Данные об авторе. Колпакова Татьяна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры востоковедения Забайкальского государственного университета, г. Чита. Сфера научных интересов: социальная философия, глобалистика, китаеведение, регионоведение.
Аннотация. В статье представлен анализ перспектив реализации стратегии соразвития на примере Байкальского региона РФ и Северо-Восточного региона КНР. Обозначены основные направления реализации соразвития: экономика, торговля, инвестиции, туризм и др. Делается вывод о том, что в современных условиях соразвитие, в основе которого не конкуренция, но взаимодополняемость, является наиболее перспективной моделью организации международного сотрудничества, не только на региональном, но и на глобальном уровнях.
Перспективы реализации инновационного потенциала соразвития приграничных регионов РФ и КНР (на примере Байкальского региона РФ и Северо-Восточного региона КНР) *
Современный мир характеризуется высокой степенью нестабильности, мировой системный кризис выявил необходимость поиска новой модели развития человеческого сообщества. В современной научной литературе все чаще обсуждается идея соразвития, выступающая в качестве новой фундаментальной мировоззренческой установки, на основе которой возможно построение мировой системы нового типа, позволяющей разрешить существующие противоречия. Стратегия соразвития может быть с успехом применена в модернизации формата сотрудничества приграничных регионов России и Китая, партнерство которых на сегодняшний день протекает в условиях ярко выраженной асимметрии социально-экономического развития, что в свою очередь приводит к снижению уровня национальной безопасности России. Анализ перспектив использования стратегии соразвития в пространстве российско-китайского приграничья позволяет обосновать выбор данной стратегии как наиболее перспективного пути развития стратегического партнерства двух великих держав.
Возможность реализации стратегии соразвития приграничных регионов России и Китая предопределена, во-первых, универсальностью теории соразвития, а во-вторых, высоким потенциалом соразвития данных регионов. Потенциал соразвития – это совокупность природных, производственных, трудовых, финансовых, социокультурных и других ресурсов регионов, вступающих в интеграционное взаимодействие, совместное взаимовыгодное использование которых даст эффект, выражающийся в дополнительных экономических выгодах и преимуществах стран в процессе интеграции, достижение которых невозможно (или менее эффективно) без сотрудничества в контексте соразвития.
Ключевыми факторами соразвития Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР являются: территориальная близость, высокий уровень политического сближения государств на фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры, многолетняя история экономического сотрудничества, избыток рабочей силы в Китае и ее дефицит в приграничных регионах России, ресурсная обеспеченность Байкальского региона, наличие программы межрегионального развития, взаимный интерес, проявляемый друг к другу российской и китайской сторонами и др.
Однако, несмотря на наличие большого числа факторов, определяющих потенциал соразвития российско-китайского приграничья, нерешенным остается целый ряд проблем, препятствующих реализации данной стратегии: слаборазвитая транспортная инфраструктура на территории приграничных регионов России, низкий инвестиционный потенциал Байкальского региона, жесткие требования к иностранным предприятиям на территории России, неэффективность действующих программ регионального сотрудничества и др.
Основными направлениями двустороннего взаимодействия РФ и КНР сегодня являются: экономика, энергетика, торговля, инвестиционная деятельность. Все более значимым становится сотрудничество в гуманитарной, научно-технической и культурной сферах.
В социально-экономическом плане перспективы реализации стратегии соразвития порождают новые конкурентные преимущества совместных российско-китайских проектов. Экономические конкурентные преимущества Байкальского региона включают транспортно-географическое положение и природно-сырьевые богатства.
Что касается транспортно-географического конкурентного преимущества соразвития регионов, следует особо отметить инновационный сценарий комплексного развития Сибири и Дальнего Востока, одним из пунктов которого является проект «Интегральная Евразийская транспортная система». Согласно данному проекту, будет создана единая транспортная система, которая соединит Азию, Европу, США, что в свою очередь позволит данному региону стать центром обновленной структуры экономического и социокультурного пространства мира. При этом реализация проекта, предусматривающая создание транспортного моста между ключевыми экономическими зонами, усилит позиции России в системе международных отношений, будет способствовать укреплению ее территориальной целостности, развитию азиатской части страны [4]. В 2015 г. к России переходит председательство в Шанхайской организации сотрудничества, в это время планируется активное развитие планов по расширению транспортных коридоров. Потенциал этой инициативы в дальнейшем может быть значительно увеличен по мере реализации китайской концепции экономического пояса Шелкового пути.
Особое значение для развития сотрудничества между Россией и Китаем сегодня имеет сфера энергетики. Стремительно развивающийся Китай остро нуждается в энергетических ресурсах, которыми он не может в полной мере обеспечить себя самостоятельно. В данной связи вполне закономерным становится стремление Пекина диверсифицировать источники импорта энергоресурсов, при этом очевидно, что наиболее перспективными являются регионы, характеризующиеся экономической и политической стабильностью, именно к таким регионам относится и Россия.
Сфера лесного хозяйства также является одной из наиболее перспективных отраслей сотрудничества, при условии правильной ее координации в рамках реализации стратегии соразвития регионов. Безусловно, наличие богатых запасов древесины обусловливают стремление российской стороны к наращиванию объемов экспорта и получению прибыли, однако тот факт, что в Китай экспортируется главным образом древесина низкой степени обработки и с низкой добавленной стоимостью, выгода, получаемая Россией, представляется сомнительной. В данной связи, чтобы обеспечить сбалансирование интересов обеих стран, российская сторона проводит повышение экспортных пошлин на круглый лес, а также ценные и твердолиственные породы. Основная цель этих поправок – сохранение естественных лесных угодий Сибири и Дальнего Востока России, а также стимуляция развития деревообрабатывающей промышленности на территории РФ.
