Халбаева А.М. Интеграция трансграничных мигрантов в системе управления миграционными процессами: опыт Германии

Данные об авторе. Халбаева Альбина Маратовна, старший преподаватель кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (г. Москва). Научные интересы: миграция, политическое управление миграционными процессами, адаптация и интеграция мигрантов, политический интеллект.

Аннотация. В статье раскрываются особенности управления миграционными процессами в Германии, в частности, представлены основные направления миграционной политики ФРГ, описаны интеграционные программы, реализуемые федеральными, региональными органами власти и институтами гражданского общества. Выделены основные проблемы, связанные с адаптацией и интеграцией мигрантов в германском обществе, а также анализируются данные опросов общественного мнения немцев об их отношении к трудовым мигрантам.

Интеграция трансграничных мигрантов в системе управления миграционными процессами: опыт Германии

Миграция стала неотъемлемой тенденцией современного мира в связи с масштабными трансформациями, затронувшими планету во второй половине XX века. Россия тоже оказалась вовлеченной в орбиту интенсивных миграционных процессов, требующих управления для содействия интеграции мигрантов, минимизации межэтнических конфликтов, противодействия интеллектуальной эмиграции [1]. Согласно данным доклада ООН 2013 г., Россия занимает второе место в мире по количеству иностранных мигрантов, проживающих на ее территории. Экспертами была названа цифра – 11 млн. человек (включая нелегальных мигрантов). Первое место в этом рейтинге заняли Соединенные Штаты Америки (48,8 млн. чел.), на третьей строчке находится Германия (9,8 млн. чел.) [2]. В связи со значительным количеством иностранных мигрантов целесообразно рассмотреть особенности управления миграционными процессами в иностранных государствах для транслирования зарубежного опыта применительно к современной российской политике. Для анализа особенностей политического управления миграционными потоками особый интерес представляет опыт Германии, где миграционные процессы отличаются масштабностью, интенсивностью.
Германия благодаря высокому уровню жизни и значительным социальным пособиям привлекает большое количество мигрантов. В 2012 г. Организацией экономического сотрудничества и развития было проведено статистическое исследование, показавшее, что в Германии проживает более 30% всех европейских мигрантов. Помимо них на территории ФРГ проживает значительное количество мигрантов мусульманского происхождения, в первую очередь из Турции. Одна из проблем государства – нежелание таких мигрантов интегрироваться в жизнь немецкого общества, практически в каждом крупном городе существуют так называемые «турецкие» кварталы со своими нормами и правилами. Нельзя забывать про гендерный аспект миграции: многие женщины-иммигрантки из-за патриархальных отношений, сложившихся в семье и обремененности детьми, лишены возможности интеграции в социум и фактически исключены из экономической, политической и культурной жизни страны. Количество турков, проживающих в Германии, составляет на данный момент свыше 3,4 млн. человек. До недавнего времени германское правительство стремилось к максимальной реализации принципов политики мультикультурализма, но в 2010 г. канцлер А. Меркель была вынуждена признать провал данной политики и нежелание мигрантов интегрироваться в культуру принимающего общества. В то же время аналогичные заявления сделали лидеры Франции и Великобритании, из чего следует, что эта общая проблема является актуальной для правительств западных развитых стран. Согласно опросам 2011 г., 78% турков разочарованы политикой канцлера, в том числе в области миграции, 58% из них чувствуют себя «ненужными и нежелательными» в Германии. Само государство заинтересовано в мигрантах, но потребность в низкоквалифицированной рабочей силе неуклонно снижается, сейчас Германия стремится привлекать высококачественных специалистов путем продвижения различных программ, например Greencard (для привлечения иностранных специалистов в области IT- технологий). Тем не менее, помимо специалистов высокого уровня в страну ежегодно приезжают неквалифицированные, экономически неактивные мигранты, являющиеся «обременением» для государственного бюджета.
В Германии проживает свыше 80 млн. человек, доля иммигрантов составляет 13,1%. К основным направлениям миграционной политики ФРГ относятся: усиление борьбы с нарушениями миграционного законодательства; повышение требований к квалификации въезжающих мигрантов; привлечение высококвалифицированных специалистов; сокращение «социального туризма»; интеграция иммигрантов путем включения их в социальную, политическую, культурную, экономическую жизнь общества; снижение числа межэтнических конфликтов [3]. Как можно видеть, интеграция и адаптация мигрантов, селективный отбор являются приоритетами в управлении миграционными процессами в Германии. Основным национальным нормативно-правовым актом в миграционной сфере является Закон об иммиграции от 2005 г., скомпилировавший все предыдущие законы об иммигрантах, беженцах и перемещенных лицах.
За интеграционные процессы в ФРГ отвечает BAMF (служба по интеграции мигрантов и беженцев). Деятельность этой компании базируется на следующих постулатах: языковая, профессиональная интеграция, образование, интеграция в немецкое общество. Для реализации намеченных целей компания проводит на всех уровнях различные интеграционные курсы для всех категорий населения. Широко практикуется привлечение добровольцев и волонтеров, в первую очередь из числа уже укоренившихся мигрантов, к различным интеграционным проектам. Федеральное ведомство финансирует обучение на мультипликаторов для различных мигрантских организаций и религиозных объединений для последующей общественно-полезной деятельности в области адаптации и интеграции. Из числа прочих программ, реализуемых на местах, стоит выделить проекты для родителей (бесплатные консультации психологов, юристов, непосредственная помощь в воспитании детей, организация совместного досуга мигрантов и их детей), программа «Интеграция через спорт» (привлечение иммигрантов к спортивным соревнованиям, межкультурным спортивным праздникам), проекты, направленные на профилактику преступности и насилия среди молодежи и т.д. Реализуется специальная совместная программа BAMF и Европейского социального фонда в рамках межуровневого взаимодействия, направленная на профессиональную ориентацию людей с мигрантским прошлым.
Особого внимания требует многосубъектность интеграционных процессов, всесторонне поощряется вовлечение германских граждан, что, по мнению экспертов, должно способствовать межкультурной и межэтнической открытости в обществе. Стоит отметить, что сами граждане также высоко оценивают данную инициативу, полагая, что это будет полезно им самим в сфере расширения межкультурных коммуникаций. Например, интеграционная программа «Импульс» нацелена на сотрудничество между образовательными учреждениями всех уровней и родителей с мигрантским прошлым, а также на увеличение преподавателей из числа мигрантов. По мнению разработчиков программы, это будет способствовать более эффективной интеграции на местном уровне.
В Германии реализуется значительное число программ, проводимых благотворительными и неправительственными организациями, значительная их часть существует на уровне населенных пунктов, сотрудники работают на общественных началах. Важный вклад в интеграционную работу вносят родительские объединения, в которых родители-мигранты сотрудничают с целью повышения образовательных шансов и возможностей детей. Из сказанного следует, что эти программы, как правило, имеют адресную направленность и нацелены на конкретные группы мигрантов (родители, дети, студенты, бизнес-мигранты и т.д.). Основная проблема – анклавное проживание значительной части мигрантов (и легальных, и нелегальных), их нежелание, а порой и отсутствие возможности интегрироваться в немецкое общество.
Немецкое население зачастую воспроизводит негативные установки по отношению к иммигрантам в связи со значительной нагрузкой на бюджет (выплата социальных пособий), возросшим уровнем преступности. Примечательно, что в 2013 г. на ежегодном конкурсе слов, вызывающих наибольшее количество негативных эмоций, абсолютным победителем было признано слово Sozialtourismus («социальный туризм»). Второе место в списке занял термин Armutszuwanderung («бедная миграция»). Но при этом официальные опросы общественного мнения свидетельствуют о противоположных тенденциях. Так, исследование TNSE об отношении немцев к миграционным процессам показало, что 85% жителей Германии в возрасте от 14 до 29 лет считают, что миграция делает жизнь в Германии интереснее и насыщеннее, среди респондентов старше 60 лет такой точки зрения придерживаются 61%. Во многих сферах жизни немцы даже нуждаются в увеличении количества мигрантов, например, в области воспитания детей, в полицейских органах. Таким образом, отношение немцев к мигрантам можно расценить как в целом благосклонное. Опрос выявил и негативные тренды: 56% молодежи не одобряют нагрузку на бюджет из-за социальных выплат мигрантам, 46% из числа опрошенной молодежи и 74% пожилых респондентов обеспокоены негативным характером взаимоотношений детей из числа мигрантов и коренного населения в школах Германии. Немцев также беспокоит провал политики мультикультурализма. Подтверждением этого служит то, что 70% всех опрошенных требуют, чтобы органы государственной власти уделяли больше внимания развитию толерантности в мигрантской среде. Из этого следует, что наличие конфликтов между коренными жителями и иммигрантами в Германии – современная реальность, требующая вмешательства со стороны государства и иных политических акторов. Самыми важными задачами общества и государства для успешной интеграции мигрантов респонденты считают достаточное количество курсов немецкого языка, в особенности для детей (так считают 86% опрошенных), назначение контактного лица для решения правовых и бытовых вопросов мигрантов, потому что, по мнению немцев, властные учреждения должны помогать иммигрантам в интеграции. Но мигранты должны соответствующим образом реагировать на помощь со стороны общества и государства. Главным требованием, предъявляемым к приезжающим мигрантам, является знание немецкого языка (так ответило 96% опрошенных) [4].
Таким образом, в стране существуют глубокие противоречия в оценке роли и последствий миграции, что говорит о необходимости модернизации механизма политического управления миграционными процессами. Ситуация близка к критическому уровню и в ряде других государств-импортеров рабочей силы: Швейцарии, Франции, Нидерландах, Швеции, Норвегии и др. Это актуализирует вопрос о необходимости пересмотра некоторых ключевых принципов функционирования Европейского Союза.

Литература

1. Халбаева А.М. Политическое управление российскими миграционными процессами: уровни, тенденции / Научно-практический и аналитический журнал «Управление мегаполисом». 2014. № 6 (42). С. 87–90.
2. Доклад ООН Цели развития тысячелетия за 2013 г. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/pdf/Russian2013.pdf
3. Апанович М.Ю. Политические аспекты миграционных процессов в современной Европе : дис. … канд. полит. наук. М., 2013.
4. Deutsche skeptisch gegen?ber Migranten? Von wegen! // Die Welt. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article112088080/Deutsche-skeptisch-gegenueber-Migranten-Von-wegen.html