Козулин В.Н. Проблема восточной границы Европы: география, идеология, культура. Часть II. «Большая Европа»

Данные об авторе. Козулин Вячеслав Николаевич, к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений АлтГУ. Сфера научных интересов: проблемы этнических образов, имагология, этническая психология, история культурных связей России и Запада.

Аннотация. Во второй части нашего исследования проблемы восточной границы Европы мы рассмотрим противоположный, расширительный подход к пониманию этой границы. Следует отметить, что в целом можно выделить три основных тенденции в трактовке восточной европейской границы: узкую (до границы России), широкую (до Урала, включая Россию) и максимально расширительную тенденцию, которую условно можно назвать идеей Большой Европы или Европы без границ (от Лиссабона до Владивостока). В свете происходящей глобализации именно последняя тенденция, несмотря на все трудности, возникающие на этом пути, представляется нам наиболее перспективной – тенденция, означающая стремление к преодолению границ и созданию максимально широкого европейского пространства, включая Россию, в котором каждый европеец будет чувствовать себя «как дома».

Проблема восточной границы Европы: география, идеология, культура
Часть II. «Большая Европа»

Против узкой тенденции в трактовке восточной границы Европы (рассмотренной в предыдущей части) резко выступили некоторые европейские ученые, утверждавшие, что именно страны Восточной Европы, расположенные между ЕС и бывшим Советским Союзом, всегда являлись самым что ни на есть «сердцем Европы» и «нигде в мире так не верят в реальность и важность европейской культурной общности», как в этих странах» [1, p. 14; ср.: 2].
Что касается территории России, то и ее, разумеется, такие исследователи включают в состав Европы. Вообще, вместо устаревшего консервативного деления на Европу и не-Европу в современной науке чаще всего предлагается более логичное (с точки зрения устоявшейся географической традиции) и справедливое деление стран от Атлантики до Урала на Западную и Восточную Европу, каждая из которых имеет свою специфику, и граница между которыми варьировалась с течением веков. Основные критерии и эволюция этой линии деления Европы на Запад и Восток хорошо проиллюстрированы на карте-схеме, приведенной в фундаментальном труде по истории Европы современного британского историка Нормана Дэвиса (илл. 1).

Илл. 1. Восток–Запад: линия деления Европы.
Источник: Дэвис Н. История Европы / пер с англ. Т.Б. Менской. М., 2004. С. 14.

Однако при таком подходе к границам Европы (на сегодняшний день в науке, пожалуй, наиболее распространенном) возникает другая определенная проблема. Если Россию относить к Восточной Европе, то как же быть с Польшей и другими восточноевропейскими странами, которые, в силу своей принадлежности к западно-христианской культуре, сильно отличаются от России, да и географически они все-таки значительно западнее? В целях устранения этой проблемы применительно ко всем восточноевропейским странам (кроме России) уже довольно давно, в период между Первой и Второй мировыми войнами был придуман термин «Центрально-Восточная Европа», который сейчас активно разрабатывается многими европейскими историками [3, с. 10; см.: 4].
Иная точка зрения на восточную границу Европы состоит в том, что она таковой не имеет. В первой части уже говорилось о том, что в XVII—XVIII вв. возникла тенденция сдвигания границы Европы все дальше на восток, вплоть до Оби. Эта тенденция была доведена до логического конца известным немецким ученым Александром фон Гумбольдтом, который во время своего путешествия по России выразил мысль, что границы Европы и Азии, тем более по Уралу, не существует, а существует единый большой материк – Евразия [5]. Эту точку зрения разделяют и некоторые современные географы [ср.: 6]. Но, самое важное, что не только географы все больше придерживаются максимально широкой трактовки понятия Европы. Идея «Большой Европы», Европы без границ уже давно является идеалом и мечтой многих мыслителей, деятелей культуры, ученых и даже передовых политиков. Действительно, в широком смысле европейская культура, благодаря русской колонизации Сибири и дальнего Востока распространилась на эту территорию, и у мира появился шанс на создание единого европейского пространства от Лиссабона до Владивостока, на котором каждый европеец смог бы чувствовать себя везде как дома. И хотя условием этого является преодоление извечных противоречий России и Запада, в настоящий момент кажущееся скорее фантазией, все же это сближение вполне вероятно в более или менее отдаленной перспективе. Неслучайно, несмотря на все обостряющиеся противоречия между Россией и Европой на уровне политики и идеологии, тем не менее, самые разные люди по-прежнему активно высказываются в пользу этой великой идеи – от польского режиссера Кшиштофа Занусси до российского Президента Владимира Путина [7; 8; 9].
Справедливости ради, следует сказать, что эта идея «Большой Европы» была впервые выдвинута еще во времена «холодной войны». Лозунг «общего европейского дома» провозглашал, например, в 1981 г. во время своего визита в Бонн советский лидер Л.И. Брежнев. По утверждению авторов недавно вышедшей коллективной монографии на эту тему, идея Большой Европы была целью советской внешней политики на протяжении всего послевоенного периода – «идеальной целью, блеск которой зачастую вел к самообману» [11, с. 117]. После окончания «холодной войны», когда, казалось бы, возник реальный шанс на преодоление восточно-западного раскола и созидание Большой Европы, на деле возникла странная ситуация, когда, с одной стороны, «декларировалось, что Большая Европа с участием России будет строиться, но с другой, не было предусмотрено ни одного эффективного инструмента для реализации этого обязательства Запада» [11, с. 120].
Вместе с тем, на наш взгляд, именно за этой идеей – объединения и расширения «Европы», а не разъединения и создания новых «железных занавесов», лежит будущее. И здесь пришло время процитировать вполне согласующийся с этой точкой зрения ответ отечественного географа профессора А.П. Горкина, в 1994—2001 гг. возглавлявшего издательство «Большая Российская энциклопедия» и знающего проблему в разных ее аспектах, на вопрос читательницы журнала «Наука и жизнь», приведенный в начале первой части.
Отвечая на вопрос, А.П. Горкин привел интересный случай, к которому имел личное отношение, когда работал заведующим редакцией географии издательства «Советская энциклопедия»: «Звонок из МИД (80-е годы): „У нас переговоры со странами НАТО о зоне, где нельзя размещать ракеты определенного типа – как СССР, так и странами НАТО. Они предлагают этой зоной считать всю Европу. Можете ли дать точную справку, где кончается (или начинается) Европа на востоке?“ Ю.К. Ефремов (известный советский географ, автор множества статей в энциклопедиях, в том числе статьи «Азия» в Британской энциклопедии) и я дали справку (под которой, по словам ученого, он готов подписаться и сейчас – В.К.), что общепризнанной (или установленной законом) восточной границы Европы нет. Есть несколько вариантов, предлагаемых учеными (не только советскими, но и западными), а также административными органами: по главному водоразделу Урала (или по восточным склонам Урала), по Кумо-Манычской впадине (или по водоразделу Большого Кавказа), по реке Урал (или по реке Эмба). Кроме того, советские административные органы (Госплан, ЦСУ) к Европе относят Грузию, Азербайджан, Армению. Мы также отметили, что в течение веков географы мира „сдвигали“ так называемые „границы“ Европы к востоку» [11].
Главный тезис ответа состоит в том, что Европа» – это «историко-географическое, культурно-цивилизационное понятие, не имеющее на карте четких сухопутных границ» [11]. А культурно-цивилизационное понятие характеризуется прежде всего определенной системой ценностей. Так что европейское пространство – это, по сути, пространство универсальных общечеловеческих ценностей, выработанных в недрах европейской культуры, и конечно, было бы замечательно, если бы эти гуманистические ценности смогли распространиться как можно шире.
Таким образом, мы выделили, как минимум, три тенденции в определении восточной границы Европы – узкую (до границ России, а в некоторые времена и еще ?же), широкую (включая Россию, до Урала) и максимально расширительную тенденцию, которую условно можно назвать идеей Большой Европы или Европы без границ. В многовековом вопросе определения восточной границы Европы переплелись между собой география, идеология и культура. С точки зрения географии, эта граница либо вообще отрицается, либо проводится по восточным склонам Урала (далее на юг – это уже более спорный вопрос) [ср.: 11; 5; 12; 13]. В интересах политики и идеологии, как правило, эта граница существенно зауживается. Ну, а культура, которая вообще не любит границ, способствует как раз максимально расширительному толкованию границ Европы, вплоть до их полного преодоления.
Именно последняя тенденция с исторической точки зрения нам представляется наиболее перспективной. Здесь уместно согласиться с мыслью Ж. Ле Гоффа, высказанной им в уже цитированном выше интервью: «С ростом глобализации люди начинают чувствовать потребность жить внутри различных концентрированных кругов. Первый круг – локальный, что соответствует самой природе человека, затем – национальный, который должен сохраняться и в будущем. Далее – европейский круг. Но на этом мы не должны останавливаться. Есть, наконец, универсальный круг: мы все, то есть все человечество» [14; 15].

