Козулин В.Н. Проблема восточной границы Европы: география, идеология, культура. Часть I. «Малая Европа»

Данные об авторе. Козулин Вячеслав Николаевич, к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений АлтГУ. Сфера научных интересов: проблемы этнических образов, имагология, этническая психология, история культурных связей России и Запада.

Аннотация. Вопрос о восточной границе Европы является таким, по сути неразрешимым, вопросом, в попытках решения которого переплетаются между собой географические, идеологические и культурологические теории. В настоящем докладе рассматривается предыстория вопроса и довольно распространенный до сих пор узкий подход к определению этой границы (до границы России, а иногда и еще ?же). При таком консервативном подходе к европейским границам перед нами предстает, условно говоря, так называемая Малая Европа – Европа без России, а в некоторых трактовках и без Восточной Европы (которая порой считается второстепенным и неполноценным членом). Хотя этот подход имеет под собой определенные географические и даже культурологические основания, все же главными его мотиваторами на протяжении веков являются политика и идеология, которые очень часто способствуют разобщению народов. В современном глобализирующемся мире такая тенденция, на наш взгляд, является бесперспективной и играет, скорее, роль тормоза на пути развития цивилизации.

Проблема восточной границы Европы: география, идеология, культура
Часть I. «Малая Европа»