Пушное звероводство также включено в список направлений, которые могли бы стать одним из пунктов в программе соразвития России и Китая. В Байкальском регионе есть все предпосылки для развития данного направления: благоприятные климатические условия, кормовая база. При этом производство кормов представляется перспективным еще и сточки зрения комплексного развития сотрудничества в сельскохозяйственной сфере [6, с. 278].
Помимо вышеперечисленных направлений реализация стратегии соразвития России и Китая будет способствовать и инвестиционному сотрудничеству. Согласно утвержденному 17 июня 2009 г. Плану российско-китайского инвестиционного сотрудничества основным преимуществом российского приграничья является его природно-сырьевая база. При этом представляется, что наиболее эффективным механизмом реализации сотрудничества в этой сфере станут трансграничные производственные кластеры. Наиболее перспективным в этом плане является лесопромышленный комплекс. Ряду инвестиционных программ, реализуемых в данной сфере, присвоен статус приоритетных проектов как регионального, так и федерального значения. Речь идет, прежде всего, о таких инвестиционных проектах, как Амазарский целлюлозный комбинат, Даурский и Будюмканский лесоперерабатывающие комбинаты [2].
Следует отметить, что реализация подобных инвестиционных проектов может стать основой создания научно-технических и промышленных парков, зон развития высоких технологий, что в свою очередь придаст новый импульс для развития российского Дальнего Востока и Байкальского региона. В настоящее время разрабатываются проекты семи зон российско-китайского научно-технического сотрудничества, четыре из которых будут размещены в северо-Восточном регионе КНР (города Харбин, Муданьцзян, Чанчун, Далянь) [1].
В настоящих условиях экспортно-ориентированная модель развития Китая уже в ближайшее время может быть дополнена стратегией современного неоиндустриализма, которая во внешнеэкономической области подразумевает использование интенсивных факторов роста, формирование «новой экономики», базирующейся на знаниях и информационных технологиях [3]. На территории Байкальского региона требуется расширение сектора наукоемких производств, центров внедрения инноваций. Важную роль играет обмен опытом высококвалифицированных специалистов России и Китая.
Особо стоит остановиться на сотрудничестве Байкальского региона и Северо-Востока КНР в сфере туризма.
Что касается развития двустороннего туризма, приграничные регионы России и Китая обладают большим потенциалом. Однако в настоящее время на территории Байкальского региона для развития туристической отрасли разрабатываются лишь несколько новых проектов. Во-первых, речь идет о проекте «Великий чайный путь», в реализации которого будут задействованы Россия, Китай и Монголия. На сегодняшний день данный проект находится в стадии разработки. В 2015 г. был проведен международный автопробег по данному туристическому маршруту в честь празднования 70-летия Великой Победы, также в целях реализации проекта в июле-августе 2015 г. планируется проведение пресс-тура для представителей зарубежных средств массовой информации по территориям субъектов Российской Федерации, входящих в туристический маршрут. Во-вторых, в 2015 г. планируется проведение V Международного этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры», с участием делегаций зарубежных стран. К 2020 г. в Бурятии планируется создать горнолыжный курорт мирового уровня «Мамай» [5].
В современном глобализирующемся мире российскую и китайскую цивилизации объединяет общность в подходе к построению международного интеграционного взаимодействия на основе взаимовыгодного прагматического сотрудничества при сохранении свободы и самобытности развития культур. Построение адекватной модели регионального взаимодействия здесь выступает первоочередной задачей, поскольку она будет являться фундаментом дальнейшей диверсификации сотрудничества государств. Байкальский регион РФ и Северо-Восточный регион КНР обладают высоким потенциалом соразвития, складывающимся из природных, производственных, социокультурных и других ресурсов регионов, которые позволяют в процессе взаимодействия и реализации стратегии соразвития достичь высоких результатов, которые были бы недостижимы без применения этой стратегии. Инновационное содержание стратегии соразвития обогащает сложившуюся практику российско-китайского взаимодействия потенциальной трансформацией слаборазвитых подсистем региона в перспективные точки роста. Соразвитие приграничных регионов России и Китая имеет широкие перспективы, поскольку будет способствовать формированию принципиально новых форм экономического и гуманитарного взаимодействия, трансформируя конфликт интересов в многосторонние конкурентные преимущества.
Литература
1. Го Ляньчэн. Эдунбу кайфа юй чжунго дунбэй цзинцзи чжэньсин, юсяо дуй цзехэ хутун фачжань тигун синь цзиюй = Развитие российского Дальнего Востока и экономический подъем Северо-Востока Китая, новые возможности эффективного мирного взаимодействия. URL: http://www.chinaru.info/zhongejmyw/jingmaotegao/32966.shtml (Кит. яз.)
2. Грибова С.Н. Стратегия соразвития РФ и КНР: региональный аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. №1. С.15–20.
3. Лузянин С.Г. Рецензия на книгу Титаренко М.Л., Кузык Б.Н. «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития» // Проблемы Дальнего Востока. 2006. №6. С.178–182.
4. Осипов Г.В. Мегапроект «Интегральная Евразийская транспортная система» (социальные и геополитические аспекты) // Аналитический вестник Совета Федерации. 2011. №18. С. 3–15
5. Проект положения о V международном этнокультурном фестивале «Ёрдынские игры» // Официальный портал Иркутской области. URL: http://irkobl.ru/sites/culture/news/news/50412
6. Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М., 2012.
* Работа подготовлена в рамках научного исследования, поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-4300.2014.6