Данные об авторе. Хабенская Елена Олеговна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН, г. Москва. Научные интересы: международные отношения, социальные и политические отношения в Африке.
Аннотация. Сенегало-мавританский конфликт и затяжной кризис в отношениях этих стран – типичный пример пограничных конфликтных взаимодействий на Черном континенте. Экономической подоплекой конфликта стала конкуренция в использовании земель и пастбищ в долине р. Сенегал, политической – неурегулированность территориальных разногласий между двумя странами, социокультурной – борьба между различными этнорасовыми группами в Мавритании, узаконенная расовая дискриминация «черных» мавританцев.
Пограничные конфликты в Африке (на примере сенегало-мавританского конфликта 1989 г.)
Территориальные споры и конфликты – явление характерное для африканского континента [1, c. 7–11]. Большая часть африканских государств создавалась в границах прежних колоний, и эти границы проводились без учета особенностей географического расселения родоплеменных групп. Оказавшись по разные стороны границы, родственные группы игнорировали ее, что порождало претензии правительств соседних стран друг к другу. Бывшие метрополии в борьбе за африканские ресурсы нередко играли на разногласиях соседей, целенаправленно подогревая конфликты.
Ситуация на сенегало-мавританской границе типична. В 1905 г. Франция установила границу между колониями по середине реки Сенегал, а в 1933 г. – отодвинула ее к мавританскому берегу. При этом население продолжало свободно перемещаться с одного берега на другой, в зависимости от требований сезона, севооборота, необходимости смены пастбищ и т.д. [2]. К 1980-м гг. многие жители этих мест имели неясное гражданство.
Пограничный конфликт 1989 г., переросший в затяжной кризис, имел длительные предпосылки – политические, экономические, социокультурные. Экономической подоплекой конфликта стала конкуренция граждан двух стран в использовании земель и пастбищ в долине р. Сенегал, политической – неурегулированность территориальных разногласий между странами, социокультурной – борьба между различными этнорасовыми группами в Мавритании, узаконенная в стране расовая дискриминация «черных» мавританцев.
В течение десятилетия, предшествующего конфликту с Сенегалом, Мавритания переживала экономические и политические потрясения. Экономика была истощена затянувшейся войной за территорию Западной Сахары и сильнейшей засухой. С 1978 по 1984 гг. в Мавритании произошли несколько военных переворотов, сменились 4 лидера. В декабре 1984 г. в результате очередного переворота к власти пришел начальник генерального штаба Сиди Ахмед ульд Тайя. Он развернул масштабные реформы, благодаря которым ему удалось в сжатые сроки существенно модернизировать и оптимизировать экономику страны и политическое управление. Оборотной стороной его деятельности стал рост социальной напряженности, связанный с наступлением на традиционные институты власти, и масштабными политическими репрессиями (ситуация типична для африканских стран: модернизация экономики, чаще всего, сопряжена с авторитаризмом и жестким подавлением инакомыслящих [3]). Под прикрытием борьбы с «черной оппозицией» мавританский лидер осуществлял «арабизацию» страны, выдавливая афромавританцев из престижных социально-статусных ниш [4].
Предпосылками конфликта 1989 г. стали аграрные реформы начала 1980-х гг. в Мавритании (замена традиционной общины земельными кооперативами, установление собственности на землю, внедрение рисоводства, строительство плотин), повлекшие распад традиционной системы землепользования. В долине реки Сенегал (единственной водной артерии Мавритании) начались масштабные экспроприации земель у африканского населения (фульбе и тукулёров) в пользу переселявшихся с севера страны арабов.
Начало конфликту положил инцидент, произошедший 9 апреля 1989 г. на границе Мавритании, Сенегала и Мали. В результате земельного спора были убиты два сенегальца. СМИ распространили информацию об инциденте, обвинив мавританских пограничников в убийстве граждан Сенегала. Это известие спровоцировало массовое насилие по отношению к мавританцам в Сенегале и к сенегальским гражданам – в Мавритании. В Дакаре и других крупных городах в течение нескольких дней были разгромлены около тысячи магазинов и лавок, принадлежавших мавританским торговцам. Для нормализации обстановки в Дакаре были мобилизованы армейские подразделения и все отряды полиции, которые арестовали более 2,5 тыс. участников погромов [5]. Ущерб правительство Мавритании оценило в миллионы франков КФА [6].