Вопрос о границе между двумя частями света – Европой и Азией, является спорным и, по сути дела, неразрешимым уже на протяжении многих веков, по крайней мере с рубежа Средневековья и Нового времени и по сей день. Этот вопрос, безусловно, является, одним из наиболее ярких примеров того, как наука вообще, и география в частности, используются для нужд идеологии. По словам известного французского историка Жака Ле Гоффа, сейчас проблемой является только восточная граница Европы [1; ср.: 2]. И эта проблема, как нетрудно догадаться, есть неотъемлемая часть стародавнего вопроса взаимоотношения европейской и русской культур (в широком смысле – Запада и России).
Идеологическая подоплека этой проблемы хорошо отражена в одном вопросе учительницы географии Г.А. Павленко (из Пермского края), поступившем несколько лет назад в редакцию журнала «Наука и жизнь». «Примерно с 2001 г. слышу…, – пишет Г.А. Павленко, – что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе (?!). Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» издательства «Ридерз Дайджест» (2008 г.). Думала, правда атлас. А в нем на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы! …Тогда как же быть с учебниками и что говорить детям?» [3]. К ответу на вопрос этой учительницы мы еще вернемся чуть ниже (во второй части исследования), а пока рассмотрим кратко предысторию вопроса и попробуем выделить основные подходы к данной теме. В завершение же попытаемся определить, на наш взгляд, исторически наиболее перспективный подход.
Как отмечал известный отечественный географ А.Б. Дитмар, представления ученых древности относительно рубежа между Европой и Азией «менялись в зависимости от широты географического кругозора и полноты сведений о природе Европы и Азии» [4, с. 35]. Клавдий Птолемей окончательно утвердил границей реку Танаис (Дон), точнее, меридиан, проходящий через устье реки и разделяющий, согласно Птолемею, так называемую Европейскую и Азиатскую Сарматии. Такое представление о границе между Европой и Азией, благодаря огромному авторитету Птолемея, просуществовало до XVIII века [4, ср.: 5; 6; 7].
На рубеже Средних веков и Нового времени, когда на карте мира появилось новое воспрявшее из-под золотоордынского ига Московское государство, эта граница оказалась как нельзя более кстати в качестве обоснования отделения этого государства от остального «христианского мира» (термин, которым в Средние века обозначали Европу [8, с. 7]). Так, польский ученый XVI века Матвей Меховский в своем трактате «О двух Сарматиях» (1517 г.) подчеркивал традиционное Птолемеево разграничение между Сарматией Европейской и Азиатской (иначе называемой Скифией [9, с. 68]), с границей по Дону, в результате чего Польша и Литва оказывались в Европе, а Московия – вне ее [9; 8, с. 8; ср.: 10, s. 101–105]. Это представление надолго укоренилось потом в польской общественной мысли, где варварская азиатская Московия стала противопоставляться цивилизованной европейской Польше. И здесь, пожалуй, впервые проявляется идеологический фактор в определении восточной границы Европы, если не считать встречавшегося еще у греков противопоставления эллинов и варваров (к которым, правда, относились отнюдь не только азиатские народы).
Любопытно, что в некоторой современной польской литературе представление о России как целиком о неевропейской стране существует до сих пор. Например, современный польский исследователь В. Вильчинский обвиняет в идеологическом уклоне российских и советских географов, которые искусственно притянули Россию к Европе, чтобы избежать того «определенного комплекса и зависти», с которыми Россия «смотрит на Европу уже со времен Петра Великого» [11, s. 21; ср.: 12]. По словам В. Вильчинского, «проблема эта была решена именно при помощи физической географии, которую в России признали ведущей географической дисциплиной, аналогично тому, как рабочему классу приписали руководящую роль».Действительно, согласно исследованию советского геолога П.С. Воронова [13], около пятнадцати миллионов лет тому назад (в геологическом отношении совсем недавно) современные равнины Западной Сибири и Турана являлись дном мелкого моря. Таким образом, Средиземное море было, вероятно, соединено с Северным ледовитым океаном, а Европа и Азия являлись отдельными континентами, «случайно соединившихся геологически недавно» [цит. по: 6]. Побережьем этого моря, отделявшего Европу от Азии, были как раз Уральские горы.
Немаловажно заметить, что Урал в качестве наиболее подходящей восточной границы Европы ученые начали обозначать еще в XVIII веке, задолго до этого геологического открытия. Принято считать, что идея о проведении границы между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор впервые была обоснована шведским ученым Ф.И. Страленбергом в 1730 г. Но судя по опубликованным только в XX веке сочинениям русского ученого В.Н. Татищева, именно он предложил эту идею Страленбергу при встрече с ним еще в 1725 г. [14; см. тж.: 4]. Татищев же, по-видимому, был первым, кто ввел в науку название «Уральские горы», пришедшее на смену античного названия «Рифейские» и древнерусского «Великий (или Земляной) Пояс» [4, с. 48].
Вообще, к этому времени в науке, преодолевавшей косность и узость средневековой картины мира и стремительно пополнявшей географические познания, наметилась тенденция к «сдвиганию» границы Европы все дальше на восток. Так, еще в XVII веке немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий проводил границу «крайних частей Европы» по реке Оби [15, с. 159; ср.: 6]. Эту же сибирскую реку обозначали границей Европы и Азии французский географ Гильом Делиль, немецкий историк и географ, живший и работавший в России, Иоганн (Иван) Тауберт и (в качестве одного из двух вариантов границы) Иоганн Гюбнер (Гибнер), автор учебника географии (XVIII в.) [4, с. 39].
Возвращаясь к современному польскому историку В. Вильчинскому, нельзя не подивиться его эмоциональному возмущению тем фактом, что Россию, по крайней мере, ее часть, несправедливо причислили к Европе. По его словам, хотя и «моря эти [разделявшие в древности Евразию на два континента] были мелкие и существовали недолго, но российским географам они послужили достаточным предлогом для того, чтобы отделить западную Россию от остальной ее части и назвать „европейской“. Краткий и малозначительный эпизод в геологической истории Евразии стал, таким образом, предлогом для того, чтобы выкроить из этого континента часть, называемую Европой… В публикациях на тему региональной географии Европы легче найти информацию о Казанском ханстве или Волжской Булгарии, чем о региональной структуре Англии, Португалии или Бельгии, не говоря уж о кашубах или австрийском Форальберге. И все это только для того, чтобы наши братья русские могли называться европейцами» [11, s. 22, цит. по: 12].
Такая тенденция исключения России из Европы характерна не только для современной польской литературы, но отчасти и для европейской в целом и, в том числе, для российской [ср.: 1; 3; 8, с. 7; 16]. И это, как нам представляется, есть первый наиболее консервативный и наиболее узкий взгляд на восточную границу Европы, хотя и с точки зрения культурологической, возможно, имеющий право на существование. Ведь культурные различия между Европой и Россией действительно очень сильны и вполне достаточны для того, чтобы проложить между ними жесткую умозрительную границу. Интересно, что в конце XVIII в. (после присоединения части Польши к России) уже и Польша перестает казаться Европой, восточная граница которой как бы сдвигается еще ближе на запад. Во всяком случае, французский посол в России тех времен граф де Сегюр писал, проезжая через Польшу: «Кажется, что здесь совершенно покидаешь Европу. Все выглядит так, как будто ты отброшен на десять столетий назад» [17, цит. по: 8, с. 8].
Проблема России, безусловно, главный камень преткновения при очерчивании восточной границы Европы. Одни авторы, как уже говорилось выше, полностью отказывают России в праве считаться частью Европы, причем не только в культурном, но даже и в географическом отношении. Как отмечал, например, швейцарский географ Рейнольд, «Россия – это географический антитезис Европы» [см.: 8, с. 7]. Другие полагают, что в определенной степени и в определенные периоды Россия все-таки принадлежала Европе [ср.: 18, S. 57–58; 19, S. XII]. Существует даже точка зрения о «приливно-отливной Европе», границы которой то накатывают приливом, то отходят [ср.: 20, p. 27–29, цит. по: 8, с. 7]. При этом следует заметить, что на европейских картах еще раннего Нового времени Московское государство (предшественник современной России), обычно включалось, хотя и с краю, в число европейских [см.: 21] (см. илл. 1–2). Да и сама Московская Россия причисляла себя к Европе. Это очевидно хотя бы из истории дипломатических сношений. Великие князья и потом цари называли себя в переписке братьями европейских государей и постоянно подчеркивали (через своих послов) христианское единство и «любовь между собой» европейских государей.

