До XV века он был важнейшей связующей артерией между цивилизациями, в то время как Тихий и Атлантический океаны их разделяли. Именно в бассейне Индийского океана зарождались одни из первых цивилизаций (Междуречье, Иран, Индия). Его воды бороздили, по всей видимости, и египтяне. Позднее Индийский океан связывал античный мир, затем Византию и Средневековую Европу с Индией и Китаем. Также он выступал в роли одной из связующих зон между Африкой, с одной стороны, а с другой – Индией, Китаем, миром ислама. Здесь шло распространение индуизма, буддизма, ислама. Индийскими и мусульманскими мореходами были проложены торговые пути, что потом помогло европейцам совершать свои «открытия» в данном регионе.
В наше время происходит возвращение ему статуса Срединного океана, как центра межцивилизационных коммуникаций. В отличие от него Атлантический океан – «внутреннее море» для Средиземноморской системы.
Индийский океан – место пересечения большинства цивилизаций: исламской, индийской, буддистской, конфуцианской, африканской и западной. Помимо этого, страны бассейна активно взаимодействуют с рядом других цивилизаций. Например, Индия и ЮАР через группы ИБАС и БРИКС [2] активно сотрудничают со странами ибероамериканской цивилизации, а через ту же группу БРИКС и с православной.
Может возникнуть вопрос о Тихом океане, однако он гораздо позднее выступил в роли связующего звена между двумя системами. Более того, он не играет такой важной посреднической роли между Атлантикой и Индийским океаном.
Помимо Индийского океана всегда существовали и иные средства связи. Нельзя недооценивать роль империй древности и Средневековья. Во-первых, это империя Александра Македонского и последующие эллинистические государства в Азии. Они сыграли колоссальную роль в культурном обмене и взаимосвязи между цивилизациями Востока и античности. Тойнби даже рассматривал ислам, как реакцию на эллинизм [цит. по: 3, c. 493].
Во-вторых, важную роль в контактах между мегацивилизациями сыграли империи арабов и Чингисхана. Хотя обе империи и распались, однако создали механизм взаимодействия между различными частями Евразии. Более того, благодаря арабам и монголам многие достижения того же Китая оказались на Западе и содействовали развитию данной цивилизации.
Нужно сказать, что и в наше время территории, находившиеся некогда под контролем греков, арабов, персов, тюрок (Ближний и Средний Восток, Центральная Азия) играют большую роль в коммуникационных связях между цивилизационными суперсистемами. Не случайно, например, Китай старается возродить Великий Шелковый путь, проходивший по этим землям. С.В. Хатунцев при описании данного региона ввел термин «Становой Хребет Великого Лимитрофа» [4], что можно рассматривать и как признание важности обозначенной части Евразии в межцивилизационном взаимодействии.
Одним из важнейших коммуникаторов между мегацивилизациями является Великая Степь. С глубокой древности по ее просторам кочевали народы, выступавшие в роли посредников между севером и югом, западом и востоком. Не все они создавали огромные империи, наподобие тюрок и монголов, однако их роль в деле налаживания связей между различными регионами переоценить сложно.
Следующий уровень, связанный с предыдущим – взаимодействие между отдельными цивилизациями, входящими в цивилизационные суперсистемы. Коммуникации здесь предполагают разную степень контактов: одни территории в большей степени, нежели другие, подвергаются влиянию соседей. Отсюда очень часто встает вопрос о цивилизационном пространстве и его границах. Последние, как правило, в отличие от политических, являются размытыми, что и облегчает взаимодействие, и осложняет его.
Разные регионы могут менять культурную ориентацию. Например, Восточное Средиземноморье входило долгое время в состав Римской империи, потом Византии. Однако в результате арабских завоеваний оно было утеряно для обеих христианских цивилизаций. Центральная Азия сначала преимущественно была в орбите влияния иранской цивилизации, но постепенно превратилась в арену борьбы трех миров: буддистского (Тибетская империя, хотя она и смогла распространить свое влияние только на запад Центральной Азии – часть современного Синьцзян-Уйгурского автономного района в Китае), конфуцианского и исламского (в лице Арабского халифата, а потом кочевников-тюрков).
Часть цивилизационного ареала может быть поглощена соседями. Например, греки в Малой Азии длительное время находились под властью Персидской империи, но в то же время являлись неотъемлемой частью (в культурном плане) греческой цивилизации. Также можно сказать про Синьцзян-Уйгурский автономный район и Тибет в Китае.
В связи с размытостью и динамичностью границ цивилизации встает вопрос о т.н. «пограничных территориях». Отчасти они аналогичны «промежуточным регионам» [3]. Но последние выступают в качестве Больших пространств, стягивающих мегацивилизации. Они чаще являются самостоятельными субъектами межцивилизационного взаимодействия. В свою очередь, пограничные территории, как правило, входят в состав той или иной цивилизации.
Таких регионов много в современном мире. Центральная Америка, являясь частью ибероамериканской цивилизации, испытывает сильное влияние евроатлантического мира. Восточная Африка находится под перекрестным воздействием исламской и индийской цивилизаций. В культурном плане такие регионы могут являться частью иных миров, тем самым выполняя важную коммуникативную функцию между различными цивилизациями.
Для описания подобных феноменов очень важны концепции пограничных территорий внутри цивилизаций. Одним из первых данный вопрос рассмотрел американский политолог Самуэль Хантингтон. В территориальной структуре цивилизации он выделил несколько элементов: стержневое государство; страна-участница; страна-одиночка; разделенные страны; расколотая страна [5, с. 202–210]. Фактически он разделил цивилизацию на отдельные государства, и пограничными, согласно его логике, могу быть только последние. Но так ли это? Не только государства, но и регионы внутри государств могут быть пограничными, считает другой исследователь – отечественный историк С.В. Хатунцев. Он предложил более дробную и гибкую структуру. Любая цивилизация (а также и государство, входящее в ее состав), включает четыре элемента:
1) ядро цивилизации;
2) лимб – пояс территорий, имеющий лишь некоторые – второстепенные – признаки «пограничности»;
3) лимитроф – межцивилизационные пространства;
4) лимес – культурно-географическая граница, отделяющую одну цивилизацию от другой [6; 7, с. 159; 8].
Таким образом, данная концепция предлагает методологию для анализа пограничности тех или иных регионов.
Соглашаясь с подходом С.В. Хатунцева, добавим, что пограничными являются и крупные образования внутри цивилизаций. И это не обязательно отдельные страны (о чем пишет С. Хантингтон), либо регионы внутри стран (что предполагает, отчасти, и концепция С.В. Хатунцева). Такие образования мы называем субцивилизациями [4]. В нашем понимании это составные элементы цивилизации, формирующиеся на основе ряда факторов: культурном, религиозном, территориальном, этнонациональном.
Каждая из цивилизаций включает в себя несколько подобных частей. Например, евроатлантическая цивилизация сейчас распадается на две части: англо-американскую и континентально-европейскую; исламский мир – на арабскую, иранскую, тюркскую и малайскую (мы бы к ним добавили еще и тропически-африканскую).
Внутри субцивилизаций присутствуют три основных компонента:
1) доминирующие цивилизационные ценности;
2) специфические ценности данной субцивилизации;
3) ценности, заимствованные из других культур.
Можно сказать, что каждая из субцивилизаций в какой-то степени тоже является пограничным регионом. В ней как раз отражается уровень и характер взаимодействия преобладающей в той или иной цивилизации системы ценностей с другими мирами.
Например, исламская цивилизация. Ее малайская субцивилизация активно взаимодействует с конфуцианским, индийским и буддистским мирами; тюркская – с конфуцианством, а также и с православным миром; арабская и тропически-африканская – с африканским. Количество рассматриваемых компонентов указывает на богатство самой цивилизации, дает возможность для ее дальнейшего развития и коммуникаций с другими мирами.
В то же время отдельно взятая субцивилизация неоднородна. К примеру, если брать континентально-европейскую субцивилизацию, то католический юг больше взаимодействует с Северной Африкой, а протестантский север – с Восточной Европой. Поэтому мы считаем, что для структурирования субцивилизации вполне применима схема С.В. Хатунцева: ядро-лимб-лимес-лимитроф.
Подведем итоги. Во-первых, взаимодействие между цивилизационными суперсистемами и отдельными цивилизациями имеет несколько уровней. На уровне мегацивилизаций большую роль играют большие промежуточные пространства, а также коммуникационные линии, формирующиеся с древности.
Во-вторых, подвижность цивилизационных границ ставит на повестку дня вопрос о значении пограничных регионов. Данные регионы могут быть описаны как лимитрофной теорией, так и теорией субцивилизаций.
В-третьих, большую роль в формировании пограничности цивилизации играют субцивилизации, выступающие в роли передаточного звена между доминирующей системой ценностей и чужеродными элементами.