Ситуация в Нуакшоте осложнялась расовыми противоречиями в обществе. Здесь разбушевавшаяся толпа не ограничилась погромами, как в Сенегале. Группами «черных арабов» из числа освобожденных рабов, вооруженных железными прутьями, в течение двух дней были жестоко убиты более 100 сенегальцев, около 700 получили ранения. Вспышки насилия заставили правительства Мавритании и Сенегала принять решение о репатриации граждан с целью остановить дальнейшее кровопролитие.
Руководство Мавритании воспользовалось конфликтом и усилением межрасовой напряженности для начала кампании против афромавританцев, которых массово записывали в «черную оппозицию», увольняли с престижных постов, арестовывали и высылали из страны. Депортация проходила с нарушением гражданских прав – у людей отнимали паспорта прямо в полицейских участках, грузили в переполненные автомобили и вывозили к реке Сенегал, где сажали в лодки и переправляли на сенегальский берег. Множество детей депортированных родителей остались в стране без опеки и пополнили ряды невольников [8]. По разным данным, от 50 до 70 тыс. чернокожих мавританцев были депортированы по приказу правительства и размещены в лагерях беженцев на севере Сенегала [9, с. 60].
В августе 1989 г. Мавритания и Сенегал разорвали дипломатические отношения, практически прекратили официальные связи. В начале 1990 г. конфликт пережил самую острую стадию: «полемика» в долине реки Сенегал велась с помощью дальнобойных орудий и минометов. Обострение ситуации было связано с завершением сезона дождей и спадом уровня воды в реке. Из-за нехватки посевных площадей мавританские крестьяне начали занимать обработанные сенегальцами участки на берегу реки. В попытках отстоять свои поля сенегальцы по ночам проникали на противоположный берег, что приводило к вооруженным столкновениям. Чтобы противостоять этим набегам, мавританские пограничники открывали огонь на поражение. «Масла в огонь» подливала активизация на границе мавританских беженцев из числа негро-африканского населения. Они объединялись в вооруженные группы под руководством бывших военнослужащих и совершали рейды на мавританскую территорию, чтобы вернуть свой скот и имущество.
С начала конфликта международное сообщество делало попытки урегулирования конфликта. Представители африканских, арабских и европейских стран (Алжир, Египет, Саудовская Аравия и Франция), заинтересованные в восстановлении политической стабильности в регионе, предлагали конфликтующим сторонам помощь в организации переговоров [10, c. 60]. До начала 1990 г. эти усилия не принесли заметных результатов, первые успехи дипломатии были достигнуты при участии Франции в январе 1990 г. В ходе переговоров были озвучены взаимные требования сторон.
Руководство Мавритании настаивало на компенсации ущерба мавританским гражданам, нанесенного во время массовых погромов в апреле 1989 г. в Сенегале, возвращения им капиталов, замороженных в сенегальских банках, обеспечения безопасности 250-ти тысячам мавританцев, оставшимся в Сенегале, и представления возможности всем желающим вернуться на родину. При соблюдении этих условий Мавритания выражала готовность рассмотреть вопрос о компенсации материального ущерба сенегальским гражданам, депортированным в апреле–мае 1989 г.
Сенегал соглашался положительно решить вопрос о материальной компенсации пострадавшим мавританцам, однако выдвигал в качестве условия пересмотр границы по правому берегу реки Сенегал. Территориальные претензии были отклонены мавританской стороной, что затормозило мирный процесс. Мавританское руководство отказывалось также обсуждать вопрос о возвращении на родину 48 тыс. граждан Мавритании, принадлежащих к так называемой «черной оппозиции», опасаясь, в случае их репатриации, нового витка антиправительственных выступлений и борьбы против монопольной власти «белых арабов».
К 1991 г. позиции Дакара и Нуакшота смягчились. В мае 1991 г. между Сенегалом и Мавританией было заключено мирное соглашение, обе страны вновь открыли свои границы, а в июле – восстановили дипломатические отношения. Власти Сенегала заявили о готовности отказаться от пользования землями на правом берегу, продолжая считать эту область своей территорией. Руководство Мавритания согласилось с тем, что граница проходит посередине реки. После подписания мирного договора в отношениях двух стран остались и другие нерешенные вопросы, связанные, прежде всего, с нелегальным перемещением через границу граждан двух стран.
