Кан Д.С. Ядерная проблема корейского полуострова

Данные об авторе. Кан Ден Сик, кандидат политических наук, доктор философии, доцент кафедры восточной филологии Киевского национального лингвистического университета, член Консультативного совета по вопросам мирного и демократического объединения Кореи, г. Киев, Украина.

Аннотация. В данной статье идет речь о проблеме денуклеаризации Корейского полуострова, которая является ключевым фактором в обострении отношений между странами Северо-Восточной Азии. Проанализированы первый и второй ядерные кризисы. Статья дает возможность более глубоко понять суть ядерной проблемы в Северной Кореи и оценить степень важности ракетно-ядерной угрозы со стороны КНДР.

Ядерная проблема корейского полуострова

Мировая история знает немало случаев разделенных народов и государств, и не все они остались в прошлом, а имеют продолжение в настоящем. Одной из таких стран является Корея.
Корея, история которой насчитывает более 5 000 лет, – это страна с одним самых ранних государственных образований (более 1 300 лет), страна с мононациональным населением и единой культурой, разделена вот уже 70 лет на два государства.
По оценкам экспертов, сегодня в мире больше наблюдается процесс сецессионизма, чем объединения. В случае с сепаратизмом Кореи, скорее всего речь идет не об объединении, а о воссоединении некогда единой страны с единым народом и культурой. Все чаяния и стремления разделенного корейского народа направлены на воссоединение Севера и Юга.
Уже известно, что Корейская проблема непростая. Этот узел не может быть разрублен мечом, то есть он не может быть решен военным путем. Иными словами, Корейская проблема носит сложный многоэтапный характер и ее решение возможно только путем последовательной, поэтапной реализации межкорейских и международных соглашений, а также требует максимального участия других стран и международного сотрудничества. При этом необходимо учесть долговременное сосуществование двух корейских государств, являющихся полноправными членами Организации Объединенных наций. Одним из главных препятствий к решению корейской проблемы является ракетно-ядерная угроза Северной Кореи.
Когда говорят о денуклеаризации Корейского полуострова, все понимают как денуклеаризацию Северной Кореи, но это ошибочно. Проблема денуклеаризации Корейского полуострова стоит с 1958 г., тогда как первое испытание ядерного оружия Северная Корея провела только лишь 9 октября 2006 г. Ядерное оружие было завезено в Южную Корею Соединенными Штатами в 1958 г. и в 1967 г. мощность ядерного арсенала достигла своего максимума. Но к средине 1980-х годов он был существенно сокращен, а в 1991 г. президент США Джордж Буш-старший дал указание о выводе ядерного оружия из Южной Кореи.
Мало того, в середине 1970-х годов южнокорейские ученые вплотную подошли к созданию ядерного оружия. Южная Корея решилась на этот шаг в связи с намерением Соединенных Штатов сократить военный контингент, а со временем и полностью вывести войска с Южной Кореи, а также ввиду резкого обострения межкорейских отношений. Однако разработка южнокорейской ядерной программы была прекращена под давлением Белого дома. В обмен Сеул получил гарантию защиты в случае возможного нападения [1, c. 121–122].
Что касается Северной Кореи, то мечта о разработке собственной ядерной программы зародилась сразу после окончания Корейской войны (1950–53 гг.). В 1956 году Советский Союз и Северная Корея заключили соглашение о сотрудничестве в развитии северокорейской ядерной энергетики. Этим самым положили начало ядерной проблеме Северной Кореи.
Как известно, Северная Корея 9 октября 2006 г., несмотря на протесты со стороны ООН и других международных организаций, провела испытание ядерного оружия и стала девятой страной, обладающей самым мощным оружием. В настоящее время официальный статус ядерных держав имеют пять стран: США, Китай, Россия, Великобритания и Франция. Еще три страны обладают ядерным оружием, но не входят в официальный «ядерный клуб» – это Индия, Пакистан и Израиль. Кроме того предполагают, что Иран практически тоже имеет ядерное оружие. Согласно данных Международного Агентства по Атомной энергетике (МАГАТЭ) около 20–30 стран активно занимаются разработкой технологии, которая может быть использована для создания ядерного оружия. Как уже говорилось, Северная Корея разрабатывает собственную ядерную программу, представляющую непосредственную угрозу для Южной Кореи и Японии. Кроме того, ядерная программа Северной Кореи является дестабилизирующим фактором для всего региона Северо-Восточной Азии и всего мира, а также грубым нарушением международной конвенции о нераспространении ядерного оружия. К тому же никто не может исключить тот фактор, что Северная Корея может экспортировать технологию производства ядерного оружия в другие страны.
Когда говорят о проблеме ядерного оружия Северной Кореи, то подразумевают только ядерное оружие. Однако это неправильное представление, так как надо говорить о ракетно-ядерной проблеме и том, что наличие ядерного оружия предполагает обладание ракетами, способными донести оружие массового поражения до цели. Северная Корея одной из первых среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона развернула секретные разработки ракетных технологий. Сегодня Северная Корея способна самостоятельно производить даже межконтинентальные баллистические ракеты. Это практически означает признание за Северной Кореей статуса ракетной державы. По некоторым данным Северная Корея обладает арсеналом в более чем тысяча ракет различного класса, в том числе и межконтинентальных, а также примерно двумя сотнями транспортно-подъемных пусковых установок, и с этим приходится считаться всем.
По оценкам американских и южнокорейских экспертов, радиус полета баллистических ракет «Ынха-3» составляет 10 000 километров, а в случае уменьшения веса боеголовки и до 13 000 км. Это означает, что эти ракеты могут достать материковую часть США. В отличие от Северной Кореи, Южная Корея пока не может сама производить космические ракеты.
Ни для кого не секрет, что камнем преткновения на пути воссоединения Кореи является ядерная проблема Северной Кореи. Данная ядерная программа начала реализовываться Северной Кореей с момента, когда в марте 1955 г. на общем собрании Национальной академии наук было принято решение об учреждении «научно-исследовательского института атомной и ядерной физики». Затем в марте 1956 г. между СССР и КНДР было заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, и в связи с этим несколько сотен северокорейских ученых прошли обучение в СССР. В июне 1963 г. был введен в действие исследовательский ядерный реактор советского производства ИРТ-2000, мощностью 2 МВт.
Таким образом, Северная Корея начала накапливать опыт в области ядерных разработок. В 1970-х гг. КНДР увеличила емкость исследовательского ядерного реактора, и это позволило ей развивать возможности самостоятельной ядерной программы. В марте 1974 г. Северная Корея приняла «Закон о ядерной энергетике» и в сентябре того же года, вступив в международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), получила доступ к законному приобретению оснащения и материалов по ядерной энергетической тематике. В конце 70-х годов в центре ядерных исследований Йонбене началось сооружение ядерного реактора мощностью 5 МВт для выработки плутония, а с января 1985  г. этот реактор был введен в строй. Таким образом, Северная Корея планомерно продвигала основную ядерную программу и к концу 80-х гг. в Йонбене соорудила ядерный реактор мощностью уже 50 МВт, предприятие по изготовлению ядерного топлива и предприятие по переработке отработанного ядерного топлива [2, c. 131–132].
С тех пор как в начале 1984 г. Йонбенский ядерный реактор мощностью 50 МВт был обнаружен западной секретной разведывательной службой и Запад узнал о мощности секретной ядерной программы КНДР, США начали оказывать давление на СССР с тем, чтобы Советский Союз убедил Северную Корею присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и заключить соглашения с МАГАТЭ о соблюдении полномасштабных гарантий. Вследствие этого СССР заключил с КНДР соглашение об экономическом и технологическом сотрудничестве для строительства атомной электростанции и намеревался оказать содействие в строительстве четырех блоков атомной электростанции советского образца мощностью Н40 МВт, а КНДР по требованию СССР 12 декабря 1985 г. присоединилась к ДНЯО.
После присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия в течение 18 месяцев КНДР обязывалась заключить соглашение с МАГАТЭ о соблюдении полномасштабных гарантий, однако в связи с тем, что в июне 1987  г. этот срок истек и Северная Корея не подписала соглашение, к северокорейской ядерной программе начало возрастать недоверие. И окончательно, когда в октябре 1989 г. были рассекречены фотографии северокорейских ядерных объектов Йонбена, сделанные французским спутником “SPOT-2”, северокорейская ядерная проблема приобрела международный характер.
Именно поэтому международное сообщество вместе с США и Южной Кореей приложили массу усилий для решения северокорейской ядерной проблемы — в частности, переговоры и заключение соглашения между КНДР и МАГАТЭ о применении полномасштабных гарантий (декабрь 1989 – июль 1990 года, 3 раунда).
На втором этапе переговоров на высшем уровне между США и КНДР был вопрос о поддержке ядерного реактора на легкой воде. КНДР подчеркнула, что если США установит легководный ядерный реактор, то она объявит о возвращении в ДНЯО, будет решать недоразумения с МАГАТЭ и обсуждать свой возврат к соглашению о полномасштабных гарантиях. Одним словом, позиция Северной Кореи была такова: решение всех проблем, в том числе и вопроса о ядерной инспекции МАГАТЭ будет возможно, если США окажет ей поддержку в сооружении ядерного реактора на легкой воде.
В дальнейшем несмотря на многочисленные переговоры, в том числе и шестисторонние (Россия, США, Китай, Япония, КНДР, РК). Северная Корея непрерывно уклонялась от реальных переговоров и выполнения принятых обязательств, выдвигая все новые и новые требования. Вместе с тем Северная Корея продолжала проводить ядерные и ракетные испытания.
Запуск северокорейской ракеты «Ынха-2», осуществленный 5 апреля 2009 г., подвергся осуждению на открытом заседании Совета Безопасности ООН. В документе отмечалось, что КНДР нарушила резолюцию СБ ООН №1718, что может вызвать ужесточение санкций против нее. В ответ 14 апреля Северная Корея в очередной раз объявила о выходе из шестисторонних переговоров и продолжении ядерной программы.
12 февраля 2013 г. в КНДР прошли испытания ядерной бомбы, накалившие до предела обстановку на Корейском полуострове. В связи с этим СБ ООН единогласно одобрил расширение санкций против КНДР. Однако принятые меры не улучшили ситуацию, так как уже в начале марта 2013 г. КНДР отказалась от всех соглашений о ненападении с Южной Кореей, а также от совместного заявления по денуклеаризации Корейского полуострова. 3 апреля Северная Корея заявила, что отношения с РК вступили в состояние «военного времени».
Как отмечают эксперты, в настоящее время Северная Корея хотела бы вернуться к шестисторонним переговорам. Однако новое руководство Северной Кореи не намерено отказываться от своей ядерной программы.
Совершенно очевидно, что в предыдущих раундах переговоров Пхеньяну удавалось разыгрывать наличие ядерного оружия как козырную карту с каждой из сторон переговорного процесса в отдельности. Сейчас необходимо, чтобы все пять стран выработали единую позицию, превратив формат «шестерки» в «пять+один», чтобы Пхеньяну было труднее противостоять консолидированным требованиям и действиям.
Конечно, возобновление шестисторонних переговоров реально в свете изменившейся ситуации в самой Северной Корее и в СВА в целом, но мировые лидеры должны оказать содействие в создании таких условий, в которых у Северной Кореи не останется иного выхода кроме как изменить свой курс и продвигаться в сторону денуклеаризации и устойчивого мира на Корейском полуострове.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Международное сообщество, в том числе и ООН, кроме санкций, не знает, как бороться с подобными нарушителями международных соглашений, такими как КНДР.
2. В связи с ракетно-ядерной угрозой Северной Кореи идет усиленный процесс нагнетания гонки вооружения в регионе СВА.
3. Скорее всего, решится вопрос размещения противоракетной системы ТНААD на территории Южной Кореи, которая направлена на перехват северокорейских ракет, что значительно обострит обстановку в СВА.
4. Нет никакой гарантии, что США при крайней необходимости снова не завезут ядерное оружие в Южную Корею. Поэтому термин «денуклеаризация Корейского полуострова» и сегодня актуален.
5. В связи с экономическим кризисом Северная Корея будет вынуждена идти на путь преобразования, что в конечном итоге может привести к денуклеаризации.

Литература

1. Ким Г.Н. Объединение Кореи неизбежно. Сеул, 2014.
2. Со Хун. Букханы сонгун вегё (Приоритет армии – внешнеполитический курс КНДР). Сеул, 2008.