Литература

1. Тойнби А.Дж. Исследование истории. М., 2010.
2. Харин А.Н. К типологии цивилизационных суперсистем // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1. С. 247–255.
3. Сравнительное изучение цивилизаций / Ред. Б.С. Ерасов. М., 2001.
4. Хатунцев С.В. Лимитрофы – межцивилизационные пространства Старого и Нового Света // Полис. 2011. № 2.
5. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
6. Хатунцев С.В. «Мысли вслух» о Евразийском союзе // Развитие и экономика. 2012. № 2. Март. URL: http://devec.ru/almanah/evrazijskij/602-s-hatuntsevmysli-vsluh-o-evrazijskom-sojuze.html
7. Хатунцев С.В. Вадим Цымбурский, русский геополитик // Тетради по консерватизму. 2015. № 1.
8. Хатунцев С.В. Идите все, идите… на Урал! // Политический класс. 2007. № 12. С. 28–45.


[1] К Средиземноморской мегацивилизации на данном этапе относятся такие цивилизации, как евроатлантическая (западная), православная (евразийская), исламская, ибероамериканская, африканская. К Индо-тихоокеанской мегацивилизации можно отнести индийскую, буддистскую и конфуцианскую цивилизации, а в потенциале еще и океаническую.
[2] ИБАС – группа, включающая себя Бразилию, ЮАР и Индию.
[3] Не смешивать с понятием «Промежуточный регион», введенным греко-канадским историком Д. Кицикисом. Ученый понимал под «Промежуточным регионом» цивилизацию, расположенную между Западом и Востоком.
[4] Данный термин все более активно в последнее время начинает использоваться в культурологии и, судя по всему, также и в геополитике.