Илл. 1. «Королева Европа». Иллюстрация из «Космографии» Себастьяна Мюнстера (издание 1588 г.)
Источник: URL: http://www.swaen.com/os/Lgimg/80226.jpg

Илл. 2. Европа, первая часть Земли, в форме девы. Миниатюра из «Путеводителя по Священному Писанию» Генриха Бюнтинга, 1581 г.
Источник: URL: http://www.map-fair.com/pub/Lrgimg/24786.jpg

Тенденция зауживать восточные границы Европы привела к тому, что даже многие западно-христианские по своим корням страны стали игнорироваться в комплексных трудах по истории Европы, под которой стала подразумеваться только история Западной Европы. Особенно это стало характерным в эпоху «холодной войны» и «железного занавеса», когда Европа была разделена на преуспевающий капиталистический Запад и просоветский социалистический Восток, но такое отношение по инерции продолжалось и в 90-е годы, после распада коммунистического блока [22; см.: 23, s. 6], хотя на сегодняшний день нельзя признать эту точку зрения преобладающей.
Узкий подход к пониманию границ, в принципе, имеет мало перспектив в современном глобализирующемся мире. Тем не менее, политико-идеологические мотивы, к сожалению, по-прежнему все еще держат на плаву этот подход. В следующей части мы рассмотрим противоположную, более перспективную, на наш взгляд, широкую тенденцию в отношении границы Европы.

Литература

1. Le Goff J. Die Grenzen Europas // Die Zeit. №50. 7.12.2000. S. 61–64. URL: http://www.zeit.de/2000/50/Die_Grenzen_Europas
2. Границы Европы. Интервью с Ж. Ле Гоффом // Die Zeit. 7.12.2000 / Сокр. пер. с нем. В. Синицы. URL: http://inosmi.ru/untitled/20001207/144038.html
3. Как, наконец, проходит граница между Европой и Азией? Отвечает д.г.н., проф. А.П. Горкин // География. 2010. № 10. URL: http://geo.1september.ru/view_article.php?id=201001020
4. Дитмар А.Б. К истории вопроса о границе между Европой и Азией // Ученые записки Ярославского государственного педагогического института имени К.Д. Ушинского. Вып. XX (XXX). Ч. 1. География. Ярославль, 1958. С. 35–49. URL: http://tapemark.narod.ru/pedagog/ditmar2.html
5. Чибилёв А.А. Евро-азиатская граница: история вопроса и современные представления. URL: http://orenburg.rgo.ru/about/publikacii/evro-aziatskaya-granica-istoriya-voprosa-i-sovremennye-predstavleniya
6. Чибилёв А.А., Богданов С.В. Граница Европы и Азии по Уралу. URL: http://oren-icn.ru/index.php/retrospectiva/685-eagraniza
7. Чичагов В.П. Граница Европы и Азии // География. 1997. № 12. URL: http://geo.1september.ru/1997/no12.htm
8. Дэвис Н. История Европы / пер. с англ. Т.Б. Менской. М., 2004.
9. Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях / Пер. С.А. Аннинского. М.–Л., 1936.
10. Tazbir J. My?l i Polska w nowo?ytnej kulturze europejskiej. Warsz., 1986.
11. Wilczy?ski W. Europa: geograficzna wsp?lnota ducha // Pressje. 2011. №26–27. S. 20–31. URL: http://pressje.pl/media/pressje_shop/article/article__issue_294.pdf
12. Вильчинский В. Где кончается Европа? / Сокр. пер. с польск. URL: http://www.kresy.pl/publicystyka,opinie?zobacz/gdzie-konczy-sie-europa
13. Воронов П.С. Очерки о закономерностях морфометрии глобального рельефа Земли. Л., 1968.
14. Татищев В.Н. Избранные работы по географии России / Под ред. А.И. Андреева. М., 1950.
15. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А.М. Ловягина. Смоленск, 2003.
16. Алексеев А.С. Является ли Россия в историческом смысле частью Европы // Наука и жизнь». 2006. № 11. URL: http://nkj.ru/archive/articles/8050
17. S?gur L.-P. Tableau historique et politique de l?Europe de 1786 ? 1796. 3e ed. P., 1803.
18. St?kl G. Ru?land und Europa vor Peter dem Gro?en // Ru?land, Europa und der deutsche Osten. M?nch., 1960.
19. Idem. Russische Geschichte. Stuttg., 1965.
20. Parker W.H. An Historical Geography of Russia. L., 1968.
21. Meurer P. Europa Regina. 16th Century Maps of Europe in the Form of a Queen // Belgeo. Revue Belge de G?ographie. 2008. № 3–4. Formatting Europe – Mapping a Continent. URL: http://belgeo.revues.org/pdf/7711
22. Duroselle J.-B. Europe. A History of Its Peoples. L., 1991.
23. Davies N. Europa. Mi?dzy Wschodem a Zachodem. Krak?w, 2007.