Бийжанова Э.К. Изучение приграничного пространства в постсоветский период

Данные об авторе. Бийжанова Элиза Камчыбековна, научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии ФГБУН Институт социологии РАН, г. Москва. Сфера научных интересов: региональная социология, социология конфликта, этносоциология.

Аннотация. В статье автор анализирует основные направления исследования приграничного пространства после распада СССР. Особое внимание уделяется взаимодействию носителей различных культур, которое сопровождает процесс регионального развития приграничных территорий.

Изучение приграничного пространства в постсоветский период

В связи с распадом СССР и формированием новых государств и новых границ актуализируется вопрос о том, какими социокультурными характеристиками обладает приграничный регион или район, служит ли он не только неким форпостом государства, но и мостом для социально-экономического, культурного, научного и прочего обмена, что представляют собой сообщества граждан, проживающих на приграничной территории.
Именно в приграничном пространстве сопредельных государств формируется значительная часть угроз и вызовов безопасности России и нашим согражданам. Среди них не только те, которые в последние десятилетия стали позиционироваться как опасности и угрозы для мирового сообщества, – в частности, распространение терроризма и экстремизма, нелегальная миграция и наркотрафик, но и угрозы, которые обусловлены историей государства. Не случайно еще в начале прошлого века выдающийся российский философ Н.А. Бердяев определил смысл и историческое предначертание безопасности России как исключительно оборонительное, испокон веков носящее пограничный характер.
До настоящего времени ученые, особенно социологи, практически не проводили исследований о жизнедеятельности приграничных сообществ и политики приграничных областей. В советский период этому было весьма простое объяснение: приграничные территории были закрытыми практически полностью от любых взглядов общественности – существовали обширные пограничные зоны, въезд в которые был возможен исключительно по приглашениям, а об их исследованиях и вовсе не приходится говорить. После распада СССР, в первые постсоветские годы, внутренние проблемы страны были настолько значимы, что проблемы границы казались менее существенными. При этом особое внимание следует уделить новым границам, образовавшимся при распаде СССР. Поскольку эти границы возникли там, где их прежде не было, то они не только недостаточно оборудованы в военном и таможенном плане, но еще их безопасность и закрытость зависят от социально-экономического, политического, социального и социокультурного состояния приграничных территорий. Очень важен и морально-психологический климат, сформировавшийся в местных сообществах, восприятие людей по ту сторону границы не как граждан другого государства, а как исторически близких, а нередко и связанных непосредственными родственными узами [1, с. 24–33].
Традиционно границы и приграничье исследовались с точки зрения географии, геополитики, экономики и права. Большинство таких исследований содержали эмпирические данные отдельных приграничных территорий и имели конкретную практическую направленность. Для социологических исследований это достаточно новая тема. Основной научный интерес могут представлять местные сообщества, их социальный потенциал в контексте приграничья [2].
Одной из важнейших функций границы является то, что она служит инструментом формирования и определения национальной и государственной принадлежности. Независимо от того, насколько укреплена или прозрачна граница, она все равно создает различие между «здесь» и «там».
В связи с исчезновением старых границ и появлением новых происходит новое пространственное определение и территориальная фиксация, что сегодня наблюдается в самых различных регионах мира и, конечно, в России. Идея форпоста, региона-стены стала актуальной в 1990-х гг., когда обстановка в стране осложнилась во всех структурах власти и управления России, приграничные зоны стали уязвимы.
К настоящему моменту корректно зафиксировать, что состояние безопасности России в приграничье характеризуется следующим уровнем опасностей и угроз:
– наличием и возможной эскалацией вооруженных конфликтов вблизи государственной границы;
– незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами;
– наличием ряда неурегулированных территориальных вопросов с сопредельными государствами;
– нестабильной сложной обстановкой, вызванной нарушениями режима государственной границы, высокой активностью международного терроризма и трансграничной организованной преступности;
– деятельностью международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизацией трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организацией каналов незаконной миграции;
– расширением масштабов негативных трансграничных потоков;
– недостаточным уровнем развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности органов пограничной службы;
– ростом количества кризисных и чрезвычайных ситуаций в приграничных пространствах.
Такая постановка вопроса позволяет классифицировать опасности и угрозы в приграничном пространстве на глобальные, региональные и локальные.
Глобальные угрозы оказывают воздействие на все пограничное пространство, нанося непоправимый ущерб национальной безопасности, подрывая суверенитет и авторитет государства на международной арене. Как правило, они обусловлены деятельностью трансграничных (глобальных) преступных сообществ, а также являются производными от негативного воздействия процессов глобализации на государство и его внешнюю политику.
Региональные угрозы оказывают воздействие на участки границ с учетом их региональной специфики, конфигурации, природно-географического ландшафта. Региональные преступные группы, часто находя поддержку со стороны криминализированных политических и экономических групп влияния отдельных государств, осуществляют постоянный поиск незаконных проходов через государственную границу и используют их для контрабандных действий.
Локальные угрозы – это частные преступные нарушения установленных пограничных режимов отдельными лицами или группами лиц, не связанными с организованной преступностью. Как правило, локальные угрозы имеют преимущественно экономический контекст – перемещение на заработки, мелкая контрабанда, кража имущества и др.
Иной ракурс открывается, если исследовать категорию «приграничье» как неотъемлемую часть социального пространства российского общества, что предполагает охрану государственной границы с ее одновременным социально-экономическим развитием, учитывающим интересы государства, региона и местного приграничного населения. В условиях современного постоянного меняющегося мира приграничье для успешного регионального развития не должно быть «ничьей землей», а должно стать «пространством встречи», обладающим собственным набором культурных образцов.
Взаимодействие носителей различных культур порождает пространство сравнения ценностей. Поскольку ценности современных российских жителей оказываются под сомнением, неуверенность в своей культуре порождает агрессию при взаимодействии с носителем «чужой» культуры и трактуется как угроза [3, с. 158].
В настоящих условиях приграничное сотрудничество России с сопредельными государствами развивается достаточно динамично, причем не только на постсоветском пространстве, но и со странами «дальнего зарубежья». Многообразие условий развития российских приграничных районов и их сотрудничества со смежными административно-территориальными единицами соседних стран можно представить тремя основными типами: европейским, постсоветским и азиатским. Однако все еще наблюдается нереализованность потенциала приграничных связей, что наглядно просматривается на примере региональных рынков труда. Это проявляется в нехватке рабочей силы, прежде всего квалифицированной. В приграничной зоне одной страны настоящее обстоятельство сочетается с высоким уровнем безработицы в соседнем регионе сопредельного государства.
Таким образом, в последние годы ученые делают попытки осмысления и поиска теоретических подходов к анализу приграничья, однако исследования в основном касались не социальных проблем (нам известны только некоторые из них), а чаще посвящались анализу геополитики, безопасности государства и международным отношениям. В них рассматривались также проблемы создания и функционирования такой формы международного приграничного сотрудничества, как «еврорегион», которые включают в себя территории двух-трех государств с целью взаимодействия приграничных региональных и местных управляющих органов и местных сообществ в различных сферах – экономической, культурной и иных [1, с. 24–33].
В основном границы и приграничье исследовались такими научными дисциплинами, как география, геополитика, экономика и право, и содержали данные об отдельных территориях. Показано, что наиболее серьезное осмысление проблем межгосударственных границ и возникающих в этой сфере взаимодействий началось в эпоху «холодной войны», возникла необходимость реализовывать мирное сосуществование стран с различными политическими режимами после окончания Второй мировой войны. Свои подходы к изучению приграничья применяли сторонники различных теорий: теории рационального выбора, неоинституционализма, функционализма, неофункционализма, транснационализма, глобализма, конструктивизма, неомарксизма и т.д. Однако анализ этих концепций не предоставил ответов на основной вопрос – как во всех перечисленных процессах участвуют люди, проживающие в приграничных районах; какими социокультурными характеристиками обладает приграничный регион или район, служит ли он не только неким форпостом государства, но и мостом для социально-экономического, культурного, научного и прочего обмена.

Литература

1. Халий И.А. Современное российское приграничье: общие харатеристики // Вестник Института социологии РАН. 2014. № 11. С. 24–33.
2. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М.–Волгоград, 2002.
3. Норкин Д.А. Приграничная территория как социальное пространство (на примере российско-эстонской границы). Дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. СПб., 2004.

Комментарии 1

  • Статья достаточно поверхностная при всей зайявленной в названии ее предполагаемой широте и необходимости обзора достаточного количества работ по данной тематике. Более того заявление автора об отсутствии работ по исследованию социальных и социокультурных аспектов развития приграничного региона «перечеркивает» труды и успехи многих зарубежных и отечественных ученых в данном направлении. Отсутствие глубокого анализа существующих работ и разработанных концепций и подходов к изучению обозначенной научной проблемы делает дальнейшую работу автора в данном направлении бессмысленной.