Периодические столкновения на границе продолжались еще в течение многих лет. Вторая, менее острая волна конфликта прокатилась по долине Сенегала в 1994 г. после притока в Мавританию кочевников с севера Мали – берберов и туарегов. В 1994 и 1997 гг. правительствами трех стран (Сенегала, Мавритании и Мали) были подписаны два соглашения – о взаимном сотрудничестве с целью обеспечения безопасности на пограничных территориях и противодействия распространению оружия и о совместном патрулировании вдоль границы. К этому времени около 25 тыс. мавританцев, из 250 тыс. покинувших Сенегал в 1989 году, вернулись домой. 16 тыс. из них получили поддержку от Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
К 1998 г. большинство мавров смогли возвратиться в Сенегал. Вопрос о репатриации беженцев-сенегальцев в Мавританию и восстановлении их законных прав на землю и имущество был отложен еще на 9 лет [4]. Власти Мавритании вернулись к этой проблеме лишь после падения репрессивного режима ульд Тайи, но окончательно она не решена до сих пор. В 2007 г было подписано трехстороннее соглашение между Мавританией, Сенегалом и УВКБ ООН по делам беженцев о гарантиях для репатриантов (восстановление гражданства, возврат утраченной собственности, денежная компенсация) [11, c. 18]. С 2008 по 2012 гг. на родину в Мавританию были репатриированы 24,5 тыс. беженцев, только 8 тыс. из них обрели гражданство. Большинство получило лишь участок земли в пустыне и временное жилище. Фактически репатрианты оказались в роли беженцев на территории «своего» государства [12].
Самые тяжелые последствия сенегало-мавританского пограничного конфликта лежат в социокультурной и гуманитарной сферах. Конфликт, причины которого изначально находились в политической и экономической плоскостях, породил сильнейшую этнорасовую напряженность между арабским и африканским населением. Из Сенегала выехали почти все мавры, до этого столетиями жившие бок о бок с африканцами. Тысячи афромавританских беженцев до сих пор не могут вернуться в Мавританию, а тысячи вернувшихся не имеют возможности восстановить утраченное имущество и статус.
Литература
1. Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). М., 2013. С. 7–11.
2. Kneib B. Roots of Conflict between Senegal and Mauritania // ICE Case Studies, November 5, 2002. URL: http://www1.american.edu/ted/ice/senegal-mauritania.htm
3. Филиппов В.Р. Буркина Фасо: политический кризис 2011 года // Международные отношения. 2013. № 4. С. 424–438.
4. Fall A.S. Conflict in the Senegal River Valley // Cultural Survival Quarterly. 1998. Issue 22.4/ URL: http://www.culturalsurvival.org/ourpublications/csq/article/conflict-senegal-river-valley
5. Обстановка в Дакаре нормализуется // ИТАР-ТАСС (ИНОТАСС, Дакар). 29.04.1989.
6. К отношениям между Мавританией и Сенегалом // ИТАР-ТАСС (ИНОТАСС, Нуакшот). 29.04.1989.
7. Аналитический доклад Human Rights Watch (HRW). 1989. URL : http://www.hrw.org/legacy/reports/1989/WR89/Mauritan.htm
8. Carayol R. N?gro-mauritaniens: retour sur vingt-cinq ans de solitude // Jeune Afrique. 2014. 16 Mai. URL : http://www.jeuneafrique.com/Article/JA2781p060.xml0/senegal-immigration-mauritanie-refugies-mauritanie-senegal-negro-mauritaniens-retour-sur-vingt-cinq-ans-de-solitude.html
9. Барри Б. Актуальные вопросы внешней политики Республики Сенегал в 90-е годы. Дисс. … к.и.н. ИАфр. РАН. М., 1999.
10. Деловая Мавритания. Т. II. Спецвыпуск. М., 2009. С. 18 // Polpred.com. URL: http://polpred.com/free/country/2111_demo.pdf
11. Carayol R. N?gro-mauritaniens: retour sur vingt-cinq ans de solitude // Jeune Afrique. 2014. 16 Mai. URL: http://www.jeuneafrique.com/Article/JA2781p060.xml0/senegal-immigration-mauritanie-refugies-mauritanie-senegal-negro-mauritaniens-retour-sur-vingt-cinq-ans-de-solitude.html