Литература

1. Seton-Watson H. What Is Europe, Where is Europe? From Mystique to Politique. 11th Martin Wight Lecture, delivered at the Royal Institute of International Affairs, 23 Apr. 1985 // Encounter. 1985. 65/2 (July-Aug.) P. 9–17.
2. Davies N. Heart of Europe. A Short History of Poland. Oxford, 1984.
3. Дэвис Н. История Европы / пер с англ. Т.Б. Менской. М., 2004.
4. Носков В.В. Изобретая Центрально-Восточную Европу. К выходу в свет коллективного труда польских и французских историков «История Центрально-Восточной Европы» // Диалог со временем. 2010. № 32. С. 323–346.
5. Чибилёв А.А. Евро-азиатская граница: история вопроса и современные представления. URL: http://orenburg.rgo.ru/about/publikacii/evro-aziatskaya-granica-istoriya-voprosa-i-sovremennye-predstavleniya
6. Parker W.H. Europe: How far? // Geographical Journal. 1960. Vol. 126. Part 3.
7. «Познер». 24 марта 2014 г. Гость в студии – Кшиштоф Занусси. URL: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5756/fi30337
8. От Лиссабона до Владивостока. Владимир Путин рассказал о перспективах сотрудничества России и Европы. URL. http://www.rg.ru/2010/11/26/putin.html
9. Путин предлагает создавать Европу от Лиссабона до Владивостока. URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/bolshaya-evropa-anons.html
10. Большая Европа: идеи, реальность, перспективы / под общ. ред. А.А. Громыко и В.П. Федорова. М., 2014.
11. Как, наконец, проходит граница между Европой и Азией? Отвечает д.г.н., проф. А.П. Горкин // География. 2010. № 10. URL: http://geo.1september.ru/view_article.php?id=201001020
12. Чибилёв А.А., Богданов С.В. Граница Европы и Азии по Уралу. URL: http://oren-icn.ru/index.php/retrospectiva/685-eagraniza
13. Чичагов В.П. Граница Европы и Азии // География. 1997. № 12. URL: http://geo.1september.ru/1997/no12.htm
14. Le Goff J. Die Grenzen Europas // Die Zeit. №50. 7.12.2000. S. 61–64. URL: http://www.zeit.de/2000/50/Die_Grenzen_Europas
15. Границы Европы. Интервью с Ж. Ле Гоффом // Die Zeit. 7.12.2000 / Сокр. пер. с нем. В. Синицы. URL: http://inosmi.ru/untitled/20001207/